Просмотр содержимого документа
««Использование ЭОР на уроке русского языка в 7 классе при изучении темы «Частица как часть речи»»
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме «Частица как часть речи» с использованием ЭОР.
Цель урока: дать понятие о частице как служебной части речи, её роли в предложении; разрядах.
2. Задачи:
- обучающие: актуализация уже имеющихся знаний по теме и мотивация к дальнейшему изучению;
-развивающие: развитие аналитического мышления, познавательных умений; развитие умений учебного труда;
-воспитательные: воспитание дисциплинированности, ответственности за выполнение заданий, самостоятельности.
3. Тип урока: комбинированный: рассказ-монолог, беседа, игра, прослушивание музыкального материала (подобранного педагогом), просмотр наглядного материала, демонстрация слайд-фильмов.
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование:
1)Компьютеры, подключённые к Сети Интернет с установленной системой
программ «1С: Образование 4. Школа» (за компьютером работают по 2
б) С какими служебными частями речи мы уже познакомились?
4. Сообщение темы и цели урока.
Слайд № 1 (по ссылке к презентации «Частица», можно сильным учащимся предложить познакомиться с информацией на веб-странице http://gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm#i12 и дополнить рассказ учителя)
Слайд № 2
Закрепление.
Работа с ЭОР. ФЦИОР (www.fcior.edu.ru)
В основном общем образовании в поиске написать частица, найти «Частицы. Употребление частиц в речи. П1» (практикум)
1) Анализ текста Н.И. Сладкова «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»
– Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке.
– Неужели дятел?
– Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей.
– Так ты птица-осоед.
– Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок.
– Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
– Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
– Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.
– Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.
– Хорошо! Тогда ты кошка!
– Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.
– Ладно, ты – цапля.
– Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
– Точно, куница!
– Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.
– Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
– Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.
Слайд № 3
Вопросы и задания
Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?
Озаглавьте. Сравните свое название с авторским.
Определите стиль.
Укажите в тексте все частицы или сочетания с ними, их разряды по значению.
Подумайте: частицы связывают части предложения, его члены или целые предложения?
Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте?
Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?
Слайд № 4
Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы.
2) Значения частиц
Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.
Слайд № 5
Задание. Включите в предложение Я чемпион частицы, принадлежащие к различным разрядам. (Чемпион (франц.) – учащиеся приводят толкование слова.)
Варианты, предложенные учащимися:
Я не чемпион.
Именно я чемпион.
Неужели я чемпион?!
Даже я чемпион.
Я все-таки чемпион.
-Какие значения придают частицы словам и предложению?
Слайд № 6
3) Лингвистический эксперимент
На доску спроецирован текст, на котором есть пропуски-карманчики.
Задание. Прочитайте выразительно текст Н.И. Сладкова. (Текст показан без частиц, которые заранее написаны или на доске, или на полосках бумаги для заполнения карманчиков учащимися у доски, остальные учащиеся работают самостоятельно.)
... у птиц забавные встречаются имена ... поверишь, что водится птица-поганка. Поганка ... рога и птичка-завирушка есть. Или ... юла.
... Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и ... чечевица. А ... плохое название чиж или чечетка. ...непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ... Названия-прозвища лучше всего!
Задание.Дополните текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто).
Сделайте вывод о роли частиц в тексте.
Слайд № 7.
Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.
4) Научное исследование лингвистической проблемы.
Слайд № 8.
В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка).
Учитель читает легенду («тихий фон» – музыку):
Слайд №9.
Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.
Задание. При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте.
Слайд № 10.
5) Делаем вывод
Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например (запись в тетради): «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»?
Слайд № 11,12.
Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.
Слайд № 13.
Домашнее задание.
Электронное задание. В ФЦИОР (www.fcior.edu.ru) открыть, найти основное общее образование, в поиске написать частица и прочитать «Частицы. Употребление частиц в речи. И1»
§ 25, упр. 283 ( по учебнику «РУССКИЙ ЯЗЫК 7 КЛАСС»
под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Москва, «Дрофа», 2012 г.)
Выводы
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Мультимедийные задания позволят разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, а также повысить мотивацию обучения. Что будет способствовать развитию у учащихся неутомимости, творчества, настойчивости и трудолюбия.