Тема урока: Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения.
Цель урока: создать условия для формирования умения у обучающихся грамотно записывать окончание имён существительных III склонения в единственном числе.
Оборудование: карточки со словами, буквы, веточки, ленточки разного цвета.
№ п/п | Структура урока | УУД | Планируемая деятельность обучающихся | Планируемая деятельность учителя |
Л | П | Р | К |
1. | Организационный этап. Самоопределение к деятельности (мотивирование) – 1- 2 мин | | | | | Дети стоят. Приветствие учителя. Ответы детей. | - Прошла перемена, Услышан звонок. -Пора поскорее начать нам урок. -Все мы в ожидании Начала открытий. -Теперь у тебя в руках все возможности! И только ты решаешь, что ты с ними сделаешь дальше. -Вперед! Стремись! Дерзай! И все получится! Доброе утро, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Алёна Николаевна. Я рада нашей новой встрече, Мне с вами приятно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! -У меня отличное весеннее настроение. -А какое у вас сегодня настроение? -А что создает хорошее настроение? Отгадайте: Светит, сверкает, Всех согревает. (Солнце) От чего же становится хмурый день светлей? (улыбКа) Сосульки начинают плакать под лучами весеннего солнца. Это явление называется…..(капеЛь) Он прилетает каждый год. Туда, где домик его ждет. Чужие песни петь умеет. А все же голос свой имеет. (сквОрец) - И всё это создает хорошее ……(НастроЕНИЕ) |
2. | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения. 5 – 6 мин. | | | | | -Склонение. Это тема урока. Ответы детей. Работа у доски. | -Сложите выделенные буквы в слово. -Как вы думаете, почему именно это слово зашифровано? -Что вы можете сказать о данных словах? -На какие 3 группы можно разбить? -Назовите имена существительные 1-го склонения. Приведите свои примеры. -Назовите имена существительные 2-го склонения. Приведите свои примеры. -Назовите имена существительные 3-го склонения. Приведите свои примеры. А теперь давайте поиграем в мяч. Он поможет нам вспомнить имена существительные, и подготовит руку к письму. Обратите внимание на слова на доске. Поднимите сигнальную карточку. Посмотрите, сколько мы уже знаем о склонении, умеем определять безударные окончания имен существительных 1-го, 2-го склонения. -Но, посмотрите в задании встретилось существительное 3-го склонения. Значит о чем будем говорить на уроке? -Какие имена существительные относятся к 3-му склонению? -Что помогло безошибочно определить окончание в существительном 3-го склонения? |
3. | Постановка учебной задачи урока. 4 – 5 мин. | | | | | Вспомним, какие слова относятся к 3-му склонению. Узнаем безударные окончания существительных 3-го склонения. Научимся определять окончания в словах, склонять имена существительные 3-го склонения. | -Давайте подумаем, что мы сегодня: Вспомним… Узнаем… Научимся… На столах есть листы самооценки, где вы будите оценивать сами свою работу. |
4. | Открытие нового знания: выявление места и причины затруднения. ( 2-3мин.) Построение проекта выхода из затруднения. (5-6 мин.) Реализация построенного проекта (5-6 мин.) | | | | | Работают устно. Окончания одинаковые. Работа по учебнику. | Давайте понаблюдаем за именами существительными 3-го склонения: любовь, жизнь. Презентация. Сравните окончания. -Что интересного заметили? Какой можем сделать вывод? Какое слово помощник? Почему? Откройте учебники на стр. 80. -Петя решил проверять безударные окончания имен существительных 3-го склонения по окончаниям слова любовь. А Женя составила таблицу окончаний и решила её выучить. -А как будете действовать вы? Почему? Какой можно сделать вывод? (2 способа) |
5. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин.) | | | | | Работа по карточкам на местах, 1 человек у доски. | -Я предлагаю применить новые знания при выполнении задания по карточкам. -Определите падеж в словах, запишите окончание. Выделите его. Весна- это победа зелен… Днем капел.. слышен звон. Удивляешься весенней радост… Слушала стихотворение об оттепел… Подарили букет сирен… -Каким способом вы пользовались? Памятка на доску. Оцените свою работу. |
| Релаксация | | | | | | Весна- очень старое славянское слово, значило то же, что и «веселый», буквально переводилось, как «время, когда живется хорошо». -Давайте посмотрим на пробуждение в природе с приходом весны. Видео. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 мин.) | | | | | Работа по учебникам в группах. | -А теперь пришла пора потрудиться самостоятельно в парах. Откройте тетради: число, классная работа. Для этого посмотрите на страницу 81, прочитайте задание в упражнении 3. -выпишите только те словосочетания, в которых пропущено окончание –и. Заметка о молодеж.., добавить сол.., были на прогулк.., построиться на площад.., сидеть на скамейк.., лежать в кроват.., найти в портфе.., подойти к двер.. . Задание понятно? Работаем в парах. Приступаем. Проверка по эталону на экране. Пригодилась ли ….. памятка? Оцените выполнение задания. |
| Физминутка. | | | | | | Вы долго дружно потрудились, как трудятся весенние, звонкие, шаловливые, ручейки. Давайте отдохнем вместе с ними. Капельки- крошки, Скачут по дорожке. Прыг да скок! Прыг да скок! Вот уже и ручеек! Птички летели, У ручья присели. Буль- буль- буль- три глотка- Вот и нет ручейка. |
7. | Включение нового знания в систему знаний и повторение. (4-5 мин.) | | | | | Применяют новое правило. | -Давайте составим словосочетания о весне. Поставьте существительное 3-го склонения в нужный падеж. Помните об окончании имен существительных 3-го склонения. Получившиеся словосочетания запишите в тетрадь. Работа по карточкам. Грядка для зелен.., в дни оттепел.., песня о капел.., подойти к сирен… -Какие окончания имеют существительные 3-го склонения? -Какими способами можно определить эти окончания? -Каким способом на уроке пользовались вы? - Кто воспользовался другим способом? Чтобы вы совершали поменьше ошибок, хочу подарить вам памятки. Оцените свою работу в листе самооценки. |
8. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2 мин.) | | | | | | |
9. | Рефлексия (подведение итогов занятия) (2-3мин.) | | | | | Ответы детей. | Сегодня мы проделали большую работу. Давайте вспомним, какие задачи ставили перед собой в начале урока. Вспомнили.. Узнали… Научились… Посмотрите в лист самооценки. Поднимите и покажите их мне. Я вижу что некоторым из вас нужно поработать самостоятельно дома. Оставьте листы на парте, а я еще раз проверю и выставлю отметки. Посмотрите. К нам пришла сама весна! В подарок она принесла вам веснянки. Это веточка с проснувшимися листьями. Перед вами лежат конверты. Достаньте ленточки. Выберите цвет ленточки, который вам больше всего по душе. Привяжите её к веснянке. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. Давайте поприветствуем его в нашем классе. Поднимите вверх веснянки, помашите. Ну а мне с вами пора прощаться. Благодарю за работу. |