kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку по теме "Главные члены предложения" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок по теме "Главные члены предложения". 5-й класс  

Цели:

  • Познавательная: повторить и углубить пройденный материал по теме;
  • Обучающая: находить грамматическую основу предложения; определять, какой
  • частью речи выражены главные члены предложения; объяснять выбор
  • орфограмм и пунктограмм на письме; уметь рассуждать
  • Развивающая: развитие мышления и речи, совершенствовать орфографические, пунктуационные навыки, работать над каллиграфией учащихся

Задачи:

  • Воспитательная:
    • вызвать у учащихся интерес к урокам русского языка,
    • убедить учащихся в необходимости быть грамотным;
    • уметь видеть красоту в природе, научиться беречь ее.

Наглядности:  интерактивная доска, таблицы по теме,  репродукции картин о осени, музыка Чайковского, тестовые задания.    

Межпредметная связь: живопись, литература, музыка .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Беседа

Послушайте стихотворение:

Когда-то давным-давно,
В какие-то времена,
(Уже не помнит никто)
Жили в предложении слова
И не делились по значению тогда.
Не было ни главных, ни второстепенных,
Жили все на равных:
Весело, степенно…
Но однажды
Приключилась в предложении суматоха.
Все слова всполошились:
- Как плохо!
- Кто здесь главный?
- Кому мы поручим команду свою?
Нет ни матери, ни отца,
Не замолвить за нас ни словца.
Призадумались слова в предложении.
Как же выйти нам из этого положения?
Стали думать они и гадать;
- Кого же главным мы можем назвать?
Долго думали и гадали
И, наконец-то, они признали:
- Тот, о ком говорится в предложении,
Будет главным для нас одолжением.
Имя будет ему подлежащее,
Имя самое подходящее.
А что делать ему в предложении,
Тут мы скажем уже без сомнения:
Здесь сказуемое будет помогать
И за все в предложении отвечать.
Ну, а все остальные слова
Помогать тут будут всегда.
Где, какие, когда и зачем
Отчего, почему и за кем
Встанут быстро в предложении
Рядом с главными второстепенные.

Какую тему мы будем сегодня  повторять на уроке?

За ответы я буду давать листики. Правильный ответ-красный. Зелёный-неполный  ответ. Жёлтый – посредственный ответ. Кто наберёт больше красных- получит «5», зелёных-«4», жёлтых-«3»

 

Слайд 1

 Подлежащее

Один из двух главных членов предложения. Оно называет то, о чём говорится в предложении: Мальчик играет. Корабль плывёт. Грамматически подлежащее независимо от других членов предложения.

Подлежащее может быть выражено существительным, местоимением, инфинитивом глагола: Работа движется. Всё кончено. Ломать – не строить.

Встречаются предложения, в которых только один главный член, играющий роль подлежащего. Такой главный член называет то, о чём будет говорится дальше: Весна. Природа оживает.

 

Слайд 2

Сказуемое

Один из двух главных членов предложения. Оно обозначает действие или признак предмета, называемого подлежащим. Грамматически сказуемое связано с подлежащим: Снег шёл. Буря начиналась. Облака плыли.

Сказуемое может быть выражен глаголом (Корабль плывёт.), существительным (Моя мама – красавица.), полным и кратким прилагательным (Ночь тёмная. Ночь темна.).

Встречаются предложения, в которых только один главный член, играющий роль сказуемого: Смеркается. Школу скоро построят.

 

Для чего нужны главные члены предложения? Что составляют главные члены  предложения?

 Над чем нам следует поработать на уроке?  Что надо  знать о подлежащем? Что надо  знать о сказуемом?

Сегодня на уроке мы  будем говорить и писать об осени.

Запишите по памяти строки из стихотворения Алексея Плещеева.  Подчеркните грамматические основы. Какими частями речи выражены  главные члены?

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

 

Работа у доски.Запишите предложения. Подчеркните грамматические основы предложений. Какими частями речи выражены  подлежащее и сказуемое?

Наступила осень.

Первые  листики жёлтые.

Осень - прекрасное время  год

. Когда между  подлежащим и сказуемым мы ставим тире?

 

Работа в парах.

 Картины каких художников об осени вам  знакомы?  Напишите  по  нескольку предложений   об осени. Выше будет оцениваться ответ, если главные члены предложения выражены разными  частями  речи . Для создания осеннего настроения звучит музыка Чайковского «Времена  года. Осень.»

 

Слайд 3

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

Работа с текстом.

Текст

(1)Осень подкрадывается незаметно. (2)Порой сразу и не увидишь, как маленький желтый или оранжевый листик затерялся в кудрях деревьев. (3) Еще в конце августа притаился он в листве и вдруг в сентябре вспыхнул от его маленького огонька осенний пожар. (4)Кажется, что перебирается огонь с дерева на дерево и разносится ветром далеко – далеко. (5)Прячутся в лесу за первыми оставшимися листьями грибы.

Работа с текстом.

– Прочитать. Озаглавить.
– Можно ли эти предложения назвать текстом? Объяснить.
– Сколько абзацев в тексте? Нужно ли разбить текст на абзацы?
– На что хочет обратить наше внимание автор:

а) на осенний лес
б) на то, что осень пришла незаметно

– Доказать, в каких предложениях содержится ответ? Назвать их.
– Охарактеризовать последнее предложение: по строению, по цели высказывания, по эмоциональной окраске.
– В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? Объяснить.

– Произвести морфемный разбор прилагательного ОСЕННИЙ. Объяснить правописание удвоенной -НН (Осень – сущ.  осенний – прилаг.)
– Найти грамматическую основу 1-го предложения. (Сначала – подлежащее, за ним –сказуемое)

(автор физкультминутки Дмитрий Тарасов)

Тесты. Подчеркните грамматические основы. Работаем в парах. Проверьте взаимно правильность выполнения задания.

 

 

 

Проверьте правильность выполнения.

 

 

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Написать  сочинение-миниатюру «Осень за моим окном»

 

Интернет- ресурсы:

http://xn----7sbakllkart6dwb.xn--p1ai/detskiy_mir/umnyashki/view_215.html

http://festival.1september.ru/articles/640190/

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Главные члены предложения" 5 класс »

Урок по теме "Главные члены предложения". 5-й класс

Цели:

  • Познавательная: повторить и углубить пройденный материал по теме;

  • Обучающая: находить грамматическую основу предложения; определять, какой

  • частью речи выражены главные члены предложения; объяснять выбор

  • орфограмм и пунктограмм на письме; уметь рассуждать

  • Развивающая: развитие мышления и речи, совершенствовать орфографические, пунктуационные навыки, работать над каллиграфией учащихся

Задачи:

  • Воспитательная:

    • вызвать у учащихся интерес к урокам русского языка,

    • убедить учащихся в необходимости быть грамотным;

    • уметь видеть красоту в природе, научиться беречь ее.

Наглядности: интерактивная доска, таблицы по теме, репродукции картин о осени, музыка Чайковского, тестовые задания.    

Межпредметная связь: живопись, литература, музыка .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Беседа

Послушайте стихотворение:

Когда-то давным-давно,
В какие-то времена,
(Уже не помнит никто)
Жили в предложении слова
И не делились по значению тогда.
Не было ни главных, ни второстепенных,
Жили все на равных:
Весело, степенно…
Но однажды
Приключилась в предложении суматоха.
Все слова всполошились:
- Как плохо!
- Кто здесь главный?
- Кому мы поручим команду свою?
Нет ни матери, ни отца,
Не замолвить за нас ни словца.
Призадумались слова в предложении.
Как же выйти нам из этого положения?
Стали думать они и гадать;
- Кого же главным мы можем назвать?
Долго думали и гадали
И, наконец-то, они признали:
- Тот, о ком говорится в предложении,
Будет главным для нас одолжением.
Имя будет ему подлежащее,
Имя самое подходящее.
А что делать ему в предложении,
Тут мы скажем уже без сомнения:
Здесь сказуемое будет помогать
И за все в предложении отвечать.
Ну, а все остальные слова
Помогать тут будут всегда.
Где, какие, когда и зачем
Отчего, почему и за кем
Встанут быстро в предложении
Рядом с главными второстепенные.

Какую тему мы будем сегодня повторять на уроке?

За ответы я буду давать листики. Правильный ответ-красный. Зелёный-неполный ответ. Жёлтый – посредственный ответ. Кто наберёт больше красных- получит «5», зелёных-«4», жёлтых-«3»


Слайд 1

Подлежащее

Один из двух главных членов предложения. Оно называет то, о чём говорится в предложении: Мальчик играет. Корабль плывёт. Грамматически подлежащее независимо от других членов предложения.

Подлежащее может быть выражено существительным, местоимением, инфинитивом глагола: Работа движется. Всё кончено. Ломать – не строить.

Встречаются предложения, в которых только один главный член, играющий роль подлежащего. Такой главный член называет то, о чём будет говорится дальше: Весна. Природа оживает.


Слайд 2

Сказуемое

Один из двух главных членов предложения. Оно обозначает действие или признак предмета, называемого подлежащим. Грамматически сказуемое связано с подлежащим: Снег шёл. Буря начиналась. Облака плыли.

Сказуемое может быть выражен глаголом (Корабль плывёт.), существительным (Моя мама – красавица.), полным и кратким прилагательным (Ночь тёмная. Ночь темна.).

Встречаются предложения, в которых только один главный член, играющий роль сказуемого: Смеркается. Школу скоро построят.


Для чего нужны главные члены предложения? Что составляют главные члены предложения?

Над чем нам следует поработать на уроке? Что надо знать о подлежащем? Что надо знать о сказуемом?

Сегодня на уроке мы будем говорить и писать об осени.

Запишите по памяти строки из стихотворения Алексея Плещеева. Подчеркните грамматические основы. Какими частями речи выражены главные члены?

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.


Работа у доски.Запишите предложения. Подчеркните грамматические основы предложений. Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?

Наступила осень.

Первые листики жёлтые.

Осень - прекрасное время год

. Когда между подлежащим и сказуемым мы ставим тире?


Работа в парах.

Картины каких художников об осени вам знакомы? Напишите по нескольку предложений об осени. Выше будет оцениваться ответ, если главные члены предложения выражены разными частями речи . Для создания осеннего настроения звучит музыка Чайковского «Времена года. Осень.»


Слайд 3







Слайд 4



Работа с текстом.

Текст

(1)Осень подкрадывается незаметно. (2)Порой сразу и не увидишь, как маленький желтый или оранжевый листик затерялся в кудрях деревьев. (3) Еще в конце августа притаился он в листве и вдруг в сентябре вспыхнул от его маленького огонька осенний пожар. (4)Кажется, что перебирается огонь с дерева на дерево и разносится ветром далеко – далеко. (5)Прячутся в лесу за первыми оставшимися листьями грибы.

Работа с текстом.

– Прочитать. Озаглавить.
– Можно ли эти предложения назвать текстом? Объяснить.
– Сколько абзацев в тексте? Нужно ли разбить текст на абзацы?
– На что хочет обратить наше внимание автор:

а) на осенний лес
б) на то, что осень пришла незаметно

– Доказать, в каких предложениях содержится ответ? Назвать их.
– Охарактеризовать последнее предложение: по строению, по цели высказывания, по эмоциональной окраске.
– В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? Объяснить.

– Произвести морфемный разбор прилагательного ОСЕННИЙ. Объяснить правописание удвоенной -НН (Осень – сущ.  осенний – прилаг.)
– Найти грамматическую основу 1-го предложения. (Сначала – подлежащее, за ним –сказуемое)

(автор физкультминутки Дмитрий Тарасов)

Тесты. Подчеркните грамматические основы. Работаем в парах. Проверьте взаимно правильность выполнения задания.





Проверьте правильность выполнения.



Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Осень за моим окном»



Интернет- ресурсы:

http://xn----7sbakllkart6dwb.xn--p1ai/detskiy_mir/umnyashki/view_215.html

http://festival.1september.ru/articles/640190/








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку по теме "Главные члены предложения" 5 класс

Автор: Красников Владимир Николаевич

Дата: 25.10.2014

Номер свидетельства: 122445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока русского языка для 4 класса, "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-4-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "141632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418145138"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "План-конспект урока русского языка по теме:  "Главные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(80) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "139365"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417704548"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урок русского языка в 3 классе. "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137713"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417427187"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка по теме:  "Главные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "139370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417705697"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства