Урок русского языка в 4 классе
Учебник: Русский язык 4 класс, авторы: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова
Тема урока: «Однородные подлежащие»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебных ситуациях.
Задачи урока:
- Обучающая: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; формирование первоначальных представлений о грамматических нормах русского языка;
- Развивающая: развитие самостоятельности, ответственности, развитие этических чувств;
- Воспитывающая: формирование осознанного отношения к русскому языку как государственному языку РФ, языку межнационального общения.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Организационный момент.
2. Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности
Чистописание: прописать строчку элемент со строчной буквой о.
Словарная работа:
на доске записаны слова: клюква, черника, брусника, голубика.
Как назвать одним словом? ( ягода)
Ягода – словарное слово. Почему? (не можем проверить безударную гласную о)
Записать словарное слово, поставить ударение, выделить непроверяемую гласную.
Составьте предложение со словом ягода, запишите, выполните синтаксический разбор:
Вчера мы собирали ягоду. (Повеств., невоскл., распр.)
Докажите, что это предложение распространённое. ( в предложении кроме главных есть второстепенные члены)
3. Постановка учебной задачи.
(небольшая информация о ягоде, показ фото)
На доске записаны предложения:
Поспела клюква.
Поспела черника.
Поспела брусника.
Поспела голубика.
Прочтите предложения. Красиво звучит? (нет) Почему? (постоянно повторяется слово «поспела») Как исправить?
( составить одно предложение с перечислением)
Составляют и записывают:
Поспели клюква, черника, брусника, голубика.
Выполните синтаксический разбор предложения. Что особенного увидели?
( несколько подлежащих и одно сказуемое).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Можно ли назвать это предложение распространённым? (нет, так как нет второстепенных членов).
Какое же это предложение? Прочитаем правило ( предложение с однородными подлежащими)
Какова тема нашего урока? ( однородные подлежащие)
5. Первичное закрепление
Работа по учебнику.
Упр. 24. Прочитайте строки из стихотворения Н.Грекова:
Зарумянилась вишня и слива.
Налилась золотистая рожь.
Спишите предложение с однородными подлежащими.
Что для этого нужно сделать?
1) найти грамматическую основу
2) посмотреть, сколько подлежащих при одном сказуемом.
Дети выполняют анализ и делают вывод:
В первом предложении при одном сказуемом два подлежащих, значит эти подлежащие – однородные.
Упр. 25. Прочитайте и спишите предложения:
В октябре уронили листья деревья и кустарники. Отошли грибы, ягоды, орехи. Закрылись чашечки цветов. Радуют глаз яркие гроздья рябины.
Выделите в предложениях грамматическую основу. Укажите предложения с однородными подлежащими.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание: спишите предложение с однородными подлежащими.
Женя заглянула в соседнюю комнату. Здесь стояли письменный стол, диван и стулья. На письменном столе девочка увидела небольшое зеркало.
(После выполнения осуществляется проверка)
7. Рефлексия деятельности
(итог урока)
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Вам было интересно?
Что запомнилось?
Когда испытывали затруднение?
Что особенно понравилось?
Оцените свою работу значками:
+ доволен работой,
- не доволен.
Что удалось?
Что не получилось?