Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме "Отрицательные частицы НЕ и НИ"»
Отрицательные частицы НЕ и НИ.
Цели:
- дать понятие о роли отрицательных частиц НЕ и НИ; формировать умение определять смысловое значение частиц НЕ и НИ, писать их с различными частями речи;
- способствовать развитию монологической речи учащихся;
- воспитывать уважительное отношение к людям.
Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Словарный диктант.
Не знал ничего, ни в чём не сознавался, не в чем упрекнуть, ненавистный враг, нечаянный случай, неглубокий, но крутой овраг, ни у кого не был, зацвели незабудки, неумолкающий гул, не прочитанная мною книга, слушали не перебивая.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
Слово учителя.
Среди частиц, с которыми мы знакомимся, есть особая группа отрицательных. Их всего две: НЕ и НИ, но ученикам они доставляют очень много хлопот. С частицей не всё более или менее ясно: она просто отрицательная и отрицает всё, к чему бы ни прикоснулась. Однако запомни, если в предложении две частицы НЕ (НЕ + НЕ ), то они придают предложению положительное значение.
А вот частица НИ… Она несамостоятельная, так как в большинстве случаев стоит в тех предложениях, где уже властвует НЕ, где НЕ, что могла, уже отвергла. Да и значение НИ не столько отрицательное, сколько усилительное, усилительно-отрицательное или усилительно-утвердительное. Но этого мало: при повторении НИ просто превращается в двойной союз!
Давайте ещё раз вспомним значения отрицательных частиц.
Значение частиц
НЕ
НИ
1. Придаёт отрицательное значение предложению или слову.
1. Усиливает отрицание.
2. Придаёт положительное значение предложению при двойном отрицании.
2. Усиливает утверждение и придаёт ему обобщающее значение.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Определи значение отрицательных частиц, сопоставь их с таблицей, расставь над ними номера, соответствующие их значениям в таблице.
1. Пощады не жди. 2. Что ни говори, а люди так не кричат. 3. Страшные вопли и бессвязные речи, казалось, ни к кому не были обращены. 4. Сам он ещё не подозревал ни о чём. 5. Чем бы ни грозила эта опасная встреча – будь что будет! 6. Не время и не место было предаваться раздумьям. 7. Там не оказалось ни кусочка съестного, ни капли воды, годной для питья. 8. Никто не успел не только сделать, но и подумать что-либо. 9. Сколько ни ломай голову, нет ни малейшей возможности наловить рыбы. 10. Они не могли не думать о спасении. 11. Ни души вокруг!
2. Вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания.
Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) родственники, (н…) соседи, (н…) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…) заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…) доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту трагедию, но (н…) разу никому (н…) жаловался, ведь он дарил людям радость.
3. Исправь речевые и грамматические ошибки.
1.Он пытался делать маску, но выходило ни тпру ни ну.
2. Мы не раз обращались к этому мастеру по выдумкам.
3.Не один из нас хотел бы одеть такую маску.
4. Допиши предложения.
1. Что только не случилось……!
2. Что бы ни случилось ……..
3. Кого только не встретишь …….!
4. Куда ни пойду ……..
5. Кого только не просил …….?!
6. Кого ни просил……..
5. Допиши устойчивые словосочетания, которые пишутся с НИ и не разделяются запятыми. С 2-3 словосочетаниями составь предложения.
Ни жив _____________ ни ответа ____________ ни больше __________
Ни стать ____________ ни с того _____________ ни брат ____________
Ни свет _____________ ни туда ______________ ни дать ____________
Ни рыба _____________ ни два ______________ ни слуху ___________
Ни пуха _____________ ни там ______________ ни то ______________