kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка разработан в соответствии новым ФГОС НОО.  Главной целью урока являлось формирование умения различать имена существительные, употреблённые в предложном и винительном падежах; сопоставлять их внешне сходные признаки. Урок развивает УУД: коммуникативные, регулятивные, метапредметные, личностные. В течение всего урока используется деятельностный подход. В конце урока проводится рефлексия. Урок подробный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам». »

Исследовательская работа в группе. 1.Прочитай стихотворение из упражнения №151 на стр.88 самостоятельно. – Почему строки вызывают улыбку? Обсуди в группе. 2. – Когда в речи употребляется глагол одел, а когда надел? Найди эту информацию в стихотворении Новеллы Матвеевой. Обсуди в группе. 3. Прочитай справку из словаря. 4. Выберите ученика, который даст полный, развёрнутый ответ. Выслушайте его группой, уточните ответ, дополните, если что-то забыл(а) сказать. 5. Если ответ готов, пусть один поднимет спокойно руку и ответит.

Новелла Матвеева



«Одень», «надень»… Два слова Мы путаем так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. А шуба, стало быть, надета. «Одень», «надень»… Давай глядеть: Когда одеть и что надеть.

Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето. Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет!

Справка из словаря.

Одеть — кого, что. 1. Облечь кого-либо в какую-либо одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; сравните, одеть куклу, манекена… Надеть — что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз…

Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть — с неодушевлёнными.





Исследовательская работа в группе. 1.Прочитай стихотворение из упражнения №151 на стр.88 самостоятельно. – Почему строки вызывают улыбку? Обсуди в группе. 2. – Когда в речи употребляется глагол одел, а когда надел? Найди эту информацию в стихотворении Новеллы Матвеевой. Обсуди в группе. 3. Прочитай справку из словаря. 4. Выберите ученика, который даст полный, развёрнутый ответ. Выслушайте его группой, уточните ответ, дополните, если что-то забыл(а) сказать. 5. Если ответ готов, пусть один поднимет спокойно руку и ответит.

Новелла Матвеева



«Одень», «надень»… Два слова Мы путаем так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. А шуба, стало быть, надета. «Одень», «надень»… Давай глядеть: Когда одеть и что надеть.

Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето. Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет!

Справка из словаря.

Одеть — кого, что. 1. Облечь кого-либо в какую-либо одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; сравните, одеть куклу, манекена… Надеть — что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз…

Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть — с неодушевлёнными.





Исследовательская работа в группе. 1.Прочитай стихотворение из упражнения №151 на стр.88 самостоятельно. – Почему строки вызывают улыбку? Обсуди в группе. 2. – Когда в речи употребляется глагол одел, а когда надел? Найди эту информацию в стихотворении Новеллы Матвеевой. Обсуди в группе. 3. Прочитай справку из словаря. 4. Выберите ученика, который даст полный, развёрнутый ответ. Выслушайте его группой, уточните ответ, дополните, если что-то забыл(а) сказать. 5. Если ответ готов, пусть один поднимет спокойно руку и ответит.

Новелла Матвеева



«Одень», «надень»… Два слова Мы путаем так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. А шуба, стало быть, надета. «Одень», «надень»… Давай глядеть: Когда одеть и что надеть.

Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето. Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет!

Справка из словаря.

Одеть — кого, что. 1. Облечь кого-либо в какую-либо одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; сравните, одеть куклу, манекена… Надеть — что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз…

Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть — с неодушевлёнными.





Исследовательская работа в группе. 1.Прочитай стихотворение из упражнения №151 на стр.88 самостоятельно. – Почему строки вызывают улыбку? Обсуди в группе. 2. – Когда в речи употребляется глагол одел, а когда надел? Найди эту информацию в стихотворении Новеллы Матвеевой. Обсуди в группе. 3. Прочитай справку из словаря. 4. Выберите ученика, который даст полный, развёрнутый ответ. Выслушайте его группой, уточните ответ, дополните, если что-то забыл(а) сказать. 5. Если ответ готов, пусть один поднимет спокойно руку и ответит.

Новелла Матвеева



«Одень», «надень»… Два слова Мы путаем так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. А шуба, стало быть, надета. «Одень», «надень»… Давай глядеть: Когда одеть и что надеть.

Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето. Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет!

Справка из словаря.

Одеть — кого, что. 1. Облечь кого-либо в какую-либо одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; сравните, одеть куклу, манекена… Надеть — что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз…

Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть — с неодушевлёнными.





Исследовательская работа в группе. 1.Прочитай стихотворение из упражнения №151 на стр.88 самостоятельно. – Почему строки вызывают улыбку? Обсуди в группе. 2. – Когда в речи употребляется глагол одел, а когда надел? Найди эту информацию в стихотворении Новеллы Матвеевой. Обсуди в группе. 3. Прочитай справку из словаря. 4. Выберите ученика, который даст полный, развёрнутый ответ. Выслушайте его группой, уточните ответ, дополните, если что-то забыл(а) сказать. 5. Если ответ готов, пусть один поднимет спокойно руку и ответит.

Новелла Матвеева



«Одень», «надень»… Два слова Мы путаем так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. А шуба, стало быть, надета. «Одень», «надень»… Давай глядеть: Когда одеть и что надеть.

Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето. Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет!

Справка из словаря.

Одеть — кого, что. 1. Облечь кого-либо в какую-либо одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; сравните, одеть куклу, манекена… Надеть — что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз…

Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть — с неодушевлёнными.





Исследовательская работа в группе. 1.Прочитай стихотворение из упражнения №151 на стр.88 самостоятельно. – Почему строки вызывают улыбку? Обсуди в группе. 2. – Когда в речи употребляется глагол одел, а когда надел? Найди эту информацию в стихотворении Новеллы Матвеевой. Обсуди в группе. 3. Прочитай справку из словаря. 4. Выберите ученика, который даст полный, развёрнутый ответ. Выслушайте его группой, уточните ответ, дополните, если что-то забыл(а) сказать. 5. Если ответ готов, пусть один поднимет спокойно руку и ответит.

Новелла Матвеева



«Одень», «надень»… Два слова Мы путаем так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. А шуба, стало быть, надета. «Одень», «надень»… Давай глядеть: Когда одеть и что надеть.

Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето. Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет!

Справка из словаря.

Одеть — кого, что. 1. Облечь кого-либо в какую-либо одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; сравните, одеть куклу, манекена… Надеть — что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз…

Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть — с неодушевлёнными.





Блиц-опрос. (2человека)

1.Фразеологизмы: - В двух шагах. (Близко, рядом) -быть с темой урока - Тютелька в тютельку. (Очень точно) - давать ответы - Буря в стакане воды. (Преувеличивать)- не разводить бурю по неудач - Надувать губы. (Обижаться, сердиться) -если что-то не получится 2.- Сколько падежей в русском языке? Назови. (6) - Сколько звуков в русском языке? Назови. (6) 3. –Как называется изменение имён существительных по падежам?(Склонение.) - Что имеет каждый падеж? (Своё название, свои вопросы, свои предлоги, выполняет свою роль в предложении) 4.- Какая буква в алфавите следует после буквы Е?(Ё) - Какая буква в алфавите седьмая по счёту? (Ё) 5. – Начальная форма имени существительного?(Сущ. ед.ч., И.п.) - Начальная форма глагола?(Глаголы, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?) 6. – Как называются все падежи, кроме И.п.? (Косвенные) - Если изменяется окончание в слове, то изменяется …(Форма слова) 7.- В именительном падеже имя существительное в предложении является… (Подлежащим) - В косвенных падежах имя существительное в предложении является… (Дополнением или обстоятельством) 8- Падежная форма И.п. чаще всего используется для…(Называния, наименования предмета) - Падежная форма В.п. чаще всего используется для…(названия предмета, на который направлено действие)

-А какое значение П.п.? (Проблема, пока не знаем) Узнаем на уроке.

А сейчас оцените:

-Как знают изученный материал дети.













Ход урока

Развитие УУД

I.Мотивация к учебной деятельности.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Если хочешь много знать,
Надо потрудиться.

- Настроение каково?

- Во!

- Все такого мнения?

- Все без исключения!

- Может вы уже устали?

- Может ляжем отдохнём?

- Лучше мы урок начнём!

Психологический настрой к уроку

На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

-Запишите число, Классная работа.

2. Закрепление изученного материала.

1) Индивидуальная работа в Т на печатной основе. Самопроверка с образцом.

Стр. 17 № (3 отметки.)

2) Звуко-буквенный разбор слова:

Пальто –{ п а л’ т о] -2 слога, 6 б.,5 зв.

- Дайте устно характеристику звукам.

- Чем интересно это слово?(Неизменяемое)

-Сегодня о таких словах тоже будем говорить.

-Оцените ответ товарища. (1 отметка)

3) Разбор слов по составу.

Полосатая, зонтик, пробегали ,слушать. Оцените ответ. (1отметка)

-Подведите итог: чему учились.

3.Актуализация опорных знаний.

Тему нашего урока поможет сформулировать минутка чистописания. Прочитайте, что здесь написано?( И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п.)

-Напишите названия падежей и подумайте, что не так. (Не хватает П.п.)

Почему? ( Будем учиться различать имена существительные, употреблённые в предложном падеже ) Допишите.

-Действительно сегодня мы завершим работу по теме «Изменение имён существительных по падежам». А почему сегодня? (П.п. – последний, 6 из падежей)

-Какие же задачи вы перед собой поставите? (Ответы детей, дополняет учитель).

Предлагаю вспомнить изученный материал, который поможет настроиться на приобретение новых знаний.

Блиц-опрос. (2человека)

1.Фразеологизмы: - В двух шагах. (Близко, рядом) -быть с темой урока - Тютелька в тютельку. (Очень точно) - давать ответы - Буря в стакане воды. (Преувеличивать)- не разводить бурю по неудачам - Надувать губы. (Обижаться, сердиться) -если что-то не получится 2.- Сколько падежей в русском языке? Назови. (6) - Сколько звуков в русском языке? Назови. (6) 3. –Как называется изменение имён существительных по падежам?(Склонение.) - Что имеет каждый падеж? (Своё название, свои вопросы, свои предлоги, выполняет свою роль в предложении) 4.- Какая буква в алфавите следует после буквы Е?(Ё) - Какая буква в алфавите седьмая по счёту? (Ё) 5. – Начальная форма имени существительного? (Сущ. ед.ч., И.п.) - Начальная форма глагола?(Глаголы, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?) 6. – Как называются все падежи, кроме И.п.? (Косвенные) - Если изменяется окончание в слове, то изменяется …(Форма слова) 7.- В именительном падеже имя существительное в предложении является… (Подлежащим) - В косвенных падежах имя существительное в предложении является… (Дополнением или обстоятельством) 8- Падежная форма И.п. чаще всего используется для…(Называния, наименования предмета) - Падежная форма В.п. чаще всего используется для…(названия предмета, на который направлено действие)

-А какое значение П.п.? (Проблема, пока не знаем) Узнаем на уроке.

А сейчас оцените:

-Как знают изученный материал дети.

(2 отметки)

- Какое значение П.п.? Не забываем эту цель.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Как вы думаете выйти из затруднения?

1) Понаблюдать над существительными в предложениях.

2) Запомнить какие вопросы будем задавать к сущ. П.п., какие предлоги употребляются.

3) Выявить, что обозначают сущ. в П.п.

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Стр. 87 упр. 149.

-Прочитайте всё стихотворение. (1 чел.)

Выпишите из текста только первые 2 строчки, переделав их в предложение. На Д. предложение:

На горе шумит ветла,

На ветле шумит пчела.

- Есть ли непонятные слова? (Ветла)

-Где м. найти его толкование? (В толковом словаре)

(1 человек ищет, а другие предполагают)

-Кто оказался прав? Посмотрите картинку белой ивы.

ветла -ы́, мн. вётлы, -тел, -тлам, ж.

Дерево сем. ивовых. с узкими, острыми серебристыми листьями; белая (серебристая) ива, белотал.

- Какое это предложение? (Сложное, т.к. 2 основы.)
-Какое сущ. входит в 1 основу? (Ветла.)

- Чем оно является в предложении? ( Подлежащим.)

-Значит в каком падеже стоит? (И.п.)

-Есть ли ещё сущ. в 1 простом предложении? (Да – на горе)

- От какого слова и какой вопрос вы зададите? (Шумит на чём? На горе.

-Какого падежа это сущ.? (П.п.) По каким признакам узнали? (По вопросу и предлогу)

-Какое значение имеет в предложении П.п.? (Указывает на место действия)

Разберите точно так же 2 простое предложение. (Идёт работа)

- Вспомните, почему предложный падеж так называется? (Не употребляется без предлогов)

Сделайте вывод: имена сущ. в П.п. м. узнать по вопросам о ком? О чём? и предлогам о, об, в, на, при.

6. Включение в систему знаний и повторение. Сравнение П.п. с В.п.

Стр. 87. Упр. 150. На Д. первые 2 предложения.

- Сравните выделенные слова в этих предложениях. Что заметили? (Одинаковые предлоги)

Понаблюдаем, будут ли одинаковые падежи. (О Родине- вопрос - о чём? О берег- вопрос -обо что? Предлоги одинаковые, а вопросы разные. В 1 пр-ии П.п., а во 2 пр-ии В. п.

Сам-но звыпишите словосочетания из 3 и 4 предложения и поставьте падежи по образцу на Д.

- Проверка. Вывод.

- Основное значение П.п

- указание на предмет высказывания или мысли:

Думать о Родине, говорить о друге. На Д.

-место действия:

Гулять в лесу.

-орудие действия:

Играть на рояле.

- время действия:

Болеть в детстве.

-Какое словарное слово вы сегодня узнаете? Посмотрите на картинки. Что изображено на них? Аллея.

-Что означает это слово?

аллея

[алея], аллеи, ж. [фр. allee]. Дорога, усаженная по обеим сторонам рядами деревьев. Березовая аллея.

-Найдите предложение из упр. 150 с этим словом, научитесь писать сл.слово, напишите его.

7. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных»:

Употребление падежей в речи.

-Что нового вы узнали?

8. Ознакомление с несклоняемыми сущ.

1.Исследовательская работа в группах по плану.

-Когда же мы говорим одеть, а когда надеть?

Сам. работа.

Заслушивание ответов.

- Какое несклоняемое сущ. встретилось в тексте?

Как же определять их падежи?

-Прочитайте рубрику «Вспомните!»

-Расскажите, как определить падеж несклоняемых сущ.?

(По вопросу).

-На закрепление упр.152 стр.88. в парах.

9. Рефлексия учебной деятельности.

-Соотнесите цель урока и свои результаты. Дайте оценку своей работе.

10. Домашнее задание по выбору.

Из Т на печатной основе с. 2 упражнения из 3 по выбору.

Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.

Личностные: самооценка готовности к уроку.

Метапредметные: учебно познавательный интерес,

Организация рабочего места.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам».

Автор: Журавлёва Любовь Ивановна

Дата: 28.09.2014

Номер свидетельства: 115266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока русского языка по теме "Изменение имён существительных по падежам" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "139842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417801075"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока  по теме «Изменение имён существительных по падежам» "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-tiemie-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "115444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411991413"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Технологическая карта урока по теме:" Изменение имён существительных по командам вопросов". УМК "Гармония", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(127) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-komandam-voprosov-umk-garmoniia-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "202685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429293753"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "проверочная работа по теме "Изменение имён существительных по падежам""
    ["seo_title"] => string(85) "provierochnaia-rabota-po-tiemie-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "251190"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447188709"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства