kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Хороший урок – это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему – и урок не получится». 

В процессе урока я старалась обеспечить научность и доступность учебной информации, связь изучаемого материала с интересами учащихся.На изучение данной темы отводится один час в блоке «Морфология».

Урок предполагает выдвижение следующей проблемы: «Совпадает ли категория одушевленности и неодушевленности с делением предметов на живые и неживые?».Привлекательность получаемой учащимися информации в том, что учащиеся самостоятельно смогли выяснить то, что деление на «одушевленное» и «неодушевленное» не всегда совпадаетс делением всего существующего на «живое» и «неживое».

Предложенный для усвоения материал был отобран из разных источников и структурирован согласно возрастным особенностям младших школьников.

Для того чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учащимися проблемные вопросы, для решения которых необходимо выполнять определённые действия: провести анализ, сравнение (склонение по падежам имен существительных одушевленных и неодушевленных), обобщение.

На уроке использовала компьютерную презентацию. Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Имена существительные одушевленные и неодушевленные" »

Номинация «Предметы гуманитарного цикла»

Клекта Лариса Николаевна

Учитель русского языка и литературы

НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»


Имена существительные одушевленные и неодушевленные.


Цель: углубить понятие об именах существительных одушевленных и неодушевленных.

Задачи урока:

1. Обучающая: продолжить формирование понятия одушевленности-неодушевленности;
2. Развивающая: способствовать развитию, речевой и мыслительной активности учащихся;
3. Воспитательная: способствовать развитию интереса учащихся к изучению русского языка.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный

- частично-поисковый

- проблемный

Формы: фронтальная, парная

Планируемый результат.

Знать:

- понятие одушевленности-неодушевленности,

- чем отличаются имена существительные от имен существительных неодушевленных.

Уметь:

- определять имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Оборудование:

- тетради;

- учебники: Русский язык. 5 кл.: учебник / Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.. – 38-е изд. – М.:Просвещение,2011.-317 с.


- презентационное сопровождение урока - компьютер, проектор.

Дидактическое обеспечение урока:

- карточки (приложение №1) , компьютер, проектор, карта достижений (приложение №2), презентация учителя (приложение №3), карточка с текстом (приложение №4).


План урока:

1.Организационно-мотивационный этап. (3 мин.)

2.Этап актуализации знаний и умений. (5 мин.)

3.Этап формулирования учебной задачи. (6 мин.)

4.Этап усвоения новых знаний и способов действий. (15 мин.)

Физминутка (3 мин.)

5.Этап закрепления изученного. (8 мин.)

6.Этап подведения итогов урока. Рефлексия. (5 мин.)





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный этап. (3 мин.)

Слайд №1

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

В такой прекрасный зимний день

Я очень рада встрече с вами,

Приступим же к работе поскорей,

Надеюсь, дружно справимся с заданиями.

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты науки морфологии.

Но прежде чем перейти к работе, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли ко мне на урок. Если у вас хорошее настроение, то поднимите улыбающуюся мордашку, если плохое – грустную, а если затрудняетесь ответить – сомневающуюся. Спасибо!

Обратите внимание на приложение №2, которое лежит у каждого на парте. Это карта ваших достижений на данном уроке. В конце урока каждый из вас должен кратко ее заполнить, ответив на вопросы.



Внимательно слушают, психологически настраиваются на урок.







Ставят цель активно работать на уроке.





Учащиеся поднимают вверх картинки со смайлами.





Знакомятся с картой достижений.

Этап актуализации знаний и умений. (5 мин.)

Ребята, прочтите стихотворение на слайде. Слайд №2

Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, - вот главный мой секрет;

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда представлю как предмет.

Назовите часть речи, о которой говорится в стихотворении.

Молодцы, ребята. А теперь взгляните на слайд и постарайтесь ответить на вопросы, запишите ответы на карточках.

А теперь проверим вашу работу, обменяйтесь карточками и сверьте результат с ответами на слайде.

Давайте зачитаем ответы.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.

Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?

Имя существительное относится к одному из трёх родов: женский, мужской и средний.

Изменяется по падежам и числам.

К 1 склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием –а, -я. .

Ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, - е.

К 3 склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием.

В предложении чаще всего является подлежащим или дополнением.


Читают вслух стихотворение со слайда.











Называют – имя существительное.

Записывают ответы в карточках (приложение №1), затем обмениваются ими и исправляют ошибки. (ответы на слайде).

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ___________.

Имя существительное отвечает на вопросы _____________?

Имя существительное относится к одному из трёх родов:

Изменяется по ____________ и ____________.

К 1 склонению относятся имена существительные _____________________.

Ко 2 склонению относятся имена существительные ____________________.

К 3 склонению относятся имена существительные ______________________.

В предложении чаще всего является ______________или ______________.

По цепочке зачитывают ответы на вопросы.


Этап формулирования учебной задачи. (6 мин.)

Молодцы! Вы хорошо знаете признаки имени существительного. Но в начале урока я обещала, что мы узнаем секреты морфологии. Секреты какой части будем раскрывать? Слайд №3

Посмотрите на следующий слайд. Имена существительные разделены на две группы. Как вы думаете, почему?

папа дуб

тетя ствол

пес дупло

дядя река

мама гриб

Валя стол

Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока.

Действительно, тема нашего урока «Имена существительные одушевленные и неодушевленные». (Слайд №4) Запишите тему урока в тетради.

Ребята, попробуйте сформулировать цель урока.


Отвечают: имени существительного.



Отвечают: слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевленные.

Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.











Называют тему урока: « Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Записывают тему в тетради.



Формулируют цель урока: различать имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Этап усвоения новых знаний и способов действий. (15 мин.)

Ребята, а почему же одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?

Но почему же все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что? Ведь они тоже относятся к живой природе?

Ответ мы можем найти в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, питается, а растения стоят на одном месте, не двигаются. В то время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир оказался в языке неодушевленным.

Кроме вопроса есть еще один способ определения одушевленности-неодушевленности. Этот способ мы попробуем найти вместе. Взгляните на слайд. Кошки – тетради.

Просклоняйте, пожалуйста, существительные, записанные на слайде. Слайд №6

Какую разницу вы заметили при склонении?

Молодцы, ребята, верно. Слайд №7

Взгляните на следующий слайд. Слайд №8

Куклы народы

Скажите, данные слова являются одушевленными или неодушевленными?

Попробуйте просклонять данные имена существительные. Схема на слайде поможет вам определить, к какой категории относятся слова.



Ребята, а совпадает ли категория одушевленности и неодушевленности с делением предметов на живые и неживые?

А теперь давайте прочитаем правило в учебнике на с. 195, чтобы убедиться, что мы с вами верно сформулировали правило.

Отвечают: потому что они обозначают живые существа.

Отвечают на вопрос.











Учащиеся склоняют имена существительные: кошки, тетради. Выделяют окончания. (письменно, в тетрадях, два ученика работают у доски).

Отвечают: во множественном числе у одушевленных существительных винительный падеж совпадает с родительным падежом, а у неодушевленных существительных винительный падеж совпадает с именительным падежом.





Отвечают: куклы - неодушевленное; народы – одушевленное.

Склоняют, определяют, что куклы – имя существительное одушевленное, народы – неодушевленное.



Отвечают: Нет, предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному.

Чтение правила в учебнике.


Физминутка (3 мин.)


Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом», «трава» -

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз -

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять -

Можно глазки открывать!

Выполняют зарядку.

























Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.

Этап закрепления изученного. (8 мин.)

А сейчас я предлагаю поработать с текстом, чтобы закрепить изученное нами.(приложение №4)

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.

Читаем текст и выписываем имена существительные, определяем одушевленность-неодушевленность, род, число, падеж.




У каждого учащегося карточка с текстом и с заданиями на столе.









Один ученик читает текст вслух. Затем выписывают в тетради имена существительные, определяют одушевленность-неодушевленность, род, число, падеж.

Самопроверка по слайду. Слайд №9

Этап подведения итогов урока. Рефлексия. (5 мин.)

Подведем итог урока. Ребята, пожалуйста, заполните карту своих достижений.

Итак, что нового вы узнали об именах существительных? Как называются существительные, отвечающие на вопрос кто? Что? Кто из вас недостаточно умеет различать одушевленные и неодушевленные имена существительные?

В начале урока вы показали, какое настроение у вас было на тот момент. А давайте проверим, какое настроение у вас в конце урока. Я очень рада, что каждый из вас уходит с урока с хорошим настроением!

Слайд №10

Запишите домашнее задание.

Домашнее задание: на «5» - на карточках (приложение №5); на «4» - упр.480; на «3» - упр.478.

Спасибо за урок, с вами было очень приятно работать. (Выставление оценок).

Слайд 11

Учите русский годы кряду.

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда

И та награда в нем самом!



О какой награде идет речь в стихотворении?


Учащиеся заполняют карту достижений.



Отвечают на вопросы учителя.





Показывают карточку, отражающую их настроение.







Записывают домашнее задание.









Слушают учителя.







Отвечают на вопрос.







Литература:

  1. Учебник: Русский язык. 5 кл.: учебник / Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.. – 38-е изд. – М.:Просвещение,2011.-317 с.

  2. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку. 5 кл.: Н.Н.Соловьева. – Москва: Материк Альфа,2002.

  3. Методические рекомендации. Русский язык. 5 кл.: М.М.Разумовская. – Москва: 2001.

  4. Поурочные разработки по русскому языку. Универсальное издание. 5 кл.: О.В.Беляева, О.А.Даценко. – Москва: ВАКО, 2007.



























ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ___________.

Имя существительное отвечает на вопросы _____________?

Имя существительное относится к одному из трёх родов:

Изменяется по ____________ и ____________.

К 1 склонению относятся имена существительные _____________________.

Ко 2 склонению относятся имена существительные ____________________.

К 3 склонению относятся имена существительные ______________________.

В предложении чаще всего является ______________или ______________.



ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Карта достижений: ______________________________________

Знаю

Да, нет, затрудняюсь

Что такое имя существительное?


Признаки имени существительного.


Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?


Какие имена существительные отвечают на вопрос что?


Умею

Да, нет, затрудняюсь

Различать имена существительные одушевленные и неодушевленные.


Склонять по падежам имена существительные.




ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.


ПРИЛОЖЕНИЕ №5



На «5»

Заколдовали невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Пошатнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.





Найти в тексте стихотворения существительные, определить, одушевленные они или нет. Найти в тексте слова, которые уподобляют неодушевленные существительные живым существам.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока русского языка "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"

Автор: Клекта Лариса Николаевна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119941

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные". 3 класс"
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "293880"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455556975"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока по русскому языку по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс "
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "140445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417956658"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка "Имя существительное.Повторение" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111633"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407697191"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока русского языка по теме "Грамматические признаки имени существительного" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-grammatichieskiie-priznaki-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "107887"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403494284"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Род имени существительных" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-imieni-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "245992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства