УМК: «Перспектива» русский язык
Тема: «Обобщение знаний о частях речи».
2 класс, общеобразовательный
Кольцова Алевтина Михайловна, учитель начальных классов
Тип урока: закрепление знаний
Форма урока: урок- путешествие
Цель: формирование умения определять части речи.
Задачи:
- Предметные: уточнить представления учащихся о частях речи; ввести в активный словарный запас термины – имя существительное, имя прилагательное, глагол; знать различие между частями речи; определять число имен существительных, имен прилагательных, глаголов.
- Метапредметные: расширять знания о возникновении слов; использовать разные част речи при составлении словосочетаний, развивать логическое и образное мышление, повторять изученные орфограммы.
- Личностные: расширять кругозор путем знакомства с этническим наследием русского народа, обогащать знания о птицах, формировать бережное отношение к природе.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: частично-поисковый.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся различать слова разных частей речи по вопросу; выявлять общие грамматические свойства у слов каждой части речи.
Метапредметные:
- познавательные: осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
- коммуникативные: ученик получит возможность осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
- регулятивные: ученик получит возможность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- личностные: ученик получит возможность для формирования умения оценивать свою деятельность, адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Этап мотивации |
|
Организационный момент Проверка готовности к уроку -Итак, друзья, внимание Вот прозвенел звонок Садитесь поудобнее Начнем скорей урок |
Планируют организацию учебной деятельности |
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, на нем мы совершим путешествие в страну пернатых друзей, где обобщим всё¸ что знаем о частях речи. А в помощь с собой возьмем внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Успехов вам в этом путешествии! |
|
Организация познавательной деятельности |
|
-Первое испытание, которое мы должны преодолеть, чтобы попасть в гости к пернатым друзьям – орфографическая разминка. Загадки о птицах (на экране)
- К какой части речи относятся слова, которые вы записали? - На какие две группы можно разделить эти слова? - Прочитайте слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. - То же со второй группой слов. - На какой вопрос отвечают все эти слова? - На какой вопрос отвечают слова, обозначающие неодушевленные предметы? (На экране картинка по теме, дети находят слова, отвечающие на вопрос что?) - Ребята, к какой части речи относятся слова, отвечающие на вопрос кто? что? - Как изменяются имена существительные? Прочитайте записанные слова во множественном числе.
- Какие ещё части речи вы знаете? (имена прилагательные и глагол) - На этом этапе путешествия мы будем говорить об именах прилагательных, а нашими помощниками будут русские народные пословицы. (на экране)
- Назовите имена прилагательные. - Что вы знаете об этой части речи. -В каком числе записаны словосочетания? - Прочитайте их во множественном числе. Физминутка. Слушание пения птиц в весеннем лесу (аудиозапись) - Закройте глаза. - Какое чувство у вас возникает? 3. Наше путешествие продолжается. Этот отрезок мы будем шагать под девизом «нет не зря всё так назвали…» - Ребята, вы узнаете откуда произошли названия некоторых птиц. Оказывается, многие слова, названия предметов в русском языке возникли из звукоподражания. Вот, например, слово… А какое, вы мне сейчас сами скажите. Внимание! Эту птицу чехи называют – кукоча, болгары – куковица, французы- куку, румынцы – кук, испанцы – куко, итальянцы – куколо, А русские - ….. (изображение кукушки на экране). - Почему эту птицу мы так называем? (звучит голос кукушки) - Дети записывают: Кукушка (что делает?) кукует. - О какой част речи мы еще не говорили? - Какое из записанных слов глагол? - Докажите. - Как изменяются глаголы? - Прочитайте запись во множественном числе. 4. Многие птицы получили название за свое оперение. Не подумай, будто спичка Загорелась под кустом, - Это птичка- невеличка Под кустом трясет хвостом. Перья огненного цвета Солнце ярко озарит- Сразу кажется, что это Горихвостки хвост горит. Да, действительно у горихвостки очень интересный хвост: он красного цвета и все время подрагивает, будто горит. (на экране изображение горихвостки) Хвост у горихвостки (что делает?) горит.
Запись: Снегирь прилетает к нам вместе со снегом. (Подчеркнуть главные члены предложения, обозначить части речи.) - Найдите однокоренные слова. - Докажите. - Поставьте ударение, выделите корень. - Какое слово перед записью нужно проверить и почему? - Какое слово проверочное? Почему? Вывод: Ну вот оказывается: Не зря всё так назвали – Сам подумай и пойми, Чтобы мы с тобою стали Любопытными людьми. |
Записывают отгадки, выделяют орфограммы.
Слушают, отвечают на вопросы.
Повторяют всё, что знают об имени существительном. Называют имена существительные во множественном числе.
Записывают словосочетания в тетради и на доске. Осуществляют взаимопроверку.
Повторяют всё, что знают об именах прилагательных. Называют записанные словосочетания во множественном числе.
Дети отдыхают. Делятся впечатлениями.
Слушают, отгадывают, высказывают своё мнение.
Записывают. Повторяют все, что знают о глаголе. Называют глагол во множественном числе.
Один ученик читает заранее выученное стихотворение Е. Ильина.
Составляют и делают запись по образцу. Проверяют друг у друга, комментируют, оценивают. Записывают. Один ученик выполняет работу на доске. Повторяют правило оформления предложения. Повторяют названия главных членов предложения. Отвечают. Предполагают. Высказывают свою точку зрения. |
Итог урока. Рефлексия. |
|
Вот и подошло к концу наше путешествие в страну «Пернатых друзей». Давайте все вместе подведем итог: - Что мы сегодня делали на уроке? - Для чего нам нужно знать части речи и их свойства? - Кто нам в этом помог? - Что нового вы узнали о птицах? А теперь с помощью огоньков оцените свою работу: - Было легко – красный огонек, - было трудно, но я справился – зеленый огонек, - было трудно – синий огонек.
|
Отвечают. Определяют значимость изученной темы.
Оценивают свою работу на полях тетради. |