kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Грамматическая основа предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Грамматическая основа предложения.

Лексическая тема: Мой край родной.

Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о главных членах предложения; совершенствовать умение работать с текстом; развитие умений находить грамматическую основу предложения; развивать устную и письменную речи; умение анализировать текст, делать самостоятельно выводы; воспитание чувства патриотизма, гордости за достижения своей страны, формирование гражданской ответственности учащихся.

Тип урока: урок повторения  и закрепления знаний.

Методы и приёмы: частично-поисковый (диалог), иллюстративно-    объяснительный.

Оборудование: задания на интерактивной доске, схемы, слайды, карта Казахстана.

                                            Ход урока.

                                      Эпиграф урока: У любого человека должны быть                           

                                                                     обязательно, кроме родителей, четыре

                                                                     матери:

                                                                     родная земля,

                                                                     родной язык,

                                                                     родная культура,

                                                                     родная история.

                                                                                                    М. Шаханов.

1.Подготовка и настрой учеников к началу урока.

2. Актуализация знаний учащихся о главных членах предложения.

-Что такое главные члены предложения?

-На какие вопросы отвечают главные члены предложения?

В каждом предложении есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа предложения может состоять из одного главного члена: подлежащего и сказуемого.

Составляем Венн-диаграмму по теме «Главные члены предложения»

- Чем отличается предложение от сказуемого?

 - Чем выражается  подлежащее в предложении? Сказуемое?

- Что общего между подлежащим и сказуемым?                                                  3.Формирование новых понятий и способов действия.

Слово учителя. Ребята, вы знаете, что в этом году наша страна отмечает 20-летие Независимости Казахстана.  Когда мы говорим Казахстан, мы представляем себе чистое, голубое небо. Широкие просторы, высокие горы.

          Казахстан многонациональное государство. В нем живут люди различных национальностей: они все вместе работают, учатся, любят свою Родину, берегут традиции и обычаи своего народа и уважают традиции другого народа, живущего рядом.

 А знаете, какой сейчас век?

-21. Так вот, в 15 веке, 5 веков назад, т.е. почти 600 лет назад 29 казахских родов объединились в Казахское ханство.

          Посмотрите на карту Казахстана. От Каспийского моря и Астраханских

степей на западе, до Сибирских просторов на востоке раскинулись просторы Казахстана. Огромная территория хранит в своих недрах большие богатства.

             Чтение учащимися стихотворений о Родине.

  1. Разбираем на доске предложение: Огромная территория хранит в своих недрах большие богатства.

Найти в предложении грамматическую основу предложения, подчеркнуть, определить, чем они выражены.

2.Подберите ответы на вопросы, и у вас получится диалог.

а) Какие горы есть на территории Казахстана? (Алтай, Жунгарский Алатау, Тянь-Шань)

в) Какие реки протекают по территории Казахстана? (Чу, Дунай, Или, Ишим, Сырдарья)

с) Какие полезные ископаемые добывают в Казахстане? (медь, свинец, цинк, серебро, нефть, уголь)

Но молодое государство не смогло вести мирную, тихую жизнь. На природные богатства, на большую территорию стали жадно глядеть недруги со всех сторон.

            В 1724 году на Казахстан напали джунгарские завоеватели. Много лет казахский народ вел с ними освободительную войну. Возглавляли освободительные движения такие батыры, как Райымбек, Кабанбай, Карасай, Богенбай и др. ( Показ слайдов)

2.Работа с учебником. Упражнение 423.»Казахстан»

Чтение текста учителем, а затем учащимися.  Спишите, подчеркивая подлежащее и сказуемое.

               В 1941-1945гг. во время великой Отечественной войны казахский народ, защищая свободу и независимость, показал мужество и героизм.

Около ста народных героев получили звания героя Советского Союза. Это такие герои как Бауржан Момыш-улы, Маншук Маметова, Алия Молдагулова, Малик Габдуллин и др. (Показ слайдов)

3.Самостоятельная работа с перфокартами.

Задание – определить род имен существительных из текста, написанного на доске.            

В 1986 году в морозном декабре на площадь вышла молодежь с требованиями о Независимости родного государства.

                Молодых людей, выступивших тогда, назвали врагами народа, позакрывали в тюрьмы, избивали, поливали холодной водой в мороз. В те дни погибли молодые 17-18 летние парни и девчата: Кайрат Рысулбеков, Ляззат Асенова, Сабира Мухамеджанова, Ербол Спатаев.

4. Подобрать к слову Родина ассоциации. Какие из них являются синонимам к слову Родина?

Слайд «Байтерек».

Восстановите и запишите текст.

                 «Байтерек» - визитная, карточка, Астана. В, основа, монумент, положить,легенда, о, Байтерек, это сказочный, дерево, растущий, на, гора, Кок-тобе. Ежегодно, священный, птица, Самрук, откладывать, в, листва, золотой, яйцо – Солнце. Каждый, год, Дракон, съесть, Светило. Это, символ, смена, День и Ночь, Лето и Зима, Добро и Зло, Свет и Тьма.

Рассказ о курорте Боровое.

Чтение стихотворения «Жеке-батыр». В каждом предложении найти грамматическую основу, выписать только подлежащее. Вспомните все об одушевленных и неодушевленных существительных.

                   Кто?                                                             Что?

батыр                                                                          рассказ, гора, тело, голова, нос

5.

Слайд «Золотой человек».

Чтение текста. Озаглавьте текст, определите его тему. Спишите. Укажите главные члены в первом предложении.

6. Составление синквейна.

     А теперь, представьте себе на миг, что вы поэты. Вам надо сочинить пятистишие (синквейн) к слову Родина.

Существительное:  Родина.

Прилагательное:     Прекрасная, красивая,

Глагол:                        Манит, зовет.

Предложение:         Родину мы не забудем никогда.

Словосочетание:     Мой край.

Закрепление материала. Выставление оценок.

        А урок я хочу закончить словами Д.Кеннеди: «Не спрашивайте, что страна может сделать для вас, а спрашивайте, что вы можете сделать для страны»

Домашнее задание. Дома вы вырезали на бумаге свои ладошки. Если прикрепить их к карте Казахстана, то можно закрыть им карту страны. Вы смогли ее всю закрыть своими ручонками от бед и невзгод.

          Дома, на этих ладошках запишите, что бы вы сделали для своей Родины.

            Урок окончен. До свидания.  

                                                Джумасултанова Ардак Бактыгереевна

                                                Богатыревская средняя школа

                                                Казталовский район

                                                Западно-Казахстанская область            

     Учитель русского языка и литературы                                   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Грамматическая основа предложения. »

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Грамматическая основа предложения.

Лексическая тема: Мой край родной.

Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о главных членах предложения; совершенствовать умение работать с текстом; развитие умений находить грамматическую основу предложения; развивать устную и письменную речи; умение анализировать текст, делать самостоятельно выводы; воспитание чувства патриотизма, гордости за достижения своей страны, формирование гражданской ответственности учащихся.

Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.

Методы и приёмы: частично-поисковый (диалог), иллюстративно- объяснительный.

Оборудование: задания на интерактивной доске, схемы, слайды, карта Казахстана.

Ход урока.

Эпиграф урока: У любого человека должны быть

обязательно, кроме родителей, четыре

матери:

родная земля,

родной язык,

родная культура,

родная история.

М. Шаханов.

1.Подготовка и настрой учеников к началу урока.

2. Актуализация знаний учащихся о главных членах предложения.

-Что такое главные члены предложения?

-На какие вопросы отвечают главные члены предложения?

В каждом предложении есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа предложения может состоять из одного главного члена: подлежащего и сказуемого.

Составляем Венн-диаграмму по теме «Главные члены предложения»



- Чем отличается предложение от сказуемого?

- Чем выражается подлежащее в предложении? Сказуемое?

- Что общего между подлежащим и сказуемым? 3.Формирование новых понятий и способов действия.

Слово учителя. Ребята, вы знаете, что в этом году наша страна отмечает 20-летие Независимости Казахстана. Когда мы говорим Казахстан, мы представляем себе чистое, голубое небо. Широкие просторы, высокие горы.

Казахстан многонациональное государство. В нем живут люди различных национальностей: они все вместе работают, учатся, любят свою Родину, берегут традиции и обычаи своего народа и уважают традиции другого народа, живущего рядом.

А знаете, какой сейчас век?

-21. Так вот, в 15 веке, 5 веков назад, т.е. почти 600 лет назад 29 казахских родов объединились в Казахское ханство.

Посмотрите на карту Казахстана. От Каспийского моря и Астраханских

степей на западе, до Сибирских просторов на востоке раскинулись просторы Казахстана. Огромная территория хранит в своих недрах большие богатства.

Чтение учащимися стихотворений о Родине.

  1. Разбираем на доске предложение: Огромная территория хранит в своих недрах большие богатства.

Найти в предложении грамматическую основу предложения, подчеркнуть, определить, чем они выражены.

2.Подберите ответы на вопросы, и у вас получится диалог.

а) Какие горы есть на территории Казахстана? (Алтай, Жунгарский Алатау, Тянь-Шань)

в) Какие реки протекают по территории Казахстана? (Чу, Дунай, Или, Ишим, Сырдарья)

с) Какие полезные ископаемые добывают в Казахстане? (медь, свинец, цинк, серебро, нефть, уголь)

Но молодое государство не смогло вести мирную, тихую жизнь. На природные богатства, на большую территорию стали жадно глядеть недруги со всех сторон.

В 1724 году на Казахстан напали джунгарские завоеватели. Много лет казахский народ вел с ними освободительную войну. Возглавляли освободительные движения такие батыры, как Райымбек, Кабанбай, Карасай, Богенбай и др. ( Показ слайдов)

2.Работа с учебником. Упражнение 423.»Казахстан»

Чтение текста учителем, а затем учащимися. Спишите, подчеркивая подлежащее и сказуемое.

В 1941-1945гг. во время великой Отечественной войны казахский народ, защищая свободу и независимость, показал мужество и героизм.

Около ста народных героев получили звания героя Советского Союза. Это такие герои как Бауржан Момыш-улы, Маншук Маметова, Алия Молдагулова, Малик Габдуллин и др. (Показ слайдов)

3.Самостоятельная работа с перфокартами.

Задание – определить род имен существительных из текста, написанного на доске.

В 1986 году в морозном декабре на площадь вышла молодежь с требованиями о Независимости родного государства.

Молодых людей, выступивших тогда, назвали врагами народа, позакрывали в тюрьмы, избивали, поливали холодной водой в мороз. В те дни погибли молодые 17-18 летние парни и девчата: Кайрат Рысулбеков, Ляззат Асенова, Сабира Мухамеджанова, Ербол Спатаев.

4. Подобрать к слову Родина ассоциации. Какие из них являются синонимам к слову Родина?



Слайд «Байтерек».

Восстановите и запишите текст.

«Байтерек» - визитная, карточка, Астана. В, основа, монумент, положить,легенда , о, Байтерек, это сказочный, дерево, растущий, на, гора, Кок-тобе. Ежегодно, священный, птица, Самрук, откладывать, в, листва, золотой, яйцо – Солнце. Каждый, год, Дракон, съесть, Светило. Это, символ, смена, День и Ночь, Лето и Зима, Добро и Зло, Свет и Тьма.

Рассказ о курорте Боровое.

Чтение стихотворения «Жеке-батыр». В каждом предложении найти грамматическую основу, выписать только подлежащее. Вспомните все об одушевленных и неодушевленных существительных.

Кто? Что?

батыр рассказ, гора, тело, голова, нос

5.



Слайд «Золотой человек».

Чтение текста. Озаглавьте текст, определите его тему. Спишите. Укажите главные члены в первом предложении.

6. Составление синквейна.

А теперь, представьте себе на миг, что вы поэты. Вам надо сочинить пятистишие (синквейн) к слову Родина.

Существительное: Родина.

Прилагательное: Прекрасная, красивая,

Глагол: Манит, зовет.

Предложение: Родину мы не забудем никогда.

Словосочетание: Мой край.

Закрепление материала. Выставление оценок.

А урок я хочу закончить словами Д.Кеннеди: «Не спрашивайте, что страна может сделать для вас, а спрашивайте, что вы можете сделать для страны»

Домашнее задание. Дома вы вырезали на бумаге свои ладошки. Если прикрепить их к карте Казахстана, то можно закрыть им карту страны. Вы смогли ее всю закрыть своими ручонками от бед и невзгод.

Дома, на этих ладошках запишите, что бы вы сделали для своей Родины.

Урок окончен. До свидания.

Джумасултанова Ардак Бактыгереевна

Богатыревская средняя школа

Казталовский район

Западно-Казахстанская область

Учитель русского языка и литературы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Тема: Грамматическая основа предложения.

Автор: Джумасултанова Ардак Бактыгереевна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193710

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок русского языка во 2 классе по теме "Грамматическая основа предложения""
    ["seo_title"] => string(78) "urok_russkogo_iazyka_vo_2_klasse_po_teme_grammaticheskaia_osnova_predlozheniia"
    ["file_id"] => string(6) "539245"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1581440673"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Урок русского языка по теме «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое»."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_po_teme_grammaticheskaia_osnova_predlozheniia_podlezhashc_1"
    ["file_id"] => string(6) "572390"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1612604476"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Показательный урок по русскому языку по теме "Грамматическая основа предложения.Предложения распространённые и нераспространённые. "
    ["seo_title"] => string(148) "pokazatiel-nyi-urok-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia-priedlozhieniia-rasprostranionnyie-i-nierasprostranionnyie"
    ["file_id"] => string(6) "200283"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428769541"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Грамматическая  основа предложения.   Подлежащее  и способы его  выражения» "
    ["seo_title"] => string(87) "grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia-podliezhashchieie-i-sposoby-iegho-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "184254"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426010520"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. "
    ["seo_title"] => string(72) "grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia-podliezhashchieie-i-skazuiemoie"
    ["file_id"] => string(6) "115439"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411990274"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства