kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме: "Язык и человек. Язык и речь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК: учебник под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык 5 класс»

Тема: «Язык и речь. Язык и человек» в условиях реализации ФГОС.

Цель: организовать деятельность детей для формирования  понятий и значений слов «язык» и «речь».

Задачи:

Метапредметные :

-искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

-формирование информационной компетенции работы с текстом.

Личностные:

-воспитывать любовь к родному языку;

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Предметные:

-развивать умение отличать значения данных слов в контексте;

-формировать навык работы со словарями.

Тип урока: вводный

Оборудование: «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, смайлики, компьютер, мультимедийная проектор, экран, презентация.

Ход урока.

Берегите наш язык,

наш прекрасный Русский Язык!

И.С.Тургенев

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

-Добрый день, ребята! На столах у вас лежат три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению (учащиеся выбирают смайлик). Сколько улыбок засветилось у нас в классе.

-А это моё настроение.. Я готова продуктивно сотрудничать с вами.

II. Актуализация знаний.

-Как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока? А узнаем мы это, отгадав кроссворд (вопросы на листочках у каждого). А ответ вы увидите в выделенных клеточках (1 слайд).

1.Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(сентябрь)

2.Вот на ножке купол-гриб,

Он от ливня защитит.

Не намокнет пешеход,

Если спрячется под...

(зонт)

3.Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? ...

(птицы)

4.Я скажу вам по науке,

Что мы означаем звуки,

А еще могу добавить,

Что без нас слов не составить.

(Буквы)

5. Эта белая подушка

Серый след стирает ушком.

(ластик)

6.Он не ёжик и не ёлка,

У него одна иголка.

Он не ходит, а танцует

И окружности рисует.

(циркуль)

7. Он большой, пока он мал.

Постарел - малюткой стал:

Уменьшался понемножку

И рассыпался на крошки.

ел)

8.Эта палочка с хвостом

Протанцует над листом.

Будут на листе каляки

У Валерки-забияки,

А у умницы-Маринки -

Разноцветные картинки.

(кисточка)

9.Я раздут согласно чину,

И меня важнее нет:

Доверяют мне причины,

И вопросы, и ответ.

Сижу дома вечерами,

Рвусь, конечно, от излишек,

А еще служу санями

Для отчаянных мальчишек.

(портфель)

-Запишите в тетради тему нашего сегодняшнего урока «Язык и человек. Язык и речь» (2 слайд).

III. Проблемное объяснение нового знания.

- С чего же начать «открытие нового знания»? (дети предлагают свои ответы)

- (Слово учителя). Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку. Лев Успенский в своей замечательной книге “Слово о словах” пишет: “Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”.

         Русский язык, как и другие языки мира, все время развивается, обогащается новыми словами. И каждое слово имеет свою историю. Узнавать историю слов, догадываться об их происхождении – очень увлекательное занятие. 

- Посмотрите на нашу выставку, на которой представлено множество словарей (учитель знакомит ребят со словарями). Многими мы будем  пользоваться на уроках. А начнём прямо сейчас.

-  Давайте заглянем в «Толковый  словарь живого великорусского языка» В.И.Даля и “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой  и посмотрим, что же такое язык, а что такое речь? (дети работают в группах: 1 группа – «язык», 2 группа – «речь») (1 ученик из группы рассказывает о проделанной работе) (3 слайд)

-Слово “язык”  многозначное:

  1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.
  2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.
  3. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
  4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.
  5. Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.
  6. Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.

- Оказывается слово “речь” тоже многозначное. (4 слайд)

  1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
  2. Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.
  3. Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
  4. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
  5. Публичное выступление. Выступать с речью.

- А можно ли обойтись без языка? (дети предлагают ответы)

IV. Первичное закрепление.

- А как вы думаете для чего служит язык? (ответы детей)

- Давайте это выясним, выполнив упражнение 1.

- Прочитайте текст и оцените свой ответ. Правильно ли вы рассказали «для чего служит язык» (читает 1 ученик, все остальные следят по учебнику).

- Найдите предложения, которые прямо отвечают на этот вопрос. (С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка.) (5 слайд)

V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Правильно спишите эти два предложения, пользуясь алгоритмом (6 слайд):

1. прочитайте предложение, постарайтесь понять его смысл;

2. передайте первую часть предложения (до паузы); карандашом подчеркните трудные случаи написания; запомните эту часть, для чего ещё раз прочитайте её и повторите про себя по памяти;

3. Запишите прочитанную часть, стараясь не смотреть во время записи в учебник;

4.Так же работайте над следующим отрезком предложения;

5. По окончании записи всего предложения перечитайте записанное в тетради предложение и затем по отрезкам-частям проверьте, то есть сопоставьте с напечатанным в учебнике. Оцените себя.(7 слайд - условные обозначения)

 «!» - выполнил всё правильно и аккуратно.

«+» - есть незначительные ошибки или исправления.

«-« - допустил более 2 ошибок, много исправлений.

- Какими примерами из своей жизни вы можете доказать, что язык – это средство общения?

VI. Включение в систему знаний и повторение.

– Мы познакомились со значениями слова “речь”. Давайте поучимся различать значения этого слова в предложениях. Запишем их и в скобках обозначим цифрой значение 1, 2, 3, 4 или 5.

1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.)
2) Об этом не может быть и речи. (4.)
3) У этого мальчика затруднительная речь. (1.)
4) Звучит многоязычная речь. (3.)
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью. (2.)
6) О чем речь? (5.)

– А в каком из этих пяти значений слово “речь” употреблено в теме нашего урока? (1.)

VII. Рефлексия.(8 слайд – 15слайд)

- Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:

– Ты таким языком со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.

- Ребята, я думаю всем понятно, в каких значениях употреблено слово “Язык”. Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке.

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

VIII. Домашнее задание: (16 слайд)

1.Прочитать теоретический материал.

2.Упражнение 3.

3.Составить синквейн на тему: «Язык и человек. Язык и речь».

4.Подобрать пословицы и поговорки о языке и речи.

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка по теме: "Язык и человек. Язык и речь" »

Козлова Наталья Николаевна

МКОУ «Павловская основная общеобразовательная школа» Кольчугинского района

УМК: учебник под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык 5 класс»

Тема: «Язык и речь. Язык и человек» в условиях реализации ФГОС.

Цель: организовать деятельность детей для формирования понятий и значений слов «язык» и «речь».

Задачи:

Метапредметные :

-искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

-формирование информационной компетенции работы с текстом.

Личностные:

-воспитывать любовь к родному языку;

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Предметные:

-развивать умение отличать значения данных слов в контексте;

-формировать навык работы со словарями.

Тип урока: вводный

Оборудование: «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, смайлики, компьютер, мультимедийная проектор, экран, презентация.


Ход урока.

Берегите наш язык,

наш прекрасный Русский Язык!

И.С.Тургенев

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

-Добрый день, ребята! На столах у вас лежат три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению (учащиеся выбирают смайлик). Сколько улыбок засветилось у нас в классе.

-А это моё настроение.. Я готова продуктивно сотрудничать с вами.

II. Актуализация знаний.

-Как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока? А узнаем мы это, отгадав кроссворд (вопросы на листочках у каждого). А ответ вы увидите в выделенных клеточках (1 слайд).

1.Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(сентябрь)

2.Вот на ножке купол-гриб,

Он от ливня защитит.

Не намокнет пешеход,

Если спрячется под...

(зонт)

3.Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? ...

(птицы)

4.Я скажу вам по науке,

Что мы означаем звуки,

А еще могу добавить,

Что без нас слов не составить.

(Буквы)

5. Эта белая подушка

Серый след стирает ушком.

(ластик)

6.Он не ёжик и не ёлка,

У него одна иголка.

Он не ходит, а танцует

И окружности рисует.

(циркуль)

7. Он большой, пока он мал.

Постарел - малюткой стал:

Уменьшался понемножку

И рассыпался на крошки.

ел)

8.Эта палочка с хвостом

Протанцует над листом.

Будут на листе каляки

У Валерки-забияки,

А у умницы-Маринки -

Разноцветные картинки.

(кисточка)

9.Я раздут согласно чину,

И меня важнее нет:

Доверяют мне причины,

И вопросы, и ответ.

Сижу дома вечерами,

Рвусь, конечно, от излишек,

А еще служу санями

Для отчаянных мальчишек.

(портфель)

-Запишите в тетради тему нашего сегодняшнего урока «Язык и человек. Язык и речь» (2 слайд).

III. Проблемное объяснение нового знания.

- С чего же начать «открытие нового знания»? (дети предлагают свои ответы)

- (Слово учителя). Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку. Лев Успенский в своей замечательной книге “Слово о словах” пишет: “Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”.

Русский язык, как и другие языки мира, все время развивается, обогащается новыми словами. И каждое слово имеет свою историю. Узнавать историю слов, догадываться об их происхождении – очень увлекательное занятие.

- Посмотрите на нашу выставку, на которой представлено множество словарей (учитель знакомит ребят со словарями). Многими мы будем пользоваться на уроках. А начнём прямо сейчас.



- Давайте заглянем в «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля и “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой и посмотрим, что же такое язык, а что такое речь? (дети работают в группах: 1 группа – «язык», 2 группа – «речь») (1 ученик из группы рассказывает о проделанной работе) (3 слайд)

-Слово “язык” многозначное:

  1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.

  2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.

  3. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.

  4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.

  5. Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.

  6. Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.

- Оказывается слово “речь” тоже многозначное. (4 слайд)

  1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.

  2. Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.

  3. Звучащий язык. Русская речь музыкальна.

  4. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.

  5. Публичное выступление. Выступать с речью.

- А можно ли обойтись без языка? (дети предлагают ответы)

IV. Первичное закрепление.

- А как вы думаете для чего служит язык? (ответы детей)

- Давайте это выясним, выполнив упражнение 1.

- Прочитайте текст и оцените свой ответ. Правильно ли вы рассказали «для чего служит язык» (читает 1 ученик, все остальные следят по учебнику).

- Найдите предложения, которые прямо отвечают на этот вопрос. (С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка.) (5 слайд)

V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Правильно спишите эти два предложения, пользуясь алгоритмом (6 слайд):

1. прочитайте предложение, постарайтесь понять его смысл;

2. передайте первую часть предложения (до паузы); карандашом подчеркните трудные случаи написания; запомните эту часть, для чего ещё раз прочитайте её и повторите про себя по памяти;

3. Запишите прочитанную часть, стараясь не смотреть во время записи в учебник;

4.Так же работайте над следующим отрезком предложения;

5. По окончании записи всего предложения перечитайте записанное в тетради предложение и затем по отрезкам-частям проверьте, то есть сопоставьте с напечатанным в учебнике. Оцените себя.(7 слайд - условные обозначения)

«!» - выполнил всё правильно и аккуратно.

«+» - есть незначительные ошибки или исправления.

«-« - допустил более 2 ошибок, много исправлений.

- Какими примерами из своей жизни вы можете доказать, что язык – это средство общения?

VI. Включение в систему знаний и повторение.

– Мы познакомились со значениями слова “речь”. Давайте поучимся различать значения этого слова в предложениях. Запишем их и в скобках обозначим цифрой значение 1, 2, 3, 4 или 5.

1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.)
2) Об этом не может быть и речи. (4.)
3) У этого мальчика затруднительная речь. (1.)
4) Звучит многоязычная речь. (3.)
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью. (2.)
6) О чем речь? (5.)

– А в каком из этих пяти значений слово “речь” употреблено в теме нашего урока? (1.)

VII. Рефлексия.(8 слайд – 15слайд)

- Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:

– Ты таким языком со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.

- Ребята, я думаю всем понятно, в каких значениях употреблено слово “Язык”. Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке.

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

VIII. Домашнее задание: (16 слайд)

1.Прочитать теоретический материал.

2.Упражнение 3.

3.Составить синквейн на тему: «Язык и человек. Язык и речь».

4.Подобрать пословицы и поговорки о языке и речи.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок русского языка по теме: "Язык и человек. Язык и речь"

Автор: Козлова Наталья Николаевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101647

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка самостоятельные и служебные части речи."
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokarusskoghoiazykasamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "297223"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456155735"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок русского языка. 2 класс. Тема: Части речи "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-russkogho-iazyka-2-klass-tiema-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "161731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422270666"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока русского языка тему "Обобщение знаний об имени прилагательном как часть речи"
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiemu-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-prilaghatiel-nom-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "309670"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458837237"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Разработка конспекта урока русского языка. Тема урока: «Предложный падеж имён существительных»."
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_konspekta_uroka_russkogo_iazyka_tema_uroka_predlozhnyi_padezh_imion_s"
    ["file_id"] => string(6) "545165"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1585905882"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок  русского  языка  "Имя  прилагательное  как  часть  речи""
    ["seo_title"] => string(53) "urokrusskoghoiazykaimiaprilaghatielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "287342"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454477343"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства