II Основная часть Тема этого урока «Этот удивительный мир …» (на доске записана только часть темы урока). Открыть вторую часть названия урока вы сможете, если скажете, как одним словом можно определить эти высказывания:
(Слайд 1)
Пишет как курица лапой
Сесть в калошу
Водить за нос
Вставлять палки в колеса
Бить баклуши
Предполагаемые ответы детей
Запишите в тетради число, классная работа и тему урока: «Этот удивительный мир фразеологизмов» (слайд 2)
Давайте попробуем дать определение термину фразеологизмы. А для начала объясним значение тех фразеологизмов, которые встретились нам в начале урока (слайд 3)
Пишет как курица лапой (пишет неразборчиво)
Сесть в калошу (оказаться в неловкой ситуации)
Водить за нос (обманывать)
Вставлять палки в колеса (намеренно мешать кому-либо)
Бить баклуши (бездельничать)
Далее вместе с детьми формулируем определение термина фразеологизмы и записываем в тетрадь.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или словосочетанию (слайд 4)
А теперь закрепим свои знания.
Задание №1 Попробуем объяснить одним словом или словосочетанием фразеологизмы (слайд 5-7)
Сломя голову - быстро
Сидеть сложа руки – бездельничать
Как баран на новые ворота – сильное удивление
Ни свет ни заря – рано
За тридевять земель – далеко
Покраснеть до корней волос –стыдиться чего-то
Как рыба в воде - чувствовать себя хорошо
Повесить голову – отчаяться, огорчиться
Будто воды в рот набрал – упорно молчать
Смотреть как удав на кролика – смотреть враждебно, агрессивно
Сметая все на своем пути – устраняя любые препятствия
Схватить в охапку – обхватить, обняв руками
Ни чуя ног под собой – быстро бежать
Ни в зуб ногой – совершенно ничего не понимать
Задание № 2 Выписать из текста фразеологизмы и объяснить их. (слайд 8-9)
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой не разольешь.
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь медвежью услугу.
Фальшивят, путают слова
Поют кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши вянут.
Глеб у доски повесил нос,
Краснеетдо корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
Задание № 3 Перевести текст. (слайд 10-11)
Учитель: Недавно я проверяла нашу классную почту и обнаружила там письмо. Оно было не подписано, и в нем много непонятных мне словосочетаний. Я прошу вас объяснить мне их, таким образом мы переведем с вами текст этого письма.
Проснулся я сегодня НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ. Перекусил ЧЕМ БОГ ПОСЛАЛ. СЛОМЯ ГОЛОВУ бросился в школу. Всю дорогу бежал НЕ ЧУЯ НОГ ПОД СОБОЙ. Спешил я так потому, что сегодня на первом уроке контрольная намечалась, опаздывать нежелательно, а школа у нас ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ находится. Бежал я СМЕТАЯ ВСЕ НА СВОЕМ ПУТИ. Да все равно В КАЛОШУ СЕЛ - забыл дома учебник. Пришлось возвращаться, ПОВЕСИВ ГОЛОВУ. Учебник СХВАТИЛ В ОХАПКУ да бегом снова в школу. Бегу, опаздываю, чувствую: контрольная -то уже НА НОСУ. Забегаю в класс КРАСНЫЙ КАК РАК. Устал, вспотел, да еще понимаю, что не готов к контрольной: просто НИ В ЗУБ НОГОЙ. А тут еще учитель на меня смотрит КАК УДАВ НА КРОЛИКА и говорит: "Ну что, даже контрольную умудряешься проспать". А я стою и молчу, КАК ВОДЫ В РОТ НАБРАЛ. А что тут скажешь? Учитель - есть учитель!
Задание № 4 Угадай фразеологизм (слайд 12-21)
Ни для кого не секрет, что если мы будем употреблять в своей речи фразеологизмы при разговоре с иностранцем, то вряд ли он что-нибудь поймет. Но так вышло, что одному иностранному художнику поручили нарисовать иллюстрации к фразеологизмам. Давайте посмотрим, что у него получилось. Ваша задача угадать, что же за фразеологизм изображен на картинке.
Сесть в калошу
Вставлять палки в колеса
Льет как из ведра
Как курица лапой
Водить за нос
Неразлей вода
Шиворот навыворот
Гнаться за двумя зайцами
Зарубить себе на носу
Нестись сломя голову
Задание №5Составьте фразеологизмы. (слайд 22)
Каждая команда (парта) получает лист с заданием.
Задание №6 Составить предложения с фразеологизмами (слайд 23)
IIЗаключительная часть. Подводим итоги:
Для чего нужны фразеологизмы?
Фразеологизмы обогащают нашу речь, делают ее ярче и образнее (запись в тетрадь) (слайд 24)
Д/з повторить параграф 20-28, подг. к к/р по теме Лексика, упр. 146 письменно (слайд 25)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Фразеологизмы"»
Класс:
6
Учитель:
Шарипова Эльза Сабаховна
Тема урока:
«Этот удивительный мир фразеологизмов»
Тип урока:
урок-игра.
Обучающие цели:
систематизировать знания учащихся о фразеологизмах и лексике в целом;
проверить степень усвоения изученного материала.
Развивающие цели:
развитие мыслительных операций памяти;
формирование творческих способностей, умения работать в команде, коммуникативных компетенций.
Воспитывающая цель:
воспитание интереса к русскому языку.
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие класса. Проверка отсутствующих.
II Основная часть Тема этого урока «Этот удивительный мир …» (на доске записана только часть темы урока). Открыть вторую часть названия урока вы сможете, если скажете, как одним словом можно определить эти высказывания:
(Слайд 1)
Пишет как курица лапой
Сесть в калошу
Водить за нос
Вставлять палки в колеса
Бить баклуши
Предполагаемые ответы детей
Запишите в тетради число, классная работа и тему урока: «Этот удивительный мир фразеологизмов» (слайд 2)
Давайте попробуем дать определение термину фразеологизмы. А для начала объясним значение тех фразеологизмов, которые встретились нам в начале урока (слайд 3)
Пишет как курица лапой (пишет неразборчиво)
Сесть в калошу (оказаться в неловкой ситуации)
Водить за нос (обманывать)
Вставлять палки в колеса (намеренно мешать кому-либо)
Бить баклуши (бездельничать)
Далее вместе с детьми формулируем определение термина фразеологизмы и записываем в тетрадь.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или словосочетанию (слайд 4)
А теперь закрепим свои знания.
Задание №1 Попробуем объяснить одним словом или словосочетанием фразеологизмы (слайд 5-7)
Сломя голову - быстро
Сидеть сложа руки – бездельничать
Как баран на новые ворота – сильное удивление
Ни свет ни заря – рано
За тридевять земель – далеко
Покраснеть до корней волос –стыдиться чего-то
Как рыба в воде - чувствовать себя хорошо
Повесить голову – отчаяться, огорчиться
Будто воды в рот набрал – упорно молчать
Смотреть как удав на кролика – смотреть враждебно, агрессивно
Сметая все на своем пути – устраняя любые препятствия
Схватить в охапку – обхватить, обняв руками
Ни чуя ног под собой – быстро бежать
Ни в зуб ногой – совершенно ничего не понимать
Задание № 2 Выписать из текста фразеологизмы и объяснить их. (слайд 8-9)
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой не разольешь.
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь медвежью услугу.
Фальшивят, путают слова
Поют кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши вянут.
Глеб у доски повесил нос,
Краснеетдо корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
Задание № 3 Перевести текст. (слайд 10-11)
Учитель: Недавно я проверяла нашу классную почту и обнаружила там письмо. Оно было не подписано, и в нем много непонятных мне словосочетаний. Я прошу вас объяснить мне их, таким образом мы переведем с вами текст этого письма.
Проснулся я сегодня НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ. Перекусил ЧЕМ БОГ ПОСЛАЛ. СЛОМЯ ГОЛОВУ бросился в школу. Всю дорогу бежал НЕ ЧУЯ НОГ ПОД СОБОЙ. Спешил я так потому, что сегодня на первом уроке контрольная намечалась, опаздывать нежелательно, а школа у нас ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ находится. Бежал я СМЕТАЯ ВСЕ НА СВОЕМ ПУТИ. Да все равно В КАЛОШУ СЕЛ - забыл дома учебник. Пришлось возвращаться, ПОВЕСИВ ГОЛОВУ. Учебник СХВАТИЛ В ОХАПКУ да бегом снова в школу. Бегу, опаздываю, чувствую: контрольная -то уже НА НОСУ. Забегаю в класс КРАСНЫЙ КАК РАК. Устал, вспотел, да еще понимаю, что не готов к контрольной: просто НИ В ЗУБ НОГОЙ. А тут еще учитель на меня смотрит КАК УДАВ НА КРОЛИКА и говорит: "Ну что, даже контрольную умудряешься проспать". А я стою и молчу, КАК ВОДЫ В РОТ НАБРАЛ. А что тут скажешь? Учитель - есть учитель!
Задание № 4 Угадай фразеологизм (слайд 12-21)
Ни для кого не секрет, что если мы будем употреблять в своей речи фразеологизмы при разговоре с иностранцем, то вряд ли он что-нибудь поймет. Но так вышло, что одному иностранному художнику поручили нарисовать иллюстрации к фразеологизмам. Давайте посмотрим, что у него получилось. Ваша задача угадать, что же за фразеологизм изображен на картинке.
Сесть в калошу
Вставлять палки в колеса
Льет как из ведра
Как курица лапой
Водить за нос
Неразлей вода
Шиворот навыворот
Гнаться за двумя зайцами
Зарубить себе на носу
Нестись сломя голову
Задание №5Составьте фразеологизмы. (слайд 22)
Каждая команда (парта) получает лист с заданием.
№1:
кататься как
как кот
денег
после дождичка
брать быка
держать язык
где раки
куры не клюют
сыр в масле
наплакал
за рога
зимуют
в четверг
за зубами
№2:
давать голову
сто лет
держи карман
вставлять палки
дело
будет и на нашей улице
из глаз посыпались
в обед
на отсечение
праздник
искры
шире
в колёса
в шляпе
Задание №6 Составить предложения с фразеологизмами (слайд 23)
Сесть в калошу, держать язык за зубами, за тридевять земель, водить за нос.
II Заключительная часть. Подводим итоги:
Для чего нужны фразеологизмы?
Фразеологизмы обогащают нашу речь, делают ее ярче и образнее (запись в тетрадь) (слайд 24)
Д/з повторить параграф 20-28, подг. к к/р по теме Лексика, упр. 146 письменно (слайд 25)