Урок русского языка "Лексика и фразеология". 8 класс.
Урок русского языка "Лексика и фразеология". 8 класс.
Урок русского языка "Лексика и фразеология" в 8 классе. В основе - системно-деятельностный подход. Работа на занятии организована в группах. Ребята комментируют тему урока и формулируют учебные цели и задачи. Учащимся предоставляется право выбора деятельности и пути решения поставленных задач. Преподаватель использует разные виды деятельности учащихся (аналитическая работы, заполнение таблицы, блиц-опрос, творческие задания по теме и т.д.). Урок чётко структурирован. В конце занятия проводится рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Лексика и фразеология". 8 класс. »
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: « Лексика и фразеология » (8 класс).
ЦЕЛИ:
1. Обобщение и закрепление знаний по теме «Лексика и фразеология», повторение сведений об основных лексических группах в русском языке, об особенностях фразеологизмов и их роли в языке.
2. Развитие и закрепление навыков употребления в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов и др.
3. Развитие синтезирующего мышления, умения устанавливать единые, общие признаки сложных предложений и свойства целого.
4. Воспитание положительного отношения к знаниям, дисциплинированности, духа соперничества, активной жизненной позиции. Способствовать становлению любви и уважения к русскому языку.
МЕТОДЫ: элементы технологии кейс-стади и беседы, ГМР, объяснительный диктант, заполнение таблицы, решение лингвистических загадок, игровые моменты, элементы анализа поэтического текста, выборочный опрос.
ТСО: интерактивная доска, словари, тетради, распечатки с заданием, памятки и подсказки.
Работа организована в 2 группах.
ХОД УРОКА:
Приветствие.
Вступительное слово учителя.
Последний урок. Солнце. Обед… Хочется погулять, отдохнуть. Помните сказку «Золушка»? Бедной героине тоже хотелось отдохнуть, поехать на бал. Что ей на это сказала мачеха?
Я не хочу быть для вас злой мачехой, но не буду и доброй феей, которая всё за вас сделает. Мы будем работать вместе, я буду вам помогать, а если мне будет трудно, я надеюсь, что и вы мне поможете. Согласны?
Итак, сегодня на уроке мы должны повторить и закрепить знания об основных лексических разрядах в РЯ, об особенностях фразеологизмов как лексических единиц и их роли в языке, в нашей речи. А зачем нам это знать?
Суворовцы комментируют тему и формулируют цели и задачи урока.
Материал урока по плану:
1). Какое слово заявлено первым в теме нашего урока? ЛЕКСИКА. Что это такое?
(Ответ: Л – весь словарный состав РЯ)
В русском языке огромное количество слов... Вас во взводе всего9 человек. Но вас можно сгруппировать по разным признакам: рост, вес, цвет глаз и т.д.
- Слова тоже можно объединить в многочисленные группы.
2). Работа по распечаткам «Лексические группы» (приложение №1) совместно с учителем, обсуждение задания, совместные выводы.
Я приготовила для вас распечатки. Слова уже сгруппированы по определённым признакам. Нам надо выяснить, по каким, и вспомнить научную терминологию. Если при работе у вас возникнут трудности, вы можете воспользоваться своим ПОДСКАЗКАМИ (приложение № 2), своим опытом работы со сложными иноязычными словами (география, телефон и др. – проследите за образованием слов и значение корней по подсказкам!) и наводящими вопросами учителя.
NB! Если есть желающие, работать индивидуально, по собственному образовательному маршруту, они могут это сделать.
3). Заполнение таблицы «Лексические группы» на интерактивной доске по принципу «Карусель».
Итак, работа по распечаткам в группах завершена. Осталось дать определения, записать их и привести примеры. Начинаем «Карусель».
(Суворовцы по очереди записывают сначала лексические группы, а затем примеры).
4). Закрепление материала.
А. Работа со стихотворением М.Цветаевой.
Послушайте стихотворение. Какие слова являются основным средством худ.выраз.?
Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку медную.
? Какую роль здесь играют антонимы?
ВЫВОД: антонимы служат для большей выразительности, подчеркивают разницу между людьми.
Б. Дуэль «Синонимы» ( команды подбирают синонимы к полученным словам).
В. Блиц-опрос «Терминология»* (опрос по терминам: эпитет, метафора, олицетворение, градация и т.д.)
Г. Объяснительный диктант. (полисемия)
Моряки увидели землю.
Над землёй сгустились тучи.
Земля в наших краях плодородная.
Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.
? Какие значения имеет слово земля? Суша, почва, участок, надел, планета.
? Как называются слова, у которых много значений? (многозначные).
Д. Весёлые стихи. (омонимы).
Мы уже долго работаем. Надо передохнуть. А лучший отдых – это смена деятельности. Смотрите и слушайте.
Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!»
Отвечает ему попугай:
«Попугай, попугай, попугай!».
? какой вопрос я хочу задать? – Сколько существительных «попугай» в стихотворении?
5). Итоги 1 части. Стихи о работе суворовцев и похвальное слово.
М. Горький одному из своих корреспондентов писал: «Кроме слов хорошо, отлично, есть ещё немало хвалебных слов…»
Над лексикой , фразеологией вы потрудились не напрасно,
И отвечали славно, хорошо, отлично и прекрасно,
Великолепно, совершенно, удивительно,
Неподражаемо, чудесно, восхитительно!
6). Фразеологизмы. Определение.Особенности.
Мне очень хочется, чтобы вы знали и ценили красоту и возможности русского языка, поэтому я похвалю вас ещё раз, но по-другому. Молодцы! Работали с огоньком, не сидели набрав в рот воды, не считали ворон, а трудились, засучив рукава. Мы и глазом не успели моргнуть – пол-урока пролетело!
? Какие особенные слова я использовала сейчас? (Фразеологизмы). Что это?
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ ПОЧТИ ВСЕГДА ОБРАЗНОГО ХРАКТЕРА.
Следующая часть нашего урока посвящена фразеологии. Что это такое?
7). Работа с фразеологизмами.
А. Загадки. Внимание! Фразеологические загадки! Отгадайте слово и фразеологизмы, о которых идёт речь.
1. Его проглатывают; у кого-то он хорошо подвешен; за него не тянут. (Язык)
2. Не цветы, а вянут; не ладони, а хлопают; не бельё, а их развешивают доверчивые люди. (Уши).
3.Он в голове у несерьёзного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги. (Ветер)
Б. Фразеологизмы-синонимы.
? Как называются слова, сходные по своему лексическому значению? (Синонимы). А могут ли быть синонимами фразеологизмы?
Не видно ни зги – хоть глаз коли
Водить вокруг пальца – водить за нос
Работать засучив рукава – не жалея сил
Как селёдок в бочке – яблоку негде упасть
Как ветром сдуло – и след простыл
Со всех ног – сломя голову
В*.Пантомима. (Покажи фразеологизм).
До седьмого пота, клевать носом, сматывать удочки, сидеть сложа руки, плевать в потолок, зарывать талант в землю (с.124), разрубить Гордиев узел (с.290)
Г. Составление предложений, работа со словарём.
У вас на столах лежат Фр.Сл. Полистайте, посмотрите, пожалуйста, выберите один фразеологизм и составьте с ним предложение (простое или сложное).
7. Рукопожатие –1. пожатие друг другу правой руки в знак приветствия или благодарности.
Ключ -1.Металлический стержень особой формы для запирания и отпирания замка. 2.Приспособление для отвинчивания гаек. 3.Знак в начале нотной строки. 4.(перен.) то, что служит для решения, разгадки чего-либо.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
["file_id"] => string(6) "113459"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1410262669"
}
}