kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка на тему "Фразеологизмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 5 класс с казахским языком обучения

Тема урока:  Фразеологизмы

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; обогащать словарный запас школьников;

Воспитывать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности, привитие чувства эстетики, этики поведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка на тему "Фразеологизмы"»

Учитель русского языка и литературы

Щаповской средней общеобразовательной школы

Зеленовского района

ЗКО

Кенжебаева Гулияна Серикбаевна



Класс: 5 класс с казахским языком обучения

Тема урока:  Фразеологизмы

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; обогащать словарный запас школьников;

Воспитывать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности, привитие чувства эстетики, этики поведения.

Методы урока: «Кластер», «Путешествие по галерее».

 Тип урока: урок сообщения новых знаний

Оборудование урока: тетради, учебники, мягкая игрушка, раздаточный материал, фразеологический словарь, рисунки.

I. Организационный момент.  Здравствуйте! Вы готовы к уроку? желаю Вам всем  успеха и удачи на сегодняшнем уроке! А сейчас проведем игру «Мне в тебе нравится»

Для работы понадобится небольшая мягкая игрушка.

Ход игры:
дети вместе с учителем встают в круг. Учитель просит передать игрушку соседу, стоящему слева (по часовой стрелке), со словами «Мне в тебе нравится…». Закончить фразу нужно комплиментом.



После игры дети друг - другу дарят свою улыбку и садятся на свои места.

Класс заранее разделен на 4 группы.

II. Проверка домашней работы.  

  • Опросная цепочка

Один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.     
(однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов)

  • Лист «защиты»

Сейчас я вам раздам карточки, на которых написаны словосочетания. Вы должны определить в каком значений употреблены слова.

III. Подготовка к восприятию новой темы. 

На доске:

Черная кошка пробежала между бывшими  друзьями.

Черная кошка  сидит на крыльце.

 

У соседа денег куры не клюют.

Куры клевали зерно на дворе.



Задание: попробовать найти выражения не в прямом значении.

- Кто не выполнил задания? В чем ваше затруднение? (Мы не смогли  определить слова не в прямом значении).

-Кто выполнил? Объясните ваш выбор предложений (Не знаем).

В русском языке есть не только отдельные слова, а целые готовые фразы, которые имеют одно значение. Вот есть слово "кошка".Мы можем сказать; рыжая кошка, дикая кошка, добрая кошка. К слову "кошка" мы подбираем определения - прилагательные, которые легко заменить одно на другое. А есть словосочетание со словом "кошка",в котором все слова держатся друг за друга крепко, очень сильно дружат и их нельзя оторвать друг от друга или заменить одно слово на другое. Это выражение как на доске" Черная кошка пробежала между друзьями ".Оно обозначает "поссорились". В этом выражении ни одно слово нельзя поменять на другое. Вот такие выражения называются устойчивыми, или фразеологизмами.

IY. Актуализация знаний.

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

Давайте, ребята, вспомним, что же такое фразеологизм в казахском языке.(ученик рассказывает правило на каз. языке, приводят примеры)

Фразеологизм –  это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. (запись правила в тетрадь)

- Для чего нам нужны фразеологизмы?

Фразеологизмы нужны нам для того, чтобы красиво говорить, сделать нашу речь богатой.

- Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой, но это в том случае, если мы правильно их используем в речи.

 (на доске)

Обманывать - водить за нос, вводить в заблуждение, втирать очки.

Бездельничать - сидеть сложа руки, бить баклуши

Быстро - сломя голову, во все лопатки, во весь дух, со всех ног, высунув язык.



В русском языке очень много фразеологизмов и вы может и не поймете некоторые из них. Понять смысл фразеологизмов вам поможет ваш друг - словарь Фразеологизмов. (Детям даются словари для ознакомления.)

Знакомлю с правилами пользования словарем.

А сейчас давайте поработаем по карточкам. Я хочу проверить сможете ли вы объяснить фразеологизмы. Если не знаете можете воспользоваться словарем.

На карточках написаны по 4 фразеологизмов с разными значениями. Дается время для обсуждения.

-Сломя голову -Сидеть сложа руки -Во все лопатки -Водить за нос

-Втирать очки -Бить баклуши -Во весь дух -Вводить в заблуждение

-Со всех ног -Высунув язык -Глазом моргнуть не успеешь -В час по чайной ложке

Игра «Пантомима» Эта игра требует от вас не только знания фразеологизмов, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью жестов и мимики. А остальные должны назвать его.

 - засучив рукава; водить за нос; хлопать ушами, в двух шагах, рукой подать, глаза на лоб полезли, глаза слипаются; пожимать плечами, убить двух зайцев, улыбаться до ушей, хвататься за голову, чесать язык, язык без костей

Работа по картинкам (на листках нарисованы рисунки к фразеологизмам.)

Давайте посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов.

Хитёр как... лиса
Труслив как... заяц
Голоден как... волк
Здоров как... бык
Надут как... индюк
Нем как... рыба
Грязный как свинья
Упрям как... осёл
Болтлив как... сорока
Колючий как... ёж. 

V. Закрепление урока.  

- С помощью метода «Путешествие по галерее» давайте проведем конкурс на «Лучший рисунок»

для этого вы должны нарисовать рисунок к фразеологизмам.

Сопоставительная работа. 

Задание: найдите соответствующий русский фразеологизм:

Бармағынан бал тамған      - золотые руки                         

Қоян жүрек     - заячья душа                                             

Қол созым жер        - рукой падать                                     

Жылы ізді суытпай      - по горячим следам                    

Өзі би, өзі қожа         - вольная птица

Игра «С головы до ног» Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги. (Составление кластера)     

своя .......... на плечах голова

бросаться в ........ глаза

вверх .......... ногами

.........разбегаются глаза

........ не моргнул глазом

на свежую ............. голову

отвечать.............. головой

во всю .............. ногу

сбиться с ........... ног

Работа по учебнику (выполнение упр.)

VI. Итог урока.  Рефлексия.  Все сегодня работали засучив рукава.  Надеюсь, что вы продолжите изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства, для повышения речевой культуры.  Выразите свое отношение к уроку, используя фразеологизмы.

-Как мы работали сегодня на уроке? (засучив рукава, не покладая рук)

- Мы достигли поставленных целей? (да)

- Чему мы научились? (Узнали, что такое фразеологизмы)

- Зачем фразеологизмы используются в речи?   (для того, чтобы наша речь была богатой, выразительной)

Закрашивают дерево Блоба.

Стикеры

VII. Домашнее задание. Учитель объясняет особенности выполнения домашней работы.  

-Я подготовила вам задание,  выполнив которую вы почувствуете себя писателем.  Попробуйте сочинить сказку используя любые фразеологизмы. А что нам может помочь? Правильно, воспользуетесь фразеологическим словарем. Я желаю вам только удачи! Ни пуха, ни пера!

Записывают домашнюю работу.

Комментирование оценок уч-ся


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
урок русского языка на тему "Фразеологизмы"

Автор: Кенжебаева Гулияна Серикбаевна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 292757

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок  русского языка "Богатство русской лексики" "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-russkogho-iazyka-boghatstvo-russkoi-lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "103352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402580951"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Открытый урок русского языка "Разряды имен прилагательных"."
    ["seo_title"] => string(63) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_razriady_imien_prilaghatiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "353830"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477923921"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Презентация к уроку русского языка "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(51) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "246345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446360655"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Фразеологизмы/русский язык в казахских классах/"
    ["seo_title"] => string(52) "frazieologhizmy-russkii-iazyk-v-kazakhskikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "253832"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447673066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства