Урок русского языка "Когда мягкий знак не мягкий?"
Урок русского языка "Когда мягкий знак не мягкий?"
Урок русского языка разработан и опробован на практике. В теме урока уже спрятана проблема. Урок сопровождает яркая красочная презентация. Показаны разные формы групповой и индивидуальной работы, дифференцированная постановка домашнего задания, практически связанная с жизнью детей. Также в уроке показаны разные виды контроля и самоконтроля, что особенно ценно сегодня. Урок начинается с психологического настроя детей на урок. Затем идет актуализация знаний учащихся и работа в команде.Этап постановки цели урока в процессе урока начался с разгадывания загадки об объекте исследования – мягком знаке. Задача урока преимущественно была поставлена в увлекательной форме. Использовались способы фиксации цели урока на слайдах и приёмы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся у детей знаний. Подготовительная работа к открытию нового знания позволила детям систематизировать то, что им уже известно и что не известно. Использовался приём «очеловечивания школьных знаний», т. е. рассмотрение более сложного материала с позиций учеников.
Этап постановки проблемы. На этом этапе был использован способ создания проблемной ситуации через преднамеренное столкновение достигнутого учащимися уровня знаний с научным фактом, для объяснения которого у детей не хватило знаний и жизненного опыта.
? Этап решения проблемной ситуации по теме урока.Организуется работа учащихся в микрогруппах. Привилегирует проблемно - поисковый метод, который хорошо развивает аналитическое мышление, самостоятельность
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Когда мягкий знак не мягкий?" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
Муниципальное образование Темрюкский район
Урок русского языка
Тема: «Когда мягкий знак не мягкий?»
Автор:
Панченко
Алла Геннадьевна,
учитель нач. классов
Тема урока: «Когда мягкий знак не мягкий?»
УМК «Гармония»
Учебник: «Русский язык» 3 класс, авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко
Тип урока: урок - исследование
Форма урока: мультимедиа-урок
Цель урока : помочь учащимся усвоить правило правописания мягкого знака на конце существительных женского рода, отработать умения и навыки его применения.
Задачи:
Образовательные:
актуализировать прежние знания, умения и навыки, связанные с темой урока ( функции мягкого знака в русском языке, грамматическая категория имён существительных – род);
сформировать у учащихся новые понятия и способы действия, связанные с правописанием мягкого знака на конце имён существительных женского рода;
организовать усвоение нового материала учащимися в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в условиях проблемной ситуации, применяя имеющиеся у них знания и накопленный опыт;
Развивающие:
развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность и орфографическую зоркость;
развивать коммуникативные навыки детей в ходе групповой и парной работы, способность к взаимоконтролю и самоконтролю;
продолжить формирование навыков исследовательской деятельности.
Воспитательные:
формировать ценностное отношение к русскому языку;
пробуждать в ученике чувство гордости за свои личные достижения и успехи своих товарищей.
Оборудование: ТСО - проектор, экран, компьютер, диск с компьютерной презентацией по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
( Демонстрация слайдов занимает не более 15минут урока)
Ход урока:
1. Психологический настрой на урок
Учитель:Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Слайд№1
Учитель: Ребята, я предлагаю вам тоже поздороваться со всеми.
Слайд№2
Учитель:Да, ребята, утро сегодня действительно доброе!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
А доброе утро пусть длится до вечера!
Ну что ж, друзья, я думаю пора,
Начать урок родного языка
С этих красивых и радостных строк.
Прошу вас садиться,
Начнём наш урок.
Учитель: Ребята, сегодня у нас будут работать эксперты. Они в течение урока будут наблюдать за работой в классе, а в конце урока они расскажут о своих наблюдениях. Перед тем, как разгадать загадку, которая подскажет, о чём пойдёт речь на уроке, предлагаю дополнительное задание для умников и умниц.
(Дополнительное задание повышенной трудности по теме урока на доске)
•Запишите слова орфографически грамотно:
[йош]- ?
[лош]- ?
[плащ]- ?
[клуч]- ?
2. Постановка целей и задач урока
Учитель: Прочитайте загадку.
Слайд№3
Учитель: О чём загадка? ( О мягком знаке ) Сегодня на уроке мы научимся писать мягкий знак в именах существительных мужского и женского рода.
- Подготовительная работа к открытию нового знания
В чем вы видите хитрость мягкого знака?
(-У него нет собственного звука;
-Не может стоять в начале слова и предложения, так как не имеет заглавной буквы
-Но зато эта буква может влиять на звук, стоящий перед ней!)
Учитель: Ребята, да это же настоящий талант!
Слайд № 4
Учитель: Эта буква не только талантливая, но и многофункциональная, трудолюбивая буква русского алфавита, потому что она выполняет нес- колько работ в русском языке. Помогите доказать это.
3. Актуализация опорных знаний по теме урока
• Работа учащихся у доски в команде по составлению опорного конспекта (ОК) «Функции ь»
А В С Д
1.Реши орфографии- 1.Преврати им.сущ. 1. Отгадай кроссворд 1.Составь ОК.
ческие задачи. в глаголы неопр. ф. загадок. 2.Сделай по ОК вывод.
Слайд№5. 2.Сравните слова. В чём сходство? (Наличие мягкого знака в каждом слове) Различие? (Мягкий знак выполняет разные функции в словах) 3.Разделите слова на 3 группы по орфографическому признаку. (здоровье, обезьяна - разделительный ь; кисель, январь – ь показатель мягкости; жужжать, кипеть – ь показатель неопределённой формы глагола). Назовите функции мягкого знака.
4.Разделите слова по морфологическому признаку на 2 группы. Докажите свой выбор.(здоровье, кисель, январь, обезьяна - имена существительные; жужжать, кипеть - глаголы)
Учитель: Тема урока тесно связана с им. существительными, а точнее с родом им. сущ. Вспомним, что мы знаем об этом.
• Игра «Определите род»
Учитель: Хочу сыграть с вами в игру:
«Определите род» .
Род женский - девочки встают,
Мужской – наоборот.
Будьте внимательны, друзья,
В игре не ошибайтесь,
В словах, что я вам назову,
Вы род узнать старайтесь!
Ёж, лещ, дичь, печь, нож, помощь, стриж,
А также ночь, кирпич,
Борщ, тишь, товарищ и камыш,
И карандаш, и мышь.
Спасибо, молодцы, друзья!
За вас, ребята, рада я!
• Вывод команды учащихся по ОК о функциях мягкого знака
Учитель: Проверим работу команды у доски. (Отчёт команды учащихся и их вывод по опорному конспекту « Функции мягкого знака»)
Учитель: Вернёмся к началу урока.
Слайд№6..
Учитель: Вы, ребята, молодцы. Рассказали о том, почему Ь буква талантли-
вая и многофункциональная, а вот почему мягкий знак буква загадочная? Кто может ответить на этот вопрос? Какие загадки она хранит? Этого мы пока не знаем. Читаем тему урока.
Слайд №7.
Учитель: Ребята, кто может из вас отгадать эту загадку? ( Дети затрудняются ответить.)
5. Постановка проблемы
Учитель: Итак, возникла проблема урока: когда же всё - таки мягкий знак не мягкий? Раз проблема есть - её надо решать!
6. Выявление условий решения проблемы
Учитель: Скажите, что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос? ( Дети формулируют условия решения проблемы)
7.Решение проблемной ситуации по теме урока
Учитель: Для того, чтобы разгадать загадку мягкого знака, предлагаю вам провести небольшое исследование. Вы должны разбиться на четыре группы. (Дети встают, переставляют столы и стулья, выбирают лидеров групп). Прочитайте цепочку слов, определив лишнее по двум признакам и запишите слова в столбик без лишнего слова в тетрадь. Подготовьтесь к аргументированному ответу. (Выступает лидер каждой группы).
Слайд №8
Дети: Это слово врач. Оно мужского рода и без мягкого знака.
Учитель: Найдите лишнее слово в другой цепочке слов. Запишите слова в дру- гой столбик.( Дети исследуют слова, лидеры отвечают).
Слайд №9
Дети: Это слово помощь. Оно женского рода и с мягким знаком.
Учитель: Исследуйте две группы слов. Найдите сходство по двум признакам Дети: Это имена существительные. Слова заканчиваются на шипящий звук.
Учитель: Найдите различие по двум признакам.
Дети: В первом столбике слова мужского рода, а во втором столбике слова женского рода и с мягким знаком.
8. Результаты исследования
Учитель: Когда же мягкий знак выходит на работу, а когда нет? ( Ответы детей). Какую функцию выполняет здесь мягкий знак? Попробуйте самостоятельно сформулировать правило. Проверьте своё заключение по учебнику.
Учитель: Ребята, так когда же мягкий знак не мягкий? Какая грамматическая категория помогает не ошибиться в написании Ь на концеим. существительных после шипящего ?(Ответы детей)
Слайд№10
9. Пауза-релаксация
Учитель: Вы хорошо поработали. Давайте отдохнём.
Слайд № 11
9. Применение полученных знаний на практике
Учитель: Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить . Ваша
Задача состоит в том, чтобы записать только вторые пары словосочетаний.
Слайд№12
ПРОВЕРКА В ПАРАХ
10. Первичная диагностика усвоения и применения новых знаний по теме урока.
Учитель: Ребята, сделайте в тетради подобную схему. Предлагаю вам мини – тест, для того, чтобы вы проверили свои знания по новой теме.
Слайд№13
Учитель: Прочитайте слова и вычеркните в каждой строке
Учитель: Ребята , встаньте те, кто получил «5» и «4».Молодцы! Вы заслуживаете громких аплодисментов! Тем, кто получил сегодня «3» и «2» - советую дома ещё раз внимательно просмотреть новый материалв учебнике.
11. Подведение итогов урока
Учитель: Откройте справочники с ОК, найдите ОК «Функции Ь». Дополните свои ОК новыми знаниями и сделайте обобщение по ОК о функциях Ь.
Ребята, сегодня на уроке вы сами открыли ещё одну тайну русского языка о том, когда мягкий знак не мягкий. А это могло получиться только у очень дружных ребят. Мне очень приятно было с вами сотрудничать.
12. Домашнее задание
Учитель:Ребята, дома вы продолжите исследование.
Тем, кто написал сегодня мини – тест на оценку пять, предлагаю найти слова с новой орфограммой в любом художественном тексте, заглянув для этого в библиотеку.
Тем, кто получил за мини – тест оценку четыре, предлагаю найти имена существительные женского рода с мягким знаком на конце после шипящих в названии предметов на своей кухне дома.
Тем, кто написал на оценку три и ниже, предлагаю отыскать слова с новой орфограммой в словаре своего учебника.
Завтра на уроке вы обобщите результаты своего мини-исследования и сделаете вывод о важности мягкого знака в русском алфавите.
13. Выставление оценок за урок
Учитель:Послушаем выступления наших экспертов. ( Мальчик и девочка высказывают свои мнения о работе ребят на уроке, обязательно обосновывая все оценки.)