Предмет – Русский язык
Класс - 5
Цель урока: Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и,у,а после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и,у,а после шипящих.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Знать правило написания букв и,у,а после шипящих и слова-исключения; уметь правильно писать слова с буквами и,у,а после шипящих и слова-исключения, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарём.
Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер.
Основный понятия: орфограмма.
Ресурсы урока: учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова и др., 2014г; презентация по теме урока.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы
урока
Деятельность
учителя
Осуществляемая деятельность
учащихся
Формы организации взаимодействия
УУД
1
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята!
Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
Фронтальная
2
Мотивация
-Сегодня мы отправляемся в путешествие. А на чем мы отправимся? Посмотрите на доску (На экране изображения вагончиков.)
-Верно, на веселом паровозе.
Слайд №1
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.
Фронтальная
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу
Регулятивные: формирование волевого качества.
3
Актуализация знаний
Слайд№2
Чтоб ходу паровозу набрать,
Слово вам предстоит прочитать.
Я думаю, это нетрудный вопрос:
Слово сложи из веселых колес.
(Щ,Н,О,Ч,И,А)
-Правильно, мы должны сегодня добраться до станции Чащино.
-А пока наш паровозик подъехал к станции «Вспоминай-ка».
Слайд№3
Слайд№4
(Пословицы с пропущенным словом. Во всех трех словах орфограмма «Непроизносимый согласный в корне»)
- Посмотрите, ребята, сколько на станции пассажиров! Если вы верно отгадаете пропущенные слова, то только тогда они смогут сесть в вагон паровозика.
-А какое из этих слов нельзя проверить, а нужно запомнить?
-Молодцы, ребята! Всех усадили в вагоны! А теперь отправляемся на станцию «Узнавай-ка».
Слайд№5
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.
Смотрят на экран. Отгадывают слово.
Работают с пословицами, записываю их, слушают друг друга, поправляют, беседуют с учителем.
Фронтальная
Личностные: повышение мотивации к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляются для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
4
Целеполагание.
Слайд№6
-Перед вами стихотворение. Прочитайте и попробуйте озвучить тему урока.
Русские слова с жи, ши
Через и всегда пиши.
И, конечно, ча и ща
Мы напишем с буквой а.
-Кто догадался, как звучит тема нашего урока? И попробуйте сформулировать цели сегодняшнего урока?
Слайд №7
Тема урока:
Гласные И,У,А после шипящих
Объясняют схему. Слушают друг друга, дополняют.
Формулируют тему урока и цели. Записывают тему себе в тетради.
Создание проблемной ситуации.
Групповая
Личностные:
проявляют способность к самооценке своих действий
Познавательные:
воспринимают информацию, представленную в схематичной форме.
5
Открытие новых знаний
-А паровозик наш тем временем прибыл на нашу станцию –Чащино. Слайд №8
От нее недалеко находится небольшая чаща и озеро, в которых живут звери, птицы, в названиях которых мы и встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Теперь нам нужно сформулировать это правило.
Слайд №9
- Но есть, ребята, исключения: брошюра, жюри, парашют. Эти слова иностранного происхождения.
-Запишите эти слова в словарик и запомните как они пишутся.
Дети
Отвечают на вопросы;
Формулируют правило, а затем сравнивают ответ со слайдом.
Записывают слова в словарь.
Наблюдение над языком. Фронтальная.
Индивидуальная.
Личностные: приобретают новые ЗУН, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
6
Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
-Придумайте и запишите слова с данными сочетаниями.
-Найдите и запишите в тетради слова с изучаемой орфограммой. Слайд №11
Добрые слова
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за воротоа.
Всем удущим на работу-
Кузнецу, врачу, ткачу
«С добрым утром !»-я кричу.
«Добрый день!»-кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!»-так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
(О.Дриз.)
-Какие еще формы приветствия. Принятые в русском языке, вы знаете?
-Сейчас мы будем отгадывать загадки.
1) Они по снегу быстро мчатся
И провалиться не боятся.
(Лыжи)
2) Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я хозяйка здесь в пруду,
На охоту я иду.
(Щука)
3) Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата нижу,
Тем дождик ближе.
(Туча)
4) Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
(Машина)
-Какое правило использовали при написании слов – отгадок?
Повторение правила:
В сочетаниях жи – ши только И всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща пишем только букву А!
В сочетаниях чу – щу пишут только букву У!
Придумывают и записывают слова.
Работают с заданием.
Заполняют таблицу
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения
Рефлексия
- Итак, ребята, молодцы! Славно сегодня поработали. Посмотрите, пожалуйста, перед вами вам уже знакомое дерево, а точнее его ствол. На ваших партах листочки: желтые обозначают, что правило вы усвоили лучше, чем в начальной школе; зеленые – вам что-то осталось непонятным; подойдите к дереву и приклейте нужный для вас листок.
Приклеивают листочки. Обсуждение непонятных моментов.
Индивидуальная
Личностные: понимают в чем значение знаний для человека
Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
8
Домашнее задание
Выполнить задание по карточкам. Списать, обозначив изученную орфограмму.
1. Живи да работай – хорошая жизнь! (А. Гайдар.) 2. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. (А. Пушкин.) 3. Как родна мне эта картина: широкие поля, полные чудесно пахнущих трав, счастливые голоса молодых односельчан. (И. Кольцов.) 4. Жизнь прожить – не поле перейти. (пословица.) 5. Худощавый и низкорослый, …, часто с разбитым носом приходил я к себе домой. (С. Есенин.)
Записывают домашнее задание