kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Корни -кас/ -кос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме русского языка по теме "Корни -кас/-кос" в 6 классе. Уроко разработан согласно требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения. Разработка содержит конструкт урока и презентацию. Презентация позволяет провести самоконтроль по изученному материалу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Корни -кас/ -кос" »



Урок русского языка в 6 классе

Тема: Чередование гласных о и а в корне -кос- / -кас- (с презентацией)

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель урока: изучить орфограмму «Чередование гласных о и а в корне –кос-/-кас-».

Задачи урока: 1)формировать представление о способе выбора написания О-А в корне –кос- / -кас-, работать над умением определять написание О/А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

2)работать над закреплением знаний этапов учебной деятельности и их содержания;

3) развивать коммуникативные навыки учащихся.

Предполагаемые результаты:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- уметь определять и формулировать тему урока; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на основе адекватной ретраспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера допущенных ошибок; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках (Познавательные УУД).

Предметные:

- уметь писать правильно слова с корнями –кос-/-кас-, составлять схему, алгоритм по правилу.



Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат УУД

1.Организационный

Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к предстоящей учебной работе

Проверяет готовность обучающихся к уроку; создает эмоциональный настрой:

- Добрый день, ребята! Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед.

Слушают учителя, оформляют записи в тетрадях

Л: правильно идентифицировать себя с позицией школьника; иметь желание учиться

2.Постановка целей и задач. Мотивация.

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

организовать внимание школьников;

Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография». Важный представитель этой страны – орфограмма.

- Что такое орфограмма?

-Для чего, как вы думаете, мы изучаем орфограммы?

-Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком?

-Перечислите, какие вы знаете виды орфограмм гласных в корне слова? (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные)

- Что значит чередующиеся гласные?

-Какие корни с чередованием вы знаете?(- лаг-/-лож-, -раст-/-рос-, -бер-/бир-, -мер-/-мир- и др. с чередованием е/и).

-От чего зависит написание гласных в этих корнях?

Предлагаю вам выполнить следующее задание: вставьте в слова пропущенные буквы, обоснуйте свой выбор.

Слайд №3

Изл…гать, р…стение, пол…жжение,

прик…саться, выг…рать,

р…сточек ,выб_рать,

растер_ть,

изл_жение,предл_гать,

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание, повторяют орфограммы, обосновывают выбор.


Л: положительно

относиться к учебной деятельности; понимать значение знаний для человека.

П: извлекать нужную информацию, самостоятельно ее находить.

3.Актуализация знаний

Создать проблемную ситуацию, обеспечить мотивацию и принятие учащимися учебно-познавательной деятельности, актуализировать опорные знания и умения.

-Какие затруднения возникли при выполнении задания и почему? Может, мы чего-то не знаем? (как правильно писать корни с чередованием –кас-/-кос-). Значит, какова наша с вами учебная задача? Какая цель стоит перед нами? Что сегодня предстоит выяснить?


Формулируют цель урока; осознают, что

Не могут выполнить задание, потому что не знают правило.

Р: формулировать и удерживать учебную задачу.

Л: осознавать свои возможности в учении.

К: рассуждать, высказывать и доказывать свое мнение.

4.Первичное усвоение новых знаний

Показать образец выполнения; создать опорную схему; обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала

Ребята, а как мы можем узнать правило написания корня с чередованием –кос-/-кас-? (из учебника или из наблюдений за словами). Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

Слайд №5

Перед вами записаны группы слов. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите закономерность в правописании.

(Коснуться, прикосновение, неприкосновенность: касается, прикасаться,

касание)


Попробуйте оформить ваши выводы в виде схемы правила. А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашей схемой.


Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.

Слайд №6

  1. Выделим в слове корень.

  2. Поставим ударение.

  3. Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.

  4. Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать А.

  5. Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать О.

Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм.

Оформление схемы.

П: извлекать необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта, выдвигать гипотезы.

К: рассуждать, высказывать свое мнение.

Р: корректировать написанное.

Л: ощущение успеха

5.Первичная проверка понимания

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения заданий; выявить причины затруднения, провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении материала

Слайд №7

Давайте запишем несколько пословиц и загадок на изучаемую орфограмму, вставляя пропущенные буквы, графически объясняя выбор орфограммы в корне.

  1. В цвету трава - к…сить пора.

  2. К…си к…са, пока роса; роса долой, и мы домой.

  3. Если лень прик..снется, то лентяй за работу не берется.

  4. Ростом в к…сую сажень.

  5. Гладит все, чего к..сается, а дотронешься – кусается.

  6. Красная девица сидит в темнице, а к..са на улице.

Задание: 1.Третье предложение разобрать синтаксически. 2.Разобрать фонетически слово КОСУЮ.


Выполняют задание, выделяют орфограммы, условия выбора гласной, работают по алгоритму.

П: анализировать объекты с целью выделения признаков, применять схемы.

К: выражать свои мысли полно и точно.

Р: корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом трудностей и ошибок.

6.Первичное закрепление

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу;

Слайд №8

Самостоятельная работа учащихся с текстом.

Задание: вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -кас- -кос-. В каких

предложениях эти слова имеют прямое, а в каких - переносное значение? Как

называются такие слова?

1) Доброе солнышко…….. к травам и цветам, и от этого……закипела жизнь в маленьких стебельках. 2). Весна….своим дыханием промерзлой земли, но робкое ……..весны еще не пробудило всей природы. 3) Стемнело. Летучие мыши низко и косо чертят черными зигзагами воздух и порою почти…….лица.

Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой по эталону. Ученик проговаривает алгоритм действий «про себя».


П: находить нужную информацию.

Р: уметь решать проблемы.

Л: уметь оформлять свои мысли в письменной форме; дать самооценку своих действий.

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания, способов выполнения домашнего задания

По выбору: 1)упр. № 139,

2)написать лингвистическую сказку о чередовании гласных в корне слова.

Выбирают и записывают домашнее задание в дневники

Л: воспринимать речь учителя, проявлять внимание.

8.Рефлексия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели; планирование последующей работы.

Организация фронтальной работы по вопросам:

-Какое правило мы узнали сегодня?

-Какую цель мы ставили? Достигли ли мы ее?

-Для чего нужно знать правописание корней с чередованием?

-Как вы поняли новую тему?

Прием «Незаконченное предложение»

Слайд №10

Учащиеся отвечают на вопросы.











Заканчивают предложения.

Л: дать самооценку, адекватно понимать успех или неуспех в УД.

П: контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

К: уметь слушать и понимать речь других.




Приложение : презентация по теме урока.













Критериальная модель системы оценивания ответа по теме «Чередование гласных О и А

в корне -кос- / -кас-».


При выполнении заданий, связанных с выбором написания гласной О/А в корне –кос-/-кас-, оценивание осуществляется по следующим критериям:


Критерии

Баллы

1

Умение определить морфему - корень слова.

1

2

Умение определить вид орфограммы в слове (корень с проверяемой, непроверяемой или чередующейся гласной).

1

3

Знание условий выбора гласной в корне.

1

4

Применение алгоритма действий.

1

5

Самостоятельность выполняемых действий.

1

6

Всего баллов

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме "Корни -кас/ -кос"

Автор: Нефёдова Наталья Борисовна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 190975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Правописание гласных в корне кас-кос "
    ["seo_title"] => string(40) "pravopisaniie-ghlasnykh-v-kornie-kas-kos"
    ["file_id"] => string(6) "136023"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417017408"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Буквы О и А в корне -кос-, -кас-" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-bukvy-o-i-a-v-kornie-kos-kas"
    ["file_id"] => string(6) "145276"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418888713"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок русского языка по теме "Буквы о и а в корне -гор- - -гар-" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-o-i-a-v-kornie-ghor-ghar"
    ["file_id"] => string(6) "132504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416340214"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "открытый урок по русскому языку в 5 классе " Буква о, а в корнях  -кас- - -кос-, -лаг- - -лож-.  " "
    ["seo_title"] => string(83) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-bukva-o-a-v-korniakh-kas-kos-lagh-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "211314"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431599796"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Буквы а-о в корне -кас-кос-"
    ["seo_title"] => string(25) "bukvy_a_o_v_korne_kas_kos"
    ["file_id"] => string(6) "615118"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1665936898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства