kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Фразеология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка по теме "Фразеология" в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС.Презентация рассчитана на формирование первичных предметных навыков, овладение предметными умениями. Цель этой презентации к уроку- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы "Фразеологизмы", организация деятельности обучающихся для достижения ими результатов: личностные-осознание эстетической ценности русского языка, метапредметные- владение всеми видами речевой деятельности, предметные-овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Фразеология" »

Разгадаем загадки

Разгадаем загадки

  • Нарисует он картину
  • И раскрасит Буратино.
  • Он напишет объявление
  • И открытку-поздравление.
  • Рисовать плакаты мастер –
  • Яркий, тоненький…

  • В снежном поле по дороге
  • Мчится конь мой одноногий
  • И на много-много лет
  • Оставляет черный след…

  • Стоит на крыше верхолаз
  • И ловит новости для нас

  • Он звонит, звонит, звонит,
  • Очень многим он велит:
  • То сядь да учись, то встань, разойдись.

  • На новый год ей каждый рад,
  • Хотя колюч ее наряд

  • Прийти я вовремя не смог –
  • Давно уж начался урок.
  • Учитель строгим сразу стал –
  • За что меня он наказал?

  • Линию прямую, ну-ка,
  • Сам нарисовать сумей-ка!
  • Это сложная наука!
  • Пригодится здесь …

  • На носу сидели,
  • На мир глядели,
  • За уши держались

  • Лист бумаги по утрам
  • На квартиру носят к нам,
  • На одном таком листе
  • Много разных новостей

  • Я одноухая старуха,
  • Я прыгаю по полотну,
  • И нитку длинную из уха,
  • Как паутинку, я тяну

  • Если б не было его,
  • Не сказал бы ничего
Фразеологизмы

Фразеологизмы

Фразеологизмы - языковые самородки

Фразеологизмы - языковые самородки

Слова  ФРАЗЕОЛОГИЯ и ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ  восходят к двум словам др.-греч. яз.  phrasi s  (выражение, оборот речи, слово, понятие )  + logos (учение)

Слова ФРАЗЕОЛОГИЯ и ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

восходят к двум словам др.-греч. яз.

phrasi s (выражение, оборот речи, слово, понятие )

+ logos (учение)

Лингвистическая лаборатория Составьте словосочетания с данными в скобках словами. Есть ли среди этих словосочетаний устойчивые? (Голуби, петухи, куры) не клюют. (Собака, кот, козел) наплакал. (Тертый, ржаной, черствый) калач. Вывод. Фразеологизмы используются в речи в неизменном виде.

Лингвистическая лаборатория

Составьте словосочетания с данными в скобках словами.

Есть ли среди этих словосочетаний устойчивые?

(Голуби, петухи, куры) не клюют.

(Собака, кот, козел) наплакал.

(Тертый, ржаной, черствый) калач.

Вывод. Фразеологизмы используются в речи в

неизменном виде.

Признаки свободных словосочетаний и фразеологизмов    Любое из слов можно заменить 1. В их составе нельзя другими словами. одно слово другим заменить.  2.Слова сохраняют свою смы- 2. Слова теряют свою смысло словую самостоятельность. вую самостоятельность.  3. Создаются в процессе речи, не 3. Как и слова, используются  требуют запоминания. готовыми, запоминаются.

Признаки свободных словосочетаний и фразеологизмов

  • Любое из слов можно заменить 1. В их составе нельзя другими словами. одно слово другим заменить.

2.Слова сохраняют свою смы- 2. Слова теряют свою смысло

словую самостоятельность. вую самостоятельность.

3. Создаются в процессе речи, не 3. Как и слова, используются требуют запоминания. готовыми, запоминаются.

Спишите предложения. Найдите в них фразеологизмы, подчеркните их как члены предложения. 1 вариант Если я, к примеру, плохо учился, то меня всем  классом тянули за уши, добиваясь, чтобы я исправился. 2 вариант В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. Вывод . Фразеологизмы являются одним членом предложения.

Спишите предложения. Найдите в них фразеологизмы,

подчеркните их как члены предложения.

1 вариант Если я, к примеру, плохо учился, то меня всем

классом тянули за уши, добиваясь, чтобы я исправился.

2 вариант В трех верстах от станции стало накрапывать,

и через минуту проливной дождь вымочил меня до

последней нитки.

Вывод . Фразеологизмы являются одним членом

предложения.

Соедините фразеологизмы по их значению

Соедините фразеологизмы по их значению

  • 1.Глаза на мокром месте 1.Наедине
  • 2.С глазу на глаз 2.Показать с лучшей стороны
  • 3.Не ударить в грязь лицом 3.Не к чему придраться
  • 4.Ломать голову 4.Часто плачет
  • 5.Комар носа не подточит 5.Думать над чем-то
Подберите синонимичные фразеологизмы

Подберите синонимичные фразеологизмы

  • 1.Хоть пруд пруди 1.Ни то ни сё
  • 2.Как снег на голову 2.Куры не клюют
  • 3.Ни рыба ни мясо 3.Приводить в бешенство
  • 4.Рукой подать 4.Как гром среди ясного неба
  • 5.Доводить до белого коленья 5.В двух шагах
Подберите фразеологизмы-антонимы из правой колонки к фразеологизмам левой колонки.  1.Жить душа в душу 1. Спустя рукава  2.Пруд пруди 2. Рукой подать  3.За тридевять земель 3. Как кошка с собакой  4.Засучив рукава 4.С гулькин нос Вывод. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы

Подберите фразеологизмы-антонимы из правой колонки к фразеологизмам левой колонки.

1.Жить душа в душу 1. Спустя рукава

2.Пруд пруди 2. Рукой подать

3.За тридевять земель 3. Как кошка с собакой

4.Засучив рукава 4.С гулькин нос

Вывод. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.    Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал .   Кирилл целый день бездельничал .  Мы догадывались, что он нас обманывает .  Первого сентября Ульяна проснулась  очень рано .  Вывод. Использование фразеологизмов в речи делает ее более выразительной и образной.

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал . Кирилл целый день бездельничал . Мы догадывались, что он нас обманывает . Первого сентября Ульяна проснулась

очень рано .

Вывод. Использование фразеологизмов в речи делает ее более выразительной и образной.

Физкультминутка

Физкультминутка

Раз –согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, повернуться,
  • Раз –согнуться, разогнуться,
  • Два – нагнуться, повернуться,
Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
  • Три - в ладоши три хлопка,
  • Головою три кивка.
На четыре – руки шире, Пять, шесть - тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим.
  • На четыре – руки шире,
  • Пять, шесть - тихо сесть,
  • Семь, восемь – лень отбросим.
Выборочный диктант

Выборочный диктант

  • золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство
Шутка-минутка  Исправьте ошибку, объясните значение

Шутка-минутка Исправьте ошибку, объясните значение

  • 1) ждать у горя погоды;
  • 2) мы сами с ушами;
  • 3) купить кита в мешке;
  • 4) не ноги горшки обжигают;
  • 5) нашла коза на камень;
  • 6) крутится как булка в колесе.
Напишите сочинение- миниатюру «На уроке»

Напишите сочинение- миниатюру «На уроке»

  • используя фразеологизмы:
  • набрать воды в рот,
  • повесить нос,
  • бить баклуши,
  • держать язык за зубами,
  • хлопать ушами,
  • ловить ворон. (5-7 предложений) .
Домашнее задание

Домашнее задание

  • 1)        нарисуйте фразеологизм на  альбомном листе, составьте с ним три предложения (базовый уровень)
  • 2)    подготовить сообщение «История одного фразеологизма»   (повышенный уровень)
Оцени свою работу Не покладая рук Ни шатко ни валко Тяп да ляп Рука об руку Через пень колоду Засучив рукава В поте лица

Оцени свою работу

Не покладая рук

Ни шатко ни валко

Тяп да ляп

Рука об руку

Через пень колоду

Засучив рукава

В поте лица

Молодцы, ребята!  Спасибо за работу!

Молодцы, ребята!

Спасибо за работу!

Литература 1. Николенко Н.В. Лексикология и фразеология современного русского языка – М.: Академия, 2010. - 144 с. 2. Федосов И.В., Лапицкий А.Н. Фразеологический словарь русского языка – М.: ЮНВЕС, 2005. - 608 с.

Литература

1. Николенко Н.В. Лексикология и фразеология современного русского языка – М.: Академия, 2010. - 144 с.

2. Федосов И.В., Лапицкий А.Н. Фразеологический словарь русского языка – М.: ЮНВЕС, 2005. - 608 с.

  • 1. Николенко Н.В. Лексикология и фразеология современного русского языка – М.: Академия, 2010. - 144 с. 2. Федосов И.В., Лапицкий А.Н. Фразеологический словарь русского языка – М.: ЮНВЕС, 2005. - 608 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Фразеология"

Автор: Полубудкина Елена Викторовна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему "Урок-путешествие" в 5–8 х классов"
    ["seo_title"] => string(80) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_urok_putieshiestviie_v_"
    ["file_id"] => string(6) "382322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485081579"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Презентация открытого урока по русскому языку по теме "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление." "
    ["seo_title"] => string(130) "priezientatsiia-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-frazieologhiia-frazieologhichieskiie-iedinitsy-i-ikh-upotrieblieniie"
    ["file_id"] => string(6) "232619"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442866132"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание частицы - не- с глаголами". "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-v-3-m-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "227063"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440593180"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) ""Краеведческий компонент на уроках русского языка в 5-9 классах как средство воспитания патриотизма и гражданственности" "
    ["seo_title"] => string(132) "kraieviedchieskii-komponient-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-9-klassakh-kak-sriedstvo-vospitaniia-patriotizma-i-ghrazhdanstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "164350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422629992"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства