Урок русского языка
Тема: Написание гласных после шипящих.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цель: систематизировать знания учащихся о написании гласных после шипящих
Задачи: 1) развивать умение находить орфограмму и правильно писать
гласную букву в сочетаниях;
2) развивать устную и письменную речь;
3) формировать коммуникативные умения;
4) воспитывать внимательное отношение к «пернатым друзьям»;
эстетическое восприятие окружающего мира
УУД: 1) познавательные (пропедевтика понятий: слова, называющие
предметы, признаки предметов, действия предметов);
2) регулятивные (поиск информации, выполнение заданий
соответственно предложенным условиям);
3) личностные (построение свободных высказываний по предложенной
теме, заданию);
4) коммуникативные (умение строить деловое общение, договари-
ваться)
Оборудование: таблицы по русскому языку («Жи-ши, ча-ща, чу-щу»;
«Имя существительное», «Имя прилагательное»,
«Глагол»; карточки для групповой и индивидуальной
работы)
I.Оргмомент
«Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем»
II. Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы и цели урока.
ж ш ч ц щ
-Произнесите звуки, обозначенные этими буквами.
-Что у них общего? (согласные)
-На какие группы их можно разделить? (согласные твёрдые и мягкие)
-Обозначим эти звуки буквами.
-Какие правила каллиграфии будете соблюдать при написании букв?
-На какие ещё группы их можно разделить? (согласные звонкие и глухие)
Слайд 1. Отгадайте загадки.
-Назовите опасные места в словах-отгадках.
-Почему их называют опасными?
-Можно ли проверить написание этих гласных?
-Как же тогда научиться их правильно писать в словах? (запомнить правила)
Слайд 2. Прочитаем стихотворение-рифмовку о написании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
-Как вы думаете, какова тема и цель урока?
III. Практика использования полученных знаний.
1) Работа с текстом.
а) Пропедевтика понятий.
-Прочитайте стихотворение С.Маршака (с.24 «Пропись часть 4»)
-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?
-Как вы понимаете последние 2 строки стихотворения?
-О ком это стихотворение? (о воробье)
-Что это слово обозначает? На какой вопрос отвечает? Сделайте вывод об этом имени существительном.
-Что знаете о правописании этого слова?
-Какие эти воробьи? (весёлые, шустрые, шумные, игривые). Это признаки слова воробьи.
-Как называют слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? (имена прилагательные)
б) Списывание первых двух строчек стихотворения (самостоятельная работа с предварительной подготовкой). Подчёркивание опасных мест.
-Найдите ещё слово с сочетанием чу.
-Назовите слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопрос
что делают?
-Как называют такие слова в русском языке?
-Найдите в тексте слово на правило парная согласная в корне слова; удвоенная согласная. Что можете сказать о количестве букв и звуков в нём?
-Найдите ещё слово, в котором букв больше, чем звуков. Объясните, почему.
в) Работа над выразительностью чтения.
-Прочитайте стихотворение шёпотом, так как-будто, хотите поделиться с кем-то секретом.
-А теперь так, как-будто задаёте вопрос.
-А теперь с удивлением.
2) Редактирование текста (с. 24 «Пропись часть 4»). Дописать пропущенные слова. Работа в парах.
-Прочитайте слова (пушинки, лужок, снежок, снежинки).
-О чём можно написать текст, используя эти слова?
-Сколько строк в стихотворении? Договоритесь. Какое слово допишите на каждую строчку.
-Взаимопроверка.
-Назовите слова с уменьшительно-ласкательным значением.
-С чем автор сравнивает снежинки?
-На что ещё похожи снежинки?
-Какую музыку вы бы написали к стихотворению?
3) Слайд 6. Гимнастика для глаз «Снежинки»
-Что можно делать под эту музыку? Почему именно такая музыка звучит в этой гимнастике для глаз?
4)Самостоятельная работа на карточках.
-Вставьте пропущенные буквы.
Слайд 7. Самопроверка.
-Вставьте пропущенные буквы.
5) Слайд 8. Работа в группах. Разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. Животное с очень длинной шеей (жираф)
2.Хищная пресноводная рыба (щука)
По вертикали:
3.Добродушные колючие животные (ежи)
4.Белая морская птица (чайка)
Слайд 9. Проверка.
IV. Итог. Рефлексия: Оцените свою работу. На полях нарисуйте шкалу самооценки и оцените, как вы поработали на уроке.
-Кто из вас доволен своей работой?
-Что закрепили на уроке? Узнали ли что-то новое? Что удалось? Что показалось трудным, над чем ещё надо поработать?