kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Частица как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме "Частица как часть речи".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Частица как часть речи"»

Тема: Частица как часть речи

Тип урока: урок изучения нового материала


Ход урока

I. Эмоциональный настрой

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте поделимся своими улыбками. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.


Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочитаем.

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться»

- Вы с ним согласны?

- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведём под этим девизом.

- Итак, не будем терять времени и перейдём к работе.

II. Организационный момент.

Каждый из вас, ребята, при входе в кабинет получил пропуск определенного цвета, заняли свои места за столами с карточками того же цвета. Сегодня мы будем с вами работать в грамматической лаборатории, каждая группа – это отдел нашей большой лаборатории. У каждого отдела будет своё задание. Каждая группа будет проводить своё небольшое исследование и делиться результатами своей работы. Для эффективной работы выберите в группах кураторов. Давайте познакомимся с вашими кураторами. (Представление кураторов)

III. Формулирование темы урока.

Тему нашего исследования мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. Но для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных вам частей речи. У каждого из вас лежат кроссворды, попробуйте их разгадать, а потом сверим, что у вас получилось.

ЗАДАНИЕ:

1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола.

2. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей?

3. Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.

4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)

5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действий или признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему?

6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?







п

р

и

Ч

а

с

т

и

е






п

р

и

л

а

г

А

т

е

л

ь

н

о

е










С

о

ю

з









ч

и

с

л

и

Т

е

л

ь

н

о

е






н

а

р

е

ч

И

е
















Ц















г

л

А

г

о

л








Представители групп прикрепите сои листочки с кроссвордами на доску.


Теперь мы уже можем назвать загаданное слово. Ответьте на вопрос, какую часть речи мы начинаем исследовать?

Подведение итогов. Уважаемые кураторы отделов, оцените работу ваших коллег на этом этапе.


IV. Постановка цели урока.

Ребята, скажите, а что вам уже известно об этой части речи?

Что вы хотите узнать сегодня на уроке?

Для чего нам необходимо изучать эту часть речи.

Конечно же, чтобы грамотно, выразительно говорить, писать, а самое главное, ребята, что эта тема встречается в вопросах ЕГЭ.

Итак, в конце этого урока мы должны выявить особенности частицы как служебной части речи, научиться отличать частицы от других частей речи, уметь находить частицы в тексте, определять их значение.

V. Интерактивная лекция.

Начинает свою работу грамматическая лаборатория. Руководитель лаборатории, сегодня его роль буду выполнять я, введет вас в тему работы. По окончании лекции, вам будет необходимо ответить на вопросы, которые лежат у вас на столах. Ответы необходимо писать на цветных листочках. Знаете ответ – прикрепляете листочек с ответом, если ответа нет, то и листочек прикреплять не нужно. Переходим к лекции.


Что же такое ЧАСТИЦА?

ЧАСТИЦА – это служебная часть речи, включающая слова, которые придают различные дополнительные смысловые, эмоциональные и модальные оттенки отдельным словам и предложениям. Она не имеет грамматического, синтаксического значения, то есть не является членом предложения.

По значению частицы делятся на 5 групп.


Роль частиц, принадлежащих к различным группам.


Смысловые частицы выражают особые смысловые оттенки:

Указательные (вот, вон, это, оно)

Уточнительные (именно, как раз, просто, ровно, точно)

Ограничительные (лишь, только, все, исключительно, только лишь, хоть бы, хотя бы, просто)

Усилительные (даже, еще, же, просто, то)


Модальные частицы выражают точку зрения говорящего на сообщаемый факт, на действительность. Они подразделяются на:

Модально – волевые (давай, да, -ка, пускай, пусть)
Утвердительные (да, так, ага, точно)
Отрицательные (не, нет, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не)
Вопросительные (а, да, ли, неужели, разве)


Эмоциональные частицы усиливают выразительность речи
Ведь, как, ну и, о, что за


Словообразующие частицы образуют слова
кое, либо, не, ни, нибудь, то


Формообразующие частицы образуют грамматические формы (условное и повелительное наклонение глаголов)
бы, да, пусть, пускай


Ребята, кто готов, прикрепите свои листочки на доску.

Посмотрим, что у вас получилось. Я читаю вопрос, а представитель отдела будет отвечать на него. (Один вопрос для каждой группы).

  1. Что такое частица?

  2. Чем отличается частица от самостоятельной части речи?

  3. Для чего служат частицы?

  4. Как пишутся частицы то, либо, нибудь?

  5. Какие формообразующие частицы вы запомнили? Перечислите их.


Подведение итогов. Уважаемые кураторы отделов, оцените работу ваших коллег на этом этапе.


VI. Исследовательская работа.

Итак, ребята, переходим к следующему виду работы. У каждого отдела есть таблицы с группами частиц, которыми вы можете пользоваться. Кроме того, на этом этапе работы вы можете пользоваться учебниками, словарями.

Каждый отдел получает своё задание для исследования. О результатах своего исследования вы должны будете рассказать всем нам.

Задания получены, приступаем к работе, если возникнут вопросы, можем вместе с ними разобраться.

Исторический отдел.

Задание. Прочитайте текст, перескажите его. Объясните, как такая история могла произойти? Какая частица послужила такой неразберихе?


Эта история произошла в конце XVIII века при царствовании Павла I.

В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…». У него получилась лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку.

Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине, он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора, поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и за три дня до вызова к императору умер.


Лексический отдел.

Задание. Раскройте скобки. Скажите, чем является НЕ: частицей или приставкой. Что вы можете сказать о написании частицы НЕ с глаголами, именами существительными, именами прилагательными.

1)Путешествие П.И.Чичикова к Собакевичу было прервано (не) погодой. 2) Ольга мало с кем общалась и разговаривала, прослыв за то «простой, (не) глубокой». 3) Чего только (не) было здесь! 4) Семья была (не) богатая, а бедная. 5) Это была вовсе (не) сложная задача. 6) Улицы пусты, кое-где тащится извозчик, проклиная (не) настье. 7) Будучи молод и вспыльчив, я (не) годовал* на низость и малодушие смотрителя, когда сей последний отдавал приготовленную мне тройку под коляску чиновного барина.


*объяснить значение слова по толковому словарю С.И.Ожегова.


Словообразовательный отдел.

Задание. Раскройте скобки. Объясните правописание частиц. Сделайте вывод, для чего используются данные частицы.

1.Солнце ярко светило и резало своими лучами (кое) где белевшие пласты залежавшегося снега (А.П.Чехов). 2. И долго еще раскрасневшиеся юноши и девушки не выпускали Петра Максимовича и просили, чтобы он рассказал еще что (нибудь) о лесах. (К.Паустовский). 3. Дети какой (то) школы принесли мне множество цветов... (М.Пришвин). 4. Скука была в деревне страшная, и Авилов постоянно и усиленно искал хоть какого (нибудь) развлечения (И.Куприн). 5. Как (то) вечером, встретившись с Харитиной в сенях, Авилов обнял ее. (И.Куприн). 6. В улыбке Инсарова было что (то) такое, что не позволяло настаивать. (И.Тургенев).


Формообразующий отдел

Задание. Раскрыть скобки. Объясните для образования какого наклонения глагола служат частицы. Объясните правописание частицы бы.

1.Что (бы) ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что не нужно (Л.Толстой).2. Я пришел, что (бы) поговорить с вами о деле (А.П.Чехов). 3. И если (бы) вы взглянули на этих посетителей! (И.Тургенев). 4. «Не так (бы) тебя, молокососа, следовало...» — «За что же (бы) меня следовало, достохвальный Увар Иванович?» (И.Тургенев). 5. Только мать как ни в чём не бывало: умылась уж где (то) и опять солнышком сияет (В. Золотухин).


Смысловой отдел.

Задание. Восстановите данный текст (вставьте подходящие по смыслу частицы). Какие разряды частиц вы вставили?

(…) у птиц забавные встречаются имена. (…) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (…) рогатая. (…) и птичка завирушка есть. Или (…) юла.

(…) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (…) чечевица. А (…) плохое название чиж или чечетка? (…) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик?

(…) названия-позвища лучше всего!

Слова для справки: Едва ли; ведь и; а вот; даже; разве; неужели; все-таки; именно; да еще и; просто


Подведение итогов. Уважаемые кураторы отделов, оцените работу ваших коллег на этом этапе.

VII. Физминутка


VIII. Тестирование


1.Укажите, в каком предложении бы — частица.


1. Что (бы) ни произошло, нужно было продвигаться вперед.

2. Трудности существуют, что (бы) их одолеть.

3. Что (бы) сократить путь, мы пошли напрямик.

4. Всем хотелось, что (бы) поскорее наступали каникулы.


2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?


1. Наш спутник оказался молчаливым, (не)разговорчивым человеком.

2. Егор слыл (не)утомимым тружеником.

3. Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.

4. Домашним животным (не)чего было опасаться людей.


3. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1. Клементьев ушёл, (не) ответив на наши вопросы.

2. Наши кони (не) были измучены.

3. Все оперативные документы, (не) исключая и боевые журналы, уничтожены.

4. Вместо исчезнувшего слова язык (не)пременно создаёт новое.


4. Какое слово пишется через дефис

  1. как(бы)

  2. где(нибудь)

  3. как(будто)

  4. что(ли)

5.Для образования наклонений глагола служат

  1. предлоги

  2. союзы

  3. частицы

  4. приставки


IX. Составление синквейна


Давайте попробуем составить синквейн “Частица”. Вспомним, что означает это слово.

( Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это фраза, состоящая из пяти строк). Но мы сегодня укоротим синквейн да четырёх строк.


  • Слово-тема

  • 2 прилагательных

  • 3 глагола

  • Яркая фраза, цитата, навеянная темой.


У вас на столах лежат заготовки синквейна. На цветных листочках вам необходимо написать имена прилагательные и глаголы, а снизу предложение, его можно написать на листе. Работа групповая.


X. Домашнее задание.


Дома вы можете выполнить любое из заданий.

  1. Напишите лингвистическое сочинение на тему «Частица».

  2. Составьте пять предложений с разными частицами, предложите своим одноклассникам узнать разряд частиц.

  3. Изложите весь теоретический материал в стихотворной форме.


XI. Подведение итогов урока.

Мы хорошо, плодотворно сегодня с вами поработали. Огромное всем спасибо. Кураторы отделов, прошу вас сдать оценочные листы. Эти листы я передам вашему учителю, поскольку вас ещё не очень хорошо знаю, и она на основе этих баллов выставит вам оценки.


XII. Рефлексия

Ну и в конце нашего урока ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Что меня сегодня удивило?

  • Чем я сам себя удивил?

  • Чем меня удивил мой одноклассник?

Все свои ответы напишите на цветных листочках и прикрепите к чистому листу, который лежит перед вами. Потом эти листы мы повесим на доску.

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Частица как часть речи"

Автор: Кобзарь Оксана Васильевна

Дата: 13.03.2020

Номер свидетельства: 542673

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Использование ЭОР на уроке русского языка в 7 классе при изучении темы «Частица как часть речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_eor_na_urokie_russkogho_iazyka_v_7_klassie_pri_izuchienii_tiemy_c"
    ["file_id"] => string(6) "427747"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505037075"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока-исследования по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-issliedovaniia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "146728"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419250426"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Урок "Предлог как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-priedlogh-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "219250"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434083657"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока: Тема:Неопределенная форма глагола "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-tiema-nieopriedieliennaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "144470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418733035"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме "Частицы. Разряды частиц" "
    ["seo_title"] => string(85) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-po-tiemie-chastitsy-razriady-chastits"
    ["file_id"] => string(6) "145179"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418849409"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства