Конспект урока русского языка по теме: «Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правил правописания сочетаний ЖИ-, ШИ».
Конспект урока русского языка по теме: «Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правил правописания сочетаний ЖИ-, ШИ».
Цель:создать условия для овладения диалогической формой речи, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; закреплять умения применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-, ши-).
Планируемые результаты обучения:
Предметные: соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, списывать тексты, ставить точку в конце предложения; участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные:
Познавательные: моделирование на основе приведенного текста монологического высказывания о собственных поступках; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применение правила правописания сочетаний жи-, ши-; логические – формулирование простых выводов о характере героя, его поступках; осуществление анализа речевых формул извинения в соотношении с приведёнными ситуациями общения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.
Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.
Ход урока.
1.Организационный момент.(Слайд 1)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Сначала девочки красиво располагаются на своих местах, а затем мальчики.
2.Психологический настрой урока.(Слайд 2)
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада видеть Вас на нашем уроке. Пусть этот урок принесет радость познания и общения, а солнечные лучики согреют Вас своим теплом и подарят хорошее настроение.
3.Введение в тему урока.
-Сегодня мы отправимся в путешествие на планету Добра под девизом «Спешите делать добро», где за свою работу вы будете получать «капельки доброты» в виде цветочков.
- А какие вежливые слова мы возьмем в свое путешествие? (Слова написаны на солнечных лучиках и вывешиваются на доску).
-Давайте прочитаем их еще раз. (Слайд 3)
- Сегодня мы будем учиться употреблять слова, которыми пользуются когда обидели кого-то или поступили когда-то неправильно.
- А давайте вспомним девиз нашего урока и прочитаем его хором. Это не просто девиз, в нем спрятана важная орфограмма.
-Какая? Давайте повторим правило правописания сочетаний жи- и ши-. (Слайд 4)
-Значит, цель нашего урока, какова? Правильно мы будем не только учиться употреблять вежливые слова, но и отрабатывать правописание сочетаний жи-, ши-.
-А делать это мы будем под девизом «Спешите делать добро».
-А кто знает, что такое доброта?
5.Работа с толковым словарем.
- Из толкового словаря С. И. Ожегова (ученик) узнал, что доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.(Слайд 6)
- Какой,по-вашему мнению, характер главного героя?
- Откройте учебники по закладке, перечитайте стихотворение самостоятельно и найдите те строки, в которых говорится, почему Вовка стал стесняться доброты.
-Найдите и прочитайте те слова, которые говорят, что мальчик не плохой.
-Что вы ему посоветуете?
- И мы приглашаем Вовку присоединиться к нашему путешествию, ведь мы путешествуем под девизом
« Спешите делать добро».
7.Подготовим наши пальчики – выполним пальчиковую гимнастику:
Каждый пальчик мой проснулся, (встряхнуть пальцами)
Улыбнулся, потянулся, ( в замок – выгнуть в улыбку)
Поприветствовал соседа, (смыкание пальцев)
А теперь – давай за дело!(растягиваем и поглаживаем пальцы)
8.Минутка чистописания.
а б д
- Какой элемент объединяет все эти буквы?
-Какую цель ставим перед собой на минутке чистописания? (Написать аккуратно, каллиграфически верно).
Повторение правил посадки.
Руки? – на месте.
Ноги? – на месте.
Локти? – у края.
Спина? – прямая.
-Проверили положение тетради. Проверили, как держим ручку.
(Пишем в воздухе букву а, прописываем в тетради и т.д.)
9. Фронтальная беседа
- Ребята, а не случалось ли с вами того, что случилось с героиней рассказа М. Харитонова? (Чтение учителем текста в упражнении 2 на с.64).
-Что приходится делать после таких поступков? (Просить прощения)
10. Разыгрывание ситуации. Работа в парах.
-Сейчас я предлагаю вам разыграть ситуацию, когда необходимо попросить прощения у своего брата или сестры.
- Предварительно, прочитаем высказывания на с. 65 учебника. Читают ученики.
- Какие высказывания, по вашему мнению, нельзя признать извинением?
- Ребята, часто мне приходится слышать, как дети просят прощения, говоря «Я извиняюсь». Почему так нельзя просить прощения ?
- Мы убрали высказывания, которые нам не подходят. (Слайд 7). Остались только те, которые могут служить вам помощниками.
-Сегодня мы отрабатываем при работе в паре умение договариваться.
- Давайте повторим задание еще раз. (Отвечают ученики).
- Я думаю, что все простили друг друга, а веселая музыка еще и улучшит наше настроение.
12.Словарная работа.
- Мы разыграли ситуацию, которая возникла в результате того, что сестра показала брату язык.
- Слово язык – это новое словарное слово.(Слайд 9)
Запись слова в тетрадь, постановка ударения, нахождение безударной непроверяемой гласной. Составление схемы слова язык из фишек.Работа в парах.
Самопроверка по образцу. Поднимите руки у кого также. Какое главное правило, мы должны были помнить при составлении схемы этого слова.
– Прочитайте словосочетания. Объясните их значение. Когда так говорят?(Слайд 10)
Держать язык за зубами, вертится на языке, язык проглотишь.(Молчать, не болтать, не говорить лишнего. То, о чём никак не можешь вспомнить.Очень вкусно).
– Что это за словосочетания? (Это фразеологизмы.) (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые служат для более яркого и образного выражения наших мыслей.)
Прочитайте следующее предложение. (Слайд 11) Что вы прочитали? Как понимаете смысл этой пословицы? Какую орфограмму увидели?
Спишите пословицу, подчеркните орфограмму.
13. Физминутка для глаз.(Слайд 12)
- Мы отдохнули вместе с самым добрым сказочным героем, и я предлагаю взять его в дальнейшее наше путешествие.
- А путешествуем мы с вами под девизом «Спешите делать добро». Какая изученная орфограмма встречается в нашем девизе? Как пишутся сочетания жи-, ши-?
14.Упражнение «Собери из слогов слова».
-Простым карандашом соединить слоги, чтобы получились слова.
Запишите слова. Подчеркните в словах сочетания жи-, ши-.
2 уровень
Запишите слова. Подчеркните в словах сочетания жи-, ши-.Придумайте и запишите 2 слова на данное правило.
3 уровень
Запишите слова. Подчеркните в словах сочетания жи-, ши-. Составьте и запишите предложение с одним из слов.
Проверка выполненной работы. (Слайд 14)
уровень.
Лыжи, моржи, груши, мыши; жираф, шина, шишка, живот.
уровень.
Читают слова.
уровень.
Читают предложения.
- Какую орфограмму подчеркивали в словах?
15. Дополнительное задание.
Игра «Какой по характеру?»
- Я буду называть сказочных героев, если герой добрый, вы хлопаете в ладоши, а если злой – топаете.(Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Бармалей, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка.)
- Ребята, а в сказках побеждает добро или зло?
16.Рефлексия. (Слайд 15)
– Продолжите мои предложения.
– Мне понравилось на уроке …
- Мне было легко (сложно) …
- Я узнал (а) новое …
– У меня хорошо получается…
– Мне надо поработать над …
17.Итог урока.
-А путешествовали мы сегодня под девизом (все вместе) «Спешите делать добро».
Если мы будем относиться друг к другу добрее, то и класс наш будет дружным. Но наш класс не один, нас – целая школа, а школ тоже много. И если все это поймут, то дружная будет вся наша страна, и вся планета Земля.
Творческая работа.
- А сейчас я предлагаю частичку наших сердец украсить капельками доброты, которые вы получили на уроке и подарить нашим гостям. Работаем в парах.
- А пока ребята трудятся, я хочу сказать «Эти цветочки ребята изготовили сами на уроках труда, и вложили в них все свое умение, старание, теплоту и добро».
4 ученицы читают стихотворение.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Все дарят подарки гостям.
- Спасибо за урок.(Слайд 15)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: «Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правил правописания сочетаний ЖИ-, ШИ». »
Урок русского языка в 1 классе.
Тема: «Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правил правописания сочетаний
ЖИ-, ШИ».
Цель:создать условия для овладения диалогической формой речи, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; закреплять умения применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-, ши-).
Планируемые результаты обучения:
Предметные: соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, списывать тексты, ставить точку в конце предложения; участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные:
Познавательные: моделирование на основе приведенного текста монологического высказывания о собственных поступках; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применение правила правописания сочетаний жи-, ши-; логические – формулирование простых выводов о характере героя, его поступках; осуществление анализа речевых формул извинения в соотношении с приведёнными ситуациями общения.
Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные:использовать речь для регуляции своего действия, оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.
Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.
Ход урока.
1.Организационный момент.(Слайд 1)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Сначала девочки красиво располагаются на своих местах, а затем мальчики.
2.Психологический настрой урока.(Слайд 2)
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада видеть Вас на нашем уроке. Пусть этот урок принесет радость познания и общения, а солнечные лучики согреют Вас своим теплом и подарят хорошее настроение.
3.Введение в тему урока.
-Сегодня мы отправимся в путешествие на планету Добра под девизом «Спешите делать добро», где за свою работу вы будете получать «капельки доброты» в виде цветочков.
- А какие вежливые слова мы возьмем в свое путешествие? (Слова написаны на солнечных лучиках и вывешиваются на доску).
-Давайте прочитаем их еще раз. (Слайд 3)
- Сегодня мы будем учиться употреблять слова, которыми пользуются когда обидели кого-то или поступили когда-то неправильно.
- А давайте вспомним девиз нашего урока и прочитаем его хором. Это не просто девиз, в нем спрятана важная орфограмма.
-Какая? Давайте повторим правило правописания сочетаний жи- и ши-. (Слайд 4)
-Значит, цель нашего урока, какова? Правильно мы будем не только учиться употреблять вежливые слова, но и отрабатывать правописание сочетаний жи-, ши-.
-А делать это мы будем под девизом «Спешите делать добро».
-А кто знает, что такое доброта?
5.Работа с толковым словарем.
- Из толкового словаря С. И. Ожегова (ученик) узнал, что доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.(Слайд 6)
- Какой,по-вашему мнению, характер главного героя?
- Откройте учебники по закладке, перечитайте стихотворение самостоятельно и найдите те строки, в которых говорится, почему Вовка стал стесняться доброты.
-Найдите и прочитайте те слова, которые говорят, что мальчик не плохой.
-Что вы ему посоветуете?
- И мы приглашаем Вовку присоединиться к нашему путешествию, ведь мы путешествуем под девизом
« Спешите делать добро».
7.Подготовим наши пальчики – выполним пальчиковую гимнастику:
Каждый пальчик мой проснулся, (встряхнуть пальцами)
Улыбнулся, потянулся, ( в замок – выгнуть в улыбку)
Поприветствовал соседа, (смыкание пальцев)
А теперь – давай за дело!(растягиваем и поглаживаем пальцы)
8.Минутка чистописания.
а б д
- Какой элемент объединяет все эти буквы?
-Какую цель ставим перед собой на минутке чистописания? (Написать аккуратно, каллиграфически верно).
Повторение правил посадки. Руки? – на месте. Ноги? – на месте. Локти? – у края. Спина? – прямая.
-Проверили положение тетради. Проверили, как держим ручку.
(Пишем в воздухе букву а, прописываем в тетради и т.д.)
9. Фронтальная беседа
- Ребята, а не случалось ли с вами того, что случилось с героиней рассказа М. Харитонова? (Чтение учителем текста в упражнении 2 на с.64).
-Что приходится делать после таких поступков? (Просить прощения)
10. Разыгрывание ситуации. Работа в парах.
-Сейчас я предлагаю вам разыграть ситуацию, когда необходимо попросить прощения у своего брата или сестры.
- Предварительно, прочитаем высказывания на с. 65 учебника. Читают ученики.
- Какие высказывания, по вашему мнению, нельзя признать извинением?
- Ребята, часто мне приходится слышать, как дети просят прощения, говоря «Я извиняюсь». Почему так нельзя просить прощения ?
- Мы убрали высказывания, которые нам не подходят. (Слайд 7). Остались только те, которые могут служить вам помощниками.
-Сегодня мы отрабатываем при работе в паре умение договариваться.
- Давайте повторим задание еще раз. (Отвечают ученики).
- Я думаю, что все простили друг друга, а веселая музыка еще и улучшит наше настроение.
12.Словарная работа.
- Мы разыграли ситуацию, которая возникла в результате того, что сестра показала брату язык.
- Слово язык – это новое словарное слово.(Слайд 9)
Запись слова в тетрадь, постановка ударения, нахождение безударной непроверяемой гласной. Составление схемы слова язык из фишек.Работа в парах.
Самопроверка по образцу. Поднимите руки у кого также. Какое главное правило, мы должны были помнить при составлении схемы этого слова.
– Прочитайте словосочетания. Объясните их значение. Когда так говорят?(Слайд 10)
Держать язык за зубами, вертится на языке, язык проглотишь.(Молчать, не болтать, не говорить лишнего. То, о чём никак не можешь вспомнить.Очень вкусно).
– Что это за словосочетания? (Это фразеологизмы.) (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые служат для более яркого и образного выражения наших мыслей.)
Прочитайте следующее предложение. (Слайд 11) Что вы прочитали? Как понимаете смысл этой пословицы? Какую орфограмму увидели?
Спишите пословицу, подчеркните орфограмму.
13. Физминутка для глаз.(Слайд 12)
- Мы отдохнули вместе с самым добрым сказочным героем, и я предлагаю взять его в дальнейшее наше путешествие.
- А путешествуем мы с вами под девизом «Спешите делать добро». Какая изученная орфограмма встречается в нашем девизе? Как пишутся сочетания жи-, ши-?
14.Упражнение «Собери из слогов слова».
-Простым карандашом соединить слоги, чтобы получились слова.
Запишите слова. Подчеркните в словах сочетания жи-, ши-.
2 уровень
Запишите слова. Подчеркните в словах сочетания жи-, ши-.Придумайте и запишите 2 слова на данное правило.
3 уровень
Запишите слова. Подчеркните в словах сочетания жи-, ши-. Составьте и запишите предложение с одним из слов.
Проверка выполненной работы. (Слайд 14)
уровень.
Лыжи, моржи, груши, мыши; жираф, шина, шишка, живот.
уровень.
Читают слова.
уровень.
Читают предложения.
- Какую орфограмму подчеркивали в словах?
15. Дополнительное задание.
Игра «Какой по характеру?»
- Я буду называть сказочных героев, если герой добрый, вы хлопаете в ладоши, а если злой – топаете.(Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Бармалей, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка.)
- Ребята, а в сказках побеждает добро или зло?
16.Рефлексия. (Слайд 15)
– Продолжите мои предложения.
– Мне понравилось на уроке …
- Мне было легко (сложно) …
- Я узнал (а) новое …
– У меня хорошо получается… – Мне надо поработать над …
17.Итог урока.
-А путешествовали мы сегодня под девизом (все вместе) «Спешите делать добро».
Если мы будем относиться друг к другу добрее, то и класс наш будет дружным. Но наш класс не один, нас – целая школа, а школ тоже много. И если все это поймут, то дружная будет вся наша страна, и вся планета Земля.
Творческая работа.
- А сейчас я предлагаю частичку наших сердец украсить капельками доброты, которые вы получили на уроке и подарить нашим гостям. Работаем в парах.
- А пока ребята трудятся, я хочу сказать «Эти цветочки ребята изготовили сами на уроках труда, и вложили в них все свое умение, старание, теплоту и добро».
4 ученицы читают стихотворение.
Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта — она от века Украшенье человека…