kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме: Обобщение знаний о частях речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по теме "Обобщение знаний о частях речи" для обучающихся 4 класса. Это необычный урок.  Проведен его в форме игры «Клуб знатоков». Включает много интересных заданий, которые потребуют от обучающихся хороших знаний по теме «Части речи», смекалки, внимания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: Обобщение знаний о частях речи. »

Обобщение знаний о частях речи
(урок-игра «Клуб знатоков»)

4 класс

Ход урока

В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я.

– Сегодня необычный урок. Мы проведем его в форме игры «Клуб знатоков». Будет много интересных заданий, которые потребуют от вас хороших знаний по теме «Части речи», смекалки, внимания.

На нашем уроке присутствует ваш будущий учитель русского языка и литературы, которая посмотрит, насколько глубоки ваши знания о частях речи.

У нас 3 команды: красные, желтые, зеленые.

В каждой команде выбран капитан.

За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон. Звания «Член клуба знатоков» удостоится команда победителей, набравшая большее количество жетонов!

Итак, мы начинаем!

Разминка. (Капитаны выходят к доске.)

– Первый «удар» берут на себя капитаны команд. (Капитаны получают по 2 квадрата – зеленый и красный. Зеленый – ответ «да», красный – «нет»). Ответ даем, поднимая нужный квадрат.

1. Глагол обозначает предмет. (Нет.)

2. Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. (Да.)

3. Глаголы на -ить относятся ко II спряжению. (Да.)

4. Имена существительные обозначают признак предмета. (Нет.)

5. Имена существительные изменяются по родам. (Нет.)

6. Имена прилагательные обозначают действие предмета. (Нет.)

7. Обычно имена прилагательные в предложении – это второстепенный член предложения. (Да.)

8. Род имени прилагательного зависит от глагола. (Нет.)

9. В русском языке 5 косвенных падежей. (Да.)

10. В грамматическую основу предложения входит подлежащее и дополнение. (Нет.)

11. Наречие в предложении является обстоятельством. (Да.)

12. Местоимения бывают 1-го и 2-го лица. (Нет.)

13. Порядковые числительные отвечают на вопрос сколько? (Нет.)

14. Однородные члены предложения не являются словосочетанием. (Да.)

15. Словосочетание – это подлежащее и сказуемое. (Нет.)

П р о в е р к а. Жетон получает команда, давшая больше правильных ответов.

I раунд. «Грамотеи».

С л о в а р н а я р а б о т а. (Написать на доске.)

По 1 человеку от команды вставляют пропущенные буквы:

к..см..н..вт

ч..вств..вать

д..словн..

..динн..дц..ть

инт..ре..ый

ч..рный

г..л..рея

пут..шеств..вать

медл..нн..

тыс..ч..

ж..лтеть

..кскурс..

дв..надц..ть

к..л..ндарный

..справн..

По 1 человеку от команды обозначают части речи.

Жетон – за правильно выполненную работу.

II раунд. «Кто больше».

– Русский язык располагает большим запасом слов. В нем много синонимов. С их помощью точно и ярко выражаются все оттенки мысли и чувства.

– Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и красивее его речь.

Наша задача – проверить, насколько богат словарный запас наших участников.

Нужно подобрать как можно больше синонимов предлагаемым словам. (Слова выбирают капитаны.) Команда работает коллективно.

Удивительный смелый грустный

Изумительный отважный печальный

Необычный храбрый безрадостный

Сказочный бесстрашный понурый

Невиданный решительный угрюмый

Поразительный Геройский безутешный

Жетон получает команда, которая подобрала больше синонимов.

– А еще нашу речь делают красочнее слова с переносным значением.

Я предлагаю командам ответить на вопросы-шутки и получить дополнительный жетон.

1. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного.)

2. В какой печи не испечь калачи? (В доменной.)

3. Из какого крана нельзя напиться? (Из подъёмного.)

(Если у команд нет ответа – задать вопрос гостям. В конце игры гость может отдать свой синий жетон понравившейся команде.)

III раунд. «Угадай сказочного героя».

Определите род, число, падеж.

Капитан выбирает карточку. Работа коллективная.

– Вставьте пропущенные буквы, определите род, число, падеж прилагательных. По данным словосочетаниям угадайте сказочного героя, назовите автора сказки.

1. на стар..м болоте.

В лягушач.. коже.

Мудр.. советами.

В прекрасн.. царевну. (Царевна-лягушка.)

Русская народная сказка

2. хрустальн.. туфельку.

На сказочн.. балу.

Королевск.. дворца.

От добр.. феи. (Золушка.)

Шарль Перро

3. отважн.. девочка.

Трудн.. путем.

С добр.. друзьями.

К снежн.. королеве. (Герда.)

Г.-Х. Андерсен

Объясняет один из участников команды.

Жетон – за правильно выполненное задание.

Дополнительный жетон – назвать автора сказки.

IV раунд. Творческий.

– Из данных словосочетаний (раунд III) составить текст. (Должны быть употреблены все словосочетания.) Чем интереснее текст, тем лучше. Текст записать на листочке, при проверке – зачитать.

V раунд. «Кот в мешке».

– Как понимаете название раунда?

– Правильно! Кот в мешке – это что-то неизвестное. Но ведь это неизвестное так интересно познавать! В связи с этим з а д а н и е: расшифруйте слово.

Задание записано на доске. Каждый участник работает самостоятельно на месте. После совещания один из членов команды отвечает.

Жетон – кто первый.

1-я буква

2-я буква

3-я буква

4-я буква

5-я буква

6-я буква

Получилось с л о в о: Радуга.

– Вспомните и расположите цвета радуги по порядку (раздаются карточки, а с обратной стороны написаны буквы).

Буквами обозначены цвета карточек:

к – красный;

о – оранжевый;

ж – желтый;

з – зеленый;

г – голубой;

с – синий;

ф – фиолетовый.

Получившееся слово – название следующего раунда – «История».

VI раунд. «История».

– А. С. Пушкин сказал: «Уважение к истории – вот что отличает образованность от дикости».

– Вашему вниманию предлагается исторический текст. Задание – определить границы предложений.

1. Неутомимый, волевой царь Петр все хотел постичь сам. Всю жизнь он учился. Хорошо знал математику, географию, военное дело, иностранные языки. Петр освоил около 14 специальностей. Он мог своими руками построить корабль.

2. В 11–12 лет Михайло начал постигать грамоту. Первым его учителем стал дьячок местной церкви. А уже через два года Михайло считали лучшим чтецом. Первыми его книгами были «Грамматика» и «Арифметика». На Русском Севере к книгам относились с глубоким уважением.

3. Екатерина была умна, имела сильный характер, волю, отличалась трудолюбием. Прекрасно образованная императрица вела переписку с умнейшими людьми своего времени. У Екатерины был редкий дар выбирать себе помощников и советников.

Жетон – кто правильно выполнит задание.

Исторический блицопрос.

Вопросы задаются поочередно каждой команде.

Жетон – за каждый правильный ответ.

В процессе опроса на доске появляются (открываются) таблички с ответами.

1. Как называлась рукописная книга, в которой в далеком прошлом записывались все события, случившиеся за год? (Летопись.)

2. Какое прозвище получил Петр I в истории России? (Великий.)

3. Как называют старинные и очень ценные книги, рукописи, записи летописцев? (Например: «Повесть временных лет», «Хождение за три моря».) (Литературный памятник.)

4. Как называют древнерусские письмена, документы XI–XV вв., написанные на бересте? (Берестяные грамоты.)

5. Как называется музыка, которая исполняется во время религиозной службы в церквях? (Духовная.)

6. Первые артисты на Руси – мастера смешить, веселить. (Скоморохи.)

7. Как называют XIX век в истории русской культуры? (Золотой.)

8. Как называли в крестьянской избе передний угол, где ставили стол и вешали иконы? (Красный угол.)

9. Изготовление изделий ручным, домашним, кустарным способом. (Ремесло.)

10. Устное народное творчество. (Фольклор.)

11. Театр, относящийся к царскому двору. (Придворный.)

12. Чему учился Петр I в навигационной школе? (Строить корабли.)

– На какие 3 группы можно распределить все эти ответы? (Существительные, прилагательные, сочетания слов.)

Выберите себе одну группу.

По 1 человеку от команды выходят и снимают те таблички, которые соответствуют их выбору.

летопись великий литературный памятник

скоморохи духовная берестяные грамоты

ремесло золотой красный угол

фольклор придворный строить корабли

– Найдите в своей группе слов лишнее, объясните выбор.

сложное слово;

есть приставка;

строить корабли – связь «управление».

Жетон – за правильный ответ.

VII раунд. «Пойми меня».

– А. Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». В этом раунде мы проверим, в какой мере наши участники владеют «искусством объяснения».

Участвуют капитан и один человек от команды. Объяснить значение слов за промежуток времени (1 минута); капитан объясняет. Жетон – кто больше отгадает слов.

С л о в а записаны н а к а р т о ч к а х: подлежащее, сказуемое, дежурный, звонок, парта, прилагательное, глагол, существительное, учитель, физкультура, музыка, словарные слова, падеж, спряжение, перемена, столовая, контрольная работа, сочинение, выходной, синонимы, антонимы, словосочетание, числительное, приставка, корень слова, суффикс, окончание, тетрадь, дневник, отметка, стихотворение, соревнования, олимпиада, каникулы, точка, мел, диктант.

– Вот и подошла к концу наша игра. Пора подводить итоги. Капитаны, сдайте свои жетоны. А пока жюри готовится огласить результаты игры, давайте посмотрим сценку «Несуразные вещи».

(Сценка «Несуразные вещи».)

П о д в е д е н и е и т о г о в.

– Слово жюри. Награждение победителей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок русского языка по теме: Обобщение знаний о частях речи.

Автор: Поворозная Татьяна Михайловна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 190972

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока русского языка тему "Обобщение знаний об имени прилагательном как часть речи"
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiemu-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-prilaghatiel-nom-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "309670"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458837237"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка самостоятельные и служебные части речи."
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokarusskoghoiazykasamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "297223"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456155735"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по русскому языку:"Имя существительное как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "236350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444044521"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "«Обобщение знаний о частях речи» "
    ["seo_title"] => string(40) "obobshchieniie-znanii-o-chastiakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "109033"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404052365"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Части речи" УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-na-tiemu-chasti-riechi-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "158781"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421783179"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства