kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Правописание слов с мягким знаком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык   2 класс                           

Тема: Правописание слов с ь

 Цели урока:         повторить позиции написания разделительного мягкого знака и мягкого знака – показателя мягкости согласных звуков;

  • расширить знания учащихся по данной теме;
  • формировать умение писать слова с ь;
  • применять на практике правила правописания изученных орфограмм;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память;
  • учить сравнивать, анализировать, делать выводы.

           Оборудование:  презентация, карточки со схемами, сигнальные карточки

                                              Ход урока:

I. Орг. момент. Психологический настрой.

Итак, друзья внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.

Дети: Здравствуй, солнце золотое!

 Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, Матушка Земля!

 Мы  теперь с тобой друзья!

-Прочитайте пословицу на доске.

         Знания собираются по капле.

-Как вы понимаете её смысл? Каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельки собираются в огромное море знаний.

-Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше  море знаний?    

III.Минутка чистописания

Тетрадь наклонно положу,

Ручку правильно держу,

 За посадкою слежу,

- Отгадайте, написание какой буквы мы сегодня повторим на минутке чистописания:

Нарисуем нежно капельку -Букву капелька смягчит — Слово мягко прозвучит.

Ь ь ь ь ь ь ь ь ь ь ь ьь ь ь ь ь ь

-Какова роль Ь в словах?

4. Словарная работа.

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы.

В.р.б.и, т.традь, п.л.то, учител., к.н.ки,,к.рабл., к.ртофел.

Какое слово лишнее? Почему?

—Что объединяет оставшиеся слова?

—Какая буква есть во всех словах?

Какую работу может выполнять мягкий знак?

- как показатель мягкости

-служить разделительным мягким знаком и отделять согласную от гласной.

Назовите слова, где Ь знак показатель мягкости, а где служит как разделительный Ь знак.

Диктант «Плюс- минус».

«Плюс» поставь, когда в словах,

Ты напишешь мягкий знак.

Если в слове его нет,

«Минус» напиши в ответ.

День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, ныть,

Кон, конь, шум, шить.

(Самопроверка, самооценка, итог).+ + - + - + + - + + - + - +      Итого  +9   -7

Целеполагание

- Какие цели мы поставим на уроке?

  • закрепить знание изученных шагов учебной деятельности
  • повторить правила написания слов с Ь

- А каких результатов должны добиться?

  • научиться применять правила правописания с Ь.

Мягкий знак – хитрый знак Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится.

Букву Ь учёные называют буквой-помощницей.

Но, однажды с мягким знаком случилась такая история.

Однажды мягкий знак обиделся на согласных и сказал: «Не буду свами дружить». И вот что из этого получилось.

5. Работа по карточкам в парах.

Лодка села на мел. Мы мылись в банке. Угол сложили в угол.

-А что такое мель?

-А что такое уголь?

-Ребята, а что вы заметили?

-А что он будет предавать буквам?

-А каким буквам он предаёт мягкость?

IV.Орфографическая разминка

Без терпен…я нет умен…я

Бол…ше думай, мен…ше говори. –

-Какая буква пропущена? Какова роль мягкого знака в словах?

-Когда пишется раздел. ь знак?

 -Когда пишется мягкий знак, обозн. мягкость?

Слайды

- А как переносятся слова с  ь?

 Упражнение по учебнику     УПР 36

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца.

- О каком времени года идёт речь в стихотворении? (об ОСЕНИ)

- Сегодня ОСЕНЬ – гостья на нашем уроке. Слова собрала я здесь не зря:Деревья, листья и скамья,Колосья, братья и семья –Что в них за правило, скажи-ка, а?

Правописание разделительного ь (правило)

Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. Например: стул-стулья. Выучи правило!

Лист — _____________, дерево — ___________, перо -_____________, крыло — __________, воробей -______________, ручей — _____________, муравей — ______________, соловей — ___________.

РАБОТА В ПАРАХ

- Восстановите строки известного четверостишия, подчеркните двумя чертами разделительный Ь; одной чертой – Ь – показатель мягкости согласных; прочитайте выразительно.

1 ГРУППА

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
А.С. Пушкин

2 ГРУППА

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча, ещё бежит за мельницу ручей.
А.С. Пушкин

3 ГРУППА

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
А вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
А.К. Толстой

4 ГРУППА

Стаи птиц улетают
Вдаль, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
К.Д. Бальмонт

5 ГРУППА

Седая вьётся мгла вокруг холмов;
Росой затоплены равнины;
Желтеет сень кудрявая дубов,
И красен круглый лист осины.
Е.А. Баратынский

6 ГРУППА

Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес.
А.Н. Майков

- Ответственные от групп у доски по критериям оценивают работу группы на осеннем дереве

ФИЗМИНУТКА

Слайды

 5.РАБОТА В ГРУППАХ       

-О каких правилах надо помнить, работая в группе?

- Будьте доброжелательны по отношению друг к другу;

- до конца выслушивайте мнение каждого члена   группы;

- помогайте друг другу в работе;

Распределите слова в 2 группы

Пис.мо, кон.ки, звер.ки,кон., угол., метел., дожд., вороб.и, бел.ё, двер.,в.юга, кол.я, здоров.е,, дерев.я

4.Контроль знаний. Тест (самостоятельная работа)
А сейчас предлагаю вам провести небольшой тест, который позволит вам  обобщить свои знания.

Тест (самостоятельная работа)

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

б) 2 работы;

в) 1 работу.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного.

а) пишется между двумя согласными или на конце слова;

б) пишется только на конце слова.

3. Разделительный мягкий знак пишется

а) между двумя согласными;

б) между согласной и гласной е, ё, и, ю, я.

4. В какой пословице есть слова с разделительным мягким знаком?

А) Где хотенье – там и уменье.

Б) Скучен день до вечера, коли делать нечего.

5. Какое слово из предложенных лишнее?

а) ручьи     б) обезьяна   в) вьюга    г) льдины

- Сегодня на уроке вы все были умнички! Хорошо работали по группам и в парах, были внимательны и активны.

VII. Оценки за урок     

9. Домашнее задание:Написать сказку о разделительном мягком знаке. ( 5 предложнений)

VIII. Рефлексия.              

  -Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

Отдохнём одну минуту,

Восстановим зоркость глаз,

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас.

Как уютно в нашем классе,

Ни печали, ни тревог,

Потрудились славно дети,

Завершается урок!

-Открываем глазки

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ли мы её? Когда пишется ъ? В каких словах пишется ь?

-А сейчас вернёмся к девизу нашего урока, кто его назовёт?

(У нас сегодня всё получится! Да, действительно у нас сегодня всё получилось. А сейчас оцените себя, кто и как работал на уроке.

-У вас на парте лежат осенние  листочки.Если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались- возьмите зеленые,

-Жёлтую – если иногда вы испытывали трудности и сомнения, вам не очень понравилась работа на уроке.

Оранжевые,- вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме.

- А теперь свои листочки нового знания в наше дерево  знаний. Ребята выходят к доске и прикрепляют свои листочки на доску.

-Урок закончен. Спасибо всем за работу! Желаю удачи!

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Правописание слов с мягким знаком"»

Русский язык 2 класс

Тема: Правописание слов с ь

Цели урока: повторить позиции написания разделительного мягкого знака и мягкого знака – показателя мягкости согласных звуков;

  • расширить знания учащихся по данной теме;

  • формировать умение писать слова с ь;

  • применять на практике правила правописания изученных орфограмм;

  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память;

  • учить сравнивать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: презентация, карточки со схемами, сигнальные карточки

Ход урока:

I. Орг. момент. Психологический настрой .

Итак, друзья внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.

Дети: Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, Матушка Земля!

Мы теперь с тобой друзья!



-Прочитайте пословицу на доске.

Знания собираются по капле.

-Как вы понимаете её смысл? Каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельки собираются в огромное море знаний.

-Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний?

III.Минутка чистописания

Тетрадь наклонно положу,

Ручку правильно держу,

 За посадкою слежу,

- Отгадайте, написание какой буквы мы сегодня повторим на минутке чистописания:

Нарисуем нежно капельку -Букву капелька смягчит — Слово мягко прозвучит.

Ь ь ь ь ь ь ь ь ь ь ь ьь ь ь ь ь ь

-Какова роль Ь в словах?

4.. Словарная работа.

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы.

В.р.б.и, т.традь, п.л.то, учител., к.н.ки, ,к.рабл., к.ртофел.

Какое слово лишнее? Почему?

Что объединяет оставшиеся слова?

Какая буква есть во всех словах?

Какую работу может выполнять мягкий знак?

- как показатель мягкости

-служить разделительным мягким знаком и отделять согласную от гласной.

Назовите слова, где Ь знак показатель мягкости, а где служит как разделительный Ь знак.

Диктант «Плюс- минус».

«Плюс» поставь, когда в словах,

Ты напишешь мягкий знак.

Если в слове его нет,

«Минус» напиши в ответ.

День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, ныть,

Кон, конь, шум, шить.

(Самопроверка, самооценка, итог).+ + - + - - + + - - + + - + - + Итого +9 -7

Целеполагание

- Какие цели мы поставим на уроке?

  • закрепить знание изученных шагов учебной деятельности

  • повторить правила написания слов с Ь

- А каких результатов должны добиться?

  • научиться применять правила правописания с Ь.


Мягкий знак – хитрый знак Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится.

Букву Ь учёные называют буквой-помощницей.

Но , однажды с мягким знаком случилась такая история.

Однажды мягкий знак обиделся на согласных и сказал: «Не буду свами дружить». И вот что из этого получилось.

5. Работа по карточкам в парах.

Лодка села на мел. Мы мылись в банке. Угол сложили в угол.

-А что такое мель?

-А что такое уголь?

-Ребята, а что вы заметили?

-А что он будет предавать буквам?

-А каким буквам он предаёт мягкость?

IV.Орфографическая разминка

Без терпен…я нет умен…я

Бол…ше думай, мен…ше говори. –

-Какая буква пропущена? Какова роль мягкого знака в словах?

-Когда пишется раздел. ь знак?

-Когда пишется мягкий знак, обозн. мягкость?

Слайды

- А как переносятся слова с ь?

Упражнение по учебнику УПР 36

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца...

- О каком времени года идёт речь в стихотворении? (об ОСЕНИ)

- Сегодня ОСЕНЬ – гостья на нашем уроке. Слова собрала я здесь не зря:Деревья, листья и скамья,Колосья, братья и семья –Что в них за правило, скажи-ка, а?

Правописание разделительного ь (правило)

Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. Например: стул-стулья. Выучи правило!

Лист — _____________, дерево — ___________, перо -_____________, крыло — __________, воробей -______________, ручей — _____________, муравей — ______________, соловей — ___________.

РАБОТА В ПАРАХ

- Восстановите строки известного четверостишия, подчеркните двумя чертами разделительный Ь; одной чертой – Ь – показатель мягкости согласных; прочитайте выразительно.

1 ГРУППА

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
А.С. Пушкин

2 ГРУППА

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча, ещё бежит за мельницу ручей...
А.С. Пушкин

3 ГРУППА

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
А вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
А.К. Толстой

4 ГРУППА

Стаи птиц улетают
Вдаль, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
К.Д. Бальмонт

5 ГРУППА

Седая вьётся мгла вокруг холмов;
Росой затоплены равнины;
Желтеет сень кудрявая дубов,
И красен круглый лист осины.
Е.А. Баратынский

6 ГРУППА

Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес.
А.Н. Майков

- Ответственные от групп у доски по критериям оценивают работу группы на осеннем дереве


ФИЗМИНУТКА


Слайды

5.РАБОТА В ГРУППАХ

-О каких правилах надо помнить, работая в группе?

- Будьте доброжелательны по отношению друг к другу;

- до конца выслушивайте мнение каждого члена   группы;

- помогайте друг другу в работе;

Распределите слова в 2 группы

Пис..мо, кон..ки, звер..ки,кон.., угол.., метел.., дожд.., вороб..и, бел..ё, двер..,в..юга, кол..я, здоров..е, , дерев..я


4.Контроль знаний. Тест (самостоятельная работа)
А сейчас предлагаю вам провести небольшой тест, который позволит вам обобщить свои знания.

Тест (самостоятельная работа)

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

б) 2 работы;

в) 1 работу.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

а) пишется между двумя согласными или на конце слова;

б) пишется только на конце слова.

3. Разделительный мягкий знак пишется

а) между двумя согласными;

б) между согласной и гласной е, ё, и, ю, я.

4. В какой пословице есть слова с разделительным мягким знаком?

А) Где хотенье – там и уменье.

Б) Скучен день до вечера, коли делать нечего.

5. Какое слово из предложенных лишнее?

а) ручьи     б) обезьяна   в) вьюга    г) льдины


- Сегодня на уроке вы все были умнички! Хорошо работали по группам и в парах, были внимательны и активны.


VII. Оценки за урок

9. Домашнее задание:Написать сказку о разделительном мягком знаке. ( 5 предложнений)


VIII. Рефлексия.

-Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

Отдохнём одну минуту,

Восстановим зоркость глаз,

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас.

Как уютно в нашем классе,

Ни печали, ни тревог,

Потрудились славно дети,

Завершается урок!

-Открываем глазки

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ли мы её? Когда пишется ъ? В каких словах пишется ь?

-А сейчас вернёмся к девизу нашего урока, кто его назовёт?

(У нас сегодня всё получится! Да, действительно у нас сегодня всё получилось. А сейчас оцените себя, кто и как работал на уроке.

-У вас на парте лежат осенние листочки .Если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались- возьмите зеленые,

-Жёлтую – если иногда вы испытывали трудности и сомнения , вам не очень понравилась работа на уроке.

Оранжевые ,- вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме.

- А теперь свои листочки нового знания в наше дерево знаний. Ребята выходят к доске и прикрепляют свои листочки на доску.


-Урок закончен. Спасибо всем за работу! Желаю удачи!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок русского языка по теме "Правописание слов с мягким знаком"

Автор: Ильясова Ольга Петровна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311925

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Конспект урока по русскому языку.  Тема «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » 2 класс УМК "Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(157) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-tiema-pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-miaghkim-znakom-dvie-roli-miaghkogho-znaka-v-slovakh-2-klass-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "226949"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440528001"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Правописание слов с разделительным мягким знаком" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-miaghkim-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "227173"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440617849"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока по русскому языку "«Правописание разделительного мягкого знака»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_pravopisaniie_razdielitiel_nogho_miaghkogho_z"
    ["file_id"] => string(6) "439865"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511209015"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока русского языка "Игры со словами и в слова""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-ighry-so-slovami-i-v-slova"
    ["file_id"] => string(6) "260573"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448979751"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Урок русского языка на тему: "Обобщение знаний о правописании мягкого знака на конце слов после шипящих в разных частях речи" в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(160) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-obobshchieniie-znanii-o-pravopisanii-miaghkogho-znaka-na-kontsie-slov-poslie-shipiashchikh-v-raznykh-chastiakh-riechi-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "111146"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407140288"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства