kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Когда мягкий знак не мягкий?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка разработан и опробован на практике. В теме урока уже спрятана проблема. Урок сопровождает яркая красочная презентация. Показаны разные формы групповой и индивидуальной работы, дифференцированная постановка домашнего задания, практически связанная с жизнью детей. Также в уроке показаны разные виды контроля и самоконтроля, что особенно ценно сегодня. Урок начинается с психологического настроя детей на урок. Затем идет актуализация знаний учащихся и работа в команде.Этап постановки цели урока в процессе урока начался с разгадывания загадки об объекте исследования – мягком знаке. Задача урока преимущественно была поставлена в увлекательной форме. Использовались способы фиксации цели урока на слайдах и приёмы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся у детей знаний. Подготовительная работа к открытию нового знания позволила детям систематизировать то, что им уже известно и что не известно. Использовался приём «очеловечивания школьных знаний», т. е. рассмотрение более сложного материала с позиций учеников.

Этап постановки проблемы. На этом этапе был использован способ создания проблемной ситуации через преднамеренное столкновение достигнутого учащимися уровня знаний с научным фактом, для объяснения которого у детей не хватило знаний и жизненного опыта.

? Этап  решения  проблемной ситуации по теме урока. Организуется работа учащихся в микрогруппах.  Привилегирует проблемно - поисковый метод, который хорошо развивает аналитическое мышление, самостоятельность

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Когда мягкий знак не мягкий?" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

Муниципальное образование Темрюкский район





























Урок русского языка



Тема: «Когда мягкий знак не мягкий?»















Автор:

Панченко

Алла Геннадьевна,

учитель нач. классов























Тема урока: «Когда мягкий знак не мягкий?»



УМК «Гармония»

Учебник: «Русский язык» 3 класс, авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко

Тип урока: урок - исследование

Форма урока: мультимедиа-урок

Цель урока : помочь учащимся усвоить правило правописания мягкого знака на конце существительных женского рода, отработать умения и навыки его применения.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать прежние знания, умения и навыки, связанные с темой урока ( функции мягкого знака в русском языке, грамматическая категория имён существительных – род);

  • сформировать у учащихся новые понятия и способы действия, связанные с правописанием мягкого знака на конце имён существительных женского рода;

  • организовать усвоение нового материала учащимися в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в условиях проблемной ситуации, применяя имеющиеся у них знания и накопленный опыт;

Развивающие:


  • развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность и орфографическую зоркость;

  • развивать коммуникативные навыки детей в ходе групповой и парной работы, способность к взаимоконтролю и самоконтролю;

  • продолжить формирование навыков исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • формировать ценностное отношение к русскому языку;

  • пробуждать в ученике чувство гордости за свои личные достижения и успехи своих товарищей.

Оборудование: ТСО - проектор, экран, компьютер, диск с компьютерной презентацией по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»

( Демонстрация слайдов занимает не более 15минут урока)

Ход урока:

1. Психологический настрой на урок

Учитель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Слайд№1

Учитель: Ребята, я предлагаю вам тоже поздороваться со всеми.

Слайд№2

Учитель: Да, ребята, утро сегодня действительно доброе!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

А доброе утро пусть длится до вечера!

Ну что ж, друзья, я думаю пора,

Начать урок родного языка

С этих красивых и радостных строк.

Прошу вас садиться,

Начнём наш урок.

Учитель: Ребята, сегодня у нас будут работать эксперты. Они в течение урока будут наблюдать за работой в классе, а в конце урока они расскажут о своих наблюдениях. Перед тем, как разгадать загадку, которая подскажет, о чём пойдёт речь на уроке, предлагаю дополнительное задание для умников и умниц.

(Дополнительное задание повышенной трудности по теме урока на доске)

•Запишите слова орфографически грамотно:

[йош]- ?

[лош]- ?

[плащ]- ?

[клуч]- ?

2. Постановка целей и задач урока

Учитель: Прочитайте загадку.

Слайд№3

Учитель: О чём загадка? ( О мягком знаке ) Сегодня на уроке мы научимся писать мягкий знак в именах существительных мужского и женского рода.

- Подготовительная работа к открытию нового знания

В чем вы видите хитрость мягкого знака?

(-У него нет собственного звука;

-Не может стоять в начале слова и предложения, так как не имеет заглавной буквы

-Но зато эта буква может влиять на звук, стоящий перед ней!)

Учитель: Ребята, да это же настоящий талант!

Слайд № 4

Учитель: Эта буква не только талантливая, но и многофункциональная, трудолюбивая буква русского алфавита, потому что она выполняет нес- колько работ в русском языке. Помогите доказать это.

3. Актуализация опорных знаний по теме урока

Работа учащихся у доски в команде по составлению опорного конспекта (ОК) «Функции ь»

А В С Д

1.Реши орфографии- 1.Преврати им.сущ. 1. Отгадай кроссворд 1.Составь ОК.

ческие задачи. в глаголы неопр. ф. загадок. 2.Сделай по ОК вывод.

2.Отгадай загадки. 2.Проверь С.. 2.Чем похожи отгадки?

3.Проверь В. Дрожь→? 3.Проверь А. 3.Подтверди ответ при-

Один л_ёт, Бег→? мерами из А В С.

Другой п_ёт, Смотр→?

Третий растёт? Крик→?

Сидит Федос_я, Помощь→?

Распустивши волос_я?



Задание для всех:

Учитель:1. Решите орфографические задачи и запишите слова в тетрадь.

Зд..ров..е, жужжат.., ..нвар.., ..без..яна, к..пет.., к..сел..

ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ СВОИХ РАБОТ ПО КЛЮЧУ

Слайд№5. 2.Сравните слова. В чём сходство? (Наличие мягкого знака в каждом слове) Различие? (Мягкий знак выполняет разные функции в словах) 3.Разделите слова на 3 группы по орфографическому признаку. (здоровье, обезьяна - разделительный ь; кисель, январь – ь показатель мягкости; жужжать, кипеть – ь показатель неопределённой формы глагола). Назовите функции мягкого знака.

4.Разделите слова по морфологическому признаку на 2 группы. Докажите свой выбор.(здоровье, кисель, январь, обезьяна - имена существительные; жужжать, кипеть - глаголы)

Учитель: Тема урока тесно связана с им. существительными, а точнее с родом им. сущ. Вспомним, что мы знаем об этом.

Игра «Определите род»

Учитель: Хочу сыграть с вами в игру:

«Определите род» .

Род женский - девочки встают,

Мужской – наоборот.

Будьте внимательны, друзья,

В игре не ошибайтесь,

В словах, что я вам назову,

Вы род узнать старайтесь!

Ёж, лещ, дичь, печь, нож, помощь, стриж,

А также ночь, кирпич,

Борщ, тишь, товарищ и камыш,

И карандаш, и мышь.

Спасибо, молодцы, друзья!

За вас, ребята, рада я!

Вывод команды учащихся по ОК о функциях мягкого знака

Учитель: Проверим работу команды у доски. (Отчёт команды учащихся и их вывод по опорному конспекту « Функции мягкого знака»)

Учитель: Вернёмся к началу урока.

Слайд№6..

Учитель: Вы, ребята, молодцы. Рассказали о том, почему Ь буква талантли-

вая и многофункциональная, а вот почему мягкий знак буква загадочная? Кто может ответить на этот вопрос? Какие загадки она хранит? Этого мы пока не знаем. Читаем тему урока.

Слайд №7.

Учитель: Ребята, кто может из вас отгадать эту загадку? ( Дети затрудняются ответить.)

5. Постановка проблемы

Учитель: Итак, возникла проблема урока: когда же всё - таки мягкий знак не мягкий? Раз проблема есть - её надо решать!

6. Выявление условий решения проблемы

Учитель: Скажите, что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос? ( Дети формулируют условия решения проблемы)

7.Решение проблемной ситуации по теме урока

Учитель: Для того, чтобы разгадать загадку мягкого знака, предлагаю вам провести небольшое исследование. Вы должны разбиться на четыре группы. (Дети встают, переставляют столы и стулья, выбирают лидеров групп). Прочитайте цепочку слов, определив лишнее по двум признакам и запишите слова в столбик без лишнего слова в тетрадь. Подготовьтесь к аргументированному ответу. (Выступает лидер каждой группы).

Слайд №8

Дети: Это слово врач. Оно мужского рода и без мягкого знака.

Учитель: Найдите лишнее слово в другой цепочке слов. Запишите слова в дру- гой столбик.( Дети исследуют слова, лидеры отвечают).

Слайд №9

Дети: Это слово помощь. Оно женского рода и с мягким знаком.

Учитель: Исследуйте две группы слов. Найдите сходство по двум признакам Дети: Это имена существительные. Слова заканчиваются на шипящий звук.

Учитель: Найдите различие по двум признакам.

Дети: В первом столбике слова мужского рода, а во втором столбике слова женского рода и с мягким знаком.

8. Результаты исследования

Учитель: Когда же мягкий знак выходит на работу, а когда нет? ( Ответы детей). Какую функцию выполняет здесь мягкий знак? Попробуйте самостоятельно сформулировать правило. Проверьте своё заключение по учебнику.

Учитель: Ребята, так когда же мягкий знак не мягкий? Какая грамматическая категория помогает не ошибиться в написании Ь на конце им. существительных после шипящего ?(Ответы детей)

Слайд№10

9. Пауза-релаксация

Учитель: Вы хорошо поработали. Давайте отдохнём.

Слайд № 11

9. Применение полученных знаний на практике

Учитель: Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить . Ваша

Задача состоит в том, чтобы записать только вторые пары словосочетаний.

Слайд№12

ПРОВЕРКА В ПАРАХ

10. Первичная диагностика усвоения и применения новых знаний по теме урока.

Учитель: Ребята, сделайте в тетради подобную схему. Предлагаю вам мини – тест, для того, чтобы вы проверили свои знания по новой теме.

Слайд№13

Учитель: Прочитайте слова и вычеркните в каждой строке

лишнее слово по определённому признаку.

Слайд№14

Учитель: Поменяйтесь тетрадями, друзья, выполните проверку.



Слайд№15

1 2 3

ОЦЕНИ СОСЕДА!

4 5 6 О ошибок-оценка «5»

1-2ошибки-оценка «4»

3-4ошибки-оценка «3»

7 8 9

Учитель: Ребята , встаньте те, кто получил «5» и «4».Молодцы! Вы заслуживаете громких аплодисментов! Тем, кто получил сегодня «3» и «2» - советую дома ещё раз внимательно просмотреть новый материал в учебнике.

11. Подведение итогов урока

Учитель: Откройте справочники с ОК, найдите ОК «Функции Ь». Дополните свои ОК новыми знаниями и сделайте обобщение по ОК о функциях Ь.

Ребята, сегодня на уроке вы сами открыли ещё одну тайну русского языка о том, когда мягкий знак не мягкий. А это могло получиться только у очень дружных ребят. Мне очень приятно было с вами сотрудничать.



12. Домашнее задание



Учитель: Ребята, дома вы продолжите исследование.

Тем, кто написал сегодня мини – тест на оценку пять, предлагаю найти слова с новой орфограммой в любом художественном тексте, заглянув для этого в библиотеку.

Тем, кто получил за мини – тест оценку четыре, предлагаю найти имена существительные женского рода с мягким знаком на конце после шипящих в названии предметов на своей кухне дома.

Тем, кто написал на оценку три и ниже, предлагаю отыскать слова с новой орфограммой в словаре своего учебника.

Завтра на уроке вы обобщите результаты своего мини-исследования и сделаете вывод о важности мягкого знака в русском алфавите.





13. Выставление оценок за урок

Учитель: Послушаем выступления наших экспертов. ( Мальчик и девочка высказывают свои мнения о работе ребят на уроке, обязательно обосновывая все оценки.)

Слайд № 17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Когда мягкий знак не мягкий?"

Автор: Панченко Алла Геннадьевна

Дата: 26.09.2015

Номер свидетельства: 233935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак в словах. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-razdielitiel-nyi-miaghkii-znak-v-slovakh-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "168044"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423160784"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок русского языка по теме:"Разделительный мягкий знак"(практический материал)"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_razdielitiel_nyi_miaghkii_znak_praktichieskii_ma"
    ["file_id"] => string(6) "390073"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486671234"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок русского языка по теме "Правописание слов с мягким знаком""
    ["seo_title"] => string(68) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-slov-s-miaghkim-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "311925"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459265491"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Урок по русскому по теме - Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkomu_po_teme_miagkii_znak_na_kontse_imen_sushchestvitelnykh_posle_sh"
    ["file_id"] => string(6) "629414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1681241042"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Урок русского языка по сказке "Теремок" "
    ["seo_title"] => string(42) "urok-russkogho-iazyka-po-skazkie-tieriemok"
    ["file_id"] => string(6) "181414"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425345555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства