УМК «Гармония»
Предмет: Русский язык
Учебник: «Русский язык. К тайнам нашего языка» (Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, «Ассоциация 21 век»)
Класс: 2
Тема урока: Слово и его значение
Тип урока: Урок закрепления знаний
Цели:
- повторить и систематизировать изученное;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать интерес к урокам русского языка.
1.Организационный момент:
Как на масленой неделе
В потолок блины летели.
Ой, блины мои, блины,
Блины масленые… (Народная песня)
- Сегодня мы посвятим наш урок старинному русскому обычаю – проводам Масленицы. Это самый шумный и веселый праздник. На Масленицу долг каждого человека – прогнать Зиму, разбудить Весну. Вот и полагалось веселиться от души.
На масленой неделе устраивают ледяные горки, катание на лошадях, играют в снежки, угощают блинами.
А.И.Куприн сказал: «Блин – символ Солнца…» И правда, он похож на маленькое солнышко. Откуда же пришло к нам это слово? Русское оно или нет? Вы сейчас очень удивитесь! Ох, уж этот удивительный и загадочный русский язык! Блин и мельница – родственники. Оба слова восходят к древнему «млинъ», что означает «нечто круглое». Таким образом, блин вовсе и не был блином, был он млином. Это уже позже «м» перешло в «б».
2. Минутка чистописания:
- У вас на парте лежат маленькие «блинчики» из бумаги. На них мы вместе с вами пишем на одной стороне красивые буквы. Работаем!
Мм Масленица Бб блины
3. Звуко - буквенный разбор слова:
- А теперь определим звуковой состав слова.
Б – согл., зв., тв., парн.
Л – согл., зв., мягк., сонорн.
И – гласн., ударн.
Н – согл., зв., тв., сонорн.
4 звука, 4 буквы, 1 слог
4. Словарная работа:
- Сейчас мы поиграем в игру «Печем блины». Чтобы испечь блины, нужны особые продукты и сковородка, желательно чугунная. На доске дан список всего необходимого, но в словах пропущены орфограммы. Спишите слова и вставьте нужные буквы.
М…л…ко, к…фир, масл…, мука, сол…, сах…р, сода, яйца, ск.в…родка.
5. Работа по развитию речи:
Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор
На горах покататься,
В блинах поваляться.
- Перед вами картина И.Сурикова «Взятие снежного городка». Какое время года изобразил художник? Составим текст - описание. (Ребята устно составляют свои рассказы.)
- На доске записано предложение: Ребята катаются.
- Какое это предложение? (Повествовательное, невосклицательное, простое,
нераспространенное)
- Как сделать это предложение распространенным? (Добавить второстепенные члены)
- Найдите подлежащее (Ребята)
- Добавьте имя прилагательное (Какие? Веселые ребята)
- Найдите сказуемое (Катаются)
- Добавьте имя существительное по вопросу с чего? (катаются с горы)
- Получилось: Веселые ребята каются с горы. А гора какая? (Высокая, ледяная) Запишите полученное предложение. Укажите части речи.
6. Физкультминутка:
«Игра в снежки» под веселую музыку. (Снежки сделаны из ваты. Ими надо попасть в корзинку)
7. Самостоятельная работа:
- Конечно, главное на Масленицу это угощение. Не зря говорили: «Что есть в печи - все на стол мечи!» Мы тоже сегодня полакомимся блинами и угостим наших гостей.
- А сейчас «накроем стол». Будет самостоятельная работа в тетради-задачнике на с.25.
8. Гимнастика для глаз:
- Посчитайте, сколько в классе предметов, похожих на блин?
- Найдите и посчитайте снежинки. (Снежинки из бумаги развешаны по классу)
- Закройте глаза, подумайте о чем-нибудь добром.
9. Работа в парах:
- На улице было скользко, и я все слова перепутала. Соберите слова в три корзинки по родам. (У детей листочки со словами и бумажные корзинки)
Аллея, зверь, север, ворона, метро, конь, медведь, парта, степь, яблоко, подруга, окно.
10. Подведение итогов урока:
- Понравился вам урок? Если понравился, то нарисуйте в тетради на полях веселого человечка. А если не понравился, то нарисуйте грустного.
- А сейчас приглашаем родителей и гостей на чаепитие с блинами.
Спасибо за урок. Желаю успехов!