kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по русскому языку "Лексика. Фразеология" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию по русскому языку "Лексика. Фразеология" можно использовать на уроках в 6-11 классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Лексика. Фразеология" 6 класс»

«Лексика. Фразеология» Учитель: Румянцева А.А.

«Лексика.

Фразеология»

Учитель: Румянцева А.А.

Лексикология изучает словарный состав языка.      Слово – это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающий значением и служащий для наименования предметов, явлений, действий, признаков, количеств, состояний и т.д.      Совокупность всех слов русского языка образует его словарный состав .        Лексическое значение слова  – это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности.      Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными ( запах цветов, приятный запах ), а слова, имеющие два и более лексических значений, называются многозначными ( рукав платья, рукав реки, пожарный рукав ).

Лексикология изучает словарный состав языка.

     Слово – это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающий значением и служащий для наименования предметов, явлений, действий, признаков, количеств, состояний и т.д.

     Совокупность всех слов русского языка образует его словарный состав .  

     Лексическое значение слова – это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности.

     Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными ( запах цветов, приятный запах ), а слова, имеющие два и более лексических значений, называются многозначными ( рукав платья, рукав реки, пожарный рукав ).

Прямое значение слова  – это его основное лексическое значение.       Переносное значение  – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого ( лента в волосах, лента транспортёра, лента дороги ).       От многозначных слов следует отличать омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению ( запереть на ключ, вода бьёт ключом, скрипичный ключ ).       Существуют различные разновидности омонимов: лексические омонимы ( косить траву косой – девичья коса ); омоформы ( мой руки – мой пиджак );  омофоны ( леса – лиса );  омографы ( мУка – мукА ).

Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.

     Переносное значение – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого ( лента в волосах, лента транспортёра, лента дороги ).

     От многозначных слов следует отличать омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению ( запереть на ключ, вода бьёт ключом, скрипичный ключ ).

     Существуют различные разновидности омонимов: лексические омонимы ( косить траву косой – девичья коса ); омоформы ( мой руки – мой пиджак );

омофоны ( леса – лиса );

омографы ( мУка – мукА ).

   Синонимы – это слова одной части речи, близкие или тождественные по значению, но различные по звучанию и написанию ( культурный – цивилизованный – развитой ).      Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения ( смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – просторечное).      Антонимы  – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию, имеющие противоположное лексическое значение ( верхний – нижний, правда – ложь ). Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления).       Паронимы – это однокоренные слова, как правило одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению ( поступок – проступок, дождевой – дождливый, адресат – адресант, генеральный – генеральский ).

  Синонимы – это слова одной части речи, близкие или тождественные по значению, но различные по звучанию и написанию ( культурный – цивилизованный – развитой ).

     Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения ( смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – просторечное).

     Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию, имеющие противоположное лексическое значение ( верхний – нижний, правда – ложь ). Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления).

     Паронимы – это однокоренные слова, как правило одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению ( поступок – проступок, дождевой – дождливый, адресат – адресант, генеральный – генеральский ).

Группы слов по происхождению и употреблению    По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские.      Исконно русские  – это слова, которые возникли в русском языке ( ладья, жизнь ).      Заимствованные слова  – это слова, которые пришли в русский язык из других языков ( башмак, кухня, лекция ).      Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими ( урядник, чело ).      Среди устаревших слов выделяют: историзмы – слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода ( кольчуга, ликбез ); архаизмы – слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми ( лоб – чело ).

Группы слов по происхождению и употреблению

  По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские.

     Исконно русские – это слова, которые возникли в русском языке ( ладья, жизнь ).

     Заимствованные слова – это слова, которые пришли в русский язык из других языков ( башмак, кухня, лекция ).

     Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими ( урядник, чело ).

     Среди устаревших слов выделяют:

историзмы – слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода ( кольчуга, ликбез );

архаизмы – слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми ( лоб – чело ).

   Новые слова, возникшие в языке, называют неологизмами ( кибернетика, алгоритм). Неологизмы могут быть авторскими (легкомыслая головёнка (В.Маяковский)).      По сфере употребления слова в русском языке делятся на общеупотребительные и ограниченные в употреблении.      Общеупотребительные – это слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и места жительства ( дочь, хороший ).       К ограниченным в сфере употребления относятся: диалектизмы – слова, употребляемые, жителями той или иной местности ( бульба – картошка, бурак – свёкла ). профессионализмы – слова, употребляемые, людьми той или иной профессии ( найтов – крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места); жаргонизмы – экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей ( усекать – понимать (молодёжный жаргон).

  Новые слова, возникшие в языке, называют неологизмами ( кибернетика, алгоритм). Неологизмы могут быть авторскими (легкомыслая головёнка (В.Маяковский)).

     По сфере употребления слова в русском языке делятся на общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

     Общеупотребительные – это слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и места жительства ( дочь, хороший ).

     К ограниченным в сфере употребления относятся:

диалектизмы – слова, употребляемые, жителями той или иной местности ( бульба – картошка, бурак – свёкла ).

профессионализмы – слова, употребляемые, людьми той или иной профессии ( найтов – крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места);

жаргонизмы – экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей ( усекать – понимать (молодёжный жаргон).

Фразеология       Фразеология  – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.      Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (бить баклуши – бездельничать) .      С точки зрения происхождения фразеологизмы делятся на исконно русские ( во всю Ивановскую, с гулькин нос, из огня да в полымя ), старославянские ( не от мира сего, избиение младенцев, око за око ), заимствованные из других языков ( синий чулок – из англ. яз., сальто-мортале – из итал. яз., медовый месяц – из франц. яз.).     

Фразеология

     Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

     Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (бить баклуши – бездельничать) .

     С точки зрения происхождения фразеологизмы делятся на исконно русские ( во всю Ивановскую, с гулькин нос, из огня да в полымя ),

старославянские ( не от мира сего, избиение младенцев, око за око ),

заимствованные из других языков ( синий чулок – из англ. яз., сальто-мортале – из итал. яз., медовый месяц – из франц. яз.).

    

С точки зрения стилистической окрашенности фразеологизмы делятся на следующие группы:      1) нейтральные, или межстилевые : сдержать слово, подвести черту, поставить точку, лебединая песня;      2) стилистически окрашенные , среди которых выделяются:          а) разговорные ( заварить кашу, как свои пять пальцев, со всех ног, два сапога пара, набить карман );           б) просторечные ( вкручивать мозги, дело в шляпе, дурья башка );           в)  книжные  ( звездный час, терновый венец, яблоко раздора ). 

С точки зрения стилистической окрашенности фразеологизмы делятся на следующие группы:

     1) нейтральные, или межстилевые : сдержать слово, подвести черту, поставить точку, лебединая песня;

     2) стилистически окрашенные , среди которых выделяются:

         а) разговорные ( заварить кашу, как свои пять пальцев, со всех ног, два сапога пара, набить карман ); 

         б) просторечные ( вкручивать мозги, дело в шляпе, дурья башка ); 

         в) книжные ( звездный час, терновый венец, яблоко раздора ). 

Использованная литература:  https://sites.google.com/a/ssga.ru/ssga4school/rus/rus-teor/glava-2

Использованная

литература:

https://sites.google.com/a/ssga.ru/ssga4school/rus/rus-teor/glava-2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Презентация по русскому языку "Лексика. Фразеология" 6 класс

Автор: Румянцева Алла Алексеевна

Дата: 20.05.2016

Номер свидетельства: 328737

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Фразеология" "
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "153988"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421084332"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Заимствованная лексика в современном русском языке "
    ["seo_title"] => string(56) "zaimstvovannaia-lieksika-v-sovriemiennom-russkom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "173833"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424031815"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Презентация открытого урока по русскому языку по теме "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление." "
    ["seo_title"] => string(130) "priezientatsiia-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-frazieologhiia-frazieologhichieskiie-iedinitsy-i-ikh-upotrieblieniie"
    ["file_id"] => string(6) "232619"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442866132"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Внеклассное занятие по русскому языку  "Волшебный квадрат""
    ["seo_title"] => string(56) "vnieklassnoiezaniatiieporusskomuiazykuvolshiebnyikvadrat"
    ["file_id"] => string(6) "291777"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455187115"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему "Урок-путешествие" в 5–8 х классов"
    ["seo_title"] => string(80) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_urok_putieshiestviie_v_"
    ["file_id"] => string(6) "382322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485081579"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства