Урок русского языка по теме "Нахождение« опасного звучания» в словах с непроизносимыми согласными . Алгоритм проверки.
Урок русского языка по теме "Нахождение« опасного звучания» в словах с непроизносимыми согласными . Алгоритм проверки.
Тема урока:Нахождение« опасного звучания» в словах с непроизносимыми согласными . Алгоритм проверки.
Цели урока:
Познавательные:учить обозначению на письме звуковых сочетаний согласных [ сн], [зн] , [ рц] , [нс] , [ств] и способу проверки корневой орфограммы « непроизносимые согласные в корне слова» ; повторить виды разбора ( фонетический , синтаксический ) ; учить работать с толковым словарём;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету ; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах(планировать работу, совместно оценивать результат работы);
Развивающие: развивать логическое мышление, развивать навыки исследовательской работы, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию устной и письменной речи, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Город, диктант,морковь, автобус, тетрадь.
Какая ещё одинаковая корневая орфограмма встретилась во всех этих словах?
Как проверить парный звонкий или глухой согласный , стоящий в слабой позиции ?
- Подберите проверочное слово к слову «тетрадь», изменяяформу слова, подобрав однокоренное слово.
Сделайте транскрипцию слова тетрадь
- Посчитайте количество звуков и букв в слове «тетрадь» .
- Почемубукв больше чем звуков?
- Посмотрите на транскрипцию еще одного известного вам словарного слова : [праз'н'ик]
транскрипция слова « праздник» , запишите его
- Посчитайте количество звуков и букв в этом слове?
- Почемувэтом словебукв больше, чем звуков?
3. Постановка учебной задачи :
нетипичны для слов русского языка . Поэтому в словах с такимисочетаниямибукврусский человекоднуиз буквприпроизнесениинепередает никаким звуком. Возникает противоречие между звучаниеминаписанием слова.
Обратим внимание, что звуковое сочетание [зн ]обозначается буквенным сочетаниемздн (подчеркнуть в транскрипции и слове) . Исследовавсловастакими звуковыми сочетаниями [сн] , [рц], [ств] иужевстречавшееся сочетание[зн]мы выясним, какими буквеннымисочетаниямиэтизвуки будут обозначаться на письме.
4. Исследовательская деятельность учащихся + работа по развитию речи:
- Подберём изапишем однокоренные слова к слову «морозном» , выделим вних корень; вспомнимкакпишутсякорниоднокоренных слов ;слово«морозном» разберёмпо составу.
[зн] ( учитель поясняет , чтоэтосочетаниенастыкекорняисуффикса )обозначаетсябуквеннымсочетаниемзн, а не сочетаниемздн каквслове« праздник»
Учитель дополняетопределение «синоним» тем, что это должны быть слова из одной части речи
Спиши стихотворный текст , вставь пропущенные буквы, где это необходимо .
Что за праз...ник Новый го...?
Всем извес...но наперё...:
Это - шу...ки, пес...ни, скри...ки,
И ч...дес...ные улы...ки.
Карточка 2
Спиши стихотворный текст , вставь пропущенные буквы, где это необходимо. Воспользуйся проверочными словами ( текст из карточки 1) : улыбайся, впереди, ч...деса, шутили, песенка, вести, скрипочка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Нахождение« опасного звучания» в словах с непроизносимыми согласными . Алгоритм проверки. »
Тема урока:Нахождение« опасного звучания» в словах с непроизносимыми согласными . Алгоритм проверки.
Цели урока:
Познавательные:учить обозначению на письме звуковых сочетаний согласных [ сн], [зн] , [ рц] , [нс] , [ств] и способу проверки корневой орфограммы « непроизносимые согласные в корне слова» ; повторить виды разбора ( фонетический , синтаксический ) ; учить работать с толковым словарём;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету ; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах(планировать работу, совместно оценивать результат работы);
Развивающие: развивать логическое мышление, развивать навыки исследовательской работы, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию устной и письменной речи, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Работа со словами с традиционным написанием
(запись слов под диктовку, проверка по «цепочке»)
Город, диктант, морковь, автобус, тетрадь.
- Какая ещё одинаковая корневая орфограмма встретилась во всех этих словах?
Как проверить парный звонкий или глухой согласный , стоящий в слабой позиции ?
- Подберите проверочное слово к слову «тетрадь», изменяя форму слова, подобрав однокоренное слово.
Сделайте транскрипцию слова тетрадь
[т'итрат']
- Посчитайте количество звуков и букв в слове «тетрадь» .
- Почему букв больше чем звуков?
- Посмотрите на транскрипцию еще одного известного вам словарного слова : [праз'н'ик]
транскрипция слова « праздник» , запишите его
- Посчитайте количество звуков и букв в этом слове?
- Почему в этом слове букв больше, чем звуков?
3. Постановка учебной задачи :
Причина этого несоответствия в характере произнесения слов русскими людьми. Сочетания трех и более согласных звуков
нетипичны для слов русского языка . Поэтому в словах с такими сочетаниями букв русский человек одну из букв при произнесении не передает никаким звуком. Возникает противоречие между звучанием и написанием слова.
Обратим внимание, что звуковое сочетание [зн ] обозначается буквенным сочетанием здн (подчеркнуть в транскрипции и слове) . Исследовав слова с такими звуковыми сочетаниями [сн] , [рц], [ств] и уже встречавшееся сочетание [зн] мы выясним, какими буквенными сочетаниями эти звуки будут обозначаться на письме.
4. Исследовательская деятельность учащихся + работа по развитию речи:
- Списать предложение, вставив пропущенные буквы там , где это необходимо.
( ученики выполняют задание самостоятельно, один ученик на доске вставляет пропущенные буквы и объясняет свой выбор после того как, класс с заданием справился)
Лё…кие снежинки кружились в моро…..ом воздухе .
- Подберём и запишем однокоренные слова к слову «морозном» , выделим в них корень; вспомним как пишутся корни однокоренных слов ; слово «морозном» разберём по составу.
Проведя наше исследование сделаем вывод : ни в одном из однокоренных слов мы не услышали звук [д] и не увидели букву «д» , значит и в слове « морозном» сочетание звуков
[зн] ( учитель поясняет , что это сочетание на стыке корня и суффикса ) обозначается буквенным сочетанием зн, а не сочетанием здн как в слове « праздник»
- В ходе проверки повторяются понятия « форма слова», «однокоренное слово».
- Далее этот ученик выполняет разбор предложения по членам предложения и определяет в нём части речи.
- Вспомните , какие слова называют синонимами?
Учитель дополняет определение «синоним» тем, что это должны быть слова из одной части речи.