Тема урока: Повторение по теме «Орфография»
Цели урока:
Обучающая – обобщить знания учащихся по теме «Орфография», выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу: повторение знаний о буквах и звуках, вспомнить правила правописания гласных после шипящих, безударных гласных и правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Развивающая - развитие мыслительной деятельности, формировать у них умение анализировать свои учебные действия, развивать навык грамотного письма и орфографическую зоркость учащихся.
Воспитывающая – воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.
Оборудования: Мультимедийная установка, перфокарты, картины, лист для самооценки знаний, правила деятельности в проекте.
Ход урока:
1.Орг. момент:
Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет вам радость общения друг с другом.
(На партах у детей лежат сигнальные карточки, которых с одной стороны изображено лицо весёлого человечка, а с другой – грустного)
- Ребята, покажите какое у вас сегодня настроение. (Дети показывают весёлого человечка)
Я очень рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.
Сегодня мы с вами участники проекта под названием «Орфография» и работать мы будем под девизом «Если хочешь стать моряком – иди в море, хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить»
Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок – путешествие к земле Знаний. Перед вами сказочная карта знаний, на ней указан наш маршрут.
/слайд «Маршрут путешествия»/
Мы сегодня с вами не просто ученики, мы сегодня с вами моряки.
Давай поднимем парус и прямо в океан.
Вещь и для нас осталось
Еще немало стран.
Но сначала давайте познакомимся с экипажем корабля. Для этого надо отгадать их имена.
Ребус: /Слайд с ребусами/
Штманру кко манбоц питанка /отгадывание ребусов/
С таким экипажем можно плыть даже к самому горизонту.
2. Минутка каллиграфии.
А отправляемся мы из порта Чистописание. Большому кораблю – большое плавание. Счастливого пути! Приготовились. Садимся на корабль. Ой, что – такое? Какие – то следы? И с чем? С буквами /Слайд «Следы»/
Прочитайте: а, о, и, е, я, к.
Какая буква лишняя? Почему?
Давайте эти буквы свяжем одной верёвочкой и запишем красиво в тетради.
Запишите слоги с этими буквами: Ко Раб Лик – кораблик
Из чего состоят слоги? /из гласных и согласных звуков/.
3.Словарная работа.
Впереди остров Словарик.
Нам необходимо заполнить запасы питьевой воды. Но колодец засорен случайно упавшими в него словами, и в словах появились ошибки. Если исправим ошибки, сможем набрать воды и продолжить путь.
(Ученики вставляют гласные в словах, а один ученик делает фонетический разбор слова)
(Язык): Л…пата, Я – зык, А – дежда, Уч…ник, С…бака
В каком слове звуков больше, чем букв?
Какая орфограмма спряталась в других словах? Что еще вы заметили?
/неверный перенос слова./
4.Устная работа с объяснением и индивидуальная работа по карточкам.
Мыс Ошибок
Мы приближаемся к Мысу Ошибок. Вдали виден остров Гласных /Слайд/
Странный листок выпал из судового журнала, на нем записаны слова, но соленая океанская вода размыла чернила.
SOS /сигнал/.
Помогите восстановить размытые буквы:
Устная работа с объяснением:
Белый пару… индивидуальная работа отдельных учащихся
Песчаный пля… по карточкам (повторение правил
Колючий ёр… правописания зв.и гл.согл.)
Серый осьмино…
Много меду…
Дружный экипа…
Полосатый кра…
Работа над значением слов: Осьминог – крупное головоногое животное с восемью щупальцами.
Медуза – морское животное.
Краб – десятиногое ракообразное животное.
-На какую орфограмму даны слова? Правописание парных и глухих согласных.
-Назовите парные согласные.
-Как проверить парные согласные?
Если слышишь парный звук
Будь внимательным, мой друг
Парный сразу проверяй
Слово смело изменяй.
5.Остров гласных: /Слайд/
Впереди остров, на котором поселились гласные буквы.
Назовите гласные: е, ё, ю, я.
Что это за гласные? Они предлагают нам испытание. Если справимся, гласные нас пропустят, а не справимся – останемся на острове.
Самостоятельное выполнение заданий по группам:
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Ямка Звезда Салют
Ёрш Рыба Якорь
Салют Окунь Дельфин
Проверка самостоятельной работы
Отгадывание загадки:
Если он на дне лежит,
Судно вдаль не побежит. /Якорь/
6.Физминутка
7.Игра «Достань спасательный круг из воды».
В кругах записаны слова с ошибками.
Ребята подходят по одному, берут «круг» и называют безударную гласную, которую надо исправить /8-10 слов/.
Висло, ми ха, паля, трова, пелить, трищать, питно.
- Молодцы! С заданием справились. Гласные буквы убедились, что вы не ошибаетесь в их написании.
Ребята, а какое правило помогло вам правильно определить гласные?
(Дети читают правило:)
Если буква гласная - Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение
Ударение над гласным. Может сделать букву ясным.
Гласные убедились, что вы не ошибаетесь в их написании.
В добрый путь
Они желают нам счастливого пути.
8.Остров согласных: /Слайд/ Корабль отплывает, и пока мы плывем к острову парных согласных у нас много свободного времени. Чтобы не скучать, выполним интересное задание.
- В пути из-за качки буквы рассыпались. Необходимо их вернуть на место:
Без труд… не вынешь и ры…ку из пруда.
Комментированное письмо. Запись предложений в тетрадь с комментированием.
-Впереди остров. Нас встречают его жители. Кто они такие? Согласные.
Какие согласные? Шипящие.
- Согласные буквы уже наслышаны о ваших успехах и предлагают нам следующее задание: Под парусами вьются на ветру яркие флажки и в каждом из них задания для экипажей:
Мы поработаем в трех центрах активности по группам:
Работа с учебником.
Упр224
9.Страна Орфография. Подведение итога урока.
Кто живёт в стране Орфография /правила русского языка/
-Чему мы учились сегодня на уроке?
-Какое задание вам особенно понравилось?
-Жители страны Орфографии благодарят вас за ваше стремление к знаниям и дружную работу. Они прощаются с вами и желают вам счастливого плаванья.
Перед вами лист самооценки. Оцените ваши знания и урок.