kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Обобщение знаний о частях речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК: «Перспектива» русский язык

Тема: «Обобщение знаний о частях речи».

2 класс, общеобразовательный

Кольцова Алевтина Михайловна, учитель начальных классов

                               Тип урока: закрепление знаний

                               Форма урока: урок- путешествие

                               Цель: формирование умения определять части речи.

 

Задачи:

  1. Предметные: уточнить  представления учащихся о частях речи;  ввести в активный словарный запас термины – имя существительное, имя прилагательное, глагол; знать различие между частями речи; определять число имен существительных, имен прилагательных, глаголов.
  2. Метапредметные: расширять знания о возникновении слов; использовать разные част речи при составлении словосочетаний, развивать логическое и образное мышление, повторять изученные орфограммы.
  3. Личностные: расширять кругозор путем знакомства с этническим наследием русского народа, обогащать знания о птицах, формировать бережное отношение к природе.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: частично-поисковый.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся различать слова разных частей речи по вопросу; выявлять общие грамматические свойства у слов каждой части речи.

Метапредметные:

- познавательные: осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее  причинно-следственные связи;

- коммуникативные: ученик получит возможность осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

- регулятивные: ученик получит возможность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- личностные: ученик получит возможность для формирования умения оценивать свою деятельность, адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности.

 

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап мотивации

Организационный момент

Проверка готовности к уроку

-Итак, друзья, внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнем скорей урок

Планируют организацию учебной деятельности

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, на нем мы совершим путешествие в страну пернатых друзей, где обобщим всё¸ что знаем о частях речи. А в помощь с собой возьмем внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Успехов вам в этом путешествии!

 

Организация познавательной деятельности

  1. Орфографическая разминка:

-Первое испытание, которое мы должны преодолеть, чтобы попасть в гости к пернатым друзьям – орфографическая разминка.

Загадки о птицах (на экране)

  • Птичка- невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок – получается прыжок. (воробей)
  • Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (сова)
  • Окраской – сероватая, повадкой вороватая, крикунья хриповатая – известная персона. Кто она? (ворона)
  • Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (сорока)
  • На шесте- дворец, во дворе – певец. Кто это? (скворец)

- К какой части речи относятся слова, которые вы записали?

- На какие две группы можно разделить эти слова?

 - Прочитайте слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова.

- То же со второй группой слов.

- На какой вопрос отвечают все эти слова?

- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие неодушевленные предметы?

(На экране картинка по теме, дети находят слова, отвечающие на вопрос что?)

- Ребята, к какой части речи относятся слова, отвечающие на вопрос кто? что?

- Как изменяются имена существительные?

Прочитайте записанные слова во множественном числе.

  1. Молодцы! Вы хорошо справились с первым испытанием, а теперь переходим ко второму.

- Какие ещё части речи вы знаете? (имена прилагательные и глагол)

- На этом этапе путешествия мы будем говорить об именах прилагательных, а нашими помощниками будут русские народные пословицы. (на экране)

  • Белый лебедь серому гусю не товарищ.
  • Драчливый петух, жирен не бывает.
  • Маленькая галка, а рот большой.
  • Мокрая курица, а тоже петушится.
  • Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.

- Назовите имена прилагательные.

- Что вы знаете об этой части речи.

-В каком числе записаны словосочетания?

- Прочитайте их во множественном числе.

Физминутка.

Слушание пения птиц в весеннем лесу (аудиозапись)

- Закройте глаза.

- Какое чувство у вас возникает?

3. Наше путешествие продолжается.

Этот отрезок мы будем шагать под девизом «нет не зря всё так назвали…»

- Ребята, вы узнаете откуда произошли названия некоторых птиц. Оказывается, многие слова, названия предметов в русском языке возникли из звукоподражания. Вот, например, слово… А какое, вы мне сейчас сами скажите.

Внимание! Эту птицу чехи называют – кукоча,

болгары – куковица,

французы- куку,

румынцы – кук,

испанцы – куко,

итальянцы – куколо,

 А русские - ….. (изображение кукушки на экране).

- Почему эту птицу мы так называем? (звучит голос кукушки)

- Дети записывают: Кукушка (что делает?) кукует.

- О какой част речи мы еще не говорили?

- Какое из записанных слов глагол?

- Докажите.

- Как изменяются глаголы?

- Прочитайте запись во множественном числе.

4. Многие птицы получили название за свое оперение.

Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом, -

Это птичка- невеличка

Под кустом трясет хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит-

Сразу кажется,  что это

Горихвостки хвост горит.

Да, действительно у горихвостки очень интересный хвост: он красного цвета и все время подрагивает, будто горит. (на экране изображение горихвостки)

Хвост у горихвостки (что делает?) горит.

  1. Работа в Р.Т. с. 39, упр 166

 

 

  1. Важным для выбора птичьего имени послужило время отлета или прилета птиц.

Запись: Снегирь прилетает к нам вместе со снегом. (Подчеркнуть главные члены предложения, обозначить части речи.)

- Найдите однокоренные слова.

- Докажите.

- Поставьте ударение, выделите корень.

- Какое слово перед записью нужно проверить и почему?

- Какое слово проверочное? Почему?

 Вывод: Ну вот оказывается:

Не зря  всё так назвали –

Сам подумай и пойми,

Чтобы мы с тобою стали

Любопытными людьми.

Записывают отгадки, выделяют орфограммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют всё, что знают об имени существительном.

Называют имена существительные во множественном числе.

 

 

 

 

 

 

 

Записывают словосочетания в тетради и на доске. Осуществляют взаимопроверку.

 

 

 

Повторяют всё, что знают об именах прилагательных. Называют записанные словосочетания во множественном числе.

 

 

 

Дети отдыхают. Делятся впечатлениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, отгадывают, высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

Записывают. Повторяют все, что знают о глаголе. Называют глагол во множественном числе.

 

 

 

Один ученик читает заранее выученное стихотворение Е. Ильина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют и делают запись по образцу. Проверяют друг у друга, комментируют, оценивают.

Записывают. Один ученик выполняет работу на доске. Повторяют правило оформления предложения. Повторяют названия главных членов предложения. Отвечают. Предполагают. Высказывают свою точку зрения.

Итог урока. Рефлексия.

Вот и подошло  к концу наше путешествие в страну «Пернатых друзей». Давайте все вместе подведем итог:

- Что мы сегодня делали на уроке?

- Для чего нам нужно знать части речи и их свойства?

- Кто нам в этом помог?

- Что нового вы узнали о птицах?

 А теперь с помощью огоньков оцените свою работу:

- Было легко – красный огонек,

- было трудно, но я справился – зеленый огонек,

- было трудно – синий огонек.

 

Отвечают. Определяют значимость изученной темы.

 

 

 

 

Оценивают свою работу на полях тетради.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Обобщение знаний о частях речи» »

УМК: «Перспектива» русский язык

Тема: «Обобщение знаний о частях речи».

2 класс, общеобразовательный

Кольцова Алевтина Михайловна, учитель начальных классов

Тип урока: закрепление знаний

Форма урока: урок- путешествие

Цель: формирование умения определять части речи.



Задачи:

  1. Предметные: уточнить представления учащихся о частях речи; ввести в активный словарный запас термины – имя существительное, имя прилагательное, глагол; знать различие между частями речи; определять число имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

  2. Метапредметные: расширять знания о возникновении слов; использовать разные част речи при составлении словосочетаний, развивать логическое и образное мышление, повторять изученные орфограммы.

  3. Личностные: расширять кругозор путем знакомства с этническим наследием русского народа, обогащать знания о птицах, формировать бережное отношение к природе.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: частично-поисковый.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся различать слова разных частей речи по вопросу; выявлять общие грамматические свойства у слов каждой части речи.

Метапредметные:

- познавательные: осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;

- коммуникативные: ученик получит возможность осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

- регулятивные: ученик получит возможность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- личностные: ученик получит возможность для формирования умения оценивать свою деятельность, адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности.



Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап мотивации

Организационный момент

Проверка готовности к уроку

-Итак, друзья, внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнем скорей урок

Планируют организацию учебной деятельности

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, на нем мы совершим путешествие в страну пернатых друзей, где обобщим всё¸ что знаем о частях речи. А в помощь с собой возьмем внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Успехов вам в этом путешествии!


Организация познавательной деятельности

  1. Орфографическая разминка:

-Первое испытание, которое мы должны преодолеть, чтобы попасть в гости к пернатым друзьям – орфографическая разминка.

Загадки о птицах (на экране)

  • Птичка- невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок – получается прыжок. (воробей)

  • Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (сова)

  • Окраской – сероватая, повадкой вороватая, крикунья хриповатая – известная персона. Кто она? (ворона)

  • Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (сорока)

  • На шесте- дворец, во дворе – певец. Кто это? (скворец)

- К какой части речи относятся слова, которые вы записали?

- На какие две группы можно разделить эти слова?

- Прочитайте слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова.

- То же со второй группой слов.

- На какой вопрос отвечают все эти слова?

- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие неодушевленные предметы?

(На экране картинка по теме, дети находят слова, отвечающие на вопрос что?)

- Ребята, к какой части речи относятся слова, отвечающие на вопрос кто? что?

- Как изменяются имена существительные?

Прочитайте записанные слова во множественном числе.

  1. Молодцы! Вы хорошо справились с первым испытанием, а теперь переходим ко второму.

- Какие ещё части речи вы знаете? (имена прилагательные и глагол)

- На этом этапе путешествия мы будем говорить об именах прилагательных, а нашими помощниками будут русские народные пословицы. (на экране)

  • Белый лебедь серому гусю не товарищ.

  • Драчливый петух, жирен не бывает.

  • Маленькая галка, а рот большой.

  • Мокрая курица, а тоже петушится.

  • Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.

- Назовите имена прилагательные.

- Что вы знаете об этой части речи.

-В каком числе записаны словосочетания?

- Прочитайте их во множественном числе.

Физминутка.

Слушание пения птиц в весеннем лесу (аудиозапись)

- Закройте глаза.

- Какое чувство у вас возникает?

3. Наше путешествие продолжается.

Этот отрезок мы будем шагать под девизом «нет не зря всё так назвали…»

- Ребята, вы узнаете откуда произошли названия некоторых птиц. Оказывается, многие слова, названия предметов в русском языке возникли из звукоподражания. Вот, например, слово… А какое, вы мне сейчас сами скажите.

Внимание! Эту птицу чехи называют – кукоча,

болгары – куковица,

французы- куку,

румынцы – кук,

испанцы – куко,

итальянцы – куколо,

А русские - ….. (изображение кукушки на экране).

- Почему эту птицу мы так называем? (звучит голос кукушки)

- Дети записывают: Кукушка (что делает?) кукует.

- О какой част речи мы еще не говорили?

- Какое из записанных слов глагол?

- Докажите.

- Как изменяются глаголы?

- Прочитайте запись во множественном числе.

4. Многие птицы получили название за свое оперение.

Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом, -

Это птичка- невеличка

Под кустом трясет хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит-

Сразу кажется, что это

Горихвостки хвост горит.

Да, действительно у горихвостки очень интересный хвост: он красного цвета и все время подрагивает, будто горит. (на экране изображение горихвостки)

Хвост у горихвостки (что делает?) горит.

  1. Работа в Р.Т. с. 39, упр 166



  1. Важным для выбора птичьего имени послужило время отлета или прилета птиц.

Запись: Снегирь прилетает к нам вместе со снегом. (Подчеркнуть главные члены предложения, обозначить части речи.)

- Найдите однокоренные слова.

- Докажите.

- Поставьте ударение, выделите корень.

- Какое слово перед записью нужно проверить и почему?

- Какое слово проверочное? Почему?

Вывод: Ну вот оказывается:

Не зря всё так назвали –

Сам подумай и пойми,

Чтобы мы с тобою стали

Любопытными людьми.

Записывают отгадки, выделяют орфограммы.













Слушают, отвечают на вопросы.











Повторяют всё, что знают об имени существительном.

Называют имена существительные во множественном числе.








Записывают словосочетания в тетради и на доске. Осуществляют взаимопроверку.




Повторяют всё, что знают об именах прилагательных. Называют записанные словосочетания во множественном числе.




Дети отдыхают. Делятся впечатлениями.









Слушают, отгадывают, высказывают своё мнение.








Записывают. Повторяют все, что знают о глаголе. Называют глагол во множественном числе.




Один ученик читает заранее выученное стихотворение Е. Ильина.












Составляют и делают запись по образцу. Проверяют друг у друга, комментируют, оценивают.

Записывают. Один ученик выполняет работу на доске. Повторяют правило оформления предложения. Повторяют названия главных членов предложения. Отвечают. Предполагают. Высказывают свою точку зрения.

Итог урока. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну «Пернатых друзей». Давайте все вместе подведем итог:

- Что мы сегодня делали на уроке?

- Для чего нам нужно знать части речи и их свойства?

- Кто нам в этом помог?

- Что нового вы узнали о птицах?

А теперь с помощью огоньков оцените свою работу:

- Было легко – красный огонек,

- было трудно, но я справился – зеленый огонек,

- было трудно – синий огонек.


Отвечают. Определяют значимость изученной темы.





Оценивают свою работу на полях тетради.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Обобщение знаний о частях речи»

Автор: Кольцова Алевтина Михайловна

Дата: 29.06.2014

Номер свидетельства: 109033

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи.Повторение и обобщение" "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chasti-riechi-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "240785"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445108134"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Открытый урок. Части речи. Обобщение. "
    ["seo_title"] => string(42) "otkrytyi-urok-chasti-riechi-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "218920"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433950733"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stsienariiurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemiesamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "332715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465131654"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи. Обобщение""
    ["seo_title"] => string(81) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-3-klassie-chasti-riechi-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "276999"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452829611"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Части речи. Обобщение""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-chasti-riechi-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "277000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452829727"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства