Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: изучить орфограмму «Чередование гласных о и а в корне –кос-/-кас-».
Задачи урока: 1)формировать представление о способе выбора написания О-А в корне –кос- / -кас-, работать над умением определять написание О/А в корне с чередованием и комментировать условия написания;
3) развивать коммуникативные навыки учащихся.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- уметь определять и формулировать тему урока; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на основе адекватной ретраспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера допущенных ошибок; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках (Познавательные УУД).
- уметь писать правильно слова с корнями –кос-/-кас-, составлять схему, алгоритм по правилу.
Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат УУД |
1.Организационный | Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к предстоящей учебной работе | Проверяет готовность обучающихся к уроку; создает эмоциональный настрой: - Добрый день, ребята! Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. | Слушают учителя, оформляют записи в тетрадях | Л: правильно идентифицировать себя с позицией школьника; иметь желание учиться |
2.Постановка целей и задач. Мотивация. | Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; организовать внимание школьников; | Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография». Важный представитель этой страны – орфограмма. - Что такое орфограмма? -Для чего, как вы думаете, мы изучаем орфограммы? -Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? -Перечислите, какие вы знаете виды орфограмм гласных в корне слова? (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные) - Что значит чередующиеся гласные? -Какие корни с чередованием вы знаете?(- лаг-/-лож-, -раст-/-рос-, -бер-/бир-, -мер-/-мир- и др. с чередованием е/и). -От чего зависит написание гласных в этих корнях? Предлагаю вам выполнить следующее задание: вставьте в слова пропущенные буквы, обоснуйте свой выбор. Слайд №3 Изл…гать, р…стение, пол…жжение, прик…саться, выг…рать, р…сточек ,выб_рать, растер_ть, изл_жение,предл_гать, | Отвечают на вопросы. Выполняют задание, повторяют орфограммы, обосновывают выбор. | Л: положительно относиться к учебной деятельности; понимать значение знаний для человека. П: извлекать нужную информацию, самостоятельно ее находить. |
3.Актуализация знаний | Создать проблемную ситуацию, обеспечить мотивацию и принятие учащимися учебно-познавательной деятельности, актуализировать опорные знания и умения. | -Какие затруднения возникли при выполнении задания и почему? Может, мы чего-то не знаем? (как правильно писать корни с чередованием –кас-/-кос-). Значит, какова наша с вами учебная задача? Какая цель стоит перед нами? Что сегодня предстоит выяснить? | Формулируют цель урока; осознают, что Не могут выполнить задание, потому что не знают правило. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу. Л: осознавать свои возможности в учении. К: рассуждать, высказывать и доказывать свое мнение. |
4.Первичное усвоение новых знаний | Показать образец выполнения; создать опорную схему; обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала | Ребята, а как мы можем узнать правило написания корня с чередованием –кос-/-кас-? (из учебника или из наблюдений за словами). Предлагаю следующее задание выполнить в парах. Слайд №5 Перед вами записаны группы слов. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите закономерность в правописании. (Коснуться, прикосновение, неприкосновенность: касается, прикасаться, касание) Попробуйте оформить ваши выводы в виде схемы правила. А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашей схемой. | Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения. Слайд №6 Выделим в слове корень. Поставим ударение. Посмотрим, какая гласная стоит за корнем. Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать А. Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать О. Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм. Оформление схемы. | П: извлекать необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта, выдвигать гипотезы. К: рассуждать, высказывать свое мнение. Р: корректировать написанное. Л: ощущение успеха |
5.Первичная проверка понимания | Установить правильность, полноту и осознанность выполнения заданий; выявить причины затруднения, провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении материала | Слайд №7 Давайте запишем несколько пословиц и загадок на изучаемую орфограмму, вставляя пропущенные буквы, графически объясняя выбор орфограммы в корне. В цвету трава - к…сить пора. К…си к…са, пока роса; роса долой, и мы домой. Если лень прик..снется, то лентяй за работу не берется. Ростом в к…сую сажень. Гладит все, чего к..сается, а дотронешься – кусается. Красная девица сидит в темнице, а к..са на улице. Задание: 1.Третье предложение разобрать синтаксически. 2.Разобрать фонетически слово КОСУЮ. | Выполняют задание, выделяют орфограммы, условия выбора гласной, работают по алгоритму. | П: анализировать объекты с целью выделения признаков, применять схемы. К: выражать свои мысли полно и точно. Р: корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом трудностей и ошибок. |
6.Первичное закрепление | Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; | Слайд №8 Самостоятельная работа учащихся с текстом. Задание: вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -кас- -кос-. В каких предложениях эти слова имеют прямое, а в каких - переносное значение? Как называются такие слова? 1) Доброе солнышко…….. к травам и цветам, и от этого……закипела жизнь в маленьких стебельках. 2). Весна….своим дыханием промерзлой земли, но робкое ……..весны еще не пробудило всей природы. 3) Стемнело. Летучие мыши низко и косо чертят черными зигзагами воздух и порою почти…….лица. | Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой по эталону. Ученик проговаривает алгоритм действий «про себя». | П: находить нужную информацию. Р: уметь решать проблемы. Л: уметь оформлять свои мысли в письменной форме; дать самооценку своих действий. |
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания, способов выполнения домашнего задания | По выбору: 1)упр. № 139, 2)написать лингвистическую сказку о чередовании гласных в корне слова. | Выбирают и записывают домашнее задание в дневники | Л: воспринимать речь учителя, проявлять внимание. |
8.Рефлексия | Дать анализ и оценку успешности достижения цели; планирование последующей работы. | Организация фронтальной работы по вопросам: -Какое правило мы узнали сегодня? -Какую цель мы ставили? Достигли ли мы ее? -Для чего нужно знать правописание корней с чередованием? -Как вы поняли новую тему? Прием «Незаконченное предложение» Слайд №10 | Учащиеся отвечают на вопросы. Заканчивают предложения. | Л: дать самооценку, адекватно понимать успех или неуспех в УД. П: контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. К: уметь слушать и понимать речь других. |
Приложение : презентация по теме урока.
Критериальная модель системы оценивания ответа по теме «Чередование гласных О и А
в корне -кос- / -кас-».
При выполнении заданий, связанных с выбором написания гласной О/А в корне –кос-/-кас-, оценивание осуществляется по следующим критериям: