kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме: "Частица как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в ТРКМ (технология развития критического мышления).Тема "Частица" является заключительной в разделе "Служебные части речи".

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: познакомить учащихся со ялужебной частью речи - Частица.

Структура урока состоит из трех стадий: "Вызов", "Осмысление", "Рефлексия".

Учитель направляет усилия учеников в определенное русло, дает возможность учащимся самостоятельно делать выводы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: "Частица как часть речи" »

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Частица как часть речи»

Пояснительная записка

  • Тема урока «Частица как часть речи». Урок разработан в ТРКМ ( технология развития критического мышления). Актуальность урока заключается в том, что он способствует активизации мыслительной деятельности. Учащиеся на протяжении всего урока сами делают выводы, у них формируются навыки анализа и синтеза. На уроке прослеживается дальнейшее построение обучения самими учащимися.

Урок отличается четкостью, компактностью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждой стадии. Учитель направляет усилия учеников в определенное русло, дает возможность учащимся самостоятельно делать выводы.

  • Данный урок является первым в теме «Частица». Урок изучения нового материала. До этого изучены темы «Служебные части речи», «Предлог» и «Союз».

Тема «Частица» является заключительной в разделе «Морфология». Класс обучается по программе М.М.Разумовской

  • Тип урока – урок изучения нового материала

  • Цель урока – познакомить учащихся со служебной частью речи – частицей.

  • Задачи:

- Образовательная - дать понятие о функциях частицы как служебной части речи;

- Развивающая – развитие навыка сравнительного анализа на примере ранее изученных служебных частей речи; развитие умения самостоятельно выявлять уровень собственных знаний, умения оценивать свою деятельность;

- Воспитывающая – воспитание положительного и устойчивого отношения к изучаемой теме, а также - желания грамотно выражать свои мысли, уместно употребляя частицы.

Структура урока состоит из трех стадий: «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия».




Тема урока: Частица как служебная часть речи.

Класс: 7а


Цели:

  1. Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи с применением ТРКМ.

  2. Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.

Задачи:

  1. Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.

  2. Развивать познавательный интерес.

  3. Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.

  4. Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  5. Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.

  6. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

  7. Развивать умение публично выступать.

Планируемые результаты:

  1. Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи

  2. Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.

  3. Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.

  4. Учащиеся используют приобретенные знания в творческой работе.

  5. Учащиеся совместно с учителем проводят исследовательскую работу

  6. Учащиеся проводят личностную рефлексию

Оборудование:

ПК, проектор, экран, презентация


Ход урока


1.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Все готовы к работе?

Учитель: Ребята, начиная урок, улыбнемся друг другу, нашим гостям и пожелаем всем здоровья и чудесного настроения.

- Записываем число, классная работа, оставляем место для темы


2.Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу. К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик.

(на доске заранее заготовлены слова из левого столбика: уч-ся переписывают их в тетрадь в столбик, один – у доски подбирает антонимы)

Родной – чужой

неряшливый – аккуратный

горький – сладкий

светлый – темный

ложный – истинный

разбитый – целый

пассивный - активный


Выделите в кружочек первые буквы второго столбика и прочитайте их сверху вниз

Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня?(Частица как часть речи)


Записали тему урока « Частица как часть речи.

Слайд 1



На какие вопросы вы хотели бы получить ответы при изучении темы урока.(постановка целей урока, формируемая учащимися)

- Что такое частица?

-Какова роль частиц в предложении и в речи?

-Важны ли частицы в речи?

-Имеет ли частица грамматические признаки?

-Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?


3. Исследовательская работа

– давайте посмотрим, для чего же нужны частицы в нашей речи?

Слайд 2



- Прочитайте текст и определите стиль текста. Как его можно озаглавить?

  • выделенные слова — частицы, давайте прочитаем текст без них, что-то изменилось? (нет, смысл сохранился)

  • это самостоятельная или служебная часть речи?

  • Изменяется?

  • Имеет грамматические признаки?

  • Является членом предложения?



4. Составим кластер к понятию « Частица как часть речи».

1.Служебная часть речи.

2. Не имеет грамматического значения

3. Не изменяется

4.Не является членом предложения.















Слайд 3



5. Стадия «Осмысления»: прочитайте основной теоретический материал п.36 на стр.207 учебника, применяя прием инсерта. Можете воспользоваться опорой, данном на этом слайде.

Слайд 4



- Скажите, возникли ли у вас вопросы? А есть ли в материале § новая для вас информация?

- Дополните кластер новой информацией.

(вносят различные оттенки значения и служат для образования форм слова).

Слайд 5





- вернемся к слайду с текстом о дожде: какие оттенки значения придают частицы в этом тексте?



  • (ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ – выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение)

Вывод: придают словам и предложениям дополнительные оттенки значения


6.Закрепление: Игра «найди частице свое место» ( не забывайте, что частицы образуют формы слова) Слайд 7



Физминутка: Звучит этюд “Маргаритки” С.Рахманинова



Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы. Давайте попробуем превратиться в маленькое семечко: опустим голову, и закроем её руками. Садовник очень бережно относится к семенам, поливает (гладят себя по голове и телу), ухаживает за ними. С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети медленно поднимаются на цыпочки).

У него раскрываются листочки, (руки тянутся вверх), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в красивый сильный цветок. Цветок хорошеет, любуется собой (осматривают себя), улыбается цветам-соседям (улыбаются соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).

- Немного отдохнули. Продолжаем наш урок: Частица как часть речи.

7.Самостоятельнвя работа: слайд 9



Взаимопроверка или самопроверка




8.Творческая работа

Слайд 11

  1. Чем вам показалась частица интересной? Выразите свои мысли и чувства в синквейне “Частица” Вспомним, что означает это слово.

Мне очень понравились прослушанные синквейны, свои работы вы мне сдадите, а наиболее интересные мы прочитаем на следующем уроке.

Домашнее задание: Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?»

Итог урока.

Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Спасибо

Перед вами находятся небольшие таблички, с помощью которых оцените свою работу на уроке.

Слайд 12

Рефлексия.

Оценочный лист

Дата проведения урока: ………….. Класс: …… Предмет:………………….


Тема урока: …………………………………………………………………………..


Фамилия, Имя учащегося…………………………………………………………….


Сегодня на уроке


Что нового Я узнал

Чему Я научился

Где мне пригодятся полученные знания









За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что………………………

…………………………………………………………………………………………..


Используемая литература:


1.http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11).
2.Учебник М.М.Разумовской для 7 класса по русскому языку.М,2007г

4.Электронная книга «Копилочка активных методов обучения».
5.Электронный курс «Активные методы обучения.

6.Поурочное планирование в 7 классе по учебнику М.М.Разумовской.М,2010г





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме: "Частица как часть речи"

Автор: Ласточкина Анжела Анатольевна

Дата: 21.06.2014

Номер свидетельства: 107566

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Использование ЭОР на уроке русского языка в 7 классе при изучении темы «Частица как часть речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_eor_na_urokie_russkogho_iazyka_v_7_klassie_pri_izuchienii_tiemy_c"
    ["file_id"] => string(6) "427747"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505037075"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока по теме "Частица как часть речи""
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_uroka_po_teme_chastitsa_kak_chast_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "542673"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1584096662"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Частица как часть речи .Урок русского языка 7 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "chastitsa-kak-chast-riechi-urok-russkogho-iazyka-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141258"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418069876"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Частица как часть речи, презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(50) "chastitsa-kak-chast-riechi-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "184509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426062407"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "«Частица как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(26) "chastitsa-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "184507"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426062124"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства