kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Непроизносимые согласные в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: повторение изученного в начальной школе.   

Цели урока:

1)  предметные:

·      вспомнить опознавательные признаки данной орфограммы;

·      продолжить работу по формированию умения определять данную орфограмму в словах и подбирать проверочные слова;

·      развитие речи: определение стиля речи, темы, основной мысли текста, средств художественной выразительности.

2) метапредметные:

корректировать и развивать

·      познавательные способности;

·      логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);

·      умение связно и грамотно излагать свои мысли;

·      внимание, память, эмоциональную сферу;

·      коммуникативные качества речи;

3) личностные:

формировать

·      положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;

·      уважительное, бережное отношение к родному языку;

·      умение рационально использовать время;

  •    постановка проблемных вопросов.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах.

Виды контроля: фронтальный письменный и устный, взаимопроверка, самопроверка.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" »

Урок русского языка (5 класс VII вид)

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.

Тип урока: повторение изученного в начальной школе.

Цели урока:

1) предметные:

  • вспомнить опознавательные признаки данной орфограммы;

  • продолжить работу по формированию умения определять данную орфограмму в словах и подбирать проверочные слова;

  • развитие речи: определение стиля речи, темы, основной мысли текста, средств художественной выразительности.

2) метапредметные:

корректировать и развивать

  • познавательные способности;

  • логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);

  • умение связно и грамотно излагать свои мысли;

  • внимание, память, эмоциональную сферу;

  • коммуникативные качества речи;

3) личностные:

формировать

  • положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;

  • уважительное, бережное отношение к родному языку;

  • умение рационально использовать время;

Методы: постановка проблемных вопросов.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах.

Виды контроля: фронтальный письменный и устный, взаимопроверка, самопроверка.

Оборудование: мультимедийная презентация.


















Ход урока:

I. Организация класса

У. - Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

А теперь тихонько сели,

И на доску посмотрели.

- Открыли тетрадки, записали сегодняшнее число, классная работа.


II. Актуализация знаний учащихся. Мозговая атака.

а) Главная часть слова. (Корень)

б) Опасное место в слове. (Орфограмма)

в) Звуки, которые могут “свистеть, звенеть, шуметь, но не хочется им петь”. (Согласные)

г) Несколько согласных букв подряд, иногда встречающихся в слове. (Стечение согласных)

д) Третья буква русского алфавита. (Буква в)

е) Буква, обозначающая последний звук в слове “парад”. (Буква д)

ё) Буква, следующая за буквой “к”. (Буква л)

ж) С этой буквы начинается третий слог слова “лопата”. (Буква т)



III. Минутка чистописания.

У. - Какие четыре буквы вы сейчас называли?

Д. - Буквы В, д, л, т.

У. - Порядок следования букв в цепочке следующий:

Вдлт Влтд Втдл Вдлт Влтд В…

Д. - Справа от заглавной буквы В находятся строчные буквы д, л, т, которые меняют свой порядок. Первая из них становится последней.

У. - Напишите эту цепочку в указанной последовательности до конца строки.

(Дети работают в тетрадях)

У. - Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные).



IV. Сообщение темы и цели урока.

У. – Ребята, обратите внимание на доску (на доске  слова - сделана транскрипция)

Здравствуй [здраствуй']

сердце   [ с'эрцэ ]

солнце   [ сонцэ ]

грустный  [ грусный' ]                          

У. - .Что интересного вы заметили?

У. – Верно, ребята. Не все буквы обозначены звуками. Буквы пишем, а звуки не произносим.

У. - Какие это буквы? Назовите их. (После ответов детей учитель обводит эти буквы в кружок (это в, д, л, т).

У. – Ребята, обратите внимание – нам встречались уже сегодня на уроке эти буквы. Когда?

У. – Это какие буквы – гласные или согласные?

У. – Верно. Это согласные буквы.

У. - В какой части слова находятся эти буквы? (В корне).

(На доске по мере ответов детей появляется запись:

           - непроизносимые

           - согласные буквы

           - находятся в корне слова)

У.- Ребята, может быть вы готовы назвать тему сегодняшнего урока

У. – Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».

У. – Ребята, скажите пожалуйста, можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными или их нужно запомнить?

У.- Можно. Каким образом? Назовите алгоритм (т.е. как мы будем действовать) проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова.

(- Определяем наличие стечения согласных.

- Подбираем однокоренные слова.

- Выделяем корень в однокоренных словах.

- Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.

- Записываем слово).

У.- Итак, ребята предлагаю заглянуть в учебник на стр. 26 и убедиться, что мы правильно помним алгоритм проверки написания непроизносимых согласных в корне слова. Правило на стр. 26 прочитать. Рассказать соседу по парте.

V. Физкультминутка.

У. – А сейчас мы будем тренироваться слышать слова с непроизносимыми согласными и подбирать к ним проверочные.

- Я называю слова. Если я назову слово, в котором есть непроизносимая согласная, вы хлопаете в ладоши.


Тростник, устный, страна, сердце,  земля, местность, вечер , гигантский, опасный, солнце, голос, обед, счастливый, звёздный, знаменитый, дорога.

VI. Закрепление знаний учащихся.

а) Игра “Отгадай слово”

У. - А теперь я предлагаю, ребята, вам сыграть в игру «Отгадай слово». Я загадываю слово. Угадавший ученик проверяет наличие в названном им слове непроверяемый согласный звук. (После отгадки слово появляется на слайде, а после проверки – открывается “опасное место в слове”)

1. Бабочка, которая любит капусту. (Капустница)

2. Счёт вслух. (Устный)

3. Луг, где пасут скот. (Пастбище)

4. Место вокруг чего-либо. (Окрестность)

5. Весёлое торжество. (Праздник)

У. – Какое слово при проверке вызвало у вас затруднение? Почему? Как мы называем такие слова. Выделите это слово цветом – его правописание нужно запомнить.



б) Самостоятельная работа. (Развитие зрительной памяти учащихся)

У. - Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. (1 минуты).

У каждого словосочетания я убираю первое слово. Ориентируясь на второе слово, напишите первую часть каждого словосочетания по памяти. Подчерните непроизносимые согласные, подберите к ним проверочные слова (напишите их в скобках).

  • честный ответ

  • радостный взгляд

  • поздний час

  • известный спортсмен

У. – Итак, проверяем… Какие слова вы записали?

У. - А что объединяет записанные вами слова? (Слова-признаки, они отвечают на вопрос какой?)



в) К словам левого столбика подберите близкие по смыслу слова (синонимы) из правого столбика. Запишите парами, вставляя пропущенную букву. В скобках запишите проверочное слово.

Огромный         грус(?)ный

Печальный       гиган(?)ский

Знаменитый     извес(?)ный



г) Дополни предложения. Заглядывай в слова-подсказки, вставив, если необходимо пропущенные буквы.

 Наступила _______________ осень, совсем скоро ее сменит зима. На улицах в это время мы видим ________________ картину. Часто моросит холодный дождь. ____________ светит ярко. В ___________ погоду хорошо сидеть дома и ждать ________________ событий.

 Слова-подсказки: со(?)нце, радос(?)ный, грус(?)ный, поз(?)ний, ненас(?)ный.

VII. Рефлексия. Итог урока.

У. - Какую орфограмму мы повторили на сегодняшнем уроке?

- Назовите опознавательные признаки этой орфограммы?

- Прослушайте, пожалуйста, стихотворение

- Какие строчки в стихотворении подсказывают, как мы можем избежать ошибки на данную орфограмму?

- Кому сегодня на уроке было интересно? Что именно?

- Что получилось хорошо?

- А над чем еще нужно поработать?

- Молодцы, ребята!!! Я очень рада, что вы сегодня хорошо поработали. Спасибо вам за урок! До свидание!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
урок русского языка по теме "Непроизносимые согласные в корне слова"

Автор: Кузнецова Ирина Александровна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 236907

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме : " Слова с непроизносимыми согласными" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "137395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417347324"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Урок русского языка в 3 классе по УМК Школа 2100 " Непроизносимые согласные в корне слова""
    ["seo_title"] => string(96) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-umk-shkola-2100-nieproiznosimyie-soghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "248955"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446807601"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока русского языка "Упражнение в применении приобретенных знаний" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-uprazhnieniie-v-primienienii-priobrietiennykh-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "206421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430162723"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока  русского языка  в 3 классе УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "189789"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427032308"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Урок русского языка по теме "Нахождение« опасного звучания»  в словах с непроизносимыми согласными . Алгоритм проверки. "
    ["seo_title"] => string(128) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-nakhozhdieniie-opasnogho-zvuchaniia-v-slovakh-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi-alghoritm-provierki"
    ["file_id"] => string(6) "135572"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416935942"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства