1.Организационно-мотивационный этап. (3 мин.)
2.Этап актуализации знаний и умений. (5 мин.)
3.Этап формулирования учебной задачи. (6 мин.)
4.Этап усвоения новых знаний и способов действий. (15 мин.)
5.Этап закрепления изученного. (8 мин.)
6.Этап подведения итогов урока. Рефлексия. (5 мин.)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационно-мотивационный этап. (3 мин.) | Слайд №1 Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. В такой прекрасный зимний день Я очень рада встрече с вами, Приступим же к работе поскорей, Надеюсь, дружно справимся с заданиями. Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты науки морфологии. Но прежде чем перейти к работе, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли ко мне на урок. Если у вас хорошее настроение, то поднимите улыбающуюся мордашку, если плохое – грустную, а если затрудняетесь ответить – сомневающуюся. Спасибо! Обратите внимание на приложение №2, которое лежит у каждого на парте. Это карта ваших достижений на данном уроке. В конце урока каждый из вас должен кратко ее заполнить, ответив на вопросы. | Внимательно слушают, психологически настраиваются на урок.
Ставят цель активно работать на уроке.
Учащиеся поднимают вверх картинки со смайлами.
Знакомятся с картой достижений. |
Этап актуализации знаний и умений. (5 мин.) | Ребята, прочтите стихотворение на слайде. Слайд №2 Я в языке одни предметы называю, Запомните, друзья, - вот главный мой секрет; Когда процесс и признак я обозначаю, То их всегда представлю как предмет. Назовите часть речи, о которой говорится в стихотворении. Молодцы, ребята. А теперь взгляните на слайд и постарайтесь ответить на вопросы, запишите ответы на карточках. А теперь проверим вашу работу, обменяйтесь карточками и сверьте результат с ответами на слайде. Давайте зачитаем ответы. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что? Имя существительное относится к одному из трёх родов: женский, мужской и средний. Изменяется по падежам и числам. К 1 склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием –а, -я. . Ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, - е. К 3 склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием. В предложении чаще всего является подлежащим или дополнением. | Читают вслух стихотворение со слайда.
Называют – имя существительное. Записывают ответы в карточках (приложение №1), затем обмениваются ими и исправляют ошибки. (ответы на слайде). Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ___________. Имя существительное отвечает на вопросы _____________? Имя существительное относится к одному из трёх родов: Изменяется по ____________ и ____________. К 1 склонению относятся имена существительные _____________________. Ко 2 склонению относятся имена существительные ____________________. К 3 склонению относятся имена существительные ______________________. В предложении чаще всего является ______________или ______________. По цепочке зачитывают ответы на вопросы. |
Этап формулирования учебной задачи. (6 мин.) | Молодцы! Вы хорошо знаете признаки имени существительного. Но в начале урока я обещала, что мы узнаем секреты морфологии. Секреты какой части будем раскрывать? Слайд №3 Посмотрите на следующий слайд. Имена существительные разделены на две группы. Как вы думаете, почему? папа дуб тетя ствол пес дупло дядя река мама гриб Валя стол Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Действительно, тема нашего урока «Имена существительные одушевленные и неодушевленные». (Слайд №4) Запишите тему урока в тетради. Ребята, попробуйте сформулировать цель урока. | Отвечают: имени существительного.
Отвечают: слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевленные. Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.
Называют тему урока: « Имена существительные одушевленные и неодушевленные». Записывают тему в тетради.
Формулируют цель урока: различать имена существительные одушевленные и неодушевленные. |
Этап усвоения новых знаний и способов действий. (15 мин.) | Ребята, а почему же одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? Но почему же все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что? Ведь они тоже относятся к живой природе? Ответ мы можем найти в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, питается, а растения стоят на одном месте, не двигаются. В то время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир оказался в языке неодушевленным. Кроме вопроса есть еще один способ определения одушевленности-неодушевленности. Этот способ мы попробуем найти вместе. Взгляните на слайд. Кошки – тетради. Просклоняйте, пожалуйста, существительные, записанные на слайде. Слайд №6 Какую разницу вы заметили при склонении? Молодцы, ребята, верно. Слайд №7 Взгляните на следующий слайд. Слайд №8 Куклы народы Скажите, данные слова являются одушевленными или неодушевленными? Попробуйте просклонять данные имена существительные. Схема на слайде поможет вам определить, к какой категории относятся слова.
Ребята, а совпадает ли категория одушевленности и неодушевленности с делением предметов на живые и неживые? А теперь давайте прочитаем правило в учебнике на с. 195, чтобы убедиться, что мы с вами верно сформулировали правило. | Отвечают: потому что они обозначают живые существа. Отвечают на вопрос.
Учащиеся склоняют имена существительные: кошки, тетради. Выделяют окончания. (письменно, в тетрадях, два ученика работают у доски). Отвечают: во множественном числе у одушевленных существительных винительный падеж совпадает с родительным падежом, а у неодушевленных существительных винительный падеж совпадает с именительным падежом.
Отвечают: куклы - неодушевленное; народы – одушевленное. Склоняют, определяют, что куклы – имя существительное одушевленное, народы – неодушевленное.
Отвечают: Нет, предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному. Чтение правила в учебнике. |
Физминутка (3 мин.) | Проведем, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, Глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись, Посмотри на потолок, Отыщи там уголок. Чтобы мышцы крепче стали, Смотрим мы по диагоналям. Мы не будем циркуль брать, Будем взглядом круг писать. А теперь слова напишем. Чьи же буквы будут выше? «Папа», «мама», «дом», «трава» - За окном у нас видна. За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали? А теперь на кончик носа. Повтори так восемь раз - Лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят, Поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, Потом глазки закрываем. Чтобы больше было силы, К ним ладошки приложили. Раз, два, три, четыре, пять - Можно глазки открывать! | Выполняют зарядку.
Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук. |
Этап закрепления изученного. (8 мин.) | А сейчас я предлагаю поработать с текстом, чтобы закрепить изученное нами.(приложение №4) Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев. Читаем текст и выписываем имена существительные, определяем одушевленность-неодушевленность, род, число, падеж.
| У каждого учащегося карточка с текстом и с заданиями на столе.
Один ученик читает текст вслух. Затем выписывают в тетради имена существительные, определяют одушевленность-неодушевленность, род, число, падеж. Самопроверка по слайду. Слайд №9 |
Этап подведения итогов урока. Рефлексия. (5 мин.) | Подведем итог урока. Ребята, пожалуйста, заполните карту своих достижений. Итак, что нового вы узнали об именах существительных? Как называются существительные, отвечающие на вопрос кто? Что? Кто из вас недостаточно умеет различать одушевленные и неодушевленные имена существительные? В начале урока вы показали, какое настроение у вас было на тот момент. А давайте проверим, какое настроение у вас в конце урока. Я очень рада, что каждый из вас уходит с урока с хорошим настроением! Слайд №10 Запишите домашнее задание. Домашнее задание: на «5» - на карточках (приложение №5); на «4» - упр.480; на «3» - упр.478. Спасибо за урок, с вами было очень приятно работать. (Выставление оценок). Слайд 11 Учите русский годы кряду. С душой, с усердием, с умом. Вас ждет великая награда И та награда в нем самом!
О какой награде идет речь в стихотворении? | Учащиеся заполняют карту достижений.
Отвечают на вопросы учителя.
Показывают карточку, отражающую их настроение.
Записывают домашнее задание.
Слушают учителя.
Отвечают на вопрос. |
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ___________.
Изменяется по ____________ и ____________.
К 1 склонению относятся имена существительные _____________________.
Ко 2 склонению относятся имена существительные ____________________.
К 3 склонению относятся имена существительные ______________________.
В предложении чаще всего является ______________или ______________.
Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
Подвязалася сосна.
Долбит дятел на суку.
Найти в тексте стихотворения существительные, определить, одушевленные они или нет. Найти в тексте слова, которые уподобляют неодушевленные существительные живым существам.