Урок русского языка по теме "Отрицательные частицы"
Урок русского языка по теме "Отрицательные частицы"
Урок знакомит с отрицательными частицами, их значениями. В начале урока учащиеся знакомятся с песней Булата Окуджавы "Пожелание друзьям". Находят в тексте слова, которые подсказывают, о какой части речи будет идти речь. Затем учащиеся расшифровывают тему урока. Одной из форм работы учащихся на уроке был просмотр отрывков мультфильмов, из которых нужно было выписать сочетания с отрицательными частицами и объяснить их значения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методы работы: индуктивные, дедуктивные, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Средства обеспечения: слайдовая презентация, фонограммы, видеофильм.
Структура урока:
I. Оргмомент.
II. Повторение изученного материала.
III.Изучение нового материала.
IY. Закрепление изученного материала.
Y. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.
YI. Рефлексия.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Слайд №1
Слайд№2
Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не надо опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты - ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно, то вместе, то поврозь, а то попеременно. Не будем придавать значения злословью - поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая, - тем более, что жизнь короткая такая.
Как вы думаете, что меня может интересовать в них, кроме философского смысла?
Есть ли здесь слова, которые подскажут вам, о какой части речи пойдет разговор на уроке?
Тема сегодняшнего нашего урока зашифрована. Вам нужно расшифровать.
Слайд №3
ОРТИЦАЭВДПЛРКУЩОТРИЦАТЕЛЬНЫЕЪ
ХЙЩЗУШНЕРПКОРОЛМБЧТПРПЕГД
ЫЛЬАПРТПОДЖЫЧАСТИЦЫАЪЁЪСЮ
Слайд №4
Таким образом, тема урока «Отрицательные частицы». Откройте ваши тетради. Запишите сегодняшнее число и тему урока.
II. Повторение изученного.
Слайды №5-6
Мы изучаем частицы. Что вы знаете о частицах?
(Учащиеся рассказывают о частице как служебной части речи, о разрядах частиц.
Анализ предложения: Слайд №7
Да здравствует солнце! (найти частицу, определить его значение)
Анализ предложения: Слайд №8
Что за чудо изобретают участники 5 смены?
Анализ предложения: Слайд №9
Разве сегодня к нам приедут мастера прикладного искусства?
Анализ предложения: Слайд №10
Неужели одноклассник возразил?
III.Изучение нового материала.
Анализ предложения: Слайд №11
Он не ездил на экскурсию.
Что выражает частица НЕ? (НЕ употребляется для выражения отрицания)
Частица стоит перед тем словом, к которому относится.
Не он ездил на экскурсию.
Он не ездил на экскурсию.
Он ездил не на экскурсию.
Слайд №12
Анализ предложения:
Я ни разу не бывал на море.
Что выражает частица НИ? (НИ употребляется для усиления отрицания)
IY. Закрепление изученного материала
Слайд №13
Вставьте подходящие по смыслу существительные с частицей НИ.
В «Балдаурене» … свободного времени.
В доме воды нет …
На берегу реки нет …
На летнем небе не было …
Слайд №14
Спишите предложения, раскрывая скобки:
(Не, ни) словом, а делом нужно помочь товарищу в беде.
Что (не, ни) делается, все к лучшему.
Как (не, ни) высока гора, (не)отступай.
Слайд №15
3. НЕ с разными частями речи.
4. Работа с учебником. Слайд №16
Упражнение 3 (стр. 243) – устно.
Перед каждым глаголом поставьте частицу НЕ, объясните ее правописание.
5. Указать номера сочетаний, где НЕ пишется раздельно. Слайд №17
1-й вариант.
(не) был
(не) далеко
(не) отражаясь
(не) глубокая, а мелкая река
(не) высушенные ветром
(не) в кого
(не) приятель
2-й вариант
(не) красиво
(не) рана, а ушиб
ещё (не) завершённый роман
(не) ждал
(не) тот дом
(не) вытерпев
(не) знакомый
Ответы:
1 вариант: 1, 3, 4, 5, 6
вариант: 2, 3, 4, 5. 6
6. Видеофильм. Из предложенных отрывков мультфильмов выписать сочетания с отрицательными частицами. Объяснить их значение.