kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать знания о связи слов в предложении; развивать умение находить в предложении грамматическую основу;

Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; расширение кругозора учащихся; развитие творческой активности учащихся; развивать зрительную память, самооценку, внимание; воспитывать любовь к природе, к родному краю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое». »

ОС «Школа 2100». 3 класс.

Урок русского языка по теме

«Грамматическая основа предложения.

Подлежащее и сказуемое».

Урок проведен в технологии деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ


Цели и задачи урока:


Совершенствовать знания о связи слов в предложении; развивать умение находить в предложении грамматическую основу;

Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; расширение кругозора учащихся; развитие творческой активности учащихся; развивать зрительную память, самооценку, внимание; воспитывать любовь к природе, к родному краю.


Методы обучения:


Проблемные; частично-поисковые; наглядные.

Средства обучения:


1.ИКТ.Презентация по теме.
2.Карточки (тест).


Оборудование:


1.Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;

2.Учебник «Русский язык» для 3 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;

3.М/м проектор.











Ход урока.


1.Самоопределение к учебной деятельности.


Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока Слайд 2

« Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» (М. Горький)

- Почему сегодня у нас такой девиз?

- А можно ли их отнести к вам? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…)

- Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)

- А вы хотите стать сильнее? (Да)

- Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

- Вы угадали , сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага

учебной деятельности:

I шаг II шаг



2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.


Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

- Повторять будем всё подряд?

- Нет, только то, что нам необходимо. ( дом. задание)

Работа с картиной. «Весна».

- Послушайте стихотворение Коста Хетагурова «Весна», представьте

себе весенний день, нарисованный в нём.

Коста Хетагуров. «Весна» (читает подготовленный ученик).




ВЕСНА

Снег сходит, в природе

Все стало пестрей.

Где север, усеян

Склон грудой камней.


Склон южный весь в дружных

Побегах весны.

Землица дымится,

Дороги грязны.


Шалун мотылёчка

Поймал... Для чего?

Весны ты защита, -

Не мучь ты его!


Слайд 3.

  • ШАЛУН- тот, кто шалит (преимущ. о детях).

  • СКЛОН - наклонная поверхность (горы, холма, берега).

  • ПОБЕГ - молодая ветка, стебель растения с листьями и почками.

  • МОТЫЛЁК- небольшая бабочка.


Минутка чистописания.


- Откройте тетради и запишите: (число, кл. работа)

- В стихотворении вы слышали строку: « склон южный весь в дружных

побегах весны». Нарисуем буквы – травинки в тетради, посмотрите на мой образец, повторите в воздухе. Слайд 4.

- Запишите слоги. Слайд 5.

_____________________________________

_____________________________________


Словарная работа.


- Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год.

Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете и запишите названия. (В строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую).


Показ слайдов после отгадывания слова.


1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд 6.

2) Летает, ворует, стрекочет… (сорока). Слайд 7.

3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд 8.

- Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (Сочетание –оро-).

- Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.

Слайд 9.

- Продолжаем наблюдать за природой весной.

- Прочитайте предложение на экране:

С.рока л.тит к старому дер.ву.

- Каким оно является по цели высказывания и интонации?

- Объясните написание пропущенных букв.

(сорока –оро- , летит - лётчик, полёт, к дереву - деревья)

- Запишите.

- Сколько слов в этом предложении?

- Назовите грамматическую основу?

/Затруднение!!! Проблема!!!/


3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.


- Попробуйте прочитать предложение без первого слова (сорока); без второго (летит); без третьего; без четвёртого.

- Какой вывод можно сделать? ( В предложении есть главные члены).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Тогда цель нашего сегодняшнего урока?

- Хором прочтите предложение. О ком в нём говорится? (О сороке )

- Задайте вопрос к слову СОРОКА . (КТО? сорока)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (Подлежащее).

- Что говорится о сороке? (Летит).

- Задайте вопрос : сорока …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос

ЧТО ДЕЛАЕТ? ( Сказуемое).

- Какой частью речи выражено подлежащее?

-Какой частью речи выражено сказуемое?

Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока летит.

Вывод:

Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа.


4. Физкультминутка. Слайд 10.


5. Проектирование и фиксация нового знания.

-Откройте учебники на стр. 125.

Упр. 397.

Выполняется устно по «шагам».

- Упр. 398.

Выполняется устно по «шагам».

-Прочитайте предложения. Сравните их с предложениями из упр. 397.

Что изменилось? (Добавили слова).

- Как изменился смысл предложения?(Оно стало более полным и точным).

- Сравните два рисунка. (На втором рисунке художник внёс уточнения и получился зимний пейзаж).

- Как называются выделенные слова?

- Выведем алгоритм нахождения грамматической основы.


  • Прочитай предложение.

  • Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.

  • О ком или о чём говорится в предложении?

  • Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее.

  • Подчеркни одной чертой.

  • Какой частью речи выражено?

  • Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое.

  • Какой частью речи выражено?

  • Подчеркни двумя чертами.

  • Прочитай грамматическую основу.


Работа с текстом определения .(Стр. 126).

  1. Чтение 1-го определения (в рамке).

Вопросы после чтения:

- Что происходит со словами разных частей речи в предложении?

(Они становятся членами предложения).

- Что такое грамматическая основа предложения?

- Может ли предложение состоять только из грамматической основы?

- Приведите примеры.

2. Самостоятельное чтение 2-го определения.

Дети сами задают вопросы к каждому абзацу и отвечают, зачитывая фрагменты.

3.Ответы на вопросы поле определения на стр. 126.


7.Первичное закрепление с проговариванием.


Выполнение упр. 399. ( у доски с проговариванием, далее по вариантам, взаимопроверка).

Образец рассуждения:

Это предложение повествовательное, невосклицательное. В предложении говорится о вечере: что? вечер. Это подлежащее, выражено существительным.

Вечер (что сделал?) наступил, это сказуемое, выражено глаголом.


сущ. гл.

Долгожданный вечер наступил.

сущ. гл.

Жёлтые фонари зажглись за окном.

6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.


Дети продолжают выполнять упражнение 399 самостоятельно

с самопроверкой по эталону. Слайд 11.

гл. сущ.

Скрипят старые половицы.

сущ. гл.

Часы громко тикают.

сущ. гл.

Сверчок поёт за печкой.

мест. гл.

Я читаю любимую сказку.




Творческая работа. Слайд 12.

Работа в группах.

Составить небольшой текст по картине. (4-5 предложений). Озаглавить.

- Подчеркнуть грамматическую основу предложения.


7.Рефлексия учебной деятельности.



1.– Что такое грамматическая основа предложения?

- Какие главные члены предложения вы знаете?

- Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?

- Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?

2. «П о с ч и т а й».

– Сколько грамматических основ в отрывке из стихотворения

С. Маршака?

Дождь прошел, трава блестит,

В небе радуга горит.

Самооценка . Слайд 13.

- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения.

Домашнее задание: выполнить упр. 4, с. 135.


Спасибо за урок!


Литература:

1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык", 3 класс, изд. М., "Баласс", 2009.

2. Л.Ю. Комиссарова, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Дидактический материал"

к учебнику "Русский язык" для 3 класса, изд. М., "Баласс", 2009.

3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык", 3 класс, "Методические

рекомендации для учителя", изд. М., "Баласс", 2009.



Ссылки на Интернет – источники:

http://www.ruskid.ru/uploads/posts/2009-03/1237448837_010.jpg- картинка

http://mosechkax.narod.ru/s6.jpg- смайлик 1.

http://www.sworn2fun.com/smiley_with_thumbs_up.gif- смайлик 2.

http://funforkids.ru/pictures/school1/school0105.gif- колокольчик

http://our-nature.ucoz.ru/_fr/0/09601809.jpg- сорока









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Шарипова Гульнара Хамиевна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126349

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Урок русского языка по теме «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое»."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_po_teme_grammaticheskaia_osnova_predlozheniia_podlezhashc_1"
    ["file_id"] => string(6) "572390"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1612604476"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Тема: Грамматическая основа предложения. "
    ["seo_title"] => string(46) "tiema-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "193710"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427688444"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "План-конспект урока русского языка по теме:  "Главные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(80) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "139365"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417704548"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка по теме:  "Главные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "139370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417705697"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Показательный урок по русскому языку по теме "Грамматическая основа предложения.Предложения распространённые и нераспространённые. "
    ["seo_title"] => string(148) "pokazatiel-nyi-urok-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia-priedlozhieniia-rasprostranionnyie-i-nierasprostranionnyie"
    ["file_id"] => string(6) "200283"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428769541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства