План открытого урока по русскому языку на тему "Отрицательные частицы не и ни"
План открытого урока по русскому языку на тему "Отрицательные частицы не и ни"
Поурочный план на тему отрицательные частицы для 7 класса. Тема очень тяжелая, сложная. На уроке были использованы инновационные технологии. Грамматические разминки, материалы для наблюдения, правила-помощники, для закрепления тесты. особенно тесты помогают учащимся при освоении темы и повторении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План открытого урока по русскому языку на тему "Отрицательные частицы не и ни"»
КГУ «Средняя школа имени Н.Г. Иванова» отдела образования акимата Джангельдинского района
Тема урока:
Отрицательные частицы не и ни
2015-2016 учебный год
Тема урока: Отрицательные частицы не и ни
Цели и задачи:
Формировать способности к саморазвитию и самоизменению обучающихся.
Способствовать формированию нравственных качеств, необходимых для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества.
Развивать умения ставить учебную цель, работать с информацией, анализировать её, продуцировать и использовать для решения практических задач
Помочь обучающимся выработать навык правописания Не с разными частями речи.
Этапы урока:
Постановка целей и задач урока. Мотивации к деятельности.
Пробное действие.
Исследование (где и почему возникло затруднение)
Построение выхода из затруднения.
Самостоятельная работа по эталону, включение в повторение.
Самооценка.
Оборудование:
Дидактический материал: художественные тексты для наблюдений
Ученические исследования.
Текст – отрывок из рассказа Ю.Нагибина «Старая черепаха».
Мини-тесты.
Детские рисунки по теме урока.
Ход урока
1-й этап урока.
Учитель: Мы изучаем частицы. Это совсем маленькие слова, осколочки больших слов и больших смыслов. Что вы знаете о частицах?
(Обучающиеся рассказывают о том, что частица – служебная часть речи, о роли модальных, формообразующих, отрицательных частиц в речи) .
А что вы хотите знать об отрицательных частицах? Чему хотите научиться?
2-й этап урока.
Учитель: Вам розданы листки с текстом - отрывком из стихотворения С.Бондаренко «Странная страна». Прочитайте его.
Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо, И во всём была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые росли забудки . И погода стояла настная, И гуляла собака счастная, И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом шли доучки. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ.
Задание: верните пропавшую НЕ. Выпишите слова с НЕ, объясните написание НЕ со словами.
Обучающиеся обсуждают проблему, записывают пословицы в тетради с восстановленным отрицательным смыслом и делают вывод о значении частицы НЕ (придаёт отрицательное значение отдельному слову и целому предложению), о раздельном написании частицы НЕ со словами) .
Учитель: Что показалось трудным при выполнении этих заданий?
(Фиксируется затруднение: НЕ может быть приставкой, частью корня, частицей.)
3-й этап урока.
Ученические исследования.по проблеме: «Где и почему возникает затруднение при написании НЕ с разными частями речи?»
(Задания индивидуальные, были даны за неделю до урока) .
Темы ученических исследований:
«НЕ с именами существительными»
«НЕ с именами прилагательными»
«НЕ с местоимениями»
«НЕ с глаголами и деепричастиями»
«НЕ с причастиями»
«НЕ с наречиями»
4-й этап урока.
Построение выхода из затруднения. Построение алгоритма правописания.
Употребляется ли слово без НЕ?
Какою частью речи является слово?
НЕ является частицей и пишется раздельно
со словом, являющимся глаголом, деепричастием;
с неопределённым местоимением, если разделено предлогом;
с существительными, прилагательными, наречиями, если есть (или мыслится) противопоставление;
с прилагательными, обозначающими цвет, относительными прилагательными;
местоимениями;
с причастиями и отглагольными прилагательными, если есть зависимое слово, если есть или мыслится противопоставление, если в краткой форме.
5-й этап урока.
Самостоятельная работа по алгоритму.
(Отпечатанный текст роздан каждому ученику) .
Задания: Прочитате.
Определиеь стиль.
Сформулируйте главную мысль.
В какой фразе заключена главная мысль текста?
Озаглавьте.
Спишите, раскрыв скобки и обозначив орфограмму «НЕ с различными частями речи»
Успокоение (не) приходило. (Не) в чем Васе было себя упрекнуть. Это мать, (не) испытывая жалости к старой черепахе, приказала её унести из дома.
Перед Васей (не) ожиданно возникли глаза черепахи, никогда (не) мигающие, мудрые. Вася думал: «(Не) такому уж плохому человеку продал я её. И живёт она теперь (не) далеко, а близко.» Но вдруг он заплакал.
Это сердце подсказало мальчику (не) ведомую истину: (не) только мир существует для тебя, но и ты для мира»
(Ю.Нагибин «Старая черепаха»)
После проверки выполняется мини-тест.
Задание: указать номера, где НЕ пишется раздельно.