Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Тема урока: Нахождение« опасного звучания» в словах с непроизносимыми согласными . Алгоритм проверки.
Цели урока:
Познавательные:учить обозначению на письме звуковых сочетаний согласных [ сн], [зн] , [ рц] , [нс] , [ств] и способу проверки корневой орфограммы « непроизносимые согласные в корне слова» ; повторить виды разбора ( фонетический , синтаксический ) ; учить работать с толковым словарём;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету ; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (планировать работу, совместно оценивать результат работы);
Развивающие: развивать логическое мышление, развивать навыки исследовательской работы, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию устной и письменной речи, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Город, диктант,морковь, автобус, тетрадь.
Как проверить парный звонкий или глухой согласный , стоящий в слабой позиции ?
- Подберите проверочное слово к слову «тетрадь», изменяяформу слова, подобрав однокоренное слово.
Сделайте транскрипцию слова тетрадь
- Посчитайте количество звуков и букв в слове «тетрадь» .
- Почемубукв больше чем звуков?
- Посмотрите на транскрипцию еще одного известного вам словарного слова : [праз'н'ик]
транскрипция слова « праздник» , запишите его
- Посчитайте количество звуков и букв в этом слове?
- Почемувэтом словебукв больше, чем звуков?
3. Постановка учебной задачи :
нетипичны для слов русского языка . Поэтому в словах с такимисочетаниямибукврусский человекоднуиз буквприпроизнесениинепередает никаким звуком. Возникает противоречие между звучаниеминаписанием слова.
Обратим внимание, что звуковое сочетание [зн ]обозначается буквенным сочетаниемздн (подчеркнуть в транскрипции и слове) . Исследовавсловастакими звуковыми сочетаниями [сн] , [рц], [ств] иужевстречавшееся сочетание[зн]мы выясним, какими буквеннымисочетаниямиэтизвуки будут обозначаться на письме.
4. Исследовательская деятельность учащихся + работа по развитию речи:
- Подберём изапишем однокоренные слова к слову «морозном» , выделим вних корень; вспомнимкакпишутсякорниоднокоренных слов ;слово«морозном» разберёмпо составу.
[зн] ( учитель поясняет , чтоэтосочетаниенастыкекорняисуффикса )обозначаетсябуквеннымсочетаниемзн, а не сочетаниемздн каквслове« праздник»
Учитель дополняетопределение «синоним» тем, что это должны быть слова из одной части речи
- Упражнения для мышц глаз, спины.
5. Первичное закрепление :
- Прочитайтестихотворение – загадку , доскажи словечко
( хором)
В небе проплыла девица
В золотистой колеснице –
Скрылось огненное солнце.
- Прочитайте вопрос после текста
Какой образ использован для описания солнца? ( девица)
- Этот литературный прием называется олицетворение .
Работа с толковым словарём
- Как выпонимаете значение слова «колесница» ?
- Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова
- Колесница – в старину: большаяколеснаяповозка, боевая колесница уд ревних греков и римлян.
- Мысвами будем работать только со словами, в которых встречаются данныез вукосочетания , в учебнике они обозначены вопросительным знаком.
- Подберем однокоренные слова к слову «колесница» , запишите их , обозначьте корни . ( колесо, колесико)
- Вспомним, как пишутся корни однокоренных слов
- записатьслово«колесница» , выделитькорень
опоздал, запоздал,
выделим кореньпозд ,согласныйзвук [д] стоитвсильной позиции ,
6. Реализация построенного проекта
- После нашего исследования какой мы можем сделать вывод? что данные звуковые сочетаниянаписьмеобозначаются разными буквосочетаниями.
- Какпроверитьнепроизносимыйсогласныйзвуквданныхзвукосочетаниях?
- Нужноподобрать однокоренные слова так, чтобыопасный звукстоялвсильнойпозиции , то естьслышалсячетко.
- Прочитаемпервоеслово, пожалуйста, подберите проверочные словак слову «солнце»
солнышко, солнечный
- Какойздесь звук непроизносимый согласный?
( карточки в приложении)
7. Рефлексия деятельности
Какую задачу ставили?
Удалось ли решить поставленную задачу?
Что показалось тебепростым, а что сложным?
Где можно применить новое знание?
Над чем ещё надо поработать?
Приложение к уроку:
[сн] [зн] [рц] [нс] [ств]
Корневая орфограмма «непроизносимый согласный».
Солнце, сердце, лестница, тростник, вестник, местность, пастбище, прелестный, прекрасный, известный, радостный, ненастный, окрестность, костный, участник, доблестный, свистнул, честный, областной, гигантский, яростный, капустный, грустный, хрустнуть, счастливый, лепестки, поздний, праздник, звёздный, небесный, чувство, вкусный, адресный, парусный, колбасный, властный, пресный, древесный, алмазный, отвесный, ужасный, чудесный, устный, грозный, громоздкий , ненавистный, наездник.
Карточка 2
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт