Тема «Гласные после шипящих и Ц».
Тип урока – комбинированный урок.
Цели урока.
I. Обучающие цели.
1. Систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в разных
частях слова.
- Организовать деятельность учащихся по формированию умения применять в
практике письма орфограммы, связанные с правописанием гласных после
шипящих.
3. Совершенствовать орфографические навыки.
4. Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по теме
урока.
II. Развивающие цели.
1. Активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы.
2. Развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-
следственные связи, систематизировать, обобщать.
3. Развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать,
понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов
деятельности.
III. Воспитывающие цели.
1. Способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной
культуры.
2. Воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка,
пониманию значения орфографической грамотности.
3. Воспитывать культуру отношений в семье.
Методы обучения.
По источникам знаний: наглядный,
объяснительно-иллюстративный,
проблемный,
эвристический.
По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый,
репродуктивный,
продуктивный.
По дидактическим задачам: закрепление умений и способов деятельности,
применение умений и способов деятельности.
Оборудование урока.
1. Раздаточный материал.
1) Информационные карточки.
2) Обучающие карточки.
3) Контролирующие карточки.
2. Компьютерное обеспечение.
1) Презентация «Употребление гласных после шипящих».
Ход урока.
Запишите дату урока.
I. Организационный момент. (Слайд 1)
II. Мотивация. (Слайд 2)
- Кто изображен на слайде? (женщина, мать)
Вы улыбаетесь, значит, каждый из вас вспомнил свою маму. Какие они, ваши мамы?
Не случайно, материнское сердце бескорыстно в заботах о ближних своих, о детях, о любимом, о всех родных и подчас едва знакомых людях. (Слайд 3)
III.Повторение изученного. (Слайд 4)
Перед вами на экране текст. Прочитаем, определим тип речи, стиль речи, тему и идею.
Мама… Сколько вызывает трепета в сердц. любого человека, существа звуки этого маленького слова! С детства мы видим милое, нежное лиц… самого дорогого и близкого человека. Оно покрыто румянц.м, глаза светятся добротой, лаской. Она всей душ.й любит и оберегает нас. Открыв глаза, маленький человеч.к тянется руч.нками к своей прекрасной волшебниц…. С ней уютно и тепло; ее легкий ш.пот успокаивает; она устраняет все ненужные ш.рохи; она кормит каш.й и с беспокойством глядит за парой неуверенных нож.к, спешащих по дорожке. Она терпелива, нежна, прекрасна и, главное, любима нами. Она – наше маленькое солнц. во тьме; она – береж.к, куда прячутся корабли от буйных волн, она – наша жизнь, наше убежищ…, наше счастье. Она – ВСЕ.
Тип речи – рассуждение, стиль речи – художественный, тема текста – материнство, основная идея – мама - это счастье.
IV.Целеполагание. Актуализация знаний.
- Посмотрите на текст. Какие буквы пропущены? О какой орфограмме пойдет речь?
О, Е, Ё после шипящих и Ц.
В каких частях слова пропущены буквы (корень, суффикс, окончание)?
- Четко сформулируйте тему урока.
Буквы О, Е, Ё, после шипящих и Ц в различных частях слова. (слайд 5)
Общая формулировка : «Правописание гласных после шипящих и Ц».
- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели урока. Чему вы будете сегодня учиться на уроке русского языка? Зачем нужна эта тема? ( грамотность, тесты, экзамен)
Цель нашего урока – систематизировать знания о правописании гласных после шипящих, чтобы быть грамотными и сдать экзамен.
V. Изучение теоретического материала.
1. Выступление подготовленных учащихся
(Слайд 6)
1. В корне под ударением - Ё
Если в однокоренном без ударения - Е
Крепкая бечёвка (бечева); купить по дешёвке (дешевле); мельничный жёрнов (жернова); тихий шёпот (шептать).
Исключение:
Шов, шорох, крыжовник, капюшон; шок, жом («пресс для выжимания»), жор («сильный клёв рыбы»), жох («ловкий в делах, прижимистый человек, пройдоха»), изжога, обжора, чокаться, чопорный, шорник («специалист по шорным - ремесленные изделия из кожи - изделиям»), трущоба, шомпол, мажорный, чащоба, жолнер (в польской армии солдат-пехотинец).
Запомни слово ВЕЧОР (устар. и прост.; «вчера вечером»).
ВЕЧОР,ТЫ ПОМНИШЬ, ВЬЮГА ЗЛИЛАСЬ… (Пушкин А.С.)
2.
Примечание 1.
В безударном положении в заимствованных словах пишется буква О:
шоссе, шоколад, жокей, шофёр, жонглёр, шовинизм, Шотландия.
Примечание 2: дифференцирующие написания
-жёг- -жог-
В глаголах и словах, от них образованных В существительных и словах, от них образованных
Ожёг руку – сильный ожог;
Ожёгший руку – ожоговый центр.
3.
Под ударением пиши - О
1) в окончаниях существительных и прилагательных (ножом, свечой; большого, чужого )
2) в суффиксах существительных и прилагательных (крючок, галчонок, ручонка,
парчовый, холщовый )
Примечание: в фамилиях на -ов-, -ев- (-ёв-) в суффиксе могут писаться буквы О, Е, Ё – зависит от традиции написания.
Сычов, Сычев, Сычёв
4.
Под ударением пиши - О
) Беглое О в именах существительных
(кишок – кишки,
ножон – ножны)
и прилагательных (смешон – смешной
На конце наречий: горячо, общо
исключение: ещё
5.
Под ударением пиши - Ё
1)в окончаниях глаголов: лжёшь, печёт, жжёт, течёт
- в глагольном суффиксе -ёвыва-: выкорчёвывать, размежёвывать
3)в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-: корчёвка, размежёвка
4)в суффиксе существительных -ёр-: стажёр, ретушёр, дирижёр
Исключение : ножовка (от прилагательного ножовый)
5)в суффиксе :
- страдательных причастий -ённ-:
запряжённый, вооружённый
- отглагольных прилагательных -ён-:
копчёный, учёный
- а также в производных словах:
упрощённость, учёность, жжёнка
6. Употребление гласных после Ц
О
под ударением
цоколь пальтецо огурцом льстецов танцор облицовка образцовый
Е
без ударения
платьице горцем приверженцев глянцевый
В безударном положении О пишется после Ц только в слове цокотуха (от цокот) и в некоторых иноязычных словах, например: палаццо (дворец), скерцо (музыкальная пьеса в оживлённом, быстром темпе), герцог, меццо (н-р, меццо-пиано – умеренно-тихое звучание).
Буква Ё после Ц не пишется.
2. Отработка теоретического материала в парах.
3. Как правильно написать гласную после шипящих?
- поставить ударение
- определить часть слова
- определить часть речи