Технологическая карта урока русского языка
Составила: Парамонова Наталья Валентиновна
Место работы: МБОУ СОШ № 28 о. Муром
Должность: учитель начальных классов
УМК «Начальная школа XXI века»
Предметная область. Филология /(автор Иванов С.В)
Класс: 3 (часть1)
Тип урока: урок открытия новых знаний
Количество часов в теме – 6, номер урока в теме - №1
Тема: однородные члены предложения.
Целеполагания для учителя: создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения по теме «Однородные члены предложения».
Аспект цели: первоначальные представления об однородных членах предложения.
Целеполагания для ученика: буду учиться находить однородные члены предложения, составлять предложения с однородными членами предложения; буду учиться соблюдать интонацию перечисления при однородных членах; буду учиться использовать знаково-символические средства; буду учиться работать в группе; буду учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, следовать инструкциям.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
- развитие умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокеррекцию учебной деятельности
- формирование нравственных качеств личности: целеустремленности, товарищества, трудолюбия
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;
- формирование умений оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе (коммуникативные УУД)
- формирование умения определять однородные члены предложения и составлять предложения с однородными членами предложения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ( познавательные УУД)
- формирование умений осуществлять познавательную и личностную рефлексию ( регулятивные УУД)
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- формирование умений распознавать однородные члены в предложениях; - определять какими членами в предложении они являются;
- совершенствовать умения по составлению предложений
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная
Оборудование:
- Иванов С.В. и др. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 часть – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Компьютер и проектор.
- Компьютеры для групповой работы.
- ОЭР «Однородные члены предложения»
- ОЭР « Как найти однородные члены предложения?»
- ОЭР «Составь предложение»
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1.
Организационный момент и самоопределение к учебной деятельности
Создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
Организует игру «Мозговой штурм»
Наблюдает за работой учащихся
Проверяют готовность к уроку, определяют и формулируют назначение своей деятельности на уроке, записывают дату в тетрадях.
Читают предложения:
В садах поспевают яблоки. – В садах поспевают яблоки, груши и сливы.
В игре «Мозговой штурм» повторяют знания о предложении, членах предложения.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать
2.
Актуализация знаний, создание проблемной ситуации
Организует проблемную ситуацию. Проводит поисковую беседу с учащимися.
Списывают второе предложение, подчеркивают в нем грамматическую основу.
В садах поспевают яблоки, груши и сливы.
(Возможно подчеркнут разное количество подлежащих - проблема)
Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
3.
Выход к учебной проблеме.
Организует разрешение проблемной ситуации, побуждает участвовать в обсуждении проблемных вопросов. Учит формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Обсуждают проблемный вопрос (количество подлежащих); находят подлежащие; определяют вопрос, на который они отвечают; определяют, к какому слову они относятся; доказывают свою точку зрения; предполагают, как можно назвать такие члены предложения (одинаковые, похожие...).
Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
Регулятивные:
- составление плана и последовательности действий Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
4.
План решения учебной проблемы
Формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.
Обучающиеся ставят цель на урок; задают вопросы по теме;
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
5.
Открытие новых знаний. Первичное проговаривание
ЭОР 1 "Однородные члены предложения"
Демонстрирует ЭОР; организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятия, необходимые для знакомства с понятием «однородные члены предложения»; побуждает к действию
Учащиеся отвечают на вопросы учителя; определяют, какие члены предложения называются однородными;
выделяют признаки однородных членов предложения;
формулируют правило – «однородные члены предложения» по опорной схеме ЭОР,
сверяют свое правило с учебником (с. 100).
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
6
Пробное действие – работа в группах
ЭОР -2 "Как найти однородные члены предложения?"
Организует работу с помощью ЭОР в группах; обеспечивает мотивацию выполнения и контролирует выполнение задания.
Читают предложения:
Проснулись рыбаки в шалаше и сняли с шестов сети.
Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.
находят однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения,
осуществляют контроль
Личностные - знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
7.
Первичное закрепление знаний
Организует самостоятельную работу с учебником; взаимопроверку
Обращает внимание на соблюдение интонации при однородных членах
Читают задание к Упр. 1 на стр.100; списывают предложение; подчеркивают однородные члены предложения; осуществляют взаимопроверку
Выделяют перечислительную интонацию при однородных членах предложения.
Осуществляют контроль по учебнику (стр.100)
Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;
8.
Творческое воспроизведение знаний
Организует фронтальную работу с учебником, дает творческое задание (составить опорный знак); Отмечает степень вовлеченности учащихся.
Читают предложения; соблюдают перечислительную интонацию; называют однородные члены предложения; определяют, какие это члены предложения; вспоминают графическое обозначение членов предложения;
составляют опорную схему изображения однородных членов предложения;
сравнивают свою схему со схемой в учебнике (с. 101)
Познавательные:
- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью
Коммуникативные:
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение слушать и вступать в диалог;
9
Рефлексия. Подведение итогов урока.
ЭОР 3 "Составь предложение"
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Организует оценочные высказывания учащихся. Организует рефлексию. Предлагает дифференцированное домашнее задание:
1)В учебнике стр.102- Упр.№4
2)В печатной тетради
Осуществляют самооценку; формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции изученного материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Составляют предложения по иллюстрации ЭОР
Выбирают предложения с однородными членами предложения
Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;
Планируемые результаты: учащиеся получат первичные знания об однородных членах предложения, будут уметь находить однородные члены предложения, соблюдать перечислительную интонацию при однородных членах предложения; контролировать и оценивать свою работу и её результат; уметь договариваться и приходить к общему выводу.
Приложение
Перечень используемых ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Однородные члены предложения
Иллюстративный
Иллюстрация, направленная на изучение однородных членов предложения
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ec54dd6f-140e-409d-9428-bef6cd009e6c/%5BNS-RUS_3-31%5D_%5BTQ_077%5D.swf
2
Как найти однородные члены предложения?
Практический
Интерактивное задание для групповой работы, направленное изучение однородных членов предложения
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ee431f72-e76f-4ec0-bab5-7e926771fd4f/%5BNS-RUS_3-31%5D_%5BIG_078%5D.swf
3
Составь предложение
Практический
анимация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/81ab5b64-47d1-4f78-bc06-f4feb9434404/%5BNS-RUS_3-31%5D_%5BMA_076%5D.swf