в) Звуки, которые могут “свистеть, звенеть, шуметь, но не хочется им петь”. (Согласные)
г) Несколько согласных букв подряд, иногда встречающихся в слове. (Стечение согласных)
д) Третья буква русского алфавита. (Буквав)
е) Буква, обозначающая последний звук в слове “парад”. (Буквад)
ё) Буква, следующая за буквой “к”. (Буквал)
ж) С этой буквы начинается третий слог слова “лопата”. (Букват)
III. Минутка чистописания.
У. - Какие четыре буквы вы сейчас называли?
Д. - Буквы В, д, л, т.
У. - Порядок следования букв в цепочке следующий:
Вдлт Влтд Втдл Вдлт Влтд В…
Д. -Справа от заглавной буквы В находятся строчные буквы д, л, т, которые меняют свой порядок. Первая из них становится последней.
У. - Напишите эту цепочку в указанной последовательности до конца строки.
(Дети работают в тетрадях)
У. - Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные).
IV. Сообщение темы и цели урока.
У. – Ребята, обратите внимание на доску (на доске слова - сделана транскрипция)
Здравствуй [здраствуй']
сердце [ с'эрцэ ]
солнце [ сонцэ ]
грустный [ грусный' ]
У. - .Что интересного вы заметили?
У. – Верно, ребята. Не все буквы обозначены звуками. Буквы пишем, а звуки не произносим.
У. - Какие это буквы? Назовите их. (После ответов детей учитель обводит эти буквы в кружок (это в, д, л, т).
У. – Ребята, обратите внимание – нам встречались уже сегодня на уроке эти буквы. Когда?
У. – Это какие буквы – гласные или согласные?
У. – Верно. Это согласные буквы.
У. - В какой части слова находятся эти буквы? (В корне).
(На доске по мере ответов детей появляется запись:
- непроизносимые
- согласные буквы
- находятся в корне слова)
У.- Ребята, может быть вы готовы назвать тему сегодняшнего урока
У. – Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».
У. – Ребята, скажите пожалуйста, можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными или их нужно запомнить?
У.- Можно. Каким образом? Назовите алгоритм (т.е. как мы будем действовать) проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова.
(- Определяем наличие стечения согласных.
- Подбираем однокоренные слова.
- Выделяем корень в однокоренных словах.
- Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.
- Записываем слово).
У.- Итак, ребята предлагаю заглянуть в учебник на стр. 26 и убедиться, что мы правильно помним алгоритм проверки написания непроизносимых согласных в корне слова. Правило на стр. 26 прочитать. Рассказать соседу по парте.
V. Физкультминутка.
У. – А сейчас мы будем тренироваться слышать слова с непроизносимыми согласными и подбирать к ним проверочные.
- Я называю слова. Если я назову слово, в котором есть непроизносимая согласная, вы хлопаете в ладоши.
У. - А теперь я предлагаю, ребята, вам сыграть в игру «Отгадай слово». Я загадываю слово. Угадавший ученик проверяет наличие в названном им слове непроверяемый согласный звук. (После отгадки слово появляется на слайде, а после проверки – открывается “опасное место в слове”)
1. Бабочка, которая любит капусту. (Капустница)
2. Счёт вслух. (Устный)
3. Луг, где пасут скот. (Пастбище)
4. Место вокруг чего-либо. (Окрестность)
5. Весёлое торжество. (Праздник)
У. – Какое слово при проверке вызвало у вас затруднение? Почему? Как мы называем такие слова. Выделите это слово цветом – его правописание нужно запомнить.
б) Самостоятельная работа. (Развитие зрительной памяти учащихся)
У. - Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. (1 минуты).
У каждого словосочетания я убираю первое слово. Ориентируясь на второе слово, напишите первую часть каждого словосочетания по памяти. Подчерните непроизносимые согласные, подберите к ним проверочные слова (напишите их в скобках).
честный ответ
радостный взгляд
поздний час
известный спортсмен
У. – Итак, проверяем… Какие слова вы записали?
У. - А что объединяет записанные вами слова? (Слова-признаки, они отвечают на вопрос какой?)
в) К словам левого столбика подберите близкие по смыслу слова (синонимы) из правого столбика. Запишите парами, вставляя пропущенную букву. В скобках запишите проверочное слово.
Огромный грус(?)ный
Печальный гиган(?)ский
Знаменитый извес(?)ный
г) Дополни предложения. Заглядывай в слова-подсказки, вставив, если необходимо пропущенные буквы.
Наступила _______________ осень, совсем скоро ее сменит зима. На улицах в это время мы видим ________________ картину. Часто моросит холодный дождь. ____________ светит ярко. В ___________ погоду хорошо сидеть дома и ждать ________________ событий.