Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цель: познакомить уч-ся с существенными признаками имени прилагательного как часть речи, развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте, находить имена существительные, к которым относятся имена прилагательные, уточнить роль и значение имени прилагательного в нашей речи.
- Организационный момент.
Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль порядке-
Книжки, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Минутка чистописания
- Прежде чем приступить к письму, подготовим пальчики к работе, потренируем кисти рук.
А) пальчики здороваются
В) согреем пальчики
С) молоточки
Г) опустили и потрясли кистями рук.
Сс Сс Сс
Са Св Сл
Плывёт над океанским дном маленькая подводная лодка.
- Постановка цели урока.
Повторение пройденного материала.
- Ребята мы продолжаем знакомиться с частями речи. Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним предыдущие.
- Какие части речи вы знаете?
- Что обозначает имена существительные? На какие вопросы отвечают?
- Как изменяются имена существительные?
Постановка цели урока.
Сегодня мы познакомимся ещё с одной частью речи – именем прилагательным. В самом названии части речи содержится намёк на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», «присоединяться». К чему присоединяются имена прилагательные? Попробуем вместе разобраться.
- Посмотрим на мяч и на мел. Какие они? ( Дети отвечая называют слова: круглый, резиновый, красивый, красный, белый, твёрдый и т.д)
- Прилагательные очень дружны с именами существительными. Без прилагательных наша речь была бы непонятна, невыразительна. О чём бы ни шла наша речь: об учёбе, отдыхе, работе, одежде, пище. Характере человека – всюду нас сопровождают вопросы: Какой? Какая? Какое?
Отвечая на вопросы, мы называем различные признаки, которыми обладает те или иные предметы.
- Наш класс какой? (светлый, уютный, красивый)
-Утро какое? (солнечное, доброе)
- Погода какая? (солнечная, снежная)
- Итак все эти слова, которые «прилагаются» к именам существительным для обозначения различных признаков, отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? И получили название «имена прилагательные»
4. Занимательное задание у доски ( к доске выходят три ученика, выбирают одно из существительных:
Ёж Лиса Медведь
- Задание: диктуются имена прилагательные, каждый записывает подходящее по смыслу себе в столбик.
- Работа на доске и в тетради (по вариантам)
1 вариант 2 вариант
(по цвету) (по вкусу)
Мак (какой?) Мёд (какой?)
Бумага (какая?) Редька (какая?)
Дерево (какое?) Яблоко (какое?)
Берёза (какая?) Арбуз (какой?)
Вывод: С помощью имен прилагательных можно обозначать предметы по следующим признакам: цвету, вкусу, запаху, величине, форме.
Имена прилагательные могут обозначать качества людей и черты характера.
- Кому подходят эти прилагательные?
Добрая, ласковая, отзывчивая, чуткая, душевная, скромная, требовательная, справедливая, старательная, умная, мудрая, красивая …
- Конечно, ваша мама!
Физминутка «Дружно маме помогаем»
Дружно маме помагаем-
Пыль повсюду вытираем.
Мы бельё теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом.
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем!
(Подражательные движения по тексту)
Загадки. (устно)
- Отгадайте предметы по имени прилагательному.
1) Круглое, румяное, спелое, вкусное.
2) Душистая, колючая, красивая, алая
3) Маленький, чёрненький, не лает не кусает, а в дом не пускает.
4) Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный
А теперь мы поиграем игра «Когда это бывает» (Выставка картин о временах года)
- Угадает по признакам времена года. Прилагательные будем записывать в тетради.
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи. (Весна)
Лес и поле в зелени.
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака. (Лето)
Золотые, тихие
Рощи и сады.
Нивы урожайные,
Спелые плоды. (Осень)
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки, как рога. (Зима)
Итог урока.
- Вы научились выделять имена прилагательные как часть речи.
- Давайте повторим всё что мы с вами делали на уроке.
Спасибо за урок! Молодцы ребята!