Урок русского языка в 5 классе.
т: Гласные и согласные звуки.
Цели: дать понятие о гласных и согласных звуках; сформировать представление об особенностях каждого разряда гласных и согласных звуков, развитие орфографической зоркости, речи, воспитывать внимательность, интерес к предмету, сплочённость, взаимоуважение.
Оборудование: Мультимедийный проектор. Презентация. Видеофильм. Стикеры. Блоб – трее
Ход урока:
I. Организационный момент. Настрой на урок – тренинг. Самостоят. постановка целей урока.
II. Экспресс – опрос по пройденному «Вопрос другу» по фонетике, об алфавите
Словарно-орфографическая работа.
- Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
- Микрофон (прибор для усиления голоса);
- Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
- Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
- Фонотека (собрание звукозаписей);
- Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
- Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
- Патефон (граммофон с рупором), ……. продолжите сами
III. Работа, объяснение новой темы.
Слово учителя. - Послушайте сказку:
Просмотр видеофильма о звуках..
* Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками.
А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю, Е.
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Й, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили стоять с ними рядышком. И назывались они согласными.
Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни.//- Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить. Попробуйте.
IV. Закрепление. 1. Самостоятельная работа в парах. Создание мини – постеров о гласных и согласных звуках + Работа с учебником.
Учащиеся самостоятельно читают материал § 40 учебника на стр. 113-114.
**Физкультминутка.
2. Тренировочные упражнения.
А). Учащиеся выполняют упр. 367, 369, 370 по рядам (1-2-3 ряды – группы)
Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки. Возьми в рамку слова, в которых количество звуков и букв не совпадает.
Самое красивое на свете – это глаза матери. (М. Исаковский)
Б) Измените первый звук.
1 ряд
2 ряд
3 ряд
сом – ком
чайка – гайка
моль – роль
том
зайка
соль
дом
байка
боль
лом
шайка
голь
ром
лайка
ноль
В) «Измерение температуры» - «Немой» диктант :- называются слова, уч-ся показывают на пальцах количество гласных и согласных звуков и
«Отгадай песню!» -
В лс рдлсь лчк,
В лс н рсл.
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Ио и ео оая
Еёая ыа.
Зимой и летом стройная
Зелёная была.
== // *Работа с учебником.
Учащиеся выполняют упр. 380 на стр. 115 учебника устно и упр. 379 на стр. 114 учебника письменно = со взаимопроверкой
Итог урока. Рефлексия. Оценивание. Домашнее задание
1. § 40. Упр. 378.