kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буквы а-о в корне -кас-кос-

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме "Буквы а-о в корне -кас-кос-"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буквы а-о в корне -кас-кос-»

МБОУ СОШ №2 г.Туймазы

Муллагалиева Гульшат Фаниловна, учитель русского языка и литературы

Урок русского языка на тему: «Буквы а и о в корне -кас-кос-"

Тип урока: изучение нового материала.

Метод: частично-поисковый.

Цель урока: познакомить с правописанием гласных в корне -кас-кос-; формировать умение правильно писать слова с данной орфограммой.

Оборудование:

  • ПК; мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • карточки

Планируемые результаты:

Предметные: знать правила, регулирующие выбор букв О или А, уметь сравнивать условия выбора

Познавательные. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

Строить логические рассуждения. Производить анализ, синтез, сравнение.

Регулятивные. Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать проблему урока. Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные. Строить связное монологическое высказывание. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развитие интереса к языку и чувства языка. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями, явлениями общественной жизни (спорт), явлениями природы).








Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1мин.)




2. Проверка д/з. (работа в парах) (4-5)

Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок. 
(Слайд 1) (солнышко)

  • Сегодня вас приветствует вместе со мной милое солнышко, которое пусть подарит вам не только свое тепло, но и хорошее настроение.

  • А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа.

  • Отступите строчку для темы, запишите

задание 1.Вам необходимо вспомнить изученный материал. Подберите к слову солнце однокоренные слова, составьте словообразовательную цепочку или словообразовательное гнездо, выделите морфемы

Вспомним сначала, что такое словообразовательное гнездо.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте соседа. Слайд 2(Словообразовательное гнездо)

Солнце, солнечный, солнечно, солнышко, подсолнечник

Какие есть замечания? Кто хочет дополнить?

Ребята, тем, у кого получилось 5 и более слов, поставьте на полях два плюсика, у кого 3-4 слова – 1 плюс. В конце урока вы посчитаете общее количество плюсов, выведете результат вашей работы и сдадите тетради на проверку, а я выведу итоговую оценку, проверив грамотность записей. Будьте внимательны!



Приветствие учащихся. Запись учащимися числа, «Классная работа»


Принцип психологической комфортности.

УУД: Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний,

личностные, коммуникативные., регулятивные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивации к учению.

2.Актуализация

Знаний (3-4)







3. Постановка учебной темы и целей урока. (1-2)






4.Наблюдение над языковым материалом (2-3)

Переходим к заданию 2, которое нужно выполнить в парах на карточке. Подпишите свои фамилии на карточке и выполните задание. Карточки в конце урока сдайте вместе с тетрадями. Работа в парах. Веселый диктант.

Вставьте пропущенные буквы, выделяя корни.

Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, став добычей работников пищевой отр..сли. Сейчас мы можем прик..снуться к результатам их работы к..сательно данного р..стения

Самопроверка в парах.

  • Какие орфограммы встретились?

  • Как объясните их написание?

  • Кто сможет назвать слова-исключения?(ростовщик-человек, дающий деньги в долг под большие проценты, Ростов, отрасль, Ростислав, росток)Слайд3

  • Какие слова не подходят к представленной орфограмме?

  • Какие корни в них представлены? Как вы объясните правописание вставленных букв? (Кто знает, как их правильно писать?)

  • Какова же будет тема нашего урока? (Буквы А-О в корнях -кас—кос-)

Запишите тему урока.

  • Сформулируйте цель нашего урока.

Вернитесь к карточке, не учитывая слов прикоснуться и касательно, оцените себя: если все правильно, поставьте на полях ниже 3 плюса, за одну ошибку- 2, за две или три ошибки – 1 плюс.

Слайд4 . Прочитайте слова на слайде.

Чем они объединены?

Какое задание можно придумать к данным словам?

Запишите распределительный диктант.

Распредели слова в зависимости от правописания (в парах)

Касаться, коснуться, касание,коснётся, прикоснись., касается,

  • Выделите корни, сравните столбцы. Слайд 5. В чем отличие?

  • Выделите суффикс А

  • Сделайте вывод, от чего зависит правописание корней.

  • Проверьте свои выводы, воспользовавшись помощью учебника

Запись учащимися числа, «Классная работа»


Записывают предложение и отвечают на поставленные вопросы (несколько уч-ков работают у доски)


Записывают тему урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: подвести к теме, спрогнозировать предстоящую деятельность.

5.Усвоение новых знаний.(5)









6.Первичное закрепление знаний. (3)


Физ. минутка (2)

1.Работа с учебником: чтение правила.

От чего же зависит написание этих корней?(От суффикса а)

Задание 1. Работа с учебником СТР.104 Чтение правила. Вывод.

  • Вернитесь к первому заданию, проверьте, какие гласные должны быть в словах прикоснуться и касательно. Исправьтесь, если есть необходимость.

  • Продолжаем работу в парах, расскажите правило друг другу.

  • Лингвистическая сказка.

Каким же образом появился суффикс а за корнем кас? Об этом нам расскажет лингвистическая сказка.


Теперь применяем правило на практике. Упр.184

Упражнение 184 «по цепочке»



Очень хорошо, значит можно отдохнуть. Физкультминутка.

Коллективная работа





Информацион. лист.

Записывают в тетрадь слова

Работа в парах


Физкультминутка

Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

Личностные:

устойчивый познавательный интерес.

Регулятивные: умение работать в парах, самооценка.

7.Наблюдение над языковым материалом и последующее закрепление. (5)







Слайд 6. Задание 5. Сформулируйте задание к упражнению, используя вопрос на слайде. Какие слова не относятся к орфограмме «Корень -кос – кас-»?

  • К..саюсь стены рукой, русая к..са, ск..сить траву, к..снитесь пола пальцами рук, к..сой угол, тебя не к..сается, трудолюбивый к..сарь, к..снулся трудного вопроса.

Подчеркните необходимые слова. Как различить омонимичные корни?

Взаимопроверка в парах. Выполнено без ошибок -3 +, 1 ошибка – 2 +, 3ош. 1+,


Задание 6. Карточка ( Приложение 1).Работа в парах.

Найдите четвертое лишнее: слайд 6

А1 прик..сновение, неприк..сновенный, к..сательная, соприк..сновения

А2 к..сить, к…сьба, к..сой, к..снитесь

А3 к..сарь, к..сы, р..с, р..сти

А4 к..снулось, к..сается, к..са, к..саться

Самопроверка по слайду. Поставьте 3 +…


Задание 7. Рассмотрите иллюстрации на слайде, что представлено?

Озаглавьте текст. Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию). (Приложение 2).

Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию).

Зима _________________ своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не ________________ земли, над этим великолепием Легкое _______________ свежего ветерка бодрит. Мороз чуть _______________ реки, но она бежит упрямо вперед. _______________ к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по __________________.

Слова для справок:

К..снулась, к..саясь, к..сательной, прик..сновение, к..снулся, прик..снешься


Зима коснулась своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не касаясь земли, над этим великолепием Легкое прикосновение свежего ветерка бодрит. Мороз чуть коснулся реки, но она бежит упрямо вперед. Прикоснешься к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по касательной.

Индивидуальная, парная, коллективная работа










Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний,Личностные:

Потребность в самовыражении и самореализации; устойчивый познавательный интерес. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развитие интереса к языку и чувства языка. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями, явлениями общественной жизни (спорт), явлениями природы).


Регулятивные:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные. Строить связное монологическое высказывание. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Оформлять свои мысли в устной форме.


Домашнее задание.(1)


Домашнее задание: (по выбору) (1 мин) Слайд 7

1. Упр.185.

2.Составить 3-4словосочетаний с изученной орфограммой.


Коллективная работа

УУД: познавательные, регулятивные


Рефлексия деятельности.(1-2)

Чем вам запомнился сегодняшний урок?

Что было интересно?

Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?

Что показалось наиболее интересным?

Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?

Посчитайте кол-во плюсов, соотнесите результат работы со смайликом на слайде.


Запись учащимися задания в дневники.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буквы а-о в корне -кас-кос-

Автор: Муллагалиева Гульшат Фаниловна

Дата: 16.10.2022

Номер свидетельства: 615118


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства