Урок русского языка по теме "Фразеологизмы, или устойчивые сочетания речи"
Урок русского языка по теме "Фразеологизмы, или устойчивые сочетания речи"
Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше будем их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. Уверена, что, научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, мыбудем получать удовольствие от уроков русского языка. И русский язык станет для нас верным другом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Фразеологизмы, или устойчивые сочетания речи"»
Урок русского языка во 2-м классе на тему "Фразеологизмы, или устойчивые сочетания речи"
Цели и задачи: • Учить употреблять и находить в речи фразеологизмы. • Развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значение. • Воспитывать любовь к слову и родному языку. Прогнозируемые результаты: ученики познакомятся с фразеологизмами Виды УУД: личностные: развивать умение осуществлять коллективную постановку новых учебных целей, задач; формировать учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу; регулятивные: развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную; познавательные: развитие способности осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи; коммуникативные: развивать умение формулировать собственное мнение, умение учитывать различные мнения и интересы, представлять собственную позицию, умение адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности. Оборудование: словарь фразеологизмов, карточки, тексты, компьютер Оборудование: карточки, учебник, использование компьютера
Ход урока.
1.Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
2.Постановка задачи урока.
3. Минутка чистописания - Отгадайте загадку. Шагает мастерица По шелку да по ситцу. Как мал ее шажок! Зовется он – стежок. (игла)
- Пропишем слово «игла».
4. Определение темы урока - Составим предложение со словом «игла» (Например, «Швея ловко владеет иглой»). - Запишем еще 1 предложение: «Дима сидел на уроке как на иголках». - Что общего в этих предложениях? (есть слово «игла»). - Какое значение имеет это слово в 1 предложении? (длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества, который используется для шитья). - Во втором предложении слово «игла» имеет такое же значение? (нет). Почему?
Сидеть как на иголках – нервничать в ожидании чего-то неприятного, не уметь спокойно пережидать что-то, вести себя нетерпеливо.
Как вы думаете, как называются такие слова? Какова наша цель урока?
- Как называется такое сочетание? (фразеологизмы) - Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов) Учитель: Сегодня наш урок русского языка я начну с шуточного и немного поучительного стихотворения. А вы, ребята, внимательно послушайте это стихотворение и определите тему урока.
Глеб у доски повесил нос. Краснеет до корней волос. Он в этот час как говорится Готов сквозь землю провалиться. О чём же думал он вчера? Когда баклуши бил с утра?
Учитель: Догадались? Какая тема нашего урока?
Дети: Тема нашего урока – фразеологизмы.
Учитель: Вспомните, что вы знаете о фразеологизмах?
Дети: В речи есть устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами.
Устная работа.
Учитель.
Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.
Назовите, какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении?
Дети: Повесил нос - был в плохом настроении.
Учитель: Какие ещё фразеологизмы со словом нос вы можете назвать?
Дети:
задирать нос – гордиться водить за нос – обманывать клевать носом – спать остаться с носом – потерпеть неудачу встретиться нос к носу – близко зарубить на носу – хорошо знать
Дети: Сквозь землю провалился – стыдно. Бил баклуши – бездельничал.
Работа с учебником.
Многие фразеологизмы пришли к нам из прошлого. О том, что такое “баклуши” мы узнаем из учебника (выразительное чтение).
№183. Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.
(По Л. Успенскому)
Учитель: Как вы поняли, что такое баклуши?
Дети: Это чурбанчики из липового дерева.
Знакомство с фразеологическим словарём.
История фразеологизмов.
- Русский язык богат крылатыми словами. А откуда же они появились? Почему так стали говорить? Давайте возьмем фразеологический словарь и найдем значение некоторых выражений.
Представьте себе Россию, какой она была три века назад. Тогда и люди выглядели иначе, и одежда их, и внешний вид были иными.
1 уч.
За домом, едва Пожелтела трава, Два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава Другой – засучив рукава.
2 уч. Выражения спустя рукав и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин и того длиннее 130-140 см. попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, т.е. подвернуть. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, медленно, что они работают спустя рукава. О спором умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать их не надо.
3 уч. Выражение я покажу тебе, где раки зимуют, связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло, если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”.
4 уч. Выражение от доски до доски связано с книгой. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать всю книгу от начала до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.
- А почему книги нужно читать от начала до конца?
Творческая работа.
Учитель: Далеко не у каждого получится сейчас хорошо бить баклуши. Спишите предложение.
Весь день Глеб бездельничал /Рисунок 2/
Назовите орфограммы.
Переделайте предложение, включив в него устойчивые сочетания.
Проверка. /Рисунок 3/
Весь день Глеб бил баклуши. Весь день Глеб сидел сложа руки. Весь день Глеб собак гонял. Весь день Глеб лодыря корчил.
Сравните записанные предложения. Какое из них ярче?
Вывод: Фразеологизмы придали предложению особую меткость и остроту. V. Словарная работа.
Игра фотоглаз.
Учитель показывает карточки с написанными фразеологизмами. Дети должны успеть прочитать и записать в тетрадь только словарное слово в начальной форме. После написания и проверки ребята объясняют значение фразеологизмов, если ученикам неизвестно значение, то учитель предлагает свою помощь.
Ворона в павлиньих перьях
Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства
Прикусить язык
Это выражение употребляется в значении «помолчать»
Дом построить на песке
Выражение употребляется, когда говорится о чём – нибудь непрочном, необоснованном.
Ждать у моря погоды
Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.
Медвежья подруга
Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.
- Ребята, обратите внимание на следующий фразеологизм и попытайтесь догадаться, какое из слов будет словарным.
Кормить завтраками
Так говорят, когда человек обещает, но не выполняет своего обещания в срок.
Физминутка.
Учитель:
Мы осанку исправляем, Спинки дружно выпрямляем. Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз Улыбайся и садись.
Учитель: Выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма.
Обведите нужную букву. Учитель: Часто фразеологические обороты связаны с названием животных. Вот послушайте стихотворение.
Ученик:
Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь (медвежью услугу)
Учитель: Искреннюю, но неумелую услугу, которая принесёт вред.
Сейчас мы отправимся во фразеологический зверинец. Выполним упражнение из учебника (страница 20 № 37). Работа с перфокартами.
Болтлива как...
Нем как...
Хитёр как...
Труслив как...
Надут как...
Изворотлив как...
Упрям как...
Колючий как...
ПроверкаВывод: Такие фразеологизмы дают характеристику человеку, его поведению.
Учитель: В нашей школе есть мальчик Боба. Его зовут Боба – Зоопарк. Почему? А потому, что он на переменах задирается и дерётся как петух. А на уроках молчит как рыба. Зато на бабушку рычит как лев. Перед папой дрожит как заяц. А перед мамой ходит как лис. Вы не знакомы с ним? . Закрепление.
Найди соответствие фразеологизма и его значения. ( Учебник. Упражнение № 3, стр.102 )
Проверить можно в игровой форме. Первый вариант читает фразеологизмы, а второй вариант называет подобранные значения.
Х. «Заболевшие» фразеологизмы.
Бывают случаи, когда дети употребляют фразеологизмы неправильно. Давайте поможем исправить ошибки, а с «вылеченными» фразеологизмами составим предложения.
- одержать победу
-клевать носом
- не в своей тарелке
Продолжить работу можно упражнением № 5 (стр. 103)
Вывод: Смысл фразеологизма разрушится, если в устойчивое сочетание слов ввести другие слова,
XI. Отгадай слово и восстанови фразеологизм.
1. Его вешают, приходя в уныние; задирают – зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Нос – вешать нос; задирать нос; совать нос.
Чтение стихотворения.
Учитель: Ну, а этот фразеологизм с пониманием добра “наоборот” достался нам от охотников. Чтобы усыпить бдительность злых духов и была удача при охоте на птицу и зверя. Они говорили: “Ни пуха, ни пера!”. Это замаскированное пожелание добра.
Ученик:
Рано утром мама – квочка В класс отправила сыночка. Говорила: не дерись, Не дразнись, не петушись, Поспеши, уже пора, Ну ни пуха, ни пера. Через час едва живой Петушок идёт домой. Ковыляет еле-еле Он со школьного двора, А на нём и в самом деле Нет ни пуха, ни пера.
Учитель: И я желаю вам удачи в изучении русского языка. “Ни пуха, ни пера”
Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. Уверена, что, научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, вы будете получать удовольствие от уроков русского языка. И русский язык станет для вас, ребята, верным другом.
Итог урока. – Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде…. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
Бить баклуши.
Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.
Выражения спустя рукав и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин и того длиннее 130-140 см. попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, т.е. подвернуть. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, медленно, что они работают спустя рукава. О спором умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать их не надо.
Выражение я покажу тебе, где раки зимуют, связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло, если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”.
Выражение от доски до доски связано с книгой. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать всю книгу от начала до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.
Рано утром мама – квочка В класс отправила сыночка. Говорила: не дерись, Не дразнись, не петушись, Поспеши, уже пора, Ну ни пуха, ни пера. Через час едва живой Петушок идёт домой. Ковыляет еле-еле Он со школьного двора, А на нём и в самом деле Нет ни пуха, ни пера.