урок русского языка и литературы в 5 классе по теме "Гласные и согласные звуки".
Урок русского языка и литературы в 5 классе по теме "Гласные и согласные звуки".
Урок по данной теме позволяет учащися осознать практическую значимость материала по теме «Гласные и согласные звуки», развивает у учащихся умение планировать свою деятельность, учит адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей, учит учащихся организовывать свою деятельность по изучению и первичному закреплению понятия гласных и согласных звуков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок русского языка и литературы в 5 классе по теме "Гласные и согласные звуки".»
Урок русского языка в 5 классе по теме «Гласные и согласные звуки»
Цель: Осознание учащимися практической значимости материала по теме «Гласные и согласные звуки», развитие у учащихся умений планировать свою деятельность, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задачи и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей, организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятия гласных и согласных звуков.
Задачи:
Научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
Научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе изучения нового материала.
Научить находить гласные и согласные звуки.
Сформировать умение строить логическое рассуждение при ответе на вопрос о гласных и согласных звуках.
Научить правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация
Ход урока.
1.Организационный момент
- приветствие учащихся
- сообщение цели и задач урока (Слайд 1)
2. Подготовка к восприятию новой темы
- Повторение теоретического материала (слайд 2) – ученики читают вопрос и отвечают на него)
Что изучает фонетика? (фонетика изучает звуки речи)
Что такое звуки речи? (звуками речи называют звуки, из которых состоят слова)
Что такое буквы? (буквы – это знаки для обозначения на письме звуков)
Что такое алфавит? (алфавит – это буквы, расположенные в определенной последовательности)
Как можно его назвать по-другому? (алфавит иначе называется азбукой)
- Подчеркнуть слова, в которых количество букв и звуков не соответствует
Лодка с якорем у Яшки,
Якорь есть и на тельняшке.
3. Новый материал
1. Учитель: Ребята, я приглашаю вас на «завод по производству звуков». Интересно знать, что это такое? (Слайд 5) Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой.
Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука. Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: [с-с-с-с], [ ш-ш-ш-ш]. В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении [c] – свистящий, а при произнесении [ш] - шипящий. Смычка, второй вид артикуляции согласных, образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки [п], [б], [т], [д]. Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.
Подведем итог всему сказанному. (Слайды 6, 7)
Учитель: Какие же звуки бывают?
Ученики: Гласные и согласные.
Учитель: Кто может назвать гласные звуки русского языка?
Ученики: а, о, у, э, и, ы
Учитель: А что бы вы сказали человеку, который назовет среди гласных еще и Е, Ё, Ю, Я?
Ученики: Это буквы, а не звуки.
Учитель: Правильно. Запомните, что гласные звуки - это а, о, у, э, и, ы. (Слайды 8, 9)
Динамическая пауза. А теперь давайте поиграем. Встаньте рядом со своими партами. Когда я называю гласный звук, вверх руки поднимают девочки, а если согласный – мальчики - Д, О, Б, Р,У, А, К, Т, Э, Л, Н, Ы.
2. А теперь мы все превратимся в ученых. Разделимся на группы. Чтобы прочитать лекцию о согласных звуках, вам нужно кое-что о них вспомнить. Обратимся к справочным материалам. (Распечатанные на столах перед каждой группой)
По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.
При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих – только шум. Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать.
Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: [д] и [м] – звонкие, а [к] и [т] – глухие. Звонкость-глухость – это важнейший признак согласных в русском языке. Многие русские согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] – [п], [з] - [c] и другие. Таких пар 11.
Пары по глухости-звонкости: [п] и [б], [п'] и [б'], [ф] и [в], [ф'] и [в'], [к] и [г], [к'] и [г'], [т] и [д], [т'] и [д'], [ш] и [ж], [с] и [з], [с'] и [з'].
Но есть звуки, у которых нет пары по признаку звонкости - глухости. Например, звуки [р], [л], [н], [м], [й’] – непарные звонкие, а [ц] и [ч’] – непарные глухие.
Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.
Твёрдость-мягкость – второй важнейший признак согласных в русском языке. Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] – [ м’], [з] – [ з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твердые.
Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: [б] – [б’], [ в] – [ в’] и другие. Таких пар 15.
Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б'], [м] и [м'], [п] и [п'], [в] и [в'], [ф] и [ф'], [з] и [з'], [с] и [с'], [д] и [д'], [т] и [т'], [н] и [н'], [л] и [л'], [р] и [р'], [к] и [к'], [г] и [г'], [х] и [х'].
Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, звуки [ж], [ш], [ц] – непарные твёрдые, а [й’] и [ч’] – непарные глухие.
По окончании отведенного времени желающие рассказывают о согласных, используя слайды 10, 11, 12.
4. Закрепление.
1. Учитель: Выполним упражнение 402 – фонетический разбор самостоятельно с последующей проверкой в парах.
2. Проблемная ситуация.
Учитель: Поспорили как-то согласные и гласные звуки, кто из них главнее. «Мы самые главные!» - топнули ногой согласные. «Нет, мы!» - не уступали им гласные. Целый день и ночь кричали, потом одумались и решили спросить у пятиклассников. Ребята! Как вы думаете – кто важнее? В каком случае легче отгадать слово – только по гласным или по согласным? (Слайд 14)
Ответы учеников.
Учитель: Сравните (слайд 15):
Д – М - - Т
- ТВ – Т
С – ЛНЦ –
Или
- У – АЮ –
О - - Е –
- О---Е
Вывод: все звуки речи важны, но согласные более отчетливо позволяют «узнать» слово.
3. Лингвистические игры.
- Образуйте разные слова, дополняя согласные буквы любыми гласными (слайд 16)
ТГ
ГР
ПРВЛ
ЖС
- Проверьте себя (слайд 17)
- Игры со словами (слайд 18, 19, 20)
4. Тест «ЗВУКИ И БУКВЫ» (слайд 21)
1. Найдите согласные звонкие звуки:
1) [с]; 2)[в]; 3)[р]; 4) [т]; 5)[ш]; 6)[з].
2. Найдите согласные глухие звуки:
1) [ч]; 2) [ж]; 3) [н];4) [к];5) [ф]; 6)[ц].
3. В каком ряду все согласные звуки имеют пары по глухости -звонкости?
1)[б],[ф],[ш],[м]; 2)[т],[к],[д] [г];
3)[в],[н], [з],[л]; 4) [ж], [р],[с], [т].
4. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1)чаща; 2) дело; 3) точка 4) шина
5.В каком слове все согласные звуки твердые
1) тень 2) подвиг 3) собака 4) барабанщик
5. Рефлексия.
Для меня на уроке самым трудным было…
Для меня на уроке самым интересным было…
На уроке я узнал (а)…
Самым интересным на уроке было…
Учитель: Спасибо за урок.
Домашнее задание.
- Выполнить фонетический разбор слов пальма, обезьяна, банан, море.