Конспект урока по теме «Изменение имён существительных по падежам»
Конспект урока по теме «Изменение имён существительных по падежам»
Урок русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам».Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; определять падеж изменяемых и неизменяемых имён существительных; различать имена существительные, употреблённые в предложном и винительном падежах; сопоставлять их внешне сходные признаки; работать с рубрикой «Страничка для любознательных»; Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных, учиться работать в паре и в группе, оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
Развитие УУД
.Мотивация к учебной деятельности.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- Настроение каково?
- Во!
- Все такого мнения?
- Все без исключения!
- Может вы уже устали?
- Может ляжем отдохнём?
- Лучше мы урок начнём!
Психологический настрой к уроку
На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.
-Запишите число, Классная работа.
2. Закрепление изученного материала.
1) Индивидуальная работа в Т на печатной основе. Самопроверка с образцом.
Тему нашего урока поможет сформулировать минутка чистописания. Прочитайте, что здесь написано?( И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п.)
-Напишите названия падежей и подумайте, что не так. (Не хватает П.п.)
Почему? ( Будемучиться различать имена существительные, употреблённые в предложном падеже ) Допишите.
-Действительно сегодня мы завершим работу по теме «Изменение имён существительных по падежам». А почему сегодня? (П.п. – последний, 6 из падежей)
-Какие же задачи вы перед собой поставите? (Ответы детей, дополняет учитель).
Предлагаю вспомнить изученный материал, который поможет настроиться на приобретение новых знаний.
Блиц-опрос. (2человека)
.Фразеологизмы: - В двух шагах. (Близко, рядом) -быть с темой урока - Тютелька в тютельку. (Очень точно) - давать ответы - Буря в стакане воды. (Преувеличивать)- не разводить бурю по неудачам
Надувать губы. (Обижаться, сердиться) -если что-то не получится
- Сколько падежей в русском языке? Назови. (6) - Сколько звуков в русском языке? Назови. (6) 3. –Как называется изменение имён существительных по падежам?(Склонение.) - Что имеет каждый падеж? (Своё название, свои вопросы, свои предлоги, выполняет свою роль в предложении) Какая буква в алфавите следует после буквы Е?(Ё)
- Какая буква в алфавите седьмая по счёту? (Ё)
– Начальная форма имени существительного? (Сущ. ед.ч., И.п.) - Начальная форма глагола?(Глаголы, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?) 6. – Как называются все падежи, кроме И.п.? (Косвенные) - Если изменяется окончание в слове, то изменяется …(Форма слова)
7.- В именительном падеже имя существительное в предложении является… (Подлежащим) - В косвенных падежах имя существительное в предложении является… (Дополнением или обстоятельством) 8- Падежная форма И.п. чаще всего используется для…(Называния, наименования предмета) - Падежная форма В.п. чаще всего используется для…(названия предмета, на который направлено действие)
-А какое значение П.п.? (Проблема, пока не знаем) Узнаем на уроке.
А сейчас оцените:
-Как знают изученный материал дети. (2 отметки)
- Какое значение П.п.? Не забываем эту цель.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Как вы думаете выйти из затруднения?
1) Понаблюдать над существительнымив предложениях.
2) Запомнить какие вопросы будем задавать к сущ. П.п., какие предлоги употребляются.
3) Выявить, что обозначают сущ. в П.п.
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Стр. 87 упр. 149.
-Прочитайте всё стихотворение. (1 чел.)
Выпишите из текста только первые 2 строчки, переделав их в предложение. На Д. предложение:
На горе шумит ветла,
На ветле шумит пчела.
- Есть ли непонятные слова? (Ветла)
-Где м. найти его толкование? (В толковом словаре)
(1 человек ищет, а другие предполагают)
-Кто оказался прав? Посмотрите картинку белой ивы.
ветла -ы?, мн. вётлы, -тел, -тлам, ж.
Дерево сем. ивовых. с узкими, острыми серебристыми листьями; белая (серебристая) ива, белотал.
- Какое это предложение? (Сложное, т.к. 2 основы.)
-Какое сущ. входит в 1 основу? (Ветла.)
- Чем оно является в предложении? ( Подлежащим.)
-Значит в каком падеже стоит? (И.п.)
-Есть ли ещё сущ. в 1 простом предложении? (Да – на горе)
- От какого слова и какой вопрос вы зададите? (Шумит на чём? На горе.
-Какого падежа это сущ.? (П.п.) По каким признакам узнали? (По вопросу и предлогу)
-Какое значение имеет в предложении П.п.? (Указывает на место действия)
Разберите точно так же 2 простое предложение. (Идёт работа)
- Вспомните, почему предложный падеж так называется? (Не употребляется без предлогов)
Сделайте вывод: имена сущ. в П.п. м. узнать по вопросам о ком? О чём? и предлогам о, об, в, на, при.
6. Включение в систему знаний и повторение. Сравнение П.п. с В.п.
Стр. 87. Упр. 150. На Д. первые 2 предложения.
- Сравните выделенные слова в этих предложениях. Что заметили? (Одинаковые предлоги)
Понаблюдаем, будут ли одинаковые падежи. (О Родине- вопрос - о чём? О берег- вопрос -обо что? Предлоги одинаковые, а вопросы разные. В 1 пр-ии П.п., а во 2 пр-ии В. п.
Сам-но звыпишите словосочетания из 3 и 4 предложения и поставьте падежи по образцу на Д.
- Проверка. Вывод.
- Основное значение П.п
- указание на предмет высказывания или мысли:
Думать о Родине, говорить о друге. На Д.
-место действия:
Гулять в лесу.
-орудие действия:
Играть на рояле.
- время действия:
Болеть в детстве.
-Какое словарное слово вы сегодня узнаете? Посмотрите на картинки. Что изображено на них? Аллея.
-Что означает это слово?
аллея
[алея], аллеи, ж. [фр. allee]. Дорога, усаженная по обеим сторонам рядами деревьев. Березовая аллея.
-Найдите предложение из упр. 150 с этим словом, научитесь писать сл.слово, напишите его.
7. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных»:
Употребление падежей в речи.
-Что нового вы узнали?
8. Ознакомление с несклоняемыми сущ.
1.Исследовательская работа в группах по плану.
-Когда же мы говорим одеть, а когда надеть?
Сам. работа.
Заслушивание ответов.
- Какое несклоняемое сущ. встретилось в тексте?
Как же определять их падежи?
-Прочитайте рубрику «Вспомните!»
-Расскажите, как определить падеж несклоняемых сущ.?
(По вопросу).
-На закрепление упр.152 стр.88. в парах.
9. Рефлексия учебной деятельности.
-Соотнесите цель урока и свои результаты. Дайте оценку своей работе.
10. Домашнее задание по выбору.
Из Т на печатной основе с. 2 упражнения из 3 по выбору.
сформировать самооценку готовности к уроку.
самооценка готовности к уроку.
учебно- познавательный интерес,
организация рабочего места.
Личностные: самоопределение роли ученика.
умение слушать и слышать.
Регулятивные:
сопоставление с эталоном
Познавательные: понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа.
Личностные: проявление интереса к изучению нового материала.
Коммуникативные: учет разных мнений и стремление сотрудничать; формулирование собственного мнения.
формулирование учебной задачи.
Метапредметные:
-освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: самооценка.
прогнозирование.
Познавательные: общеучебные -самостоятельное выделение, формулирование цели; умение добывать информацию из источников.
моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
умение слушать и слышать партнеров, видеть ошибки, контролировать себя и партнеров.
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, самооценка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Изменение имён существительных по падежам» »
Урок русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам». учителя начальных классов МАОУ СОШ №7 города Соликамска Пермского края Журавлёвой Любови Ивановны, данный в 4а классе 07.11.2013г.
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; определять падеж изменяемых и неизменяемых имён существительных; различать имена существительные, употреблённые в предложном и винительном падежах; сопоставлять их внешне сходные признаки; работать с рубрикой «Страничка для любознательных»; Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных, учиться работать в паре и в группе, оценивать результаты своей деятельности.
Приложение1
Исследовательская работа в группе. 1.Прочитай стихотворение из упражнения №151 на стр.88 самостоятельно. – Почему строки вызывают улыбку? Обсуди в группе. 2. – Когда в речи употребляется глагол одел, а когда надел? Найди эту информацию в стихотворении Новеллы Матвеевой. Обсуди в группе. 3. Прочитай справку из словаря. 4. Выберите ученика, который даст полный, развёрнутый ответ. Выслушайте его группой, уточните ответ, дополните, если что-то забыл(а) сказать. 5. Если ответ готов, пусть один поднимет спокойно руку и ответит.
Новелла Матвеев
«Одень», «надень»… Два слова Мы путаем так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. А шуба, стало быть, надета. «Одень», «надень»… Давай глядеть: Когда одеть и что надеть.
Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето. Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет!
Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть — с неодушевлёнными.
Приложение2
Блиц-опрос. (2человека)
1.Фразеологизмы: - В двух шагах. (Близко, рядом) -быть с темой урока - Тютелька в тютельку. (Очень точно) - давать ответы - Буря в стакане воды. (Преувеличивать)- не разводить бурю по неудач - Надувать губы. (Обижаться, сердиться) -если что-то не получится 2.- Сколько падежей в русском языке? Назови. (6) - Сколько звуков в русском языке? Назови. (6) 3. –Как называется изменение имён существительных по падежам?(Склонение.) - Что имеет каждый падеж? (Своё название, свои вопросы, свои предлоги, выполняет свою роль в предложении) 4.- Какая буква в алфавите следует после буквы Е?(Ё) - Какая буква в алфавите седьмая по счёту? (Ё) 5. – Начальная форма имени существительного?(Сущ. ед.ч., И.п.) - Начальная форма глагола?(Глаголы, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?) 6. – Как называются все падежи, кроме И.п.? (Косвенные) - Если изменяется окончание в слове, то изменяется …(Форма слова) 7.- В именительном падеже имя существительное в предложении является… (Подлежащим) - В косвенных падежах имя существительное в предложении является… (Дополнением или обстоятельством) 8- Падежная форма И.п. чаще всего используется для…(Называния, наименования предмета) - Падежная форма В.п. чаще всего используется для…(названия предмета, на который направлено действие)
-А какое значение П.п.? (Проблема, пока не знаем) Узнаем на уроке.
А сейчас оцените:
-Как знают изученный материал дети?
Ход урока
Развитие УУД
I.Мотивация к учебной деятельности.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- Настроение каково?
- Во!
- Все такого мнения?
- Все без исключения!
- Может вы уже устали?
- Может ляжем отдохнём?
- Лучше мы урок начнём!
Психологический настрой к уроку
На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.
-Запишите число, Классная работа.
2. Закрепление изученного материала.
1) Индивидуальная работа в Т на печатной основе. Самопроверка с образцом.
Тему нашего урока поможет сформулировать минутка чистописания. Прочитайте, что здесь написано?( И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п.)
-Напишите названия падежей и подумайте, что не так. (Не хватает П.п.)
Почему? ( Будем учиться различать имена существительные, употреблённые в предложном падеже ) Допишите.
-Действительно сегодня мы завершим работу по теме «Изменение имён существительных по падежам». А почему сегодня? (П.п. – последний, 6 из падежей)
-Какие же задачи вы перед собой поставите? (Ответы детей, дополняет учитель).
Предлагаю вспомнить изученный материал, который поможет настроиться на приобретение новых знаний.
Блиц-опрос. (2человека)
1.Фразеологизмы: - В двух шагах. (Близко, рядом) -быть с темой урока - Тютелька в тютельку. (Очень точно) - давать ответы - Буря в стакане воды. (Преувеличивать)- не разводить бурю по неудачам - Надувать губы. (Обижаться, сердиться) -если что-то не получится 2.- Сколько падежей в русском языке? Назови. (6) - Сколько звуков в русском языке? Назови. (6) 3. –Как называется изменение имён существительных по падежам?(Склонение.) - Что имеет каждый падеж? (Своё название, свои вопросы, свои предлоги, выполняет свою роль в предложении) 4.- Какая буква в алфавите следует после буквы Е?(Ё) - Какая буква в алфавите седьмая по счёту? (Ё) 5. – Начальная форма имени существительного? (Сущ. ед.ч., И.п.) - Начальная форма глагола?(Глаголы, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?) 6. – Как называются все падежи, кроме И.п.? (Косвенные) - Если изменяется окончание в слове, то изменяется …(Форма слова) 7.- В именительном падеже имя существительное в предложении является… (Подлежащим) - В косвенных падежах имя существительное в предложении является… (Дополнением или обстоятельством) 8- Падежная форма И.п. чаще всего используется для…(Называния, наименования предмета) - Падежная форма В.п. чаще всего используется для…(названия предмета, на который направлено действие)
-А какое значение П.п.? (Проблема, пока не знаем) Узнаем на уроке.
А сейчас оцените:
-Как знают изученный материал дети.
(2 отметки)
- Какое значение П.п.? Не забываем эту цель.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Как вы думаете выйти из затруднения?
1) Понаблюдать над существительными в предложениях.
2) Запомнить какие вопросы будем задавать к сущ. П.п., какие предлоги употребляются.
3) Выявить, что обозначают сущ. в П.п.
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Стр. 87 упр. 149.
-Прочитайте всё стихотворение. (1 чел.)
Выпишите из текста только первые 2 строчки, переделав их в предложение. На Д. предложение:
На горе шумит ветла,
На ветле шумит пчела.
- Есть ли непонятные слова? (Ветла)
-Где м. найти его толкование? (В толковом словаре)
(1 человек ищет, а другие предполагают)
-Кто оказался прав? Посмотрите картинку белой ивы.
ветла -ы́, мн. вётлы, -тел, -тлам, ж.
Дерево сем. ивовых. с узкими, острыми серебристыми листьями; белая (серебристая) ива, белотал.
- Какое это предложение? (Сложное, т.к. 2 основы.) -Какое сущ. входит в 1 основу? (Ветла.)
- Чем оно является в предложении? ( Подлежащим.)
-Значит в каком падеже стоит? (И.п.)
-Есть ли ещё сущ. в 1 простом предложении? (Да – на горе)
- От какого слова и какой вопрос вы зададите? (Шумит на чём? На горе.
-Какого падежа это сущ.? (П.п.) По каким признакам узнали? (По вопросу и предлогу)
-Какое значение имеет в предложении П.п.? (Указывает на место действия)
Разберите точно так же 2 простое предложение. (Идёт работа)
- Вспомните, почему предложный падеж так называется? (Не употребляется без предлогов)
Сделайте вывод: имена сущ. в П.п. м. узнать по вопросам о ком? О чём? и предлогам о, об, в, на, при.
6. Включение в систему знаний и повторение. Сравнение П.п. с В.п.
Стр. 87. Упр. 150. На Д. первые 2 предложения.
- Сравните выделенные слова в этих предложениях. Что заметили? (Одинаковые предлоги)
Понаблюдаем, будут ли одинаковые падежи. (О Родине- вопрос - о чём? О берег- вопрос -обо что? Предлоги одинаковые, а вопросы разные. В 1 пр-ии П.п., а во 2 пр-ии В. п.
Сам-но звыпишите словосочетания из 3 и 4 предложения и поставьте падежи по образцу на Д.
- Проверка. Вывод.
- Основное значение П.п
- указание на предмет высказывания или мысли:
Думать о Родине, говорить о друге. На Д.
-место действия:
Гулять в лесу.
-орудие действия:
Играть на рояле.
- время действия:
Болеть в детстве.
-Какое словарное слово вы сегодня узнаете? Посмотрите на картинки. Что изображено на них? Аллея.
-Что означает это слово?
аллея
[алея], аллеи, ж. [фр. allee]. Дорога, усаженная по обеим сторонам рядами деревьев. Березовая аллея.
-Найдите предложение из упр. 150 с этим словом, научитесь писать сл.слово, напишите его.
7. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных»:
Употребление падежей в речи.
-Что нового вы узнали?
8. Ознакомление с несклоняемыми сущ.
1.Исследовательская работа в группах по плану.
-Когда же мы говорим одеть, а когда надеть?
Сам. работа.
Заслушивание ответов.
- Какое несклоняемое сущ. встретилось в тексте?
Как же определять их падежи?
-Прочитайте рубрику «Вспомните!»
-Расскажите, как определить падеж несклоняемых сущ.?
(По вопросу).
-На закрепление упр.152 стр.88. в парах.
9. Рефлексия учебной деятельности.
-Соотнесите цель урока и свои результаты. Дайте оценку своей работе.
10. Домашнее задание по выбору.
Из Т на печатной основе с. 2 упражнения из 3 по выбору.
Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.
Личностные: самооценка готовности к уроку.
Метапредметные: учебно- познавательный интерес,
организация рабочего места.
Личностные: самоопределение роли ученика.
Коммуникативные: умение слушать и слышать.
Регулятивные:
сопоставление с эталоном
Познавательные: понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа.
Личностные: проявление интереса к изучению нового материала.
Коммуникативные: учет разных мнений и стремление сотрудничать; формулирование собственного мнения.
Регулятивные: формулирование учебной задачи.
Метапредметные:
-освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: самооценка.
Регулятивные: прогнозирование.
Познавательные: общеучебные -самостоятельное выделение, формулирование цели; умение добывать информацию из источников.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: умение слушать и слышать партнеров, видеть ошибки, контролировать себя и партнеров.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, самооценка.