kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование ЭОР на уроке русского языка в 7 классе при изучении темы «Частица как часть речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме «Частица как часть речи» с использованием ЭОР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование ЭОР на уроке русского языка в 7 классе при изучении темы «Частица как часть речи»»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме «Частица как часть речи» с использованием ЭОР.

    1. Цель урока: дать понятие о частице как служебной части речи, её роли в предложении; разрядах.

2. Задачи:

- обучающие: актуализация уже имеющихся знаний по теме и мотивация к дальнейшему изучению;

-развивающие: развитие аналитического мышления, познавательных умений; развитие умений учебного труда;

-воспитательные: воспитание дисциплинированности, ответственности за выполнение заданий, самостоятельности.

3. Тип урока: комбинированный: рассказ-монолог, беседа, игра, прослушивание музыкального материала (подобранного педагогом), просмотр наглядного материала, демонстрация слайд-фильмов.

  1. Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, самостоятельная.

  2. Необходимое техническое оборудование:

1)Компьютеры, подключённые к Сети Интернет с установленной системой

программ «1С: Образование 4. Школа» (за компьютером работают по 2

человека).

  1. Мультимедийный проектор.

  2. Акустическая система.

  3. Экран.

  4. Интерактивная доска.

Ход урока.


1. Орг.момент.

2. Интерактивный диктант (повторение).

http://language.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13025

3. Объяснение нового материала.

а) На какие группы делятся все части речи?

б) С какими служебными частями речи мы уже познакомились?

4. Сообщение темы и цели урока.

Слайд № 1 (по ссылке к презентации «Частица», можно сильным учащимся предложить познакомиться с информацией на веб-странице http://gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm#i12 и дополнить рассказ учителя)

Слайд № 2

      1. Закрепление.

Работа с ЭОР. ФЦИОР (www.fcior.edu.ru)

В основном общем образовании в поиске написать частица, найти «Частицы. Употребление частиц в речи. П1» (практикум)

1) Анализ текста Н.И. Сладкова «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»

Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке.

Неужели дятел?

Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей.

Так ты птица-осоед.

Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок.

Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.

Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

Хорошо! Тогда ты кошка!

Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.

Ладно, ты – цапля.

Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

Точно, куница!

Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.

Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!

Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.

Слайд № 3

Вопросы и задания

  • Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?

  • Озаглавьте. Сравните свое название с авторским.

  • Определите стиль.

  • Укажите в тексте все частицы или сочетания с ними, их разряды по значению.

  • Подумайте: частицы связывают части предложения, его члены или целые предложения?

  • Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте?

  • Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?

Слайд № 4

Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы.

2) Значения частиц

Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.

Слайд № 5

Задание. Включите в предложение Я чемпион частицы, принадлежащие к различным разрядам. (Чемпион (франц.) – учащиеся приводят толкование слова.)

Варианты, предложенные учащимися:

Я не чемпион.

Именно я чемпион.

Неужели я чемпион?!

Даже я чемпион.

Я все-таки чемпион.

-Какие значения придают частицы словам и предложению?

Слайд № 6

3) Лингвистический эксперимент

На доску спроецирован текст, на котором есть пропуски-карманчики.

Задание. Прочитайте выразительно текст Н.И. Сладкова. (Текст показан без частиц, которые заранее написаны или на доске, или на полосках бумаги для заполнения карманчиков учащимися у доски, остальные учащиеся работают самостоятельно.)

... у птиц забавные встречаются имена ... поверишь, что водится птица-поганка. Поганка ... рога и птичка-завирушка есть. Или ... юла.

... Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и ... чечевица. А ... плохое название чиж или чечетка. ...непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ... Названия-прозвища лучше всего!

Задание.Дополните текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто).

Сделайте вывод о роли частиц в тексте.

Слайд № 7.

Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.

4) Научное исследование лингвистической проблемы.

Слайд № 8.

В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка).

Учитель читает легенду («тихий фон» – музыку):

Слайд №9.

Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.

Задание. При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте.

Слайд № 10.

5) Делаем вывод

Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например (запись в тетради): «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»?

Слайд № 11,12.

Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.

Слайд № 13.

      1. Домашнее задание.

Электронное задание. В ФЦИОР (www.fcior.edu.ru) открыть, найти основное общее образование, в поиске написать частица и прочитать «Частицы. Употребление частиц в речи. И1»

§ 25, упр. 283 ( по учебнику «РУССКИЙ ЯЗЫК 7 КЛАСС»

под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

Москва, «Дрофа», 2012 г.)

Выводы

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Мультимедийные задания позволят разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, а также повысить мотивацию обучения. Что будет способствовать развитию у учащихся неутомимости, творчества, настойчивости и трудолюбия.


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Чадаева Лидия Матвеевна

Дата: 10.09.2017

Номер свидетельства: 427747


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства