kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: повторить знания о существенных признаках глагола; подвести детей к выводу и как изменяется глагол.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"»




Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку урока

«Я работаю по ФГОС»


Разработка урока русского языка

по теме «Изменение глаголов по временам»







Автор: Муразян Оксана Викторовна,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 24 г.Таганрога

эл. адрес: salvi-rose@yandex.ru




Урок русского языка по теме: «Изменение глаголов по временам».

Программа «Начальная школа 21 века». Русский язык 4 класс.

Автор учебника С.В. Иванов.

Цели: повторить знания о существенных признаках глагола; подвести детей к выводу и как изменяется глагол.

Задачи:

Образовательные:

  • развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять.

  • продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;

  • Закрепить умение различать существенные признаки глагола.

Воспитательная задача: воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;

Развивающие задачи:

  1. способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.

  2. способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений:

личностных

  • Умение слушать и слышать собеседника.

  • Умение формулировать свою позицию.

Коммуникативных

Слушать и понимать речь других.

  • Умение строить связные высказывания в устной и письменной форме.

  • Умение редактировать (совершенствовать) текст.

  • Умение выражать свои мысли.

  • Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательных

  • Осознавать познавательную задачу.

  • Читать и слушать, извлекая нужную информацию.

  • Делать обобщения, выводы.  

Регулятивных (рефлексивных)

  • Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

  • Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу.

1) Воспитывать любознательность, пытливос­ть при получении знаний.

2) Формировать интерес к изучению родного языка.

3) Воспитывать чувство взаимоуважения, взаи­мовыручки.

4)Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичное закрепление.

Оборудование: ПК, мультимедийная установка, карточки с заданиями для групп, опорная таблица «Время глагола», опорные схемы, учебник для 4 класса С.В. Иванов (ч. II), презентация, эпиграф к уроку.

Ход урока

Эпиграф урока (вывешивается на доске)

Слайд "В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка". А.Югов.

  1. Организационный момент.

- Добрый день!

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи!

Слайд

- Ребята, посмотрите на экран. На нем слова: быстро, думай, медленно, работай, а

- Из данных слов составить высказывание, которое станет девизом нашего урока.

Думай медленно, а работай быстро!

- Какое это предложение по интонации и по цели высказывания? (Восклицательное, побудительное)

- Молодцы, правильно составили девиз урока.


II. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя. Слайд

- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

Что вы больше всего любите?

– Люблю действовать.

Что вы больше всего не любите?

– Не люблю предлоги и известную всем частицу.

Что бы вы пожелали ребятам?

– Чтобы русский все ребята на "десятку" знали.

На письме и в разговоре нас употребляли.

- Какая часть речи отвечала на вопросы анкеты? (глагол) Почему? (Глагол обозначает действие предмета, у глаголов нет предлогов, частица НЕ)

- Мы продолжаем путешествие по стране «Глаголии». Слайд


Для изучения такой большой темы как "Глагол" я воспользовалась эпиграфом А.Югова. Он сказал: " В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка". (вывешивается на доску).


Слайд


Глагол – это серьезная часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать –

И обеспечит каждому сегодня успех!


- В добрый путь, ребята!

- Соберём уже известную информацию о глаголе. Слайд

Проверка в виде игры «Крестики – нолики»

  1. Глагол – это служебная часть речи.

  2. Глагол – обозначает предмет.

  3. Глагол – отвечает на вопросы что делать? что сделать?

  4. Глагол – отвечает на вопрос какой?

  5. Глагол – в прошедшем времени изменяется по родам.

  6. Глагол – изменяется по числам.

  7. Глагол – изменяется по падежам.

  8. Глагол – в будущем и настоящем времени изменяется по лицам.

  9. Глаголы в предложении являются подлежащим.

  10. Глаголы прошедшего времени в единственном числе имеют суффикс -л-.


Карточка взаимопроверки (- - + - + + - + - +)Слайд

Слайд: Молодцы!


- Перед вами кластер на слайде. Фронтальный опрос. Слайд

- А что мы уже знаем о глаголе?

1. Самостоятельная часть речи.

2. Обозначает действие.

3. Вопросы: « что делать?», «что сделать?».

4.В предложении является сказуемым.

Глагол

Часть речи.

Действие

Что делать? Что сделать?

Сказуемое

Изменяется

?

- Глагол как - то изменяется? Нам предстоит сегодня это узнать.

Подготовка к новой теме.

Звучит музыка Чайковского «Времена года».

Слайд (зимний пейзаж)

- Какие чувства вызвала у вас картина?

- Согласитесь ли вы, ребята, что зима – прекрасное время года?!

(записать число, классная работа)

  1. Синтаксический разбор предложения.

- Запишите предложение в тетрадях и выполните синтаксический разбор предложения. (Устно озвучить характеристику предложения.)

Наступило прекрасное время года.

Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)

- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое «время». Слайд

- Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

- Какие пословицы со словами «время» вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)

Новая тема.

- Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.

- Кто сформулирует тему нашего урока? (Изменение глаголов по временам.) Слайд

А) Постановка проблемы.

- Как же изменяются глаголы?

Б) Поиск решения.

Работа в группах по рядам. Каждому ряду дается свой отрывок.

- Сейчас вы проведете исследовательскую работу. Перед вами стихи о черепахе. Вы должны найти и подчеркнуть все глаголы и устно задать к ним вопросы.

- Помним наш вопрос: как изменяются глаголы?

- Работаем в группах по рядам. Доказываем друг другу своё суждение. Выполняем задание.

I ряд

Была я малышкой,
Играла пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней-мартышкой.
Я пела, плясала,
Над книжкой зевала,
Цветы собирала,
О чуде мечтала.
Но время бежало,
И я подрастала.
Я скоро узнала,
Что взрослою стала
И детство моё
Навсегда потеряла.



II ряд

Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
Я в школу бужу
По утрам малышей,
Кормлю их, купаю
От ног до ушей.
Я штопаю, глажу, стираю,
Игрушки за них убираю,
Мету, отмываю,
Кручу, кипячу,
Хвалю и ругаю,
Шучу и ворчу.

III ряд

В понедельник или в среду
Всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобразников моих.
Сяду в поезд и тогда
Посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт,
На какой-нибудь курорт.
Буду плавать, буду прыгать,
Когда море надоест,
Запланирую отъезд.
И вернусь обратно к ним,
К безобразникам моим.

Проверка. Что увидели необычного? Когда происходят события в стихотворении?

- Итак, как изменяются глаголы? Сделайте вывод.

Вывод

- Как изменяются глаголы? (По временам.)Слайд

- Как определить время глагола? (По вопросу.)Слайд







ПАМЯТКА

Прошедшее время

вчера

Что делал?

Что сделал?

Настоящее время

сегодня

Что делает?

Что делают?

Будущее время

завтра

Что будет делать?

Что сделает?

Вывод: устно

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?)

- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)

- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?(Действие, которое только еще будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?

Упражнение на слайде (фронтальная работа)

- Однако глаголы не только могут обозначать действие, но и, как вы увидели, могут изменяться по временам.

Повнимательней смотри:
Если сможешь - измени!
Если сможешь - подскажи!
Если сможешь - докажи!

На слайде слова:

Рисует, будет рисовать, нарисовал, рисовал, нарисует.

– Задайте вопрос к каждому слову.

– Что вы можете сказать об этих глаголах.

Слова можно распределить на три группы: Слайд

настоящее время

прошедшее время

будущее время

рисует

рисовал

будет рисовать

 

нарисовал

нарисует

– Что ещё можно сказать о группах глаголов?

- Слова можно распределить на две группы: Слайд

Вид глагола 

настоящее вр.

прошедшее вр.

будущее вр.

Несов. Вид

рисует

рисовал

будет рисовать

Соверш. Вид


нарисовал

нарисует




– Одинаково ли изменяются по временам глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать?

– Почему? Что вы заметили? (Глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, имеют только форму прошедшего и будущего времени.)


Работа с правилом (с. 9).

– Прочитайте правило в учебнике.

Работа по учебнику стр. 9, упражнение 1. Слайд.

Запись в тетрадях. Отметьте части слова, с помощью которых образованы эти формы.

Слышать – слышу, слышал, буду слышать.

Крикнуть – крикнул, крикну и т. д.

Вывод:

- глаголы совершенного вида отвечают на вопросы Что сделал? Что сделает? имеют форму прошедшего и будущего времени; 

- глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос Что делает? Что делал? Что будет делать? имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени.

VII. Физкультурная минутка. Зарядка для глаз.

- Я назову вам глаголы, если это:

  • глагол настоящего времени – руки на пояс;

  • глагол прошедшего времени – присядьте;

  • глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют.)

Работа с учебником. Закрепление.

Стр. 10 упр. 4 (Прочитайте. Выпишите глаголы. Определите вид, время. Среди глаголов найдите глаголы II спряжения.)

Упражнение – игра «Четвёртый лишний» Устно.

Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово. Слайд

  1. Встречает, празднует, отвечал, трещит. (Отвечал – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)

  2. Прочитает, засмеется, оживет, рисует. (Рисует – глагол настоящего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

  3. Поскрипывал, визжал, жужжит, пролетал. (Пролетал – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

  4. Вытащила, рассказала, сделает, уточнила. (Сделает – глагол будущего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.

Творческая работа. Упражнение «Оживи картинку».
На слайде текст.
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.
- Прочитайте текст. Вставьте в каждое предложение глаголы. Определите время глаголов.

Заслушать несколько работ.
(Наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошёл, белеет)

Тест

1. Глаголы обозначают:

А. действие предмета;

Б. признак предмета;

В. предмет.

2. Выберите верное утверждение.

А. Глаголы изменяются по временам.

Б. Глаголы не изменяются по временам.

3. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:

А. что делал? что сделал?

Б. что сделает? что будет делать?

В. что делает? что делают?

4. Глаголы прошедшего времени указывают на то, что:

А. действие происходит сейчас;

Б. действие произошло или происходило ранее;

В. действие произойдет когда-то в будущем.

5. Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:

А. что сделает? что будет делать?

Б. что делает? что делают?

В. что делал? что сделал?

6. Глаголы несов. вида имеют формы времени

А. Будущего, прошедшего, настоящего

Б. Будущего, прошедшего

7. Глаголы сов. вида имеют формы времени

А. Будущего, прошедшего, настоящего

Б. Будущего, прошедшего


Ответы:


1.

А

2.

А

3.

В

4.

Б

5.

А

6.

А

7.

Б


- Слайд: Молодцы!






Итог урока и обобщение.

- Наш урок подходит к концу. И чтобы вспомнить о том, чем мы нового узнали на уроке, я хочу предложить вам прослушать следующие строчки, рожденные от тех чувств, которые я испытываю в моей работе ежедневно.

(Читается стихотворение "Урок" личного сочинения.)

Урок

  • Ожидаю.

  • Волнуюсь.

  • Готовлюсь.

  • Урок.

  • Забегают.

  • Смеются.

  • Замолкают.

  • Звонок.

  • Начинаю.

  • Пишу.

  • Говорю.

  • Хорошо.

  • Отвечают.

  • Не знают.

  • Молчат.

  • Что ещё?

  • Упражнения.

  • Правила.

  • Текст.

  • Так держать!

  • Напряжение.

  • Отдых.

  • Смех.

  • Не сдержать!

  • Удивляюсь.

  • Стараюсь.

  • Объясняю -

  • Знаток.

  • Диктовала.

  • Ругала.

  • Защищала

  • потом.

  • Улыбаются.

  • Знают.

  • Прощают.

  • Учу.

  • Веселятся.

  • Играют.

  • Шумят.

  • Помолчу.

  • Отпотели.

  • Устали.

  • Отписались.

  • Пора.

  • Перемена.

  • Разгрузка.

  • Отдых. Шум.

  • Детвора.

  • Обобщаю.

  • Итожу.

  • Провожаю.

  • Звонок.

  • Расслабляюсь.

  • Вздыхаю.

  • Начину.

  • Урок.

- Скажите, подходит ли оно вашему настроению? Подходит ли оно к теме урока? Какие временные формы глаголов вы услышали? (настоящего, прошедшего времени, будущего времени)

- Для изучения такой большой темы как "Глаголы" я воспользовалась эпиграфом А.Югова. Он сказал: " В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка". Значит, мы сегодня с вами освежили, пополнили наш язык новыми знаниями о глаголах, обогатили нашу речь, изучая глагол как часть речи.

- Спасибо всем за активное участие на уроке! Слайд

Рефлексия и самооценка. Слайд.

- Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых вы видите на экране, и которые я попрошу вас закончить: Теперь я знаю … Теперь я умею … .

Слайд. Барометр настроения при помощи знаков на слайде (плюс, минус, интересно)

Слайд: Временной перевал. Пора отдохнуть!

Д/з №3 с. 10


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"

Автор: Муразян Оксана Викторовна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131443

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок русского языка: "Изменение глаголов по временам". "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-russkogho-iazyka-izmienieniie-ghlagholov-po-vriemienam"
    ["file_id"] => string(6) "112649"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408803777"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка  "Спряжение глаголов""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriazhieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "301005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456834384"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока русского языка "Времена глагола" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vriemiena-ghlaghola-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "156873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421500966"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "План урока русского языка по теме "Изменение глаголов прошедшего времени по родам""
    ["seo_title"] => string(96) "plan-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-ghlagholov-proshiedshiegho-vriemieni-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "256616"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448189834"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) ""Мой адрес. Изменение глагола по временам" урок русского языка"
    ["seo_title"] => string(61) "moiadriesizmienieniieghlagholapovriemienamurokrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "277993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453028443"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства