kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме: «Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правил правописания сочетаний ЖИ-, ШИ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:создать условия для овладения диалогической формой речи, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; закреплять умения применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-, ши-).

Планируемые результаты обучения:

Предметные:  соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, списывать тексты, ставить точку в конце предложения; участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные:

Познавательные: моделирование на основе приведенного текста монологического высказывания о собственных поступках; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применение правила правописания сочетаний жи-, ши-; логические – формулирование простых выводов о характере героя, его поступках; осуществление анализа речевых формул извинения в соотношении с приведёнными ситуациями общения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.

Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Ход урока.

1.Организационный момент.(Слайд 1)

Долгожданный дан звонок,

      Начинается урок!

Сначала девочки красиво  располагаются на своих местах, а затем мальчики.

2.Психологический настрой урока.(Слайд 2)

- Здравствуйте,  ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада видеть Вас на нашем уроке. Пусть этот урок принесет радость познания и общения, а солнечные лучики согреют Вас своим теплом и подарят хорошее настроение.

3.Введение в тему урока.

-Сегодня мы отправимся в путешествие на планету Добра под девизом «Спешите делать добро», где за свою работу вы будете получать «капельки доброты» в виде цветочков.

- А какие вежливые слова мы возьмем в свое путешествие? (Слова написаны на солнечных лучиках и вывешиваются на доску).

-Давайте прочитаем их еще раз. (Слайд 3)

- Сегодня мы будем учиться употреблять слова, которыми пользуются когда обидели кого-то или поступили когда-то неправильно.

- А давайте вспомним девиз нашего урока и прочитаем его хором. Это не просто девиз, в нем спрятана важная орфограмма.

-Какая? Давайте повторим правило правописания сочетаний жи- и ши-. (Слайд 4)

-Так кто сможет сформулировать тему нашего урока.

4.Сообщение темы и постановка целей урока.

- Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правил правописания сочетаний жи-, ши-. (Слайд 5)

-Значит, цель нашего урока, какова? Правильно  мы будем не только учиться употреблять  вежливые слова, но и отрабатывать  правописание сочетаний жи-, ши-.

-А делать это мы будем под девизом «Спешите делать добро».

-А кто знает, что такое доброта?

5.Работа с толковым словарем.

- Из толкового словаря С. И. Ожегова (ученик) узнал, что доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.(Слайд 6)

6.Чтение подготовленным учащимся стихотворения А.Л.Барто «С добротой покончил Вовка».

– Как зовут героя этого стихотворения?

- Какой,по-вашему мнению, характер главного героя?

- Откройте учебники по закладке, перечитайте стихотворение самостоятельно и найдите те строки, в которых говорится, почему Вовка стал стесняться доброты.

-Найдите и прочитайте те слова, которые говорят, что мальчик не плохой.

-Что вы ему посоветуете?

- И мы приглашаем Вовку присоединиться к нашему путешествию, ведь мы путешествуем под девизом

« Спешите делать добро».

7.Подготовим наши пальчики – выполним пальчиковую гимнастику:

Каждый пальчик мой проснулся,  (встряхнуть пальцами)

Улыбнулся, потянулся,                  ( в замок – выгнуть в улыбку)

Поприветствовал соседа,              (смыкание пальцев)

А теперь – давай за дело!(растягиваем и поглаживаем пальцы)

8.Минутка чистописания.

а б д

- Какой элемент объединяет все эти буквы?

-Какую цель ставим перед собой на минутке чистописания? (Написать аккуратно, каллиграфически верно).

Повторение правил посадки.
Руки? – на месте.
Ноги? – на месте.
Локти? – у края.
Спина? – прямая.

-Проверили положение тетради. Проверили, как держим ручку.

(Пишем в воздухе букву а, прописываем в тетради и т.д.)

9. Фронтальная беседа

- Ребята, а не случалось ли с вами того, что случилось с героиней  рассказа М. Харитонова? (Чтение учителем текста в упражнении 2 на с.64).

-Что приходится делать после таких поступков? (Просить прощения)

10. Разыгрывание ситуации.  Работа в парах.

-Сейчас я предлагаю вам  разыграть ситуацию, когда необходимо попросить прощения у своего брата или сестры.

- Предварительно, прочитаем высказывания на с. 65 учебника. Читают ученики.

- Какие высказывания, по вашему мнению,  нельзя признать извинением?

- Ребята, часто мне приходится слышать, как дети просят прощения, говоря «Я извиняюсь».  Почему так нельзя просить прощения ?

- Мы убрали  высказывания, которые нам не подходят. (Слайд 7). Остались только те, которые могут служить вам помощниками.

-Сегодня мы отрабатываем при работе в паре умение договариваться.

- Давайте повторим задание еще раз. (Отвечают ученики).

Разыгрывание ситуации.

- Итак, добавляем в речевой этикет слова: извините, простите. (Добавляются солнечные лучики).

11. Музыкальнаяфизминутка.(Слайд 8)

- Я думаю, что все простили друг друга, а веселая музыка еще и улучшит наше настроение.

12.Словарная работа.

- Мы разыграли ситуацию, которая возникла в результате того, что сестра показала брату язык.

- Слово язык – это новое словарное слово.(Слайд 9)

Запись слова в тетрадь, постановка ударения, нахождение безударной непроверяемой гласной. Составление схемы слова язык из фишек.Работа в парах.

Самопроверка по образцу. Поднимите руки у кого также. Какое главное правило,  мы должны были помнить при составлении схемы этого слова.

– Прочитайте словосочетания. Объясните их значение. Когда так говорят?(Слайд 10)

Держать язык за зубами,  вертится на языке, язык проглотишь.(Молчать, не болтать, не говорить лишнего.  То, о чём никак не можешь вспомнить.Очень вкусно).

– Что это за словосочетания? (Это фразеологизмы.) (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые служат для более яркого и образного выражения наших мыслей.)

Прочитайте следующее предложение.  (Слайд 11) Что вы прочитали?  Как понимаете смысл этой пословицы? Какую орфограмму  увидели?

Спишите пословицу, подчеркните орфограмму.

13. Физминутка для глаз.(Слайд 12)

- Мы отдохнули вместе с самым добрым сказочным героем, и я предлагаю взять его в дальнейшее наше путешествие.

- А путешествуем мы с вами под девизом «Спешите делать добро». Какая изученная орфограмма встречается в нашем девизе? Как пишутся сочетания жи-, ши-?

14.Упражнение «Собери из слогов слова».

 -Простым карандашом соединить слоги, чтобы получились слова.

- Прочитайте полученные слова. Какая орфограмма объединяет полученные слова? Как пишутся сочетания жи-, ши-?

15. Разноуровневые задания.(Слайд 13)

1 уровень

Запишите  слова. Подчеркните в словах сочетания жи-, ши-.

2 уровень

Запишите  слова. Подчеркните в словах сочетания жи-, ши-.Придумайте и запишите 2 слова на данное правило.

3 уровень

Запишите  слова. Подчеркните в словах сочетания жи-, ши-. Составьте и запишите предложение с одним из слов.

Проверка выполненной работы. (Слайд 14)

  1. уровень.

Лыжи, моржи, груши, мыши; жираф, шина, шишка, живот.

  1. уровень.

Читают слова.

  1. уровень.

Читают предложения.

- Какую орфограмму подчеркивали в словах?

15. Дополнительное задание.

Игра «Какой по характеру?»

- Я буду называть сказочных героев, если герой добрый, вы хлопаете в ладоши, а если злой – топаете.(Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Бармалей, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка.)

- Ребята, а в сказках  побеждает добро или зло?

 

 

16.Рефлексия. (Слайд 15)

– Продолжите мои предложения.

– Мне понравилось на уроке …

- Мне было легко (сложно) …

- Я узнал (а) новое …

– У меня хорошо получается…
– Мне надо поработать над …

17.Итог урока.

-А путешествовали мы сегодня под девизом (все вместе) «Спешите делать добро».

Если мы будем относиться друг к другу добрее, то и класс наш будет дружным. Но наш класс не один, нас – целая школа, а школ тоже много. И если все это поймут, то дружная будет вся наша страна, и вся планета Земля.

Творческая работа.

- А сейчас я предлагаю частичку наших сердец украсить капельками доброты, которые вы получили на уроке и подарить нашим гостям. Работаем в парах.

 - А пока ребята трудятся, я хочу сказать «Эти цветочки ребята изготовили сами на уроках труда, и вложили в них все свое умение, старание, теплоту и добро».

4 ученицы читают стихотворение.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

 Все дарят подарки гостям.

- Спасибо за урок.(Слайд 15)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: «Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правил правописания сочетаний ЖИ-, ШИ». »

Урок русского языка в 1 классе.

Тема: «Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правил правописания сочетаний

ЖИ-, ШИ».

Цель:создать условия для овладения диалогической формой речи, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; закреплять умения применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-, ши-).

Планируемые результаты обучения:

Предметные: соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, списывать тексты, ставить точку в конце предложения; участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные:

Познавательные: моделирование на основе приведенного текста монологического высказывания о собственных поступках; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применение правила правописания сочетаний жи-, ши-; логические – формулирование простых выводов о характере героя, его поступках; осуществление анализа речевых формул извинения в соотношении с приведёнными ситуациями общения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.

Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Ход урока.

1.Организационный момент.(Слайд 1)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Сначала девочки красиво располагаются на своих местах, а затем мальчики.


2.Психологический настрой урока.(Слайд 2)

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада видеть Вас на нашем уроке. Пусть этот урок принесет радость познания и общения, а солнечные лучики согреют Вас своим теплом и подарят хорошее настроение.

3.Введение в тему урока.

-Сегодня мы отправимся в путешествие на планету Добра под девизом «Спешите делать добро», где за свою работу вы будете получать «капельки доброты» в виде цветочков.

- А какие вежливые слова мы возьмем в свое путешествие? (Слова написаны на солнечных лучиках и вывешиваются на доску).

-Давайте прочитаем их еще раз. (Слайд 3)

- Сегодня мы будем учиться употреблять слова, которыми пользуются когда обидели кого-то или поступили когда-то неправильно.

- А давайте вспомним девиз нашего урока и прочитаем его хором. Это не просто девиз, в нем спрятана важная орфограмма.

-Какая? Давайте повторим правило правописания сочетаний жи- и ши-. (Слайд 4)

-Так кто сможет сформулировать тему нашего урока.

4.Сообщение темы и постановка целей урока.

- Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правил правописания сочетаний жи-, ши-. (Слайд 5)

-Значит, цель нашего урока, какова? Правильно мы будем не только учиться употреблять вежливые слова, но и отрабатывать правописание сочетаний жи-, ши-.

-А делать это мы будем под девизом «Спешите делать добро».

-А кто знает, что такое доброта?

5.Работа с толковым словарем.

- Из толкового словаря С. И. Ожегова (ученик) узнал, что доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.(Слайд 6)

6.Чтение подготовленным учащимся стихотворения А.Л.Барто «С добротой покончил Вовка».

– Как зовут героя этого стихотворения?

- Какой,по-вашему мнению, характер главного героя?

- Откройте учебники по закладке, перечитайте стихотворение самостоятельно и найдите те строки, в которых говорится, почему Вовка стал стесняться доброты.

-Найдите и прочитайте те слова, которые говорят, что мальчик не плохой.

-Что вы ему посоветуете?

- И мы приглашаем Вовку присоединиться к нашему путешествию, ведь мы путешествуем под девизом

« Спешите делать добро».


7.Подготовим наши пальчики – выполним пальчиковую гимнастику:

Каждый пальчик мой проснулся, (встряхнуть пальцами)

Улыбнулся, потянулся, ( в замок – выгнуть в улыбку)

Поприветствовал соседа, (смыкание пальцев)

А теперь – давай за дело!(растягиваем и поглаживаем пальцы)

8.Минутка чистописания.

а б д

- Какой элемент объединяет все эти буквы?

-Какую цель ставим перед собой на минутке чистописания? (Написать аккуратно, каллиграфически верно).

Повторение правил посадки.
Руки? – на месте.
Ноги? – на месте.
Локти? – у края.
Спина? – прямая.

-Проверили положение тетради. Проверили, как держим ручку.

(Пишем в воздухе букву а, прописываем в тетради и т.д.)

9. Фронтальная беседа

- Ребята, а не случалось ли с вами того, что случилось с героиней рассказа М. Харитонова? (Чтение учителем текста в упражнении 2 на с.64).

-Что приходится делать после таких поступков? (Просить прощения)

10. Разыгрывание ситуации. Работа в парах.

-Сейчас я предлагаю вам разыграть ситуацию, когда необходимо попросить прощения у своего брата или сестры.

- Предварительно, прочитаем высказывания на с. 65 учебника. Читают ученики.

- Какие высказывания, по вашему мнению, нельзя признать извинением?

- Ребята, часто мне приходится слышать, как дети просят прощения, говоря «Я извиняюсь». Почему так нельзя просить прощения ?

- Мы убрали высказывания, которые нам не подходят. (Слайд 7). Остались только те, которые могут служить вам помощниками.

-Сегодня мы отрабатываем при работе в паре умение договариваться.

- Давайте повторим задание еще раз. (Отвечают ученики).

Разыгрывание ситуации.

- Итак, добавляем в речевой этикет слова: извините, простите. (Добавляются солнечные лучики).

11. Музыкальнаяфизминутка.(Слайд 8)

- Я думаю, что все простили друг друга, а веселая музыка еще и улучшит наше настроение.


12.Словарная работа.

- Мы разыграли ситуацию, которая возникла в результате того, что сестра показала брату язык.

- Слово язык – это новое словарное слово.(Слайд 9)

Запись слова в тетрадь, постановка ударения, нахождение безударной непроверяемой гласной. Составление схемы слова язык из фишек.Работа в парах.

Самопроверка по образцу. Поднимите руки у кого также. Какое главное правило, мы должны были помнить при составлении схемы этого слова.

– Прочитайте словосочетания. Объясните их значение. Когда так говорят?(Слайд 10)

Держать язык за зубами, вертится на языке, язык проглотишь.(Молчать, не болтать, не говорить лишнего. То, о чём никак не можешь вспомнить.Очень вкусно).

– Что это за словосочетания? (Это фразеологизмы.) (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые служат для более яркого и образного выражения наших мыслей.)

Прочитайте следующее предложение. (Слайд 11) Что вы прочитали? Как понимаете смысл этой пословицы? Какую орфограмму увидели?

Спишите пословицу, подчеркните орфограмму.

13. Физминутка для глаз.(Слайд 12)

- Мы отдохнули вместе с самым добрым сказочным героем, и я предлагаю взять его в дальнейшее наше путешествие.

- А путешествуем мы с вами под девизом «Спешите делать добро». Какая изученная орфограмма встречается в нашем девизе? Как пишутся сочетания жи-, ши-?


14.Упражнение «Собери из слогов слова».

-Простым карандашом соединить слоги, чтобы получились слова.

- Прочитайте полученные слова. Какая орфограмма объединяет полученные слова? Как пишутся сочетания жи-, ши-?

15. Разноуровневые задания.(Слайд 13)

1 уровень

Запишите слова. Подчеркните в словах сочетания жи-, ши-.

2 уровень

Запишите слова. Подчеркните в словах сочетания жи-, ши-.Придумайте и запишите 2 слова на данное правило.

3 уровень

Запишите слова. Подчеркните в словах сочетания жи-, ши-. Составьте и запишите предложение с одним из слов.


Проверка выполненной работы. (Слайд 14)

  1. уровень.

Лыжи, моржи, груши, мыши; жираф, шина, шишка, живот.

  1. уровень.

Читают слова.

  1. уровень.

Читают предложения.

- Какую орфограмму подчеркивали в словах?

15. Дополнительное задание.

Игра «Какой по характеру?»

- Я буду называть сказочных героев, если герой добрый, вы хлопаете в ладоши, а если злой – топаете.(Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Бармалей, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка.)

- Ребята, а в сказках побеждает добро или зло?



16.Рефлексия. (Слайд 15)

– Продолжите мои предложения.

– Мне понравилось на уроке …

- Мне было легко (сложно) …

- Я узнал (а) новое …

– У меня хорошо получается…
– Мне надо поработать над …


17.Итог урока.

-А путешествовали мы сегодня под девизом (все вместе) «Спешите делать добро».

Если мы будем относиться друг к другу добрее, то и класс наш будет дружным. Но наш класс не один, нас – целая школа, а школ тоже много. И если все это поймут, то дружная будет вся наша страна, и вся планета Земля.


Творческая работа.

- А сейчас я предлагаю частичку наших сердец украсить капельками доброты, которые вы получили на уроке и подарить нашим гостям. Работаем в парах.

- А пока ребята трудятся, я хочу сказать «Эти цветочки ребята изготовили сами на уроках труда, и вложили в них все свое умение, старание, теплоту и добро».


4 ученицы читают стихотворение.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…


Все дарят подарки гостям.

- Спасибо за урок.(Слайд 15)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сальникова Ирина Владимировна

Дата: 01.09.2015

Номер свидетельства: 228116


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства