Просмотр содержимого документа
«План открытого урока русского языка в 9 классе "Лексика.Фразеология" (казахский язык обучения)»
Тема: Лексика . Фразеология
Цели урока:
Обучающая – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.
Развивающая – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).
Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.
Вид урока – урок-путешествие.
Тип урока – урок-повторение изученного материала.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент (2 мин.)
Разделение на группы
2. Слово учителя (3 мин.)
–Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?
Ответ: Слово.
–Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим две страны Лексику и Фразеологию.
Тема нашего урока- путешествия – лексика и фразеология. Напомним, что лексика – ? (это словарный состав языка. Всем вам известно, что словарный состав языка отражается в словарях.)
–У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив разные задания.
Город - Лексическое значение слова.
- Что такое лексическое значение слова? (Лексическое значение слова то, что слово обозначает)
- В каком словаре можно найти толкование лексического значения слова? (Толкование лексического значения слова можно найти в толковом словаре)
Задание № 1
Сейчас вы должны отгадать слова, зная его лексическое значение.
1. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. (Алфавит)
2. Карточка с вопросами для экзамена. (Билет)
3. Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа. (Вопрос)
4. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. (Глобус)
5. Самая низкая учебная отметка. (Единица)
6. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика. (Журнал)
7. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. (Звонок)
8. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом. (Карандаш)
9. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения. (Линейка)
10. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске. (Мел)
11. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)
12. Чистые листы в обложке. (Тетрадь)
Город Бухта Многозначности
Задание 2. Одно к трём.
-Какие слова называются однозначными, а какие многозначными? (Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными; слова, имеющие несколько лексических значений, – многозначными)
Найдите общее определение к каждой «тройке» среди прилагательных, данных ниже.
1. Подушка, характер, требования (мягкий)
2. Друг, ответ, выигрыш (победа) (. Верный)
3. Старик, вопрос, воображение. (больной)
4. Нитка, тетрадь, работа. (- тонкий)
5. Проспект, архитектор, предложение ( или член предложения) (- главный)
- Вспомним, что такое омонимы. (Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и одинаково произносятся, но имеют совершенно разные лексические значения.) Определите омонимы:
1. Бывает торговая, бывает деревянная (Лавка)
2. Бывает русая, бывает острая (Коса)
.3 Бывает барабанная, бывает десятичная (Дробь)
4.На какой пятачок ничего не купишь? (Поросячий)
5.Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)
Остановка Антонимы
Задание4
-Что такое антонимы? (Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное лексическое значение.) Подберите сказочные антонимы:
1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)
2. Кубик (колобок)
3. Комар-пискун (Муха-цокотуха)
4. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)
5. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)
6.Мышка – домоседка. (Лягушка – путешественница)
7.Собачья конура. (Кошкин дом)
8.Солнечный принц. (Снежная королева)
9.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством )
Остановка Синонимы
Задание 6. Синонимы.
Что называется синонимами? (Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения.)
Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?
В театре за актом следует акт,
А между ними нужен… (антракт)
На время дело прекратив,
Вдруг объявили … (перерыв)
В поле пахарь устал слишком,
Нужно сделать … (передышку)
После урока непременно
Нужна ребятам … (перемена)
Ответ: Эти слова называются синонимы.
Итоги раздела Лексика
–Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы повторили в этой стране?