Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Частица как часть речи», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.
Планируемые результаты
Личностные:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Предметные
представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
овладение основными ресурсами морфологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, морфологическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Задачи.
Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; знать определение частицы, для чего служит частица в предложении (функции) уметь отличать частицы от других частей речи, находить частицы в предложениях, текстах, обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения, приобретать навыки в составлении кластера.
Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.
3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу,воспитывать устойчивое позитивное отношение к многообразию морфологии и её роли в устной и письменной речи.
Применяемые методы, педтехнологии: интерактивные методы обучения (диалог, обсуждения, беседы,кластер. применение ИКТ);
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Дидактические материалы: мультимедийная презентация, созданная в программе PowerPoint, раздаточный материал (карточки), учебник «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Частица как часть речи» »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Столбищенская средняя общеобразовательная школа
Пильнинского района Нижегородской области
Районный конкурс « Фестиваль педагогических идей».
Творческая работа
«Частица как часть речи»
Выполнила:
Лукачева Ольга Александровна
учитель русского языка и литературы
МОУ Столбищенской СОШ
Пильнинского района
Нижегородской области
2015
ПРЕДМЕТ: Русский язык, 7 класс
ТЕМА УРОКА: « Частица как часть речи»
Психолого-педагогическая
характеристика класса
В 7 классе обучается 5 человек, из них 2 мальчика и 3 девочки. В классе 2 хорошистки, неуспевающих учеников нет. В данном классе сплоченный коллектив и, в целом, если создать благоприятную обстановку, там преобладает положительная мотивация к обучению, а главное нужно интересно преподносить новый материал, тогда ученики не будут отвлекаться на посторонние вещи и предметы. Некоторые ученики требуют постоянного контроля. Дети активно принимают участие на уроке, обсуждают пройденный материал и активно работают при изучении новой темы.
Исходя из личных наблюдений (являюсь классным руководителем данного класса), консультаций с другими учителями-предметниками, работающими в 7 классе, индивидуальных бесед, результатов проверочных работ по предмету, класс по уровню обучаемости можно разделить на 2 группы.
I группа – учащиеся со средним уровнем обучаемости (3 человека)
Наблюдается любознательность, самостоятельность суждений.Преобладает слуховая и зрительная память, в основном преобладает механическое запоминание. Речь развита хорошо, умеют отвечать на вопросы, но творческие задания вызывают затруднения, требуется помощь учителя. Работая с этой группой обучающихся, можно отметить хороший уровень трудоспособности, трудолюбие, желание работать на уроках, выполнять дополнительные задания. Наблюдается успешное овладение программным материалом.
II группа – характеризуется низким уровнем обучаемости (2 человека). Учащиеся рассеяны, часто отвлекаются на посторонние разговоры, не собраны, вопросы учителя застают их врасплох, что говорит о низкой концентрации внимания. Память преобладает механическая, что затрудняет воспроизведение материала даже через короткое время. Словесно-логическое мышление развито слабо, не умеют обобщать и анализировать. Речь развита слабо, словарный запас ограничен, творческое мышление развито слабо. Программный материал усваивают медленно.
В целом класс очень активен, обладает заинтересованностью в получении знаний, умений, навыков.
Так как класс условно разбит на группы учащихся с разным уровнем обучаемости, на уроках используется дифференцированный подход в обучении и воспитании. Основной материал рассчитывается на первую группу учащихся. Для другой группы в зависимости от сложностей в обучении дается дополнительный материал. Для развития внимания и памяти используется больше работ с наглядным материалом.
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Частица как часть речи», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.
Планируемые результаты
Личностные:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Предметные
представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
овладение основными ресурсами морфологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, морфологическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Задачи.
Обучающие:развить умение формулировать определение понятий;знать определение частицы, для чего служит частица в предложении (функции) уметь отличать частицы от других частей речи, находить частицы в предложениях, текстах, обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения, приобретать навыки в составлении кластера.
Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.
3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу,воспитывать устойчивое позитивное отношение к многообразию морфологии и её роли в устной и письменной речи.
Применяемые методы, педтехнологии: интерактивные методы обучения (диалог, обсуждения, беседы,кластер. применение ИКТ);
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Дидактические материалы: мультимедийная презентация, созданная в программе PowerPoint, раздаточный материал (карточки), учебник «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранова.
-В одном предложении выражение: «Улыбка - что это?»
- Проверка получившихся предложений
- Словесная оценка работ учащихся
-Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест к уроку.
-Прослушивание стихотворения «Улыбка».
- Ответы учащихся
- Учащиеся записывают, получившиеся предложения
- Учащиеся зачитывают, получившиеся предложения
1-2 мин.
5 мин.
2. Актуализация знаний --- создание проблемной ситуации
- На слайде записаны части речи, вам предлагается разбить слова на группы (группы не озвучиваются).
Чтобы, зато, из-под, ввиду, пусть, около, через, разве, для, тоже, но, неужели, как будто, даже, вследствие.
Предлоги
Союзы
Частицы
Из-под
Ввиду
Около
Через
Для
Вследствие
Чтобы
Зато
Тоже
Но
Как будто
Пусть
Разве
Неужели
Даже
-Какие трудности возникли при заполнении таблицы?
- Учащиеся чертят в тетрадях таблицу и её заполняют словами со слайда.
-При заполнении таблицы учащиеся сталкиваются с незнанием к какой части речи относятся слова: пусть, разве, неужели, даже.
- Ответы учащихся. (Не знают к какой группе отнести слова: пусть, разве, неужели, даже)
УУД: личностные, коммуникативные.
7 мин.
3. Подведение к теме урока
-Чтобы узнать как называется эта часть речи, предлагаю выполнить задание. (Тема урока зашифрована в словах, которые вы запишите)
-К словам, записанным на слайде подберите антонимы и запишите их в столбик в тетрадь.
Родной –
Неряшливый –
Горький –
Светлый –
Ложный –
Разбитый –
Пассивный –
- Прочитайте получившееся слово по первым буквам по вертикали.
- Значит к какой части речи мы отнесем слова: пусть, разве, неужели, даже.
-Итак, как будет звучать тема нашего урока?
Словесная оценка работ учащихся
- Запишите её в тетрадь.
- Учащиеся записывают антонимы в тетрадь.
- чужой
- аккуратный
- сладкий
- тёмный
- истинный
- целый
- активный
- Получилось слово «Частица»
- Часть речи «Частица»
- «Частица как часть речи»
- Учащиеся записывают в тетрадь тему: «Частица как часть речи»
.
5-6 мин.
4. Целеполагание
- Какие задачи вы сегодня для себя поставите исходя из темы урока?
- Знать определение частицы
- Знать для чего служит частица
- Уметь отличать частицы от других частей речи
- Находить частицы в предложениях, текстах
-Уметь строить предложения с частицами.
3 мин.
5. Этап усвоения новых знаний
-Работа с предложениями на слайде (эти же предложения есть и на карточках)
- Сегодня к нам приедут артисты?
- Разве сегодня к нам приедут артисты?
- Чем схожи эти предложения? Чем они различаются?
- Работа с текстом диалога на слайде (этот же текст диалога есть и на карточках)
- Коля, посмотри, какая чудесная модель лунохода! Это Женя из нашего класса сделал.
- Я тоже такую сделал бы.
- А здесь смотри, что ребята придумали: проект подводного города.
- Я придумал бы ещё получше.
- Слушаю я тебя, Коля, и начинаю понимать, в чём разница между тобой и участниками этой выставки.
- В чем?
- В частицебы.
- О какой частице идет речь?
- А для чего служит эта частица?
- Итак, какое определение «частице как части речи» мы с вами можем дать?
-Давайте сравним данное определение с определением данным в учебнике, &62, стр. 167
- Составить кластер, используя материал учебника на листах формата А4 (работа в парах)
-Сверить со слайдом.
- Словесная оценка работ учащихся
- Учащиеся внимательно читают предложения и отвечают на поставленные вопросы.
- В этих предложениях говорится об одном и том же, что к нам приедут артисты.
- Но говорится это с разным оттенком значения. Во втором предложении вносится дополнительный оттенок сомнение, неуверенность к слову «сегодня» при помощи использования частицы «разве»
- Речь в диалоге идет о частице БЫ.
- Для образования формы условного наклонения глагола.
- Частица – это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки в предложения или служит для образования форм слова.
-Учащиеся работают с материалом учебника (стр. 167)
-Учащиеся в парах составляют схему на листах формата А4, используя материал учебника.
Познавательные. Сформиро-вать умения анализироватьсравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Коммуникативные, регулятивные.
4-5 мин.
6. Физминутка
-Найди смайл
2 мин.
7. Этап применения новых знаний
- Задание на слайде: включите в предложения частицы из слов для справок. Запишите получившиеся предложения в тетрадь.
Ты нап..сал домашн..е соч..нение? (ли)
Вы научились находить и испр..влять грамматические ошибки? (разве)
Можно нап..сать хорошее соч..нение в один вечер? (неужели)
-Самопроверка со слайда.
- Словесная оценка работ учащихся
-Учащиеся записывают получившиеся предложения в тетрадь.
Написал ли ты домашнее сочинение?
Разве вы научились находить и исправлять грамматические ошибки?
Неужели можно написать хорошее сочинение в один вечер?
- Учащиеся сверяют свои работы со слайдом, выставляют на полях оценки.
5 мин.
8. Этап контроля и самоконтроля
-Задание на карточках: Вставьте в предложения, подходящие по смыслу частицы. Подчеркнуть слово, значение которого усиливает частица.
Ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, мы друзья. Ты сам хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему это не простительно, говорил о дружбе, а товарищу помочь отказался.
Слова для справок
То, даже, же, ведь.
-Сверьте получившиеся предложения со слайдом.
-Оцените свои работы.
Критерии оценивания:
0 – «5»
1 – «4»
2 – «3»
3 – «2»
- Словесная оценка работ учащихся
- Учащиеся вставляют в предложения, подходящие по смыслу частицы.
Дажеты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, ведь мы друзья. Ты сам-то хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Емуже это не простительно, говорил о дружбе, а товарищу помочь-то отказался.
-Учащиеся сверяют получившиеся предложения со слайдом (взаимопроверка).
-Оценивают работы своих товарищей.
5-6 мин.
9. Этап подведения итогов
-Давайте подведем итог нашего урока. О какой части речи вы сегодня для себя сделали новые открытия?
-Отвечают на вопрос.
Регулятив-ные: прогнозиро- вать результат и уровень усвоения способов действия. Познавательные: осуществлять рефлексию способа и условий действия Коммуникативные: строить монологические высказыва-ния, участвовать в учебном диалоге. Аргументировать свою точку зрения
1 мин.
10. Этап рефлексии
-Перед вами находятся оценочные листы, с помощью которых оцените свою работу на уроке, на основании которых я выставлю отметки в журнал.
Оценочный лист
Дата проведения урока:____________
Тема урока: ______________________
ФИ учащегося:____________________
Сегодня на уроке
Что нового Я узнал
Чему я научился
Что осталось для меня непонятным
Где мне пригодятся мои знания
За работу на уроке я ставлю себе отметку _____, потому что __________________________________
- Спасибо за урок, желаю вам хорошего настроения и, чтобы улыбка всегда украшала ваши лица.
-Заполняют оценочные листы, в соответствии с поставленными на урок целями.
5 мин.
11. Этап информации о домашнем задании
- Выучить определение частицы
1. Сочинить сказку
«Жила-была частица…»
2. Написать сочинение-рассуждение «Важны ли частицы в нашей речи»
3. Выписать из художественных произведений 5 предложений с частицами.
- Учащиеся записываю одно задание на выбор.
1-2 мин.
Приложение 1
Памятка
Чем частица отличается от самостоятельных частей речи. Сделайте свои выводы.
Нет лексического значения
Нельзя поставить вопрос
Не является членом предложения
Придает различные оттенки значения
Может служить для образования форм слова
Приложение 2
Карточка № 1
Сегодня к нам приедут артисты?
- Разве сегодня к нам приедут артисты?
- Чем схожи эти предложения? Чем они различаются?
- Коля, посмотри, какая чудесная модель лунохода! Это Женя из нашего класса сделал.
- Я тоже такую сделал бы.
- А здесь смотри, что ребята придумали: проект подводного города.
- Я придумал бы ещё получше.
- Слушаю я тебя, Коля, и начинаю понимать, в чём разница между тобой и участниками этой выставки.
Задание: вставьте в предложения, подходящие по смыслу частицы. Подчеркнуть слово, значение которого усиливает частица.
Ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, мы друзья. Ты сам хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему это не простительно, говорил о дружбе, а товарищу помочь отказался.
Слова для справок
То, даже, же, ведь.
Приложение 3
Оценочный лист
Дата проведения урока:____________________________________________________