Урок по теме "Главные члены предложения". 5-й класс
Цели:
- Познавательная: повторить и углубить пройденный материал по теме;
- Обучающая: находить грамматическую основу предложения; определять, какой
- частью речи выражены главные члены предложения; объяснять выбор
- орфограмм и пунктограмм на письме; уметь рассуждать
- Развивающая: развитие мышления и речи, совершенствовать орфографические, пунктуационные навыки, работать над каллиграфией учащихся
Задачи:
- Воспитательная:
- вызвать у учащихся интерес к урокам русского языка,
- убедить учащихся в необходимости быть грамотным;
- уметь видеть красоту в природе, научиться беречь ее.
Наглядности: интерактивная доска, таблицы по теме, репродукции картин о осени, музыка Чайковского, тестовые задания.
Межпредметная связь: живопись, литература, музыка .
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Беседа
Послушайте стихотворение:
Когда-то давным-давно,
В какие-то времена,
(Уже не помнит никто)
Жили в предложении слова
И не делились по значению тогда.
Не было ни главных, ни второстепенных,
Жили все на равных:
Весело, степенно…
Но однажды
Приключилась в предложении суматоха.
Все слова всполошились:
- Как плохо!
- Кто здесь главный?
- Кому мы поручим команду свою?
Нет ни матери, ни отца,
Не замолвить за нас ни словца.
Призадумались слова в предложении.
Как же выйти нам из этого положения?
Стали думать они и гадать;
- Кого же главным мы можем назвать?
Долго думали и гадали
И, наконец-то, они признали:
- Тот, о ком говорится в предложении,
Будет главным для нас одолжением.
Имя будет ему подлежащее,
Имя самое подходящее.
А что делать ему в предложении,
Тут мы скажем уже без сомнения:
Здесь сказуемое будет помогать
И за все в предложении отвечать.
Ну, а все остальные слова
Помогать тут будут всегда.
Где, какие, когда и зачем
Отчего, почему и за кем
Встанут быстро в предложении
Рядом с главными второстепенные.
Какую тему мы будем сегодня повторять на уроке?
За ответы я буду давать листики. Правильный ответ-красный. Зелёный-неполный ответ. Жёлтый – посредственный ответ. Кто наберёт больше красных- получит «5», зелёных-«4», жёлтых-«3»
Слайд 1
Подлежащее
Один из двух главных членов предложения. Оно называет то, о чём говорится в предложении: Мальчик играет. Корабль плывёт. Грамматически подлежащее независимо от других членов предложения.
Подлежащее может быть выражено существительным, местоимением, инфинитивом глагола: Работа движется. Всё кончено. Ломать – не строить.
Встречаются предложения, в которых только один главный член, играющий роль подлежащего. Такой главный член называет то, о чём будет говорится дальше: Весна. Природа оживает.
Слайд 2
Сказуемое
Один из двух главных членов предложения. Оно обозначает действие или признак предмета, называемого подлежащим. Грамматически сказуемое связано с подлежащим: Снег шёл. Буря начиналась. Облака плыли.
Сказуемое может быть выражен глаголом (Корабль плывёт.), существительным (Моя мама – красавица.), полным и кратким прилагательным (Ночь тёмная. Ночь темна.).
Встречаются предложения, в которых только один главный член, играющий роль сказуемого: Смеркается. Школу скоро построят.
Для чего нужны главные члены предложения? Что составляют главные члены предложения?
Над чем нам следует поработать на уроке? Что надо знать о подлежащем? Что надо знать о сказуемом?
Сегодня на уроке мы будем говорить и писать об осени.
Запишите по памяти строки из стихотворения Алексея Плещеева. Подчеркните грамматические основы. Какими частями речи выражены главные члены?
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Работа у доски.Запишите предложения. Подчеркните грамматические основы предложений. Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?
Наступила осень.
Первые листики жёлтые.
Осень - прекрасное время год
. Когда между подлежащим и сказуемым мы ставим тире?
Работа в парах.
Картины каких художников об осени вам знакомы? Напишите по нескольку предложений об осени. Выше будет оцениваться ответ, если главные члены предложения выражены разными частями речи . Для создания осеннего настроения звучит музыка Чайковского «Времена года. Осень.»
Слайд 3
Слайд 4
Работа с текстом.
Текст
(1)Осень подкрадывается незаметно. (2)Порой сразу и не увидишь, как маленький желтый или оранжевый листик затерялся в кудрях деревьев. (3) Еще в конце августа притаился он в листве и вдруг в сентябре вспыхнул от его маленького огонька осенний пожар. (4)Кажется, что перебирается огонь с дерева на дерево и разносится ветром далеко – далеко. (5)Прячутся в лесу за первыми оставшимися листьями грибы.
Работа с текстом.
– Прочитать. Озаглавить.
– Можно ли эти предложения назвать текстом? Объяснить.
– Сколько абзацев в тексте? Нужно ли разбить текст на абзацы?
– На что хочет обратить наше внимание автор:
а) на осенний лес
б) на то, что осень пришла незаметно
– Доказать, в каких предложениях содержится ответ? Назвать их.
– Охарактеризовать последнее предложение: по строению, по цели высказывания, по эмоциональной окраске.
– В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? Объяснить.
– Произвести морфемный разбор прилагательного ОСЕННИЙ. Объяснить правописание удвоенной -НН (Осень – сущ. осенний – прилаг.)
– Найти грамматическую основу 1-го предложения. (Сначала – подлежащее, за ним –сказуемое)
(автор физкультминутки Дмитрий Тарасов)
Тесты. Подчеркните грамматические основы. Работаем в парах. Проверьте взаимно правильность выполнения задания.
Проверьте правильность выполнения.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Осень за моим окном»
Интернет- ресурсы:
http://xn----7sbakllkart6dwb.xn--p1ai/detskiy_mir/umnyashki/view_215.html
http://festival.1september.ru/articles/640190/