kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные". 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык

имя существительное

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

            Класс: 3

             УМК: начальная инновационная школа

Педагогические
цели

  1. Дать более глубокое представление об имени существительном как часть речи;
  2. Отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных;
  3. Формировать грамматическое понятие “имя существительное”;
  4. Развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость, воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые
результаты
(предметные)

Знать общее грамматическое значение имен существительных, вопросы, на которые отвечает, роль в предложении.  Уметь распознавать имена существительные в речи.

Уметь безошибочно писать словарные слова.

Личностные
результаты

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятель­ности.

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: соотносить пра­вильность выбора, выполнения и результата действия.

Познавательные: использо­вать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета.

Основное содержание темы, понятия
и термины

имя существительное

одушевленное, неодушевленное

словарные слова

Образовательные
ресурсы

1. Учебник.

2. Презентация

3. Листочки для работы в парах.

Ход урока:

1. Орг. класса:

   Звенит звонок, зовет звонок,

   Пора нам начинать урок.

   2. Изучение нового материала

         1.Актуализация знаний.

- Сегодня у нас  гости.                                                                                           

Запорошила доро.ки,
Разукрасила око.ки.
В гости к нам идёт сама
Волшебница …(зима).

-Назовите зимние месяцы.

- А какой идёт месяц? (запись числа и классной работы)

- Подберите однокоренные слова к слову зима.

-Вставьте пропущенные буквы. Назовите орфограмму.

        2. Сообщение темы, целей урока.

- Встречаем следующего гостя:                                                                     

Человечек непростой:

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает!  (снеговик)

Работа в парах на листочках.

Задание: Прочитать слова, вставить пропущенные буквы,  объясните написание. (Проверка устно).

- Посмотрите внимательно на слова.  Найдите “лишнее” слово. Почему вы решили, что оно не подходит к этой группе слов?

- На какой вопрос отвечает слово? А все остальные слова?

- Что это за слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

- Назовите тему урока. (Имена существительные).

-Назовите цели урока.

-А что такое имя существительное?

  3. Работа над темой урока.

К нам пожаловали ещё гости!                                                                    

Серебристый лёг снежок-

Вот и гости на порог!

Закачались дружно ели-

Свиристели прилетели.

Шишки крупные пусты-

Поработали клесты!

Точно яблоки – смотри –

Здесь на ветках снегири!

Хоть зима и холодна,

Птицам рада и она.

-Что можете рассказать о жизни птиц зимой? Как им помочь?

Давайте порадуем зиму, поработаем в тетрадях.

           1. Работа в рабочей тетради. Выполнение упражнения 6, с. 7

Вывод: имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.

 Физминутка:

- Игра на внимание “Хлопок – молчок”

(игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные, а мальчики – неодушевлённые: крот, мяч, воробей, дым, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, продавец, муха, поле.

          2. Классификация существительных.

- А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?

Поиграем в группы слов

Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)

Пёс, петух, корова, кошка - … животные.

Кукла, мячик и гармошка - … игрушки.

Лук, редиска, огурцы - … овощи.

Молоток, топор, щипцы - … инструменты.

Платье, юбка и рубашка - … одежда.

Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.

Василек, ромашка, роза -… цветы.

Ветер, дождик и морозы - … явления природы.

Вывод: Итак, что же могут обозначать имена существительные? (предметы, явления природы, слова - обобщения)

Выполним      упр. 5, с.6 (используя словарные слова, дополни предложение (толкование данных слов))

Продолжаем работу.

           3. Роль существительных в речи и предложении.

И снова у нас гость - «Ошибка».

Она написала про зиму рассказ. Прочитайте.

Зима

                      Подула зима холод, сорвала листья с дерево и разметала их по дорога. Собрались птицы, покричали и полетели в тёплые край. Остались только воробьи, вороны, галки, чижи и синицы.

           Накинулась зима на звери, запорошила снег поля, завалила сугроб леса и посылает мороз за мороз. Морозы бойко бегут, сердито молоток постукивают, по озёра и пруды, реки и моря мосты строят.

- Всё ли понятно в тексте? Почему? Потому что не понятен смысл предложения.

Разбор каждого предложения.

- Назовите, какими членами предложения могут быть имена существительные?

Вывод:  Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.

Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения. Они служат для смысловой окраски предложения.

     4. Закрепление изученного материала.

-Ошибка считает, что зима и морозы – одушевленные существительные. Почему она так решила? А вы как думаете?

-Найдите в тексте предложения, в которых зима и морозы действуют, как живые люди.

Такой перенос человеческих качеств на неживой предмет называется олицетворением.

Работа по вариантам.

1 в-т: выпишите на листочек 3-5 примеров одушевленных существительных

2 в-т: 3-5 примеров неодушевленных существительных.

5. Итог урока. Рефлексия.                                                                      

Так что же такое имя существительное?      

“Сегодня на уроке я…”

- узнал новое…

- научился …

- было трудно …

- всё понял, могу помочь другим …

- Как вы думаете, ребята, порадовали мы сегодня наших гостей? Понравился вам урок? Спасибо всем за работу. А я приготовила вам подарки (раскрасить снеговиков).

6. Оценивание обучающихся.

7. Домашнее задание: р.т.с.8, упр.-9

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные". 3 класс»

Русский язык

имя существительное

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Класс: 3

УМК: начальная инновационная школа

Педагогические
цели

  1. Дать более глубокое представление об имени существительном как часть речи;

  2. Отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных;

  3. Формировать грамматическое понятие “имя существительное”;

  4. Развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость, воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые
результаты
(предметные)

Знать общее грамматическое значение имен существительных, вопросы, на которые отвечает, роль в предложении. Уметь распознавать имена существительные в речи.

Уметь безошибочно писать словарные слова.

Личностные
результаты

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятель­ности.

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: соотносить пра­вильность выбора, выполнения и результата действия.

Познавательные: использо­вать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета.

Основное содержание темы, понятия
и термины

имя существительное

одушевленное, неодушевленное

словарные слова

Образовательные
ресурсы

1. Учебник.

2. Презентация

3. Листочки для работы в парах.

Ход урока:

1. Орг. класса:

Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

2. Изучение нового материала

1.Актуализация знаний.

- Сегодня у нас гости. Слайд


Запорошила доро.ки,
Разукрасила око.ки.
В гости к нам идёт сама
Волшебница …(зима).

-Назовите зимние месяцы.

- А какой идёт месяц? (запись числа и классной работы)

- Подберите однокоренные слова к слову зима.

-Вставьте пропущенные буквы. Назовите орфограмму.

2. Сообщение темы, целей урока.

- Встречаем следующего гостя: слайд

Человечек непростой:

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает! (снеговик)

Работа в парах на листочках.

Задание: Прочитать слова, вставить пропущенные буквы, объясните написание. (Проверка устно).

- А посмотрите внимательно на слова. Найдите “лишнее” слово. Почему вы решили, что оно не подходит к этой группе слов?

- На какой вопрос отвечает слово? А все остальные слова?

- Что это за слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

- Назовите тему урока. мена существительные).

-Назовите цели урока.

-А что такое имя существительное?

3. Работа над темой урока.

К нам пожаловали ещё гости! Слайд

Серебристый лёг снежок-

Вот и гости на порог!

Закачались дружно ели-

Свиристели прилетели.

Шишки крупные пусты-

Поработали клесты!

Точно яблоки – смотри –

Здесь на ветках снегири!

Хоть зима и холодна,

Птицам рада и она.

-Что можете рассказать о жизни птиц зимой? Как им помочь?

Давайте порадуем зиму, поработаем в тетрадях.

1. Работа в рабочей тетради. Выполнение упражнения 6, с. 7

Вывод: имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.


 Физминутка:

- Игра на внимание “Хлопок – молчок”

(игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные, а мальчики – неодушевлённые: крот, мяч, воробей, дым, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, продавец, муха, поле.

2. Классификация существительных.

- А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?

Поиграем в группы слов

Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)

Пёс, петух, корова, кошка - … животные.

Кукла, мячик и гармошка - … игрушки.

Лук, редиска, огурцы - … овощи.

Молоток, топор, щипцы - … инструменты.

Платье, юбка и рубашка - … одежда.

Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.

Василек, ромашка, роза -… цветы.

Ветер, дождик и морозы - … явления природы.

Вывод: Итак, что же могут обозначать имена существительные? (предметы, явления природы, слова - обобщения)

Выполним упр. 5, с.6 (используя словарные слова, дополни предложение (толкование данных слов))

Продолжаем работу.

3. Роль существительных в речи и предложении. Слайд

И снова у нас гость - «Ошибка».

Она написала про зиму рассказ. Прочитайте.

Зима

Подула зима холод, сорвала листья с дерево и разметала их по дорога. Собрались птицы, покричали и полетели в тёплые край. Остались только воробьи, вороны, галки, чижи и синицы.

Накинулась зима на звери, запорошила снег поля, завалила сугроб леса и посылает мороз за мороз. Морозы бойко бегут, сердито молоток постукивают, по озёра и пруды, реки и моря мосты строят.

- Всё ли понятно в тексте? Почему? Потому что не понятен смысл предложения.

Разбор каждого предложения.

- Назовите, какими членами предложения могут быть имена существительные?

Вывод: Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.

Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения. Они служат для смысловой окраски предложения.

4. Закрепление изученного материала.

-Ошибка считает, что зима и морозы – одушевленные существительные. Почему она так решила? А вы как думаете?

-Найдите в тексте предложения , в которых зима и морозы действуют, как живые люди.

Такой перенос человеческих качеств на неживой предмет называется олицетворением.

Работа по вариантам.

1 в-т: выпишите на листочек 3-5 примеров одушевленных существительных

2 в-т: 3-5 примеров неодушевленных существительных.

Слайд

5. Итог урока. Рефлексия.

Так что же такое имя существительное?

Сегодня на уроке я…”

- узнал новое…

- научился …

- было трудно …

- всё понял, могу помочь другим …

- Как вы думаете, ребята, порадовали мы сегодня наших гостей? Понравился вам урок? Спасибо всем за работу. А я приготовила вам подарки (раскрасить снеговиков).

6. Оценивание обучающихся.

7. Домашнее задание: р.т.с.8, упр.-9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Черникова Ольга Петровна

Дата: 15.02.2016

Номер свидетельства: 293880

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Род имени существительных" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-imieni-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "245992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276467"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Урок русского языка "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" (2 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_odushevlennye_i_neodushevlennye_imena_sushchestvitelnye_2_k"
    ["file_id"] => string(6) "576109"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1616324360"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам". "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-chislam"
    ["file_id"] => string(6) "125730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415037457"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока по русскому языку по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс "
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "140445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417956658"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_rod_imien_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "404705"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490801293"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства