Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о главных членах предложения; совершенствовать умение работать с текстом; развитие умений находить грамматическую основу предложения; развивать устную и письменную речи; умение анализировать текст, делать самостоятельно выводы; воспитание чувства патриотизма, гордости за достижения своей страны, формирование гражданской ответственности учащихся.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Методы и приёмы: частично-поисковый (диалог), иллюстративно- объяснительный.
Оборудование: задания на интерактивной доске, схемы, слайды, карта Казахстана.
Ход урока.
Эпиграф урока: У любого человека должны быть
обязательно, кроме родителей, четыре
матери:
родная земля,
родной язык,
родная культура,
родная история.
М. Шаханов.
1.Подготовка и настрой учеников к началу урока.
2. Актуализация знаний учащихся о главных членах предложения.
-Что такое главные члены предложения?
-На какие вопросы отвечают главные члены предложения?
В каждом предложении есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа предложения может состоять из одного главного члена: подлежащего и сказуемого.
Составляем Венн-диаграмму по теме «Главные члены предложения»
- Чем отличается предложение от сказуемого?
- Чем выражается подлежащее в предложении? Сказуемое?
- Что общего между подлежащим и сказуемым? 3.Формирование новых понятий и способов действия.
Слово учителя. Ребята, вы знаете, что в этом году наша страна отмечает 20-летие Независимости Казахстана. Когда мы говорим Казахстан, мы представляем себе чистое, голубое небо. Широкие просторы, высокие горы.
Казахстан многонациональное государство. В нем живут люди различных национальностей: они все вместе работают, учатся, любят свою Родину, берегут традиции и обычаи своего народа и уважают традиции другого народа, живущего рядом.
А знаете, какой сейчас век?
-21. Так вот, в 15 веке, 5 веков назад, т.е. почти 600 лет назад 29 казахских родов объединились в Казахское ханство.
Посмотрите на карту Казахстана. От Каспийского моря и Астраханских
степей на западе, до Сибирских просторов на востоке раскинулись просторы Казахстана. Огромная территория хранит в своих недрах большие богатства.
Чтение учащимися стихотворений о Родине.
Разбираем на доске предложение: Огромная территория хранит в своих недрах большие богатства.
Найти в предложении грамматическую основу предложения, подчеркнуть, определить, чем они выражены.
2.Подберите ответы на вопросы, и у вас получится диалог.
а) Какие горы есть на территории Казахстана? (Алтай, Жунгарский Алатау, Тянь-Шань)
в) Какие реки протекают по территории Казахстана? (Чу, Дунай, Или, Ишим, Сырдарья)
Но молодое государство не смогло вести мирную, тихую жизнь. На природные богатства, на большую территорию стали жадно глядеть недруги со всех сторон.
В 1724 году на Казахстан напали джунгарские завоеватели. Много лет казахский народ вел с ними освободительную войну. Возглавляли освободительные движения такие батыры, как Райымбек, Кабанбай, Карасай, Богенбай и др. ( Показ слайдов)
2.Работа с учебником. Упражнение 423.»Казахстан»
Чтение текста учителем, а затем учащимися. Спишите, подчеркивая подлежащее и сказуемое.
В 1941-1945гг. во время великой Отечественной войны казахский народ, защищая свободу и независимость, показал мужество и героизм.
Около ста народных героев получили звания героя Советского Союза. Это такие герои как Бауржан Момыш-улы, Маншук Маметова, Алия Молдагулова, Малик Габдуллин и др. (Показ слайдов)
3.Самостоятельная работа с перфокартами.
Задание – определить род имен существительных из текста, написанного на доске.
В 1986 году в морозном декабре на площадь вышла молодежь с требованиями о Независимости родного государства.
Молодых людей, выступивших тогда, назвали врагами народа, позакрывали в тюрьмы, избивали, поливали холодной водой в мороз. В те дни погибли молодые 17-18 летние парни и девчата: Кайрат Рысулбеков, Ляззат Асенова, Сабира Мухамеджанова, Ербол Спатаев.
4. Подобрать к слову Родина ассоциации. Какие из них являются синонимам к слову Родина?
Слайд «Байтерек».
Восстановите и запишите текст.
«Байтерек» - визитная, карточка, Астана. В, основа, монумент, положить,легенда, о, Байтерек, это сказочный, дерево, растущий, на, гора, Кок-тобе. Ежегодно, священный, птица, Самрук, откладывать, в, листва, золотой, яйцо – Солнце. Каждый, год, Дракон, съесть, Светило. Это, символ, смена, День и Ночь, Лето и Зима, Добро и Зло, Свет и Тьма.
Рассказ о курорте Боровое.
Чтение стихотворения «Жеке-батыр». В каждом предложении найти грамматическую основу, выписать только подлежащее. Вспомните все об одушевленных и неодушевленных существительных.
Кто? Что?
батыр рассказ, гора, тело, голова, нос
5.
Слайд «Золотой человек».
Чтение текста. Озаглавьте текст, определите его тему. Спишите. Укажите главные члены в первом предложении.
6. Составление синквейна.
А теперь, представьте себе на миг, что вы поэты. Вам надо сочинить пятистишие (синквейн) к слову Родина.
Существительное: Родина.
Прилагательное: Прекрасная, красивая,
Глагол: Манит, зовет.
Предложение: Родину мы не забудем никогда.
Словосочетание: Мой край.
Закрепление материала. Выставление оценок.
А урок я хочу закончить словами Д.Кеннеди: «Не спрашивайте, что страна может сделать для вас, а спрашивайте, что вы можете сделать для страны»
Домашнее задание. Дома вы вырезали на бумаге свои ладошки. Если прикрепить их к карте Казахстана, то можно закрыть им карту страны. Вы смогли ее всю закрыть своими ручонками от бед и невзгод.
Дома, на этих ладошках запишите, что бы вы сделали для своей Родины.
Урок окончен. До свидания.
Джумасултанова Ардак Бактыгереевна
Богатыревская средняя школа
Казталовский район
Западно-Казахстанская область
Учитель русского языка и литературы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Грамматическая основа предложения. »
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Грамматическая основа предложения.
Лексическая тема: Мой край родной.
Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о главных членах предложения; совершенствовать умение работать с текстом; развитие умений находить грамматическую основу предложения; развивать устную и письменную речи; умение анализировать текст, делать самостоятельно выводы; воспитание чувства патриотизма, гордости за достижения своей страны, формирование гражданской ответственности учащихся.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Методы и приёмы: частично-поисковый (диалог), иллюстративно- объяснительный.
Оборудование: задания на интерактивной доске, схемы, слайды, карта Казахстана.
Ход урока.
Эпиграф урока: У любого человека должны быть
обязательно, кроме родителей, четыре
матери:
родная земля,
родной язык,
родная культура,
родная история.
М. Шаханов.
1.Подготовка и настрой учеников к началу урока.
2. Актуализация знаний учащихся о главных членах предложения.
-Что такое главные члены предложения?
-На какие вопросы отвечают главные члены предложения?
В каждом предложении есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа предложения может состоять из одного главного члена: подлежащего и сказуемого.
Составляем Венн-диаграмму по теме «Главные члены предложения»
- Чем отличается предложение от сказуемого?
- Чем выражается подлежащее в предложении? Сказуемое?
- Что общего между подлежащим и сказуемым? 3.Формирование новых понятий и способов действия.
Слово учителя. Ребята, вы знаете, что в этом году наша страна отмечает 20-летие Независимости Казахстана. Когда мы говорим Казахстан, мы представляем себе чистое, голубое небо. Широкие просторы, высокие горы.
Казахстан многонациональное государство. В нем живут люди различных национальностей: они все вместе работают, учатся, любят свою Родину, берегут традиции и обычаи своего народа и уважают традиции другого народа, живущего рядом.
А знаете, какой сейчас век?
-21. Так вот, в 15 веке, 5 веков назад, т.е. почти 600 лет назад 29 казахских родов объединились в Казахское ханство.
Посмотрите на карту Казахстана. От Каспийского моря и Астраханских
степей на западе, до Сибирских просторов на востоке раскинулись просторы Казахстана. Огромная территория хранит в своих недрах большие богатства.
Чтение учащимися стихотворений о Родине.
Разбираем на доске предложение: Огромная территория хранит в своих недрах большие богатства.
Найти в предложении грамматическую основу предложения, подчеркнуть, определить, чем они выражены.
2.Подберите ответы на вопросы, и у вас получится диалог.
а) Какие горы есть на территории Казахстана? (Алтай, Жунгарский Алатау, Тянь-Шань)
в) Какие реки протекают по территории Казахстана? (Чу, Дунай, Или, Ишим, Сырдарья)
Но молодое государство не смогло вести мирную, тихую жизнь. На природные богатства, на большую территорию стали жадно глядеть недруги со всех сторон.
В 1724 году на Казахстан напали джунгарские завоеватели. Много лет казахский народ вел с ними освободительную войну. Возглавляли освободительные движения такие батыры, как Райымбек, Кабанбай, Карасай, Богенбай и др. ( Показ слайдов)
2.Работа с учебником. Упражнение 423.»Казахстан»
Чтение текста учителем, а затем учащимися. Спишите, подчеркивая подлежащее и сказуемое.
В 1941-1945гг. во время великой Отечественной войны казахский народ, защищая свободу и независимость, показал мужество и героизм.
Около ста народных героев получили звания героя Советского Союза. Это такие герои как Бауржан Момыш-улы, Маншук Маметова, Алия Молдагулова, Малик Габдуллин и др. (Показ слайдов)
3.Самостоятельная работа с перфокартами.
Задание – определить род имен существительных из текста, написанного на доске.
В 1986 году в морозном декабре на площадь вышла молодежь с требованиями о Независимости родного государства.
Молодых людей, выступивших тогда, назвали врагами народа, позакрывали в тюрьмы, избивали, поливали холодной водой в мороз. В те дни погибли молодые 17-18 летние парни и девчата: Кайрат Рысулбеков, Ляззат Асенова, Сабира Мухамеджанова, Ербол Спатаев.
4. Подобрать к слову Родина ассоциации. Какие из них являются синонимам к слову Родина?
Слайд «Байтерек».
Восстановите и запишите текст.
«Байтерек» - визитная, карточка, Астана. В, основа, монумент, положить,легенда , о, Байтерек, это сказочный, дерево, растущий, на, гора, Кок-тобе. Ежегодно, священный, птица, Самрук, откладывать, в, листва, золотой, яйцо – Солнце. Каждый, год, Дракон, съесть, Светило. Это, символ, смена, День и Ночь, Лето и Зима, Добро и Зло, Свет и Тьма.
Рассказ о курорте Боровое.
Чтение стихотворения «Жеке-батыр». В каждом предложении найти грамматическую основу, выписать только подлежащее. Вспомните все об одушевленных и неодушевленных существительных.
Кто? Что?
батыр рассказ, гора, тело, голова, нос
5.
Слайд «Золотой человек».
Чтение текста. Озаглавьте текст, определите его тему. Спишите. Укажите главные члены в первом предложении.
6. Составление синквейна.
А теперь, представьте себе на миг, что вы поэты. Вам надо сочинить пятистишие (синквейн) к слову Родина.
Существительное: Родина.
Прилагательное: Прекрасная, красивая,
Глагол: Манит, зовет.
Предложение: Родину мы не забудем никогда.
Словосочетание: Мой край.
Закрепление материала. Выставление оценок.
А урок я хочу закончить словами Д.Кеннеди: «Не спрашивайте, что страна может сделать для вас, а спрашивайте, что вы можете сделать для страны»
Домашнее задание. Дома вы вырезали на бумаге свои ладошки. Если прикрепить их к карте Казахстана, то можно закрыть им карту страны. Вы смогли ее всю закрыть своими ручонками от бед и невзгод.
Дома, на этих ладошках запишите, что бы вы сделали для своей Родины.