1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1мин.) 2. Проверка д/з. (работа в парах) (4-5) | Приветственное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Долгожданный дан звонок – Начинается урок. (Слайд 1) (солнышко) Сегодня вас приветствует вместе со мной милое солнышко, которое пусть подарит вам не только свое тепло, но и хорошее настроение. А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа. Отступите строчку для темы, запишите задание 1.Вам необходимо вспомнить изученный материал. Подберите к слову солнце однокоренные слова, составьте словообразовательную цепочку или словообразовательное гнездо, выделите морфемы Вспомним сначала, что такое словообразовательное гнездо. Поменяйтесь тетрадями и проверьте соседа. Слайд 2(Словообразовательное гнездо) Солнце, солнечный, солнечно, солнышко, подсолнечник Какие есть замечания? Кто хочет дополнить? Ребята, тем, у кого получилось 5 и более слов, поставьте на полях два плюсика, у кого 3-4 слова – 1 плюс. В конце урока вы посчитаете общее количество плюсов, выведете результат вашей работы и сдадите тетради на проверку, а я выведу итоговую оценку, проверив грамотность записей. Будьте внимательны! | Приветствие учащихся. Запись учащимися числа, «Классная работа» | Принцип психологической комфортности. УУД: Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний, личностные, коммуникативные., регулятивные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивации к учению. |
2.Актуализация Знаний (3-4) 3. Постановка учебной темы и целей урока. (1-2) 4.Наблюдение над языковым материалом (2-3) | Переходим к заданию 2, которое нужно выполнить в парах на карточке. Подпишите свои фамилии на карточке и выполните задание. Карточки в конце урока сдайте вместе с тетрадями. Работа в парах. Веселый диктант. Вставьте пропущенные буквы, выделяя корни. Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, став добычей работников пищевой отр..сли. Сейчас мы можем прик..снуться к результатам их работы к..сательно данного р..стения Самопроверка в парах. Какие орфограммы встретились? Как объясните их написание? Кто сможет назвать слова-исключения?(ростовщик-человек, дающий деньги в долг под большие проценты, Ростов, отрасль, Ростислав, росток)Слайд3 Какие слова не подходят к представленной орфограмме? Какие корни в них представлены? Как вы объясните правописание вставленных букв? (Кто знает, как их правильно писать?) Какова же будет тема нашего урока? (Буквы А-О в корнях -кас—кос-) Запишите тему урока. Вернитесь к карточке, не учитывая слов прикоснуться и касательно, оцените себя: если все правильно, поставьте на полях ниже 3 плюса, за одну ошибку- 2, за две или три ошибки – 1 плюс. Слайд4 . Прочитайте слова на слайде. Чем они объединены? Какое задание можно придумать к данным словам? Запишите распределительный диктант. Распредели слова в зависимости от правописания (в парах) Касаться, коснуться, касание,коснётся, прикоснись., касается, Выделите корни, сравните столбцы. Слайд 5. В чем отличие? Выделите суффикс А Сделайте вывод, от чего зависит правописание корней. Проверьте свои выводы, воспользовавшись помощью учебника | Запись учащимися числа, «Классная работа» Записывают предложение и отвечают на поставленные вопросы (несколько уч-ков работают у доски) Записывают тему урока Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: подвести к теме, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
5.Усвоение новых знаний.(5) 6.Первичное закрепление знаний. (3) Физ. минутка (2) | 1.Работа с учебником: чтение правила. От чего же зависит написание этих корней?(От суффикса а) Задание 1. Работа с учебником СТР.104 Чтение правила. Вывод. Вернитесь к первому заданию, проверьте, какие гласные должны быть в словах прикоснуться и касательно. Исправьтесь, если есть необходимость. Продолжаем работу в парах, расскажите правило друг другу. Лингвистическая сказка. Каким же образом появился суффикс а за корнем кас? Об этом нам расскажет лингвистическая сказка. Теперь применяем правило на практике. Упр.184 Упражнение 184 «по цепочке» Очень хорошо, значит можно отдохнуть. Физкультминутка. | Коллективная работа Информацион. лист. Записывают в тетрадь слова Работа в парах Физкультминутка | Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы Личностные: устойчивый познавательный интерес. Регулятивные: умение работать в парах, самооценка. |
7.Наблюдение над языковым материалом и последующее закрепление. (5) | Слайд 6. Задание 5. Сформулируйте задание к упражнению, используя вопрос на слайде. Какие слова не относятся к орфограмме «Корень -кос – кас-»? К..саюсь стены рукой, русая к..са, ск..сить траву, к..снитесь пола пальцами рук, к..сой угол, тебя не к..сается, трудолюбивый к..сарь, к..снулся трудного вопроса. Подчеркните необходимые слова. Как различить омонимичные корни? Взаимопроверка в парах. Выполнено без ошибок -3 +, 1 ошибка – 2 +, 3ош. 1+, Задание 6. Карточка ( Приложение 1).Работа в парах. Найдите четвертое лишнее: слайд 6 А1 прик..сновение, неприк..сновенный, к..сательная, соприк..сновения А2 к..сить, к…сьба, к..сой, к..снитесь А3 к..сарь, к..сы, р..с, р..сти А4 к..снулось, к..сается, к..са, к..саться Самопроверка по слайду. Поставьте 3 +… Задание 7. Рассмотрите иллюстрации на слайде, что представлено? Озаглавьте текст. Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию). (Приложение 2). Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию). Зима _________________ своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не ________________ земли, над этим великолепием Легкое _______________ свежего ветерка бодрит. Мороз чуть _______________ реки, но она бежит упрямо вперед. _______________ к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по __________________. Слова для справок: К..снулась, к..саясь, к..сательной, прик..сновение, к..снулся, прик..снешься Зима коснулась своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не касаясь земли, над этим великолепием Легкое прикосновение свежего ветерка бодрит. Мороз чуть коснулся реки, но она бежит упрямо вперед. Прикоснешься к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по касательной. | Индивидуальная, парная, коллективная работа | Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний,Личностные: Потребность в самовыражении и самореализации; устойчивый познавательный интерес. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развитие интереса к языку и чувства языка. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями, явлениями общественной жизни (спорт), явлениями природы). Регулятивные: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные. Строить связное монологическое высказывание. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Оформлять свои мысли в устной форме. |