Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: "Частица как часть речи" »
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Частица как часть речи»
Пояснительная записка
Тема урока «Частица как часть речи». Урок разработан в ТРКМ ( технология развития критического мышления). Актуальность урока заключается в том, что он способствует активизации мыслительной деятельности. Учащиеся на протяжении всего урока сами делают выводы, у них формируются навыки анализа и синтеза. На уроке прослеживается дальнейшее построение обучения самими учащимися.
Урок отличается четкостью, компактностью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждой стадии. Учитель направляет усилия учеников в определенное русло, дает возможность учащимся самостоятельно делать выводы.
Данный урок является первым в теме «Частица». Урок изучения нового материала. До этого изучены темы «Служебные части речи», «Предлог» и «Союз».
Тема «Частица» является заключительной в разделе «Морфология». Класс обучается по программе М.М.Разумовской
Тип урока – урок изучения нового материала
Цель урока – познакомить учащихся со служебной частью речи – частицей.
Задачи:
- Образовательная - дать понятие о функциях частицы как служебной части речи;
- Развивающая – развитие навыка сравнительного анализа на примере ранее изученных служебных частей речи; развитие умения самостоятельно выявлять уровень собственных знаний, умения оценивать свою деятельность;
- Воспитывающая – воспитание положительного и устойчивого отношения к изучаемой теме, а также - желания грамотно выражать свои мысли, уместно употребляя частицы.
Структура урока состоит из трех стадий: «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия».
Тема урока: Частица как служебная часть речи.
Класс: 7а
Цели:
Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи с применением ТРКМ.
Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.
Задачи:
Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.
Развивать познавательный интерес.
Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.
Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.
Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Развивать умение публично выступать.
Планируемые результаты:
Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи
Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.
Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.
Учащиеся используют приобретенные знания в творческой работе.
Учащиеся совместно с учителем проводят исследовательскую работу
Учащиеся проводят личностную рефлексию
Оборудование:
ПК, проектор, экран, презентация
Ход урока
1.Организационный момент.
Добрый день, ребята! Все готовы к работе?
Учитель: Ребята, начиная урок, улыбнемся друг другу, нашим гостям и пожелаем всем здоровья и чудесного настроения.
- Записываем число, классная работа, оставляем место для темы
2.Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу. К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик.
(на доске заранее заготовлены слова из левого столбика: уч-ся переписывают их в тетрадь в столбик, один – у доски подбирает антонимы)
Родной – чужой
неряшливый – аккуратный
горький – сладкий
светлый – темный
ложный – истинный
разбитый – целый
пассивный - активный
Выделите в кружочек первые буквы второго столбика и прочитайте их сверху вниз
Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня?(Частица как часть речи)
Записали тему урока « Частица как часть речи.
Слайд 1
На какие вопросы вы хотели бы получить ответы при изучении темы урока.(постановка целей урока, формируемая учащимися)
- Что такое частица?
-Какова роль частиц в предложении и в речи?
-Важны ли частицы в речи?
-Имеет ли частица грамматические признаки?
-Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?
3. Исследовательская работа
– давайте посмотрим, для чего же нужны частицы в нашей речи?
Слайд 2
- Прочитайте текст и определите стиль текста. Как его можно озаглавить?
выделенные слова — частицы, давайте прочитаем текст без них, что-то изменилось? (нет, смысл сохранился)
это самостоятельная или служебная часть речи?
Изменяется?
Имеет грамматические признаки?
Является членом предложения?
4. Составим кластер к понятию « Частица как часть речи».
1.Служебная часть речи.
2. Не имеет грамматического значения
3. Не изменяется
4.Не является членом предложения.
Слайд 3
5. Стадия «Осмысления»: прочитайте основной теоретический материал п.36 на стр.207 учебника, применяя прием инсерта. Можете воспользоваться опорой, данном на этом слайде.
Слайд 4
- Скажите, возникли ли у вас вопросы? А есть ли в материале § новая для вас информация?
- Дополните кластер новой информацией.
(вносят различные оттенки значения и служат для образования форм слова).
Слайд 5
- вернемся к слайду с текстом о дожде: какие оттенки значения придают частицы в этом тексте?
(ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ – выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение)
Вывод: придают словам и предложениям дополнительные оттенки значения
6.Закрепление: Игра «найди частице свое место» ( не забывайте, что частицы образуют формы слова) Слайд 7
Физминутка:Звучит этюд “Маргаритки” С.Рахманинова
Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы. Давайте попробуем превратиться в маленькое семечко: опустим голову, и закроем её руками. Садовник очень бережно относится к семенам, поливает (гладят себя по голове и телу), ухаживает за ними. С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети медленно поднимаются на цыпочки).
У него раскрываются листочки, (руки тянутся вверх), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).
Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в красивый сильный цветок. Цветок хорошеет, любуется собой (осматривают себя), улыбается цветам-соседям (улыбаются соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).
- Немного отдохнули. Продолжаем наш урок: Частица как часть речи.
7.Самостоятельнвя работа:слайд 9
Взаимопроверка или самопроверка
8.Творческая работа
Слайд 11
Чем вам показалась частица интересной? Выразите свои мысли и чувства в синквейне “Частица” Вспомним, что означает это слово.
Мне очень понравились прослушанные синквейны, свои работы вы мне сдадите, а наиболее интересные мы прочитаем на следующем уроке.
Домашнее задание: Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?»
Итог урока.
Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Спасибо
Перед вами находятся небольшие таблички, с помощью которых оцените свою работу на уроке.
Слайд 12
Рефлексия.
Оценочный лист
Дата проведения урока: ………….. Класс: …… Предмет:………………….
Тема урока: …………………………………………………………………………..
Фамилия, Имя учащегося…………………………………………………………….
Сегодня на уроке
Что нового Я узнал
Чему Я научился
Где мне пригодятся полученные знания
За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что………………………
…………………………………………………………………………………………..
Используемая литература:
1.http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11). 2.Учебник М.М.Разумовской для 7 класса по русскому языку.М,2007г
4.Электронная книга «Копилочка активных методов обучения». 5.Электронный курс «Активные методы обучения.
6.Поурочное планирование в 7 классе по учебнику М.М.Разумовской.М,2010г