kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Гласные и, у, а после шипящих"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет – Русский язык

Класс  - 5

Цель урока: Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и,у,а  после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и,у,а после шипящих.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать правило написания букв и,у,а после шипящих и слова-исключения; уметь правильно писать слова с буквами и,у,а после шипящих и слова-исключения, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарём.

Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию.

 

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер.

Основный понятия: орфограмма.

Ресурсы урока: учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова и др., 2014г; презентация по теме урока.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Осуществляемая деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

УУД

1

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

 

Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

 

2

Мотивация

-Сегодня мы отправляемся в путешествие. А на чем мы отправимся? Посмотрите на доску (На экране изображения вагончиков.)  

-Верно, на веселом паровозе.

Слайд №1

 

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Фронтальная

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

Регулятивные: формирование  волевого качества.

3

Актуализация знаний

Слайд№2

Чтоб ходу паровозу набрать,

Слово вам предстоит прочитать.

Я думаю, это нетрудный вопрос:

Слово сложи из веселых колес.

(Щ,Н,О,Ч,И,А)

-Правильно, мы должны сегодня добраться до станции Чащино.

-А пока наш паровозик подъехал к станции «Вспоминай-ка».

Слайд№3

 

Слайд№4

(Пословицы с пропущенным словом. Во всех трех словах орфограмма «Непроизносимый согласный в корне»)

- Посмотрите, ребята, сколько на станции пассажиров! Если вы верно отгадаете пропущенные слова, то только тогда они смогут сесть в вагон паровозика.

-А какое из этих слов нельзя проверить, а нужно запомнить?

-Молодцы, ребята! Всех усадили в вагоны! А теперь отправляемся на станцию «Узнавай-ка».

Слайд№5

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Смотрят на экран. Отгадывают слово.

Работают с пословицами, записываю их, слушают друг друга, поправляют, беседуют с учителем.

Фронтальная

Личностные: повышение мотивации к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляются для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

4

Целеполагание.

Слайд№6

-Перед вами стихотворение. Прочитайте и попробуйте озвучить тему урока.

Русские слова с жи, ши
Через и всегда пиши.
И, конечно, ча и ща
Мы напишем с буквой а.

-Кто догадался, как звучит тема нашего урока? И попробуйте сформулировать цели сегодняшнего урока?

Слайд №7

Тема урока:

Гласные И,У,А после шипящих

Объясняют схему. Слушают друг друга, дополняют.

Формулируют тему урока и цели. Записывают тему себе в тетради.

Создание проблемной ситуации.

Групповая

Личностные:

 проявляют способность к самооценке своих действий

Познавательные:

воспринимают информацию, представленную в схематичной форме.

5

Открытие новых знаний

-А паровозик наш тем временем прибыл на нашу станцию –Чащино. Слайд №8

 От нее недалеко находится небольшая чаща и озеро, в которых живут звери, птицы, в названиях которых мы и встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих.  Теперь нам нужно сформулировать это правило.

Слайд №9

- Но есть, ребята, исключения: брошюра, жюри, парашют. Эти слова иностранного происхождения.

-Запишите эти слова в словарик и запомните как они пишутся.

Дети

Отвечают на вопросы;

 Формулируют правило, а затем сравнивают ответ со слайдом.

Записывают слова в словарь.

Наблюдение над языком. Фронтальная.

Индивидуальная.

Личностные: приобретают новые ЗУН, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

6

Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

-Придумайте и запишите слова с данными сочетаниями.

-Найдите и запишите в тетради слова с изучаемой орфограммой. Слайд №11

Добрые слова

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за воротоа.

Всем удущим на работу-

Кузнецу, врачу, ткачу

«С добрым утром !»-я кричу.

«Добрый день!»-кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!»-так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

(О.Дриз.)

-Какие еще формы приветствия. Принятые в русском языке, вы знаете?

-Сейчас мы будем отгадывать загадки.

1)      Они по снегу быстро мчатся

И провалиться не боятся.

(Лыжи)

2)      Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду.

 (Щука)

3)      Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата нижу,

Тем дождик ближе.

(Туча)

4)      Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней.

(Машина)

-Какое правило использовали при написании слов – отгадок?

Повторение правила:

В сочетаниях жи – ши только И всегда пиши!

В сочетаниях ча – ща пишем только букву А!

В сочетаниях чу – щу пишут только букву У!

Придумывают и записывают слова.

Работают с заданием.

Заполняют таблицу

Фронтальная.

Индивидуальная.

Фронтальная.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Рефлексия

- Итак, ребята, молодцы! Славно сегодня поработали. Посмотрите, пожалуйста, перед вами вам уже знакомое дерево, а точнее его ствол. На ваших партах листочки: желтые обозначают, что правило вы усвоили лучше, чем в начальной школе; зеленые – вам что-то осталось непонятным; подойдите к дереву и приклейте нужный для вас листок.

Приклеивают листочки. Обсуждение непонятных моментов.

Индивидуальная

Личностные: понимают в чем значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

8

Домашнее задание

Выполнить задание по карточкам. Списать, обозначив изученную орфограмму.

1. Живи да работай – хорошая жизнь! (А. Гайдар.) 2. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. (А. Пушкин.) 3. Как родна мне эта картина: широкие поля, полные чудесно пахнущих трав, счастливые голоса молодых односельчан. (И. Кольцов.) 4. Жизнь прожить – не поле перейти. (пословица.) 5. Худощавый и низкорослый, …, часто с разбитым носом приходил я к себе домой. (С. Есенин.)

Записывают домашнее задание

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Гласные и, у, а после шипящих"»

Предмет – Русский язык

Класс - 5

Тема урока - Гласные и,у,а после шипящих.

Цель урока: Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и,у,а после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и,у,а после шипящих.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать правило написания букв и,у,а после шипящих и слова-исключения; уметь правильно писать слова с буквами и,у,а после шипящих и слова-исключения, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарём.


Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию.


Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер.

Основный понятия: орфограмма.

Ресурсы урока: учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова и др., 2014г; презентация по теме урока.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы

урока

Деятельность

учителя

Осуществляемая деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

УУД

1

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!


Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная


2

Мотивация

-Сегодня мы отправляемся в путешествие. А на чем мы отправимся? Посмотрите на доску (На экране изображения вагончиков.)

-Верно, на веселом паровозе.

Слайд №1


Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Фронтальная

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

Регулятивные: формирование волевого качества.

3

Актуализация знаний

Слайд№2

Чтоб ходу паровозу набрать,

Слово вам предстоит прочитать.

Я думаю, это нетрудный вопрос:

Слово сложи из веселых колес.

(Щ,Н,О,Ч,И,А)

-Правильно, мы должны сегодня добраться до станции Чащино.

-А пока наш паровозик подъехал к станции «Вспоминай-ка».

Слайд№3

Слайд№4

(Пословицы с пропущенным словом. Во всех трех словах орфограмма «Непроизносимый согласный в корне»)

- Посмотрите, ребята, сколько на станции пассажиров! Если вы верно отгадаете пропущенные слова, то только тогда они смогут сесть в вагон паровозика.

-А какое из этих слов нельзя проверить, а нужно запомнить?

-Молодцы, ребята! Всех усадили в вагоны! А теперь отправляемся на станцию «Узнавай-ка».

Слайд№5


Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.




Смотрят на экран. Отгадывают слово.










Работают с пословицами, записываю их, слушают друг друга, поправляют, беседуют с учителем.



Фронтальная

Личностные: повышение мотивации к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляются для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

4

Целеполагание.

Слайд№6

-Перед вами стихотворение. Прочитайте и попробуйте озвучить тему урока.

Русские слова с жи, ши
Через и всегда пиши.
И, конечно, ча и ща
Мы напишем с буквой а.

-Кто догадался, как звучит тема нашего урока? И попробуйте сформулировать цели сегодняшнего урока?

Слайд №7

Тема урока:

Гласные И,У,А после шипящих

Объясняют схему. Слушают друг друга, дополняют.






Формулируют тему урока и цели. Записывают тему себе в тетради.


Создание проблемной ситуации.








Групповая

Личностные:

проявляют способность к самооценке своих действий

Познавательные:

воспринимают информацию, представленную в схематичной форме.


5

Открытие новых знаний

-А паровозик наш тем временем прибыл на нашу станцию –Чащино. Слайд №8


От нее недалеко находится небольшая чаща и озеро, в которых живут звери, птицы, в названиях которых мы и встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Теперь нам нужно сформулировать это правило.

Слайд №9

- Но есть, ребята, исключения: брошюра, жюри, парашют. Эти слова иностранного происхождения.

-Запишите эти слова в словарик и запомните как они пишутся.

Дети

Отвечают на вопросы;

Формулируют правило, а затем сравнивают ответ со слайдом.




















Записывают слова в словарь.

Наблюдение над языком. Фронтальная.



















Индивидуальная.

Личностные: приобретают новые ЗУН, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

6

Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

-Придумайте и запишите слова с данными сочетаниями.

-Найдите и запишите в тетради слова с изучаемой орфограммой. Слайд №11


Добрые слова

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за воротоа.

Всем удущим на работу-

Кузнецу, врачу, ткачу

«С добрым утром !»-я кричу.

«Добрый день!»-кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!»-так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

(О.Дриз.)

-Какие еще формы приветствия. Принятые в русском языке, вы знаете?

-Сейчас мы будем отгадывать загадки.

  1. Они по снегу быстро мчатся

И провалиться не боятся.

(Лыжи)

  1. Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду.

ука)

  1. Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата нижу,

Тем дождик ближе.

(Туча)

  1. Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней.

(Машина)

-Какое правило использовали при написании слов – отгадок?

Повторение правила:

В сочетаниях жи – ши только И всегда пиши!

В сочетаниях ча – ща пишем только букву А!

В сочетаниях чу – щу пишут только букву У!

Придумывают и записывают слова.





Работают с заданием.





















Заполняют таблицу






Фронтальная.


Индивидуальная.













Фронтальная.


Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

7

Рефлексия

- Итак, ребята, молодцы! Славно сегодня поработали. Посмотрите, пожалуйста, перед вами вам уже знакомое дерево, а точнее его ствол. На ваших партах листочки: желтые обозначают, что правило вы усвоили лучше, чем в начальной школе; зеленые – вам что-то осталось непонятным; подойдите к дереву и приклейте нужный для вас листок.

Приклеивают листочки. Обсуждение непонятных моментов.

Индивидуальная

Личностные: понимают в чем значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

8

Домашнее задание

Выполнить задание по карточкам. Списать, обозначив изученную орфограмму.

1. Живи да работай – хорошая жизнь! (А. Гайдар.) 2. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. (А. Пушкин.) 3. Как родна мне эта картина: широкие поля, полные чудесно пахнущих трав, счастливые голоса молодых односельчан. (И. Кольцов.) 4. Жизнь прожить – не поле перейти. (пословица.) 5. Худощавый и низкорослый, …, часто с разбитым носом приходил я к себе домой. (С. Есенин.)

Записывают домашнее задание






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Гласные и, у, а после шипящих"

Автор: Нуриева Ирина Игоревна

Дата: 28.11.2015

Номер свидетельства: 259428

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка по теме «Написание буквы о-е-ё  после шипящих и ц  в различных частях слова» "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-napisaniie-bukvy-o-ie-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-razlichnykh-chastiakh-slova"
    ["file_id"] => string(6) "120058"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413600528"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Конспект урока русского языка на тему: «Правила правописания гласных после шипящих. Начальная форма имени существительного»,"
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemupravilapravopisaniiaghlasnykhposlieshipiashchikhnachalnaiaformaimienisushchiestvitielnogho"
    ["file_id"] => string(6) "264711"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449759319"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект урока русского языка на тему: «Правила правописания гласных после шипящих. Начальная форма имени существительного»"
    ["seo_title"] => string(127) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemupravilapravopisaniiaghlasnykhposlieshipiashchikhnachalnaiaformaimienisushchiestvitielnogho1"
    ["file_id"] => string(6) "264712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449759563"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока русского языка  на тему  "Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши" (1 класс) "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-ghlasnykh-poslie-shipiashchikh-v-sochietaniiakh-zhi-shi-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109721"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404967665"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства