Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Фразеология"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Фразеология"
Презентация к уроку русского языка по теме "Фразеология" в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС.Презентация рассчитана на формирование первичных предметных навыков, овладение предметными умениями. Цель этой презентации к уроку- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы "Фразеологизмы", организация деятельности обучающихся для достижения ими результатов: личностные-осознание эстетической ценности русского языка, метапредметные- владение всеми видами речевой деятельности, предметные-овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Фразеология" »
Разгадаем загадки
Нарисует он картину
И раскрасит Буратино.
Он напишет объявление
И открытку-поздравление.
Рисовать плакаты мастер –
Яркий, тоненький…
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след…
Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас
Он звонит, звонит, звонит,
Очень многим он велит:
То сядь да учись, то встань, разойдись.
На новый год ей каждый рад,
Хотя колюч ее наряд
Прийти я вовремя не смог –
Давно уж начался урок.
Учитель строгим сразу стал –
За что меня он наказал?
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь …
На носу сидели,
На мир глядели,
За уши держались
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам,
На одном таком листе
Много разных новостей
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну
Если б не было его,
Не сказал бы ничего
Фразеологизмы
Фразеологизмы - языковые самородки
СловаФРАЗЕОЛОГИЯ и ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
восходят к двум словам др.-греч. яз.
phrasis(выражение, оборот речи, слово, понятие)
+logos(учение)
Лингвистическая лаборатория
Составьте словосочетания с данными в скобках словами.
Есть ли среди этих словосочетаний устойчивые?
(Голуби, петухи, куры) не клюют.
(Собака, кот, козел) наплакал.
(Тертый, ржаной, черствый) калач.
Вывод. Фразеологизмы используются в речи в
неизменном виде.
Признаки свободных словосочетаний и фразеологизмов
Любое из слов можно заменить 1. В их составе нельзя другими словами. одно слово другим заменить.
2.Слова сохраняют свою смы- 2. Слова теряют свою смысло
словую самостоятельность. вую самостоятельность.
3. Создаются в процессе речи, не 3. Как и слова, используютсятребуют запоминания. готовыми, запоминаются.
Спишите предложения. Найдите в них фразеологизмы,
подчеркните их как члены предложения.
1 вариант Если я, к примеру, плохо учился, то меня всем
классом тянули за уши, добиваясь, чтобы я исправился.
2 вариант В трех верстах от станции стало накрапывать,
и через минуту проливной дождь вымочил меня до
последней нитки.
Вывод . Фразеологизмы являются одним членом
предложения.
Соедините фразеологизмы по их значению
1.Глаза на мокром месте 1.Наедине
2.С глазу на глаз 2.Показать с лучшей стороны
3.Не ударить в грязь лицом 3.Не к чему придраться
4.Ломать голову 4.Часто плачет
5.Комар носа не подточит 5.Думать над чем-то
Подберите синонимичные фразеологизмы
1.Хоть пруд пруди 1.Ни то ни сё
2.Как снег на голову 2.Куры не клюют
3.Ни рыба ни мясо 3.Приводить в бешенство
4.Рукой подать 4.Как гром среди ясного неба
5.Доводить до белого коленья 5.В двух шагах
Подберите фразеологизмы-антонимы из правой колонки к фразеологизмам левой колонки.
1.Жить душа в душу 1. Спустя рукава
2.Пруд пруди 2. Рукой подать
3.За тридевять земель 3. Как кошка с собакой
4.Засучив рукава 4.С гулькин нос
Вывод. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы
Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал . Кирилл целый день бездельничал . Мы догадывались, что он нас обманывает . Первого сентября Ульяна проснулась
очень рано .
Вывод. Использование фразеологизмов в речи делает ее более выразительной и образной.
Физкультминутка
Раз –согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, повернуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Выборочный диктант
золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство
Шутка-минутка Исправьте ошибку, объясните значение
1) ждать у горя погоды;
2) мы сами с ушами;
3) купить кита в мешке;
4) не ноги горшки обжигают;
5) нашла коза на камень;
6) крутится как булка в колесе.
Напишите сочинение- миниатюру «На уроке»
используя фразеологизмы:
набрать воды в рот,
повесить нос,
бить баклуши,
держать язык за зубами,
хлопать ушами,
ловить ворон. (5-7 предложений) .
Домашнее задание
1) нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три предложения (базовый уровень)
2) подготовить сообщение «История одного фразеологизма» (повышенный уровень)
Оцени свою работу
Не покладая рук
Ни шатко ни валко
Тяп да ляп
Рука об руку
Через пень колоду
Засучив рукава
В поте лица
Молодцы, ребята!
Спасибо за работу!
Литература
1. Николенко Н.В. Лексикология и фразеология современного русского языка – М.: Академия, 2010. - 144 с.
2. Федосов И.В., Лапицкий А.Н. Фразеологический словарь русского языка – М.: ЮНВЕС, 2005. - 608 с.
1. Николенко Н.В. Лексикология и фразеология современного русского языка – М.: Академия, 2010. - 144 с. 2. Федосов И.В., Лапицкий А.Н. Фразеологический словарь русского языка – М.: ЮНВЕС, 2005. - 608 с.