Ф.И.О. учителя: Тумакшина Наталья Валериевна
Класс: 3 «А».
Дата: 15.01. 2013 г.
(сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных)
2. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, развивать внимание, речь, мышление. 3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, эстетические чувства, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам.
- осознание успешности при изучении темы.
- Образовывать имена существительные одушевлённые от неодушевлённых и одушевленных.
- Писать имена существительные одушевленные и неодушевленные, используя правило.
- Строить предложения с именами существительными одушевленными и неодушевленными
- различать имена существительные одушевленные и неодушевленные и обосновывать свое мнение;
- определять необходимость использования имен существительных одушевленных и неодушевленных и обосновывать свое мнение;
Русский язык. 3 класс.
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. | Формируемые УУД |
1.Орг. момент. Самоопределение к деятельности. Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
| Мобилизирующее начало урока. Скажем: «Здравствуйте!» руками. Скажем: «Здравствуйте!» глазами. Скажем: «Здравствуйте!» мы ртом, Станет радостно кругом. -Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты имени существительного. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей | УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала | Утром Настя и Женя поспорили о правильности написания некоторых слов. В результате разногласия перестали разговаривать. Давайте поможем ребятам. Поставьте имена существительные в начальную форму и запишите их. Обозначьте в словах орфограммы. Тетради, морозов, городами, в рассказе, заводом, медведю, лошади, березу, ногами. (Тетрадь, мороз, город, рассказ, завод, медведь, лошадь, береза, нога) | Мотивирует учащихся к изучению темы. Стимулирует желание помочь ребятам. | Принимают учебную задачу | УДД: выделение необходимой информации); Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять желание помочь ребятам. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога |
3.Самоопределение к деятельности. Цель: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. | Прочитайте слова (работа в парах). Собака, туман, город соловей, рыба, пенал. Разделите слова на две группы. Допишите в каждую по два своих примера. Кто? Что? Собака Туман Соловей Пенал Рыба Город По какому признаку вы разделили слова? Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? Как называются слова, отвечающие на вопрос что? Есть ли у вас желание научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Мотивирует учащихся к изучению темы. Стимулирует желание помочь ребятам. | Принимают учебную задачу Читают слова (Ребята высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что мнения учащихся разные.) | УДД: установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); познавательные (постановка и формулирование проблемы; Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «одушевленные предметы», «неодушевленные предметы»; - определять имена существительные одушевленных и неодушевленных предметов и обосновывать свое мнение Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - составлять фразу-конструкт; - классифицировать существительные на группы одушевленных и неодушевленных предметов; - писать имена существительные одушевленные и неодушевленные |
3. Постановка учебной задачи. Цели: Зафиксировать причину затруднения. Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. Физминутка. | Это и будет тема нашего урока: (на доске запись). Цель нашего урока… ( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.) А теперь давайте прослушаем, что обозначают одушевленные и неодушевленные имена существительные. ( работа с электронным приложением к учебнику Русский язык. 3 класс). Какой можем сделать вывод? Давайте поможем братьям лосям спуститься на землю. Для этого распределите слова правильно по корзинам. (Игра «Группы слов»). Работа с учебником: (стр.12, упр. 12). -Прочитайте слова? Объясните лексическое значение каждого слова. -Назовите слова, лексическое значение которых вы затруднились определить? Почему? -Употребляем ли мы эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова? -Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются? -Выполните письменное задание к упражнению (взаимопроверка). - Представьте, что вы снежинки. Дует легкий ветерок, Падают снежинки. Влево, вправо, поднялись, Словно как пушинки. Покружились, покружились И на место опустились. (Учащиеся под музыку выполняют движения) | Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока Организует работу с электронным приложением к учебнику, поясняет задание. Организует работу с учебником в парах, поясняет задание. | Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать Делают вывод: Имена существительные которые отвечают на вопрос кто? Называют (одушевлённые предметы) Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? Называют (неодушевлённые предметы) Читают задания. Делают вывод. Работают с орфографическим словарем. | УДД: Личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); регулятивные (целеполагание, планирование); познавательные (постановка и формулирование проблемы; Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «одушевленные предметы», «неодушевленные предметы»; - определять имена существительные одушевленных и неодушевленных предметов и обосновывать свое мнение Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - классифицировать существительные на группы одушевленных и неодушевленных предметов; - писать имена существительные одушевленные и неодушевленные |
4.Первичное закрепление во внешней речи. Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: | Сообщение учителя -А теперь вернёмся к разногласиям Насти и Жени. Настя утверждает , что слова «кукла» и «снеговик» называют неживые предметы. Женя утверждает, что это одушевлённые имена существительные. -Какой вывод сделайте вы? -Для этого вам предстоит выполнить следующее задание Сравни склонение слов «кукла» «снеговик» «стол». Выдели окончания. Какой вывод вы можете сделать? -Сравним результаты вашей работы. Сообщение учителя Понятие об одушевлённых и неодушевлённых предметах в реальной жизни и в языке часто не совпадает. Слова «кукла», «снеговик» называют неживые предметы, но склоняются как одушевлённые имена существительные. У них совпадают Одушевлённые: В.п. мн.ч. = Р.п. мн. ч. Значит ,эти имена существительные- одушевлённые. Вот такие есть секреты в русском языке. Работа по учебнику (стр.13, упр. 17). -Прочитай. Объясните лексическое значение каждого слова. - Найдите в тексте устаревшие слова. -Прочитайте слова, данные в учебнике, и постарайтесь заменить устаревшие слова синонимами. -Выполнить письменное задание к упражнению. | Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания. Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания | Работают в парах. Сравнивают результаты своей работы. Делают вывод. Вывод: существительные, которые уподоблены человеку или животным – одушевленные. Работают со словарем синонимов. Делают вывод. | УДД: регулятивные (волевая саморегуляция); познавательные (общеучебные логические (анализ; построение логической цепи рассуждений)); сотрудничества с учителем и сверстниками); Познавательные умения: - определять необходимость использования имен существительных одушевленных и неодушевленных; - определять различие в окончании существительных Р.п., В.п. и И.п и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения - проверять учебное задание и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, представляя свою позицию. Предметные умения: - проводить исследование имен существительных и оформлять результаты в таблице; |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. Физминутка на внимание. | -Отгадайте загадки. С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Доят, а не корова, Лыко дерет, А лаптей не плетет? (коза). Выгоняли рога, Погулять на луга. И рога вечерком, Прибрели с молочком. (Корова). Я копытами скучу, стучу. Я скачу, скачу. Грива вьется на ветру. Кто это? (Конь). У него большие уши, Он хозяину послушен. И хотя он невелик, Но везет как грузовик (Осёл) В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий И на много-много лет Оставляет черный след. (Ручка) Портфель у меня, Не велик и не мал: Лежит в нем задачник, Букварь и… (Пенал) Сговорились две ноги, Делать дуги и круги. (Циркуль) -Определите вид каждого имени существительного. Если слово на картинке будет отвечать на вопрос «КТО?» – руки вверх, «ЧТО» – руки в стороны, если встретятся другие слова части речи, – присесть. Стол, медведь, платье, обезьяна, шорты, шляпа, белка, стул, заяц, трамвай, тарелка, красный, играет. Диагностическое задание: Напишите в каждом словосочетании вопрос. Норка (______?) вылезла из норки (_______?) и пошла к знакомой норке(____?). В норку (______?) норкину вошла, норку (_______?) в норке (______?) не нашла. Если в норке нету норки (_______?), может, норка (_____?) возле норки? (______?) Нет нигде. Пропал и след. Норка (______?) – здесь, а норки (______?) – нет. | Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания Проводит индивидуальный контроль Вывод: В русском языке есть слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения, называют омонимы. Среди омонимов есть слова, которые бывают одушевленными и неодушевленными, поэтому меняют свое лексическое значение в зависимости от смысла, в котором употребляются. | Работают на карточках индивидуально Выполняют взаимооценку учебного задания Оценивают свои достижения при выполнении задания | Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. УДД: контроль и оценка); Познавательные умения: - различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые в определенном контексте и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - соотносить учебные действия с известным правилом. Коммуникативные умения: - согласовывать позиции и находить общее решение. Предметные умения: - формулировать вопрос к существительному одушевленному и неодушевленному; - изменять по падежам имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; |
6.Система контроля и мониторинга качества знаний «PROClass». Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке | Анализ уровня восприятия и понимания изучаемого материала обучающимися. По окончании занятия PROClass автоматически создает подробный отчет для учителя – полную таблицу результатов с именами и фамилиями всех учеников, а также ответов на все вопросы во время урока. | Проводит тематический контроль знаний. Применяться заранее подготовленные и настроенные тесты в Power Point. | Выполняют тестовое задания. Оценивают свои достижения при выполнении задания. | Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. УДД: контроль и оценка); |
7. Рефлексия учебной деятельности (итог ). Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. | Обобщение полученных на уроке сведений -Замените одним словом, запишите. Промежуток времени, равный 60 минутам (час). Военнослужащий, стоящий на посту, на часах (часовой). Лесной доктор (дятел). Модель земного шара (глобус). Какие слова отвечают на вопрос Кто?, а какие на вопрос Что?. Почему? -Оцените последнее задание и поставьте себе оценку за урок. -Достигли мы цели урока? -Над каким умением работали на уроке? -Что учились делать? -Какие необычные открытия мы сделали? -Какую оценку поставил себе … - Почему? Домашнее задание: Спасибо за урок! | Организует работу по обсуждению материала Конкретизирует домашнее задание | Отвечают на итоговые вопросы урока Анализируют свою работу на уроке Оценивают свою работу на уроке Записывают домашнее задание | Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. УДД: контроль и оценка); |
| | | | |