kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Частица как часть речи .Урок русского языка 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ Высокоселищанская  основная общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка в 7 классе

 

 

Тема:

Частица как часть речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал:

Учитель русского языка

и литературы Лысикова Ирина Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Оборудования:  Мультимедийная  презентация, проектор, компьютер, экран, толковый словарь

Раздаточный материал: индивидуальные карточки с тестовыми заданиями.

Цели урока:

  1. Познакомить и показать учащимся особенности частицы как служебной части речи.
  2. Формировать умение отличать частицы от других частей речи.
  3. Расширять словарный запас учащихся.
  4. Воспитывать внимательное отношение к слову, самостоятельность, познавательную и творческую активность.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

 

                                                           Ход урока.

1.Организационный момент.  

  Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста,  всё ли готово к уроку. На столе учебник, дневник,  тетрадь, письменные принадлежности. Откройте тетради и запишите  сегодняшнее число, классная работа.  

2.Актуализация знаний.

     Ребята, мы продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает?

( Морфология- раздел науки о языке ,изучающий слова как часть речи)

Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. Но как она называется ,мы узнаем, разгадав кроссворд. Для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных частей речи. Я буду  задавать вопросы,а вы поднимаете руку и отвечаете.

 

1 Самостоятельная часть речи , которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола.

2 Самостоятельная часть речи ,которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, чей?

3Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и части сложного предложения.

4. Самостоятельная часть речи , которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы :сколько? который?

5. Самостоятельная часть речи , которая обозначает признаки действий или признаков и отвечает на вопросы :где? куда? зачем? почему?

Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы:  что делать? что сделать?

(Заполняют кроссворд на доске)

 

 

 

Слайд 1

Теперь мы можем назвать загаданное слово.

Так с какой же частью речи мы  сегодня будем знакомиться? (частица)

 

 

 

3 Сообщение цели и тема урока

   Ребята, кто может сформулировать тему нашего урока?

(частица)

Итак, тема нашего урока «Частица как часть речи».

Запишем её в тетради.

Давайте подумаем, каковы будут цели нашего урока, что мы должны будем узнать ,чему научиться?

(Мы  должны выявить особенности частицы как служебной части речи, научиться отличать частицы от других частей речи)

Слайд 2

 

Посмотрите на доску, здесь даны предложения:

 

Только ты можешь мне помочь!

Пусть сильнее грянет буря!

Неужели в самом деле все сгорели карусели?

Вот мельница! Она уж развалилась.

 

Выделенные слова – частицы.

Давайте определим, какое значение они имеют в предложениях?

 

(Частица только выделяет слово ты, усиливает его значение в предложении; с помощью частицы пусть образуется повелительное наклонение.; частица неужели выражает вопрос; частица вот указывает предмет, на который нужно обратить внимание )

 

 Каким  членом предложения являются здесь частицы? ( не являются)

С какими   частями речи употреблены частицы в этих предложениях? ( с самостоятельными )

Откройте толковый словарь, найдите эти частицы.

Есть у них лексическое значение? (нет)

Какую роль играют частицы в речи? (выражают различные чувства говорящего)

Работа с учебником

Прочитаем п.62 с.164.Читаем внимательно, после прочтения вы должны будете ответить на вопросы.

-Какая часть речи называется частицей?

-Для  чего служат частицы ?

Слайд 3

Вывод :

 

Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

Отличие частицы как служебной части речи от самостоятельных частей речи.

1.Не имеет лексического значения

2.Не является членом предложения.

3.В предложении употребляется только с самостоятельными частями речи.

4. Закрепление

  1.Закрепим то, что мы узнали о частице ,о её роли в предложении. Выполним устно у.357.Прежде чем выполнить упражнение обратите внимание на словарное слово  чемпион .Загляните в толковые словари, найдите лексическое значение

 этого слова. Запишите это слово в свои словарики и запомните его написание.

Придумайте одно предложение с этим словом.

Вернемся к упражнению (Разбор предложения с определением роли частицы)

Задание выполняется по цепочке. Вывод.

 2. Учащимся раздаются карточки с текстом, где нужно дополнить текст с необходимыми частицами.

А теперь проверьте себя, сравните свой  текст и текст на слайде.

Слайд 4 (обсуждение)

Физкультминутка

 3- Частица  - сравнительно молодая часть речи, в русском языке их немного, употребляются они в различных стилях речи. Но очень часто встречаются омонимичные ( одинаково звучащие) частицы и союзы, частицы и наречия.

Слайд 5

 

Сравним предложения, выясним синтаксическую роль омонимичных частиц, союзов, наречий.

 Мал золотник, да дорог.

Да здравствует мир на планете!

(В первом предложении да – союз , потому что связывает однородные члены.

 Во втором предложении да средством связи не является, оно придает предложению (высказыванию) торжественность,  возвышенность.)

 

Командир говорил просто и убедительно.

Я просто ослеп от вспышки света.

 (В первом предложении слово просто зависит от сказуемого и является обстоятельством, т.е. наречием.

Во  втором предложении мы не можем к слову просто  поставить вопрос , слово не является членом предложения. Оно усиливает значение сказуемого .Это частица )

 4. А теперь проверим ,как вы усвоили материал урока.

Выполнение тестов (самостоятельная работа)

Проверка индивидуальная.

 5.Подведение итогов

Подведём итог нашего урока

Ребята , посмотрите на слайд и ответьте на вопрос.

Мы выполнили цели, поставленные перед нами в начале урока?

Слайд 6

(Ответы учащихся)

Отметки  с комментарием

 6.Задание на  дом.

Откройте дневники, запишите задание:

П.62,упр.358 ,внимательно прочтите задание. Всё ли понятно?

Задания по выбору

Выполните работу по карточкам.

Составьте связный текст из 5-6 предложений с использованием частиц.

 7.Рефлексия

  Продолжите следующие предложения :

  Сегодня я узнал…

  Было интересно…

  Было трудно…

  Я научился …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Частица как часть речи .Урок русского языка 7 класс »

МБОУ Высокоселищанская общеобразовательная школа








Урок русского языка в 7 классе



Тема:

Частица как часть речи


















Разработал:

Учитель русского языка

и литературы Лысикова Ирина Ивановна














Оборудования: Мультимедийная презентация, проектор, компьютер, экран, толковый словарь

Раздаточный материал: индивидуальные карточки с тестовыми заданиями.

Цели урока:

  1. Познакомить и показать учащимся особенности частицы как служебной части речи.

  2. Формировать умение отличать частицы от других частей речи.

  3. Расширять словарный запас учащихся.

  4. Воспитывать внимательное отношение к слову, самостоятельность, познавательную и творческую активность.


Тип урока: урок изучения нового материала



Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, всё ли готово к уроку. На столе учебник, дневник, тетрадь, письменные принадлежности. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

2.Актуализация знаний.

Ребята, мы продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает?

( Морфология- раздел науки о языке ,изучающий слова как часть речи)

Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. Но как она называется ,мы узнаем, разгадав кроссворд. Для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных частей речи. Я буду задавать вопросы,а вы поднимаете руку и отвечаете.


1 Самостоятельная часть речи , которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола.

2 Самостоятельная часть речи ,которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, чей?

3Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и части сложного предложения.

4. Самостоятельная часть речи , которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы :сколько? который?

5. Самостоятельная часть речи , которая обозначает признаки действий или признаков и отвечает на вопросы :где? куда? зачем? почему?

Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

(Заполняют кроссворд на доске)




Слайд 1

Теперь мы можем назвать загаданное слово.

Так с какой же частью речи мы сегодня будем знакомиться? (частица)




3 Сообщение цели и тема урока

Ребята, кто может сформулировать тему нашего урока?

(частица)

Итак, тема нашего урока «Частица как часть речи».

Запишем её в тетради.

Давайте подумаем, каковы будут цели нашего урока, что мы должны будем узнать ,чему научиться?

(Мы должны выявить особенности частицы как служебной части речи, научиться отличать частицы от других частей речи)

Слайд 2


Посмотрите на доску, здесь даны предложения:


Только ты можешь мне помочь!

Пусть сильнее грянет буря!

Неужели в самом деле все сгорели карусели?

Вот мельница! Она уж развалилась.

Выделенные слова – частицы.

Давайте определим, какое значение они имеют в предложениях?


(Частица только выделяет слово ты, усиливает его значение в предложении; с помощью частицы пусть образуется повелительное наклонение.; частица неужели выражает вопрос; частица вот указывает предмет, на который нужно обратить внимание )


Каким членом предложения являются здесь частицы? ( не являются)

С какими частями речи употреблены частицы в этих предложениях? ( с самостоятельными )

Откройте толковый словарь, найдите эти частицы.

Есть у них лексическое значение? (нет)

Какую роль играют частицы в речи? (выражают различные чувства говорящего)

Работа с учебником

Прочитаем п.62 с.164.Читаем внимательно, после прочтения вы должны будете ответить на вопросы.

-Какая часть речи называется частицей?

-Для чего служат частицы ?

Слайд 3




Вывод :


Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

Отличие частицы как служебной части речи от самостоятельных частей речи.

1.Не имеет лексического значения

2.Не является членом предложения.

3.В предложении употребляется только с самостоятельными частями речи.

4. Закрепление

1.Закрепим то, что мы узнали о частице ,о её роли в предложении. Выполним устно у.357.Прежде чем выполнить упражнение обратите внимание на словарное слово чемпион .Загляните в толковые словари, найдите лексическое значение

этого слова. Запишите это слово в свои словарики и запомните его написание.

Придумайте одно предложение с этим словом.

Вернемся к упражнению (Разбор предложения с определением роли частицы)

Задание выполняется по цепочке. Вывод.

2. Учащимся раздаются карточки с текстом, где нужно дополнить текст с необходимыми частицами.

А теперь проверьте себя, сравните свой текст и текст на слайде.

Слайд 4 (обсуждение)

Физкультминутка

3- Частица - сравнительно молодая часть речи, в русском языке их немного, употребляются они в различных стилях речи. Но очень часто встречаются омонимичные ( одинаково звучащие) частицы и союзы, частицы и наречия.

Слайд 5


Сравним предложения, выясним синтаксическую роль омонимичных частиц, союзов, наречий.

Мал золотник, да дорог.

Да здравствует мир на планете!

(В первом предложении да – союз , потому что связывает однородные члены.

Во втором предложении да средством связи не является, оно придает предложению (высказыванию) торжественность, возвышенность.)


Командир говорил просто и убедительно.

Я просто ослеп от вспышки света.

(В первом предложении слово просто зависит от сказуемого и является обстоятельством, т.е. наречием.

Во втором предложении мы не можем к слову просто поставить вопрос , слово не является членом предложения. Оно усиливает значение сказуемого .Это частица )

4. А теперь проверим ,как вы усвоили материал урока.

Выполнение тестов (самостоятельная работа)

Проверка индивидуальная.

5.Подведение итогов

Подведём итог нашего урока

Ребята , посмотрите на слайд и ответьте на вопрос.

Мы выполнили цели, поставленные перед нами в начале урока?

Слайд 6

(Ответы учащихся)

Отметки с комментарием

6.Задание на дом.

Откройте дневники, запишите задание:

П.62,упр.358 ,внимательно прочтите задание. Всё ли понятно?

Задания по выбору

Выполните работу по карточкам.

Составьте связный текст из 5-6 предложений с использованием частиц.

7.Рефлексия

Продолжите следующие предложения :

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился …










































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Частица как часть речи .Урок русского языка 7 класс

Автор: Лысикова Ирина Ивановна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 141258

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Частица как часть речи, презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(50) "chastitsa-kak-chast-riechi-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "184509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426062407"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "«Частица как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(26) "chastitsa-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "184507"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426062124"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Использование ЭОР на уроке русского языка в 7 классе при изучении темы «Частица как часть речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_eor_na_urokie_russkogho_iazyka_v_7_klassie_pri_izuchienii_tiemy_c"
    ["file_id"] => string(6) "427747"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505037075"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Харченко Людмила Александровна. Урок русского языка в 7 классе по теме " Частица как сужебная часть речи"и "
    ["seo_title"] => string(120) "kharchienko-liudmila-alieksandrovna-urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-chastitsa-kak-suzhiebnaia-chast-riechi-i"
    ["file_id"] => string(6) "245810"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446216614"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-uroka-russkogo-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "114450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411493131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства