kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Фразеологизмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку в 4 классе на тему "Фразеологизмы" по УМК "Система Л.В.Занкова". Урок построен по сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Фразеологизмы" »



Ф.И.О. учителя

Путилина Светлана Владимировна

Должность

Учитель начальных классов

Место работы

МБОУ Первомайская СОШ Ростовская область, Багаевский район,

п. Первомайский

Название работы

Урок русского языка

Тема урока

«Фразеологизмы».

Краткое описание

УМК «Система Л.В.Занкова». Полякова А. В. Урок по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Цель

Сформировать у обучающихся представление о фразеологизме – как единицы языка.

Задачи  урока

- Формировать понятия “фразеологизм”, “фразеологический оборот”, “крылатые слова и выражения”;

-Обогащать пассивный и активный словарь у обучающихся фразеологизмами;

-Развивать буквенный синтез слов, внимание, логическое мышление;

-Закрепить знания обучающихся о словах, как частях речи;

-Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи через использование нестандартных заданий и приёмов.

- Совершенствовать орфографические умения.

Материалы и оборудование

Русский язык: 4 класс - учебник, тетради, мультимедийный проектор, компьютер

Форма проведения

Урок беседа

Участники

Обучающиеся 4 класса







I.Организация класса.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Садитесь.

II.Вступительная беседа.

Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой при луне.

Все ваши строчки хороши,

Частичка Вашей в них души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошёл прекрасный наш поэт

Он гений, в этом спору нет.

- Кому посвящены эти строки?

- Да. Замечательному поэту А.С.Пушкину.

(Вывешивается портрет А.С.Пушкина).

Его волшебные сказки знают люди всего мира и любят их. Вы тоже знакомились с ними с раннего детства.

- Какие сказки Пушкина вы знаете?

(«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

(Книжная выставка сказок А.С.Пушкина).

1

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», станем её непосредственными участниками. По пути будем останавливаться, и выполнять различные задания героев.

III. Минутка чистописания.

До сказочного острова необходимо добраться. Наш путь пролегает по морю. А вот на каком виде транспорта мы доберемся, вы сейчас отгадаете сами.

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль –

По волнам плывет… корабль.

2

Вот на этом кораблике мы и отправимся до сказочного острова. Но для начала откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа. Начнём урок с минутки чистописания.

Сегодня мы будем писать букву Кк. Но прежде, чем начнём писать, давайте дадим характеристику этой букве.

Запишите букву К.

Посмотрите на кораблик. Какие строчки из сказки вы вспомнили, когда увидели эту иллюстрацию.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Чтобы наш кораблик благополучно добрался, вам необходимо выполнить 1 задание.

3-4

Запишите в тетрадях предложение.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Вам необходимо найти главные и второстепенные члены предложения, указать какими частями речи они выражены и устно охарактеризовать это предложение. Итак, с первым заданием справились.

5

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьётся в ней царица.

Нам нужно помочь царице и её ребенку выбраться из бочки. А для этого мы должны выполнить словарную работу. Запишите в тетрадь - словарь.

6

Перед вами кроссворд и это второе ваше задание. В этом кроссворде зашифровано слово и мы должны его найти.

7

1.Самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колёсный трактор. Бульдозер.

8

2.Ветер, скорость которого достигает сто двадцать километров в час и больше. Ураган.

9

Если видишь на картине нарисована река,
или ель и белый иней, или сад и облака,
или снежная равнина, или поле и шалаш,
то подобная картина называется … Пейзаж.

10

Тот участок возле дома 
Хорошо нам всем знаком, 
Где сажаем понемножку 
Зелень, овощи, картошку. Огород.

11

Узор, который состоит из повторяющихся элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент.

12

Огромная, лишенная деревьев территория, покрытая травой. Равнина.

13

Как называется заключительная часть спортивного состязания. Финиш.

14

Его главнее в школе нет,

Есть у него свой кабинет,

Он знает всех учеников,

Помочь и подсказать готов. Директор.

15

Как называется секретное слово или набор символов, предназначенный для подтверждения личности. Пароль.

16

Какое же слово зашифровано в кроссворде. ЗАПОМНИТЬ. Почему все эти слова необходимо запомнить?

17

Тут же на берег волна

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Мать с младенцем спасена;

Землю чувствует она.

Вот и помогли мы царевне с сыном выбраться на сушу.

Где же стали жить царица с царевичем?

18

(В городе).

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой.

Чтобы царевич с матерью добрались до города, нам необходимо выполнить 3 задание. Запишите это предложение «Видит город он большой» в тетрадь. Выделенное слово город нужно разобрать как часть речи.

  1. Город – сущ. (что?).

  2. Н.ф. город. Неодуш., м.р., 2 скл., ед.ч., В.п.

  3. Видит (что?) город.)

Работа над новым материалом.

1.А город действительно чудесный. Он расположен на крутом, как пишет поэт, т.е. обрывистом острове, который весь в зелени. Город обнесен каменной стеной и башнями. И были в этом городе чудеса!

19

Вот первое чудо.

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница такая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

Белочка приготовила для вас задание и прислала со сказочного города послание. Сейчас я вам его прочту.

20-21

Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счете, вас ждет успех!

- Скажите, все ли вам понятно в этом послании?

- А из чего состоит наша речь? (Из предложений).

- А предложения? (Из слов).

- Не зная отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается из сочетания слов. И сегодня мы узнаем, как называются такие сочетания.

А сейчас нам все – таки нужно понять, что же хотела сообщить нам белочка. Объясните, когда так говорят:

«Зарубите себе на носу» - нужно запоминать;

«Работать, засучив рукава» - усердно работать;

«Не падайте духом» - не унывать в случае неудачи;

«Возьмите себя в руки» - работать сосредоточенно;

«В конечном счете» - в целом, подводя итог.

- Ребята, а может кто – нибудь знает из вас, что это за необычные выражения? Как они называются?

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Вот мы добрались до темы сегодняшнего урока.

Скажите, какие цели и задачи поставим к сегодняшнему уроку.

- Что такое фразеологизмы?

- Как они пришли в нашу речь?

- Познакомиться с новыми фразеологизмами.

- Научиться находить их в тексте и объяснять значение.

Фразеологизмы - это устойчивое сочетание слов. Их нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи. Справились с заданием белочки.

Запишите эти фразеологизмы в тетрадь.

22

…Да на свете,

Говорят царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает-

Месяц под косой блестит

А во лбу звезда горит.

- Царевна – лебедь предлагаем вам отдохнуть немножко и сделать физминутку.

ФИЗМИНУТКА.

…Хочешь в море полететь за кораблём?

Будь же князь ты комаром.

И крылами замахала,

Воду с шумом расплескала,

И обрызгала его

С головы до ног – всего.

Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корабль - в щель забился.

Но и Царевна – лебедь приготовила вам задание. Откройте учебник на стр. 109 и найдите упр.199. прочитайте текст и найдите в нем фразеологизмы. Давайте попробуем объяснить их значение.

  1. Как об стенку горох.

(Это значит, что кому – то бесполезно что – то объяснять).

  1. Не видать тебе как своих ушей.

(Никогда не получить чего-то).

  1. Русским языком сказано.

(Излагать свои требования совершенно ясно, понятно и четко).

  1. Хватит воду в ступе толочь.

(Говорить много и о разном, да всё не по делу; заниматься бесполезным делом, которое не приносит пользы).


Вот мы и познакомились с фразеологизмами, иначе их еще называют фразеологические обороты, крылатые выражения. Они существовали на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях. Появились они в русском языке благодаря истории и культуре России, обычаям, традициям, творчеству русского народа, русских писателей и т.д.

23

Для понимания значения фразеологизмов целесообразно обращаться к фразеологическим словарям. А также в интернете на сайте: www.gramma.ru

24

Возвращаемся в сказку.

Каждый день идёт там диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге-

И останутся на бреге

33 богатыря.

Это 3 чудо в городе князя Гвидона. 33 богатыря приготовили для вас следующее задание.

25-26

- Найдите ошибки в предложениях, в каких фразеологических оборотах нужно заменить слова.

1) Народу в театре было много – груше (яблоку) некуда было упасть.


2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий(волчий) аппетит.


3) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу (грязь) лицом.


4) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём(огнём) не найти.


Молодцы, справились с заданием богатырей.

- Скажите, о ком идёт речь в сказке?

«Они были жестокими, коварными, хотели властвовать, совершали поступки, которые препятствовали встрече сына с отцом, занимались подлогом».

27

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Извести её хотят,

Перенять гонца велят;

Сами шлют гонца другого

Вот с чем от слова до слова…

Вот гонец принес письмо от ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи. Они составили для вас тест и предлагают вам самостоятельно поработать и выполнить задания теста.

28

ТЕСТ

Выбери нужное слово, которое должно стоять вместо точек.

1.Как …… наголову.

А) снег

Б) дождь

В) град



неожиданно

2. Как ……. вода.

А) с курицы

Б) с утки

В) с гуся


все нипочем

3.Убить …… зайцев.

А) трех

Б) двух

В) четырех


сразу выполнить два нужных,

важных дела

4. ……. соли съесть.

А) пуд

Б) фунт

В) килограмм


очень хорошо знать какого – либо человека, пережив с ним разные жизненные ситуации

5. Как за ……. стеной.

А) деревянной

Б) глиняной

В) каменной


под надежной защитой,

жить в безопасности

6. Как лист ….. дрожит.

А) берёзовый

Б) кленовый

В) осиновый


бояться, дрожать

Взаимопроверка.

А теперь поменяйтесь ребята тестами и проверьте друг у друга задание, оценив его.


Итог урока.

- А зачем нужны фразеологизмы в нашей речи?

(Обогащают нашу речь, делают её более образной, яркой).

- А где мы употребляем фразеологизмы?

(В разных жизненных ситуациях, в споре, в разговорах, в выступлениях, в написании сочинений).

Но, чтобы не попасть впросак т.е. оказаться в неловком положении, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам особенно запомнилось и понравилось?

29

Вот и закончилось наше путешествие, и закончилась сказка.

Я там был, мёд, пиво пил-

И усы лишь обмочил.

Действительно, мы лишь «обмочили усы», т.е. совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта.

- Сказки А.С.Пушкина не оставляют равнодушными никого. Овеянный светлыми образами героев, добротой сказки, певучим языком А.С. Пушкина русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков (показ портрета)пишет оперу «Сказка о царе Салтане». Послушайте отрывок из этой оперы. Откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и представьте себе картины, которые навеет вам музыка.

- Какое настроение навеяла вам опера «Сказка о царе Салтане»?

Славно, дети, потрудились,

Вижу многого добились.

Знаю, будете вы рады

Получить свои награды.

За работу на уроке учащиеся получают золотые и серебряные орешки со славного города князя Гвидона.

(Выставление отметок).

Д.з. подготовить дома 5 фразеологических оборотов и объяснить их значение.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме "Фразеологизмы"

Автор: Путилина Светлана Владимировна

Дата: 30.09.2015

Номер свидетельства: 235118

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок  русского языка "Богатство русской лексики" "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-russkogho-iazyka-boghatstvo-russkoi-lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "103352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402580951"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Открытый урок русского языка "Разряды имен прилагательных"."
    ["seo_title"] => string(63) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_razriady_imien_prilaghatiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "353830"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477923921"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Презентация к уроку русского языка "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(51) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "246345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446360655"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Фразеологизмы/русский язык в казахских классах/"
    ["seo_title"] => string(52) "frazieologhizmy-russkii-iazyk-v-kazakhskikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "253832"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447673066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства