1. Организационный момент
| Ставит задачу - проверяет готовность рабочего места обучающегося. - Прозвенел звонок и смолк – начинается урок. - Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Принимать гостей всегда очень приятно. Давайте поприветствуем их так, как это делают школьники. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам успешной работы. Садитесь. - Какие качества помогут вам добиться успеха? (трудолюбие, внимание, усидчивость, взаимопомощь...) - Я уверена, что вы все на уроке будете внимательными, усидчивыми, трудолюбивыми и будете помогать друг другу. Желаю вам успеха на уроке! | Проверяют готовность рабочего места (наличие учебника, печатной тетради, письменных принадлежностей) | Формирование умений организовывать рабочее место. | Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Личностные: |
2. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности.
| Организует повторение изученного материала: - Ребята, чем мы занимались на протяжении нескольких уроков? (Выясняли, как изменяются части речи). - За словами, каких частей речи мы наблюдали? (имени существительного, имени прилагательного, глагола). Проводит параллель с ранее изученным материалом. Подводит обучающихся к формулированию темы урока. - Давайте вспомним, как изменяются эти части речи. - Как изменяется имя существительное? - Как изменяется имя прилагательное? - Как изменяются глаголы в определённой форме? Выводит на доску первую страничку флипчарта. - А с какой частью речи, мы будем сегодня работать, вы узнаете, отгадав загадку: Есть один седой старик, Превращаться он привык: В шляпу, в дерево, в конфеты – в общем, в разные предметы. - О какой части речи идёт речь? Почему? Кликом мыши убирает имя прилагательное, глагол. - Так, как же изменяются имена существительные? | Вспоминают об изученных изменениях частей речи, отвечают на вопросы учителя, строят речевые высказывания. Вспоминают, в какой форме могут употребляться имена существительные, имена прилагательные и глаголы (в определённой форме), объясняют свой выбор, определяют границы знания и незнания, пытаются сформулировать тему урока. | Систематизация на основе имеющихся знаний информации об изученных изменениях частей речи. Развитие умения изменять форму имени существительного. | Познавательные: синтез, как составление целого из частей; построение логической цепи рассуждений, обоснование выбора. Регулятивные: Коммуникативные: построение речевого высказывания. |
3. Определение учебной задачи | Уточняет понимание обучающимися поставленные цели урока. - Давайте поработаем с одним из имён существительных. Предлагаю вам отгадать ещё одну загадку: Мама с папой говорят, Что теперь я — старший брат, Что за куколка в коляске плачет? Видимо, от тряски? В ванной ползунков гора! Брату кто она? … (Сестра.) - С каким существительным будем работать? На доску вывешивает слово «сестра» с указанием орфографической задачи. - Открываем тетради, записываем: «Девятое декабря. Классная работа». - Запишите слово «сестра», решив орфографическую задачу. Вызывается один ученик к доске и выполняет задание на доске. - Через чёрточку, запишите проверочное слово. Каким способом проверки мы воспользовались? (Из одного предмета сделали – много). - Так как мы изменили существительное? (По числам). Обратить внимание на флипчарт. - А как ещё изменяются существительные? (По команде вопроса). - Измените слово «сестра» по команде вопроса. - По какому ещё вопросу…. - А, вы точно знаете, по командам, каких вопросов изменяется имя существительное? - Какая же тема нашего урока? (Изменение имён существительных по команде вопросов). - Какую цель поставим на урок? (Научиться изменять имена существительные по командам вопросов). | Осуществляют учебное сотрудничество, обосновывают свой выбор, отвечают на вопросы учителя, строят рассуждения, пытаются определить учебную задачу. Записывают в рабочих тетрадях слово «сестра», решая орфографическую задачу. | Повторение правил проверки безударного гласного в корне существительного способом изменения по числам. Определение и формулирование темы урока. | Познавательные: Регулятивные:
Личностные: Коммуникативные: |
4. Работа по открытию нового знания. | Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке. - Для этого предлагаю вам выполнить упражнение 190 на странице 76 учебника. - Прочитайте задание к упражнению (про себя, вслух). Где будем работать? (В тетради – задачнике). - Почему вы так решили? (Потому что дан значок «выполняй задание в тетради – задачнике»). - Прочтите задание в тетради – задачнике. - Какое слово будем вписывать? (Сестра). - Вписывая слово «сестра», о чём необходимо помнить? (Оставим слово в начальной форме или будем его изменять). Организует учебное взаимодействие обучающихся в парах. - Над этим упражнением предлагаю вам поработать в парах. Осуществляет проверку по странице 2 флипчарта. Организует самопроверку задания. - Если, задание выполнено верно, поставьте себе «+», если, были ошибки «-». - Пришлось ли изменять форму слова «сестра»? (Пришлось). - Для чего? (Чтобы связать слова в предложении по смыслу). - Какая часть слова при этом изменялась? (Окончание). - Выделите окончания в формах слова «сестра». - Проверим. - По команде каких вопросов изменяли слово «сестра»? Выставляет на доску команды вопросов: кто? кого? кому? кого? кем? о ком? - Перечислите вопросы, по которым изменялось слово «сестра». - Чем мы сейчас занимались? (Изменяли существительное по командам вопросов). - В результате работы, что выяснили? (Выяснили, по каким вопросам изменяется имя существительное). На доску выставляется: «Выяснить» (1 – й пункт плана работы). - Предлагаю понаблюдать ещё за одним словом. В этом нам поможет упражнение 191. - Прочтите задание к упражнению. - Какое слово необходимо вписать? (Река). - Каким образом будем работать над словом? (Будем ставить вопросы к существительному и записывать его формы, выделяя при этом окончания). - Поработаем в парах и выполним данное задание. Осуществляет проверку при помощи документ – камеры. Организует самопроверку задания. - Если, задание выполнено верно, поставьте себе «+», если, были ошибки «-». - Скажите по порядку вопросы, которые вы задавали. Выставляет на доску команды вопросов: что? чего? чему? что? чем? о чём? - Сколько раз вам пришлось изменять форму слова? (6 раз). - Для чего вы изменяли форму слова? (Чтобы связать слова в предложении по смыслу). Обращается к пункту плана «Выяснить». - Что мы выяснили? (По каким вопросам изменяются имена существительные). - Значит, этот этап работы нами выполнен. Ставит отметку о выполнении пункта плана «Выяснить». - А знаете ли вы, как называется изменение имён существительных по командам вопросов? (Нет). А где мы можем это узнать? (В учебнике, спросить у взрослых,почитать в справочной литературе и т.д.). На доску выставляет: «Узнать» (2 – й пункт плана работы). Организует фронтальную работу по выбору необходимой информации из учебника. - Сегодня мы будем получать информацию из учебника и поможет в этом упражнение 192 на странице 77 учебника. - Прочтите задание упражнения. Что предлагает выполнить учебник? (Прочитать и узнать новое об изменениях слов). - Читаем (про себя, вслух). - Для чего изменяются имена существительные? (Для связи слов в предложении). - По командам, каких вопросов изменяются имена существительные? (При помощи флипчарта называются вопросы). - Как учёные назвали изменения имён существительных по командам этих вопросов? (Изменением по падежам). - Что означает слово «падеж» в переводе с греческого? (Падение). - Почему? (Изменяясь, имя существительное как бы падает со ступеньки на ступеньку). Сколько ступенек с вопросами? (6). - Сколько пар вопросов? (6). - Сколько же падежей в русском языке? (6). - Продолжим читать и узнавать новое. Выполним упражнение 193 на страницах 77 – 78 учебника. -Выясним, какие важные сведения сообщает учебник. - Что узнали? (Именительный падеж – главный. Его так назвали, потому что он даёт имя предмету, требуя ответа на вопросы: кто? что?). Читает стихотворение об имени существительном. Обращает внимание обучающихся на страницу 3 флипчарта. - Существительное, в какой форме является начальной формой имени существительного? (В именительном падеже, в единственном числе). - Узнали новые сведения? (Узнали). Ставит отметку о выполнении пункта плана «Узнать». | Читают задания к упражнениям, определяют, какое задание необходимо выполнить. Планируют работу по изучению нового материала в ходе урока. Отвечают на вопросы учителя, доказывают верность своего ответа. Работают в парах. Вписывают имена существительные в предложения, изменяя их по командам вопросов. Определяют, по командам, каких вопросов изменяются имена существительные, выясняют, что при этом изменяется окончание существительного, называют окончания форм существительного. Осуществляют самопроверку по образцу страницы флипчарта (упр. 190), при помощи документ – камеры (упр.191). Оценивают свою работу при помощи методики «Плюс. Минус». Извлекают нужную информацию из учебника. Читают новые научные сведения в учебнике, анализируют содержание прочитанного, отвечают на вопросы учителя. Планируют работу на уроке. | Развитие умений изменять имена существительные по командам вопросов для связи слов в предложении. Знакомство с командами вопросов, по которым изменяются имена существительные. Формирование понятий «падеж», изменение имён существительных по командам вопросов - изменение по падежам. Знакомство с именительным падежом, как начальной формой имени существительного, его вопросами. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познавательные: знаково - символические действия (чтение условных обозначений учебника); анализ изменения имён существительных по команде вопроса; поиск информации и анализ информации, логические (установление соответствия); обобщение. Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; способность к преодолению препятствий; планирование: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; целеполагание (принятие учебной задачи), осуществление самоконтроля, самооценка.
Личностные: |
5. Закрепление нового материала.
| Организует закрепление изученного об именительном падеже имён существительных в соответствии с планом работы. - У нас на доске пункты плана, которые мы уже выполнили. Перечислите их. (Выяснить. Узнать). - Как вы думаете, а теперь, что мы должны сделать? (Закрепить наши знания). На доску выставляет: «Закрепить» (3 – й пункт плана работы). - Подберите по три слова в каждый столбик. На какие вопросы должны отвечать слова? (кто? что?). Организует индивидуальную работу. Во время работы детей, проверяя задание, выбирает слова во множественном числе. - Прочтите, записанные вами слова. Выслушивает ответы 3 – 4 человек. - Что вы можете сказать об этих словах? (Это имена существительные, в именительном падеже). - Посмотрев в ваши работы, я выписала на доску следующие слова… Организует коллективную работу по определению начальной формы имени существительного. Открывает запись на доске: кто? что? кошки игры клоуны книги - Стоят ли данные имена существительные в начальной форме? (Нет). - Почему? (Потому что начальная форма имени существительного – это существительное в именительном падеже, в единственном числе. А эти существительные стоят в именительном падеже. Во множественном числе). - Молодцы. Закрепили мы свои знания об именительном падеже? ( Да). - Значит, мы выполнили пункт плана «Закрепить» Ставит отметку о выполнении пункта плана «Закрепить». | Планируют работу по изучению нового материала в ходе урока. Записывают имена существительные в два столбика, распределяя по командам вопросов: кто? что?. Отвечают на вопросы учителя, доказывают верность своего ответа. Выясняют, что существительные в именительном падеже, во множественном числе не стоят в начальной форме. | Закрепление знаний об именительном падеже имени существительного. | Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: поиск и анализ информации; анализ слов с целью выделения признаков имён существительных; подведение под понятие «начальная форма имени существительного»; формулирование выводов. Личностные: |
6. Рефлексия | Организует рефлексию, в форме перекрёстного опроса по изученному материалу. - А что осталось сделать в конце урока? (Подвести итог). На доску выставляет: «Подвести итог» (4 – й пункт плана работы). - Какова была тема урока? ( Изменение имён существительных по командам вопросов). - Какую цель мы ставили на урок? (Научиться изменять имена существительные по командам вопросов). - С какими новыми научными сведениями познакомились? - Какое задание вам показалось самым трудным? - Какое задание было самое интересное? - Как вы думаете, что будем изучать на следующих уроках? - Кого можно похвалить за активную работу? - Оцените свою работу на уроке при помощи красного, жёлтого и зелёного карандашей. - Как вы себя оценили? Выслушивает 5 – 6 человек. | Называют основные позиции материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось). Строят речевое высказывание. Осуществляют самооценку. | См. предыдущие этапы. | Познавательные: рефлексия Коммуникативные: постановка вопросов, построение речевого высказывания Личностные: смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок?»
|