Составитель: Барабанова М.И.
Место работы: МБОУ СОШ с.Талдан
Должность: учитель начальных классов
Тема: Однородные члены предложения. Класс: 3
Место урока в системе уроков:
Тип урока: открытие нового знания
Вид урока: урок- исследование
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности нахождению в предложении однородных подлежащих и сказуемых.
Задачи: 1. Актуализировать знания о предложении.
2. Раскрыть понятие «однородные члены предложения".
3. Научиться выделять однородные подлежащие и сказуемые.
Используемые методы и приёмы: групповая работа
Материально- техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с предложениями.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые универсальные учебные действия
1 этап. Мотивация
Мы начинаем урок русского языка. Очень хочется, чтобы каждый из вас в конце урока мог сказать: «Сегодня я искал, творил, и знания новые открыл, научился применять, задания теперь легко мне выполнять»
Девиз к уроку: «Знания собираются по капле!»
Как вы понимаете это высказывание?
Всю жизнь человек учиться, добывает знания, пополняет свой багаж знаний.
Создать положительный настрой на урок.
Самооценка готовности к уроку(Л.)
2 этап.
Актуализация
На листочках записаны словарные слова, вставьте пропущенную букву. Планшет один на двоих. Запишите ее в строчку на планшете. Прочитайте слово, составленное из ваших букв.
Получилось слово: ИССЛЕДОВАТЬ.
- Дайте лексическое значение слова?
- Где можно узнать точное значение слова?
- Дайте лексическое значение слова из толкового словаря.
- Составьте предложение с этим словом.
1 вариант: прИвет, баССейн, металЛ, чЕтверг, обеД.
2 вариант: килОграмм, здраВствуйте, завтрА, привеТ, здесЬ.
- В толковом словаре.
Толковый словарь Ожегова.
1) Подвергнуть научному изучению;
2) Осмотреть для выяснения чего-либо.
Мы исследуем …
мотивация
- Мы много знаем о предложении. Все наши знания можно представить в виде кластера.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
По интонации
По цели высказ.
Воскл.
Невоскл.
Побуд.
Вопр.
Повест.
Члены предложения
Второстеп.
Главные
???
- Сегодня мы должны так
поработать, чтобы заполнить это место. И здесь мне хотелось бы вам рассказать одну историю. Но сначала ответьте: любите ли вы поспорить, похвастаться? Вот и члены предложения собрались как-то всей дружною семьёй и стали хвастаться.
– Мы самые важные, наша роль в предложении самая главная, мы основа предложения.
-Какие члены предложения могли так о себе говорить?
- Мы тоже очень важные, мы распространяем предложения, делаем его более полным и красивым.
- Какие это члены предложения?
- Мы тоже замечательные. Мы самые дружные, все одинаковые и очень похожи друг на друга, ведь мы одного роду-племени.
- Так могли сказать какие члены предложения?
- Образуйте из слияния двух слов прилагательное, которое характеризует эту группу:
ОДНОГО РОДА
- Так говорят о себе однородные члены предложения
- Почему же их так называют?
- Какой исследовательский вопрос поставим?
Физ.минутка
Ответы детей
- Есть пустое место в группе «Члены предложения».
- Главные: подлежащее и сказуемое.
- Второстепенные
-версии детей
гипотезы детей (записываются на доску)
- выяснить, какие одинаковые признаки у однородных членов предложения
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.(П.)
Знания о предложениях по цели высказывания и по интонации(П.)
Постановка вопроса, понимание того, что мы этого не знаем(П.).
3 этап.
Исследование в малых группах
- Чтобы найти ответ на этот вопрос, вы проведёте исследование в группах. Повторить правила работы в группах.
План исследования.
- Запиши предложение
- Выдели грамматическую основу
- Заполните рабочий лист.
Рабочий лист
- В предложении может быть несколько
2.Они отвечают
3.Они связаны с
Работа групп:
1 группа: Снегири прилетели к нашей кормушке.
Снегири и воробьи прилетели к нашей кормушке.
2 группа: Свиристели лакомятся рябинкой. Свиристели и снегири лакомятся рябинкой.
3 группа: Весной солнце светит. Весной солнце светит и греет.
4 группа: На улице порхает снежок. На улице порхает и кружится снежок.
5 группа: Во дворе весело бегали дети. Во дворе весело бегали и прыгали мальчики и девочки.
Умение принимать и сохранять учебную задачу. (П).
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей .(Р.)
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.(Р.)
Умение осуществлять поиск необходимой информации.
(К.)
4 этап.
Обмен информацией
Отчёт групп, вывешивают рабочие листы: группа № 2,3,5,1,4.
Читают предложения, называют грамматическую основу
Формирование умения высказываться и слушать.(К.)
Умение представлять результаты своей деятельности.
(Р.)
5 этап
Классификация
- Хорошо поработали, нашли много интересных фактов. Можно ли навести в них порядок, классифицировать? По какому признаку?
1 группа- 2 подлежащих;
2 группа- 2 сказуемых;
- 3 группа- 2 подлежащих и 2сказуемых.
Умение выделять критерии для классификации
(Л.)
- Мы провели исследование и обнаружили, что в предложении бывает 2 подлежащих, 2 сказуемых или 2 подлежащих и 2 сказуемых. Это однородные члены предложения. Чем же они похожи, какие у них одинаковые признаки?
- Проверим свои выводы.
- Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Ответили ли мы на исследовательский вопрос? А теперь оценим ваши гипотезы, кто оказался прав?
- Эталон:
1. Однородные члены предложения отвечают на ___ вопрос.
2. Связаны с одним и тем же словом ___.
3. Являются одинаковыми членами предложения, ____.
Умение устанавливать связь, обобщать полученные факты.(Л.)
Умение оценивать свои предположения
Понятие «однородные члены предложения»
6 этап.
Первичное закрепле-ние с комменти-рованием в обычной речи.
- Какой наш следующий шаг?
Составьте предложения.
На поляне растут берёзы. На поляне растут рябины. На поляне растут ели.
Птицы запасают корм. Птицы утепляют гнёзда. Птицы одевают теплые перышки.
- Но это ещё не все секреты однородных членов предложения. Мы продолжим знакомство с ними на следующих уроках.
Закрепить.
На поляне растут берёзы, рябины, ели. Разбирают по эталону.
Птицы запасают корм, утепляют гнезда, одевают теплые перышки.
Умение применять полученные знания(Р.)
Умение адекватно оценивать свою работу.
(использование алгоритма самооценки)
(Л.)
7 этап. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Выполните самостоятельно упражнение 156 стр.93.
8 этап.
Рефлексия
- Вернёмся к началу урока. Добавьте в кластер табличку: однородные
- Оцените свою работу, для кого эта фраза справедлива?
Отметьте свои достижения на лестнице успеха.
Молодцы!
Спасибо за работу!!
ПРИЛОЖЕНИЕ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист
1. В предложении может быть несколько
2.Они отвечают
3.Они связаны с
1. Являются__________________
членом предложения.
План исследования:
- Запиши предложение.
- Выдели грамматическую основу.
- Заполните рабочий лист.