kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Гласные в суффиксах -ЕК- и -ИК-"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомиться с правилом правописание гласных и и е в суффиксах существительных –ик и –ек и научится применять его на практике

Задачи урока:

Образовательные:  познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик;

Развивающие:  развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

Воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения, коммуникабельности.

Тип урока: изучение нового материала  (урок усвоения новых знаний)

Оборудование: фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки со словами, лист самоконтроля (один на парте), записи на доске, карточки с тестами или компьютерная сеть с подключением в сеть Internet, информационный модуль.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работа по модулю.

Необходимое техническое оборудование: персональные компьютеры, проектор, интерактивная доска.

Базовый учебник

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 6 класс (Просвещение)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Гласные в суффиксах -ЕК- и -ИК-" »

Урок "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

Цели урока: познакомиться с правилом правописание гласных и и е в суффиксах существительных –ик и –ек и научится применять его на практике

Задачи урока:

Образовательные: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик;

Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

Воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения, коммуникабельности.

Тип урока: изучение нового материала (урок усвоения новых знаний)

Оборудование: фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки со словами, лист самоконтроля (один на парте), записи на доске, карточки с тестами или компьютерная сеть с подключением в сеть Internet, информационный модуль.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работа по модулю.

Необходимое техническое оборудование: персональные компьютеры, проектор, интерактивная доска.

Базовый учебник

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 6 класс (Просвещение)

Формы работы

  • групповая
    (групповая форма работы, позволяет постепенно включить ребенка в общение и взаимодействие с другими детьми и учителем )

Методы обучения

  • иллюстративно-словесный
    ((фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический. )



Методы урока: - репродуктивный - информационно- рецептивный

- частично- поисковый или исследовательский.

Для каждого метода подобраны следующие приемы:

- для репродуктивного: - слово учителя - слово ученика - беседа

- для информационно- рецептивного: - слово учителя - беседа - просмотр фрагмента мультфильма – работа с модулем

- для исследовательского: - решение проблемного вопроса

- поиск решения орфографического правила

Формы работы на уроке: - коллективная - индивидуальная - работа в парах



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.


Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно

И к уроку всё готово.

-Прозвенел звонок на урок. Добрый день, ребята! Пусть ϶ᴛᴏт день ʜᴇсёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие.

Желаю вам творческих удач.


2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»

1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное»

Отметить верные утверждения:

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

  3. Имена существительные изменяются по родам

  4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам

  5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь

  6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.

  7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

  8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

  9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

  10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

Код ответов: 2, 5, 7, 9, 10

2. Компьютерное тестирование по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных»

Цель: проверить умение применять орфографическое правило, изученное на предыдущем уроке.

Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

  1. В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

  2. В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

  3. В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

  4. В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

  5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

  6. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

  7. В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик

  8. В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица

  9. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик

  10. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик

Код ответов: 1-3; 2-1; 3-4; 4-3; 5-1; 6-3; 7-1; 8-1; 9-2; 10-3

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

1

4

3

1

3

1

1

2

3

3. Изучение нового материала

1. Проблемные задачи

-На уроке русскᴏᴦᴏ языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов русской речи, чтобы наша речь была краϲᴎвой, многообразной и грамотной.

- Ребята, вы обратили внимание, что сегодня на доске не записана тема? Определить ее мы попробуем вместе. В этом нам поможет материал для наблюдений.


-Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-либо правило для их написания или нет.
Слайд


ключик

замочек



-Заᴨᴎшите эти слова. (Дети записывают).


-Какие корни в словах ключик, замочек? (-Ключ-, -замоч-)

-Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нём.

(-ик-, -ек-. В суффиксе –ик- безударный гласный звук, в суффиксе –ек-тоже безударный)

-Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозʜачᴇʜᴎем на письме?

(В слове «ключик» - совпадает, а в слове «замочек» - расходится).

-Сделайте вывод: надо ли проверять обозʜачᴇʜᴎе на письме гласного звука в суффиксах –ек-, -ик-?

(Гласные в суффиксах –ек-, -ик- надо проверять).


-Молодцы! Вы правильно сделали вывод.


Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться

Тема нашего урока «Правописание суффиксов –ек-, -ик-« Слайд


4..Знакомство с новым материалом.

-Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Слайд


Путь 1:

взять готовое правило.

Путь 2:

самим изобрести ϶ᴛᴏ правило.



-Каким путём мы пойдём и почему?

(Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его).

-Хорошо! Итак, мы сами изобретаем правило.

-Посмотрите внимательно на данный ряд существительных.

Слайд 4.


кузнеч…к сыночки кузнечики

сыноч…к мяч…к орешки

мячики ореш…к



-На какие две группы можно разделить эти слова?
(На существительные в единственном числе и множественном числе).

Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.


Ед.ч.


Мн.ч.


кузнеч..к

сыноч…к

мяч…к

ореш..к


кузнечики

сыночки

мячики

орешки



-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете?
(Проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?

(При изменении формы слов кузнечик и мячик гласный и остаётся)

Какие выводы мы можем сделать?

  1. (Если при изменении формы слова гласный и остается, то его и надо писать в суффиксе – ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.)



Давайте сформулируем правило!

(Если при склонении слова – изменении по падежам – гласный не выпадает, то пишется –ик-, а если выпадает, то пишется – ек.)


5. МОДУЛЬ Открытие новых знаний.

Работа с электронным образовательным ресурсом.Информационно-практический тест.http://fcior.edu.ru/card/730/pravopisanie-suffiksov-imen-sushestvitelnyh-ik-i-ek.html модель информационного типа



6. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –ик-.

Подтвердить наше научное открытие поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».

- Посмотрим фрагмент мультфильма. (Просмотр отрывка мультфильма).

Как видим, Витя Перестукин смог отличить –ик- от –ек-.

Это было единственное правило, которое знал Витя.
У Вити было слово-помощник «нет»: замочек-(нет) замочка; ключик-(нет) ключика.


7. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

- Прочитайте правило в учебнике.
-Верно ли мы с вами сформулировали правило? (Да).

-Послушайте сказку, которая поможет запомнить ϶ᴛᴏ правило.

Сказка.

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где ᴏʜи учились.

Суффикс –ИК- был прилежным учеником, а о его друге, суффиксе –ЕК-, ϶ᴛᴏго сказать было нельзя. Был ᴏʜ самым настоящим прогульщиком: вернее. –К- всегда оставался на месте, а –Е- умудрялся улизнуть.

Один раз, когда –Е- опять убежал, учитель, Суффикс –ТЕЛЬ-, решил с того дня считать –Е- в суффиксе –ЕК- беглым гласным.

И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом –ЕК-, гласный –Е- всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите (϶ᴛᴏ не сказка, а быль):

8. Физкультминутка.

При произношении слова с суффиксом –ИК- ᴨᴩᴎседайте, а с суффиксом –ЕК- поднимайте руки вверх делайте хлопки.

ПальчИк, кусочЕк, личИко, мешочЕк, мячИк, винтИк, платочЕк, овражЕк, самолётИк, садИк, пирожочЕк.

9.Закрепление

5.1. Упражнение 251. Работа в парах. А) Первичное закрепление

Вставьте пропущенные буквы:

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.

10. Фотодиктант

Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:

-чик

-ик

-ек

 




Сравни свою таблицу с образцом: /слайд 23/

-чик

-ик

-ек

пингвинчик

бегемотик

львёночек

попугайчики

ёжик

тигрёночек

крокодильчик

зайчик

зайчоночек


слоник

слонёночек




В состав каких существительных входят два суффикса?

11. Создание алгоритма (запись алгоритма в тетрадь)

Ещё раз прочитайте внимательно правило в учебнике. «Свернём» его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий.

Алгоритм правописания гласных

в суффиксах –ик-, -ек-.



I шаг. Измени форму слова.

II шаг. Определи «убегает» ли гласный.



да нет



пиши -ек- пиши -ик-

Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним следующее задание: найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.

12.ИГРА «КОРЕКТОР» (рассуждение, запись с комментированием)

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.

13. Обобщение. Подведение итогов урока.

1.Вопросы самоконтроля

  1. Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?

  2. Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?

  3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

2. Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»

  1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к

  2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к

  3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к

  4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к

  5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к

  6. В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к

  7. В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек

  8. В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик

  9. В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник

  10. В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик

Код ответов: 1 – 3; 2-1; 3-4; 4-2; 5-2; 6-4; 7-4; 8-1; 9-1; 10-3

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

1

4

2

2

4

4

1

3

3

14.Рефлексия - Что нового узнали?

- Что было самым трудным?

- Что было самым интересным?

7. Домашнее задание: п.45, упр. 251, дифференцированные задания.

На карточках, как всегда, приготовлены задания: синие – легкий уровень, зеленые – средний, красные – сложный. Подходите, выбираете карточку. Синяя карточка: Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Платоч…к, стол…к, листоч…к, билет…к, песоч…к, зуб…к, галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.

Зеленая карточка:

Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:

Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.

Красная карточка: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы –ек,-ик.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.



























Тест «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»



  1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к

  2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к

  3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к

  4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к

  5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к

  6. В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к

  7. В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек

  8. В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик

  9. В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник

  10. В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик



Тест «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»



  1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к

  2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к

  3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к

  4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к

  5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к

  6. В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к

  7. В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек

  8. В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик

  9. В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник

  10. В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик



Тест «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»



  1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к

  2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к

  3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к

  4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к

  5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к

  6. В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к

  7. В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек

  8. В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик

  9. В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник

  10. В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик







Работа в парах

Вставьте пропущенные буквы:

Запишите предложения, обозначьте орфограмму №34.
Образец: столик (р.п. – столика), ножичек (р.п. – ножичка)

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.



Работа в парах

Вставьте пропущенные буквы:

Запишите предложения, обозначьте орфограмму №34.
Образец: столик (р.п. – столика), ножичек (р.п. – ножичка)

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.



Работа в парах

Вставьте пропущенные буквы:

Запишите предложения, обозначьте орфограмму №34.
Образец: столик (р.п. – столика), ножичек (р.п. – ножичка)

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.



Работа в парах

Вставьте пропущенные буквы:

Запишите предложения, обозначьте орфограмму №34.
Образец: столик (р.п. – столика), ножичек (р.п. – ножичка)

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.



Работа в парах

Вставьте пропущенные буквы:

Запишите предложения, обозначьте орфограмму №34.
Образец: столик (р.п. – столика), ножичек (р.п. – ножичка)

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.

Работа в парах

Вставьте пропущенные буквы:

Запишите слова, обозначьте орфограмму №34.
Образец: столик (р.п. – столика), ножичек (р.п. – ножичка)

зонт...к, сыноч..к, глоточ..к, дом...к, стол...к, кусоч....к, комоч....к



Работа в парах

Вставьте пропущенные буквы:

Запишите слова, обозначьте орфограмму №34.
Образец: столик (р.п. – столика), ножичек (р.п. – ножичка)

зонт...к, сыноч..к, глоточ..к, дом...к, стол...к, кусоч....к, комоч....к



Работа в парах

Вставьте пропущенные буквы:

Запишите слова, обозначьте орфограмму №34.
Образец: столик (р.п. – столика), ножичек (р.п. – ножичка)

зонт...к, сыноч..к, глоточ..к, дом...к, стол...к, кусоч....к, комоч....к

Работа в парах

Вставьте пропущенные буквы:

Запишите слова, обозначьте орфограмму №34.
Образец: столик (р.п. – столика), ножичек (р.п. – ножичка)

зонт...к, сыноч..к, глоточ..к, дом...к, стол...к, кусоч....к, комоч....к

Работа в парах

Вставьте пропущенные буквы:

Запишите слова, обозначьте орфограмму №34.
Образец: столик (р.п. – столика), ножичек (р.п. – ножичка)

зонт...к, сыноч..к, глоточ..к, дом...к, стол...к, кусоч....к, комоч....к



Работа в парах

Вставьте пропущенные буквы:

Запишите слова, обозначьте орфограмму №34.
Образец: столик (р.п. – столика), ножичек (р.п. – ножичка)

зонт...к, сыноч..к, глоточ..к, дом...к, стол...к, кусоч....к, комоч....к



Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-.

I шаг. Измени форму слова.

II шаг. Определи «убегает» ли гласный.



да нет



пиши -ек- пиши -ик-



Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-.

I шаг. Измени форму слова.

II шаг. Определи «убегает» ли гласный.



да нет



пиши -ек- пиши -ик-



Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-.

I шаг. Измени форму слова.

II шаг. Определи «убегает» ли гласный.



да нет



пиши -ек- пиши -ик-



Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-.

I шаг. Измени форму слова.

II шаг. Определи «убегает» ли гласный.



да нет



пиши -ек- пиши -ик-

Синяя карточка: Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Платоч…к, стол…к, листоч…к, билет…к, песоч…к, зуб…к, галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.



Синяя карточка: Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Платоч…к, стол…к, листоч…к, билет…к, песоч…к, зуб…к, галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.



Синяя карточка: Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Платоч…к, стол…к, листоч…к, билет…к, песоч…к, зуб…к, галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.



Синяя карточка: Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Платоч…к, стол…к, листоч…к, билет…к, песоч…к, зуб…к, галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.



Синяя карточка: Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Платоч…к, стол…к, листоч…к, билет…к, песоч…к, зуб…к, галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.



Синяя карточка: Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Платоч…к, стол…к, листоч…к, билет…к, песоч…к, зуб…к, галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.





Зеленая карточка:

Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:

Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.

Зеленая карточка:

Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:

Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.

Зеленая карточка:

Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:

Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.

Зеленая карточка:

Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:

Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.

Зеленая карточка:

Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:

Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.

Зеленая карточка:

Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:

Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.



Красная карточка: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы –ек,-ик.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.



Красная карточка: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы –ек,-ик.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.



Красная карточка: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы –ек,-ик.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.



Красная карточка: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы –ек,-ик.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.



Красная карточка: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы –ек,-ик.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.



Красная карточка: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы –ек,-ик.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.





. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное»

Отметить верные утверждения:

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

  3. Имена существительные изменяются по родам

  4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам

  5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь

  6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.

  7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

  8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

  9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

  10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж



Фронтальный опрос по теме «Имя существительное»

Отметить верные утверждения:

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

  3. Имена существительные изменяются по родам

  4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам

  5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь

  6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.

  7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

  8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

  9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

  10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж



Фронтальный опрос по теме «Имя существительное»

Отметить верные утверждения:

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

  3. Имена существительные изменяются по родам

  4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам

  5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь

  6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.

  7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

  8. Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

  9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

  10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж





Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

  1. В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

  2. В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

  3. В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

  4. В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

  5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

  6. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

  7. В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик

  8. В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица

  9. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик

  10. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик



Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

  1. В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

  2. В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

  3. В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

  4. В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

  5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

  6. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

  7. В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик

  8. В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица

  9. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик

  10. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик





Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

  1. В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

  2. В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

  3. В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

  4. В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

  5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

  6. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

  7. В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик

  8. В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица

  9. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик

  10. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик












задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

1

4

3

1

3

1

1

2

3



задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

1

4

3

1

3

1

1

2

3



задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

1

4

3

1

3

1

1

2

3



задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

1

4

3

1

3

1

1

2

3


задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

1

4

3

1

3

1

1

2

3



задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

1

4

3

1

3

1

1

2

3




задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

1

4

3

1

3

1

1

2

3


задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

1

4

3

1

3

1

1

2

3





задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

1

4

3

1

3

1

1

2

3


задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

1

4

3

1

3

1

1

2

3












Оценки

0 ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок - 2

Оценки

0 ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок – 2


Оценки

0 ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок - 2

Оценки

0 ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок – 2


Оценки

0 ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок - 2

Оценки

0 ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок – 2


Оценки

0 ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок - 2

Оценки

0 ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок – 2


Оценки

0 ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок - 2

Оценки

0 ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок – 2






Оценочный лист ___________________________________

Фронтальный опрос

Тест «Суффиксы –чик- и –щик-

Работа на уроке

Работа в парах

фотодиктант

Тест «Суффиксы –ек- и –ик-

Итого










Оценочный лист ___________________________________

Фронтальный опрос

Тест «Суффиксы –чик- и –щик-

Работа на уроке

Работа в парах

фотодиктант

Тест «Суффиксы –ек- и –ик-

Итого










Оценочный лист ___________________________________

Фронтальный опрос

Тест «Суффиксы –чик- и –щик-

Работа на уроке

Работа в парах

фотодиктант

Тест «Суффиксы –ек- и –ик-

Итого










Оценочный лист ___________________________________

Фронтальный опрос

Тест «Суффиксы –чик- и –щик-

Работа на уроке

Работа в парах

фотодиктант

Тест «Суффиксы –ек- и –ик-

Итого










Оценочный лист ___________________________________

Фронтальный опрос

Тест «Суффиксы –чик- и –щик-

Работа на уроке

Работа в парах

фотодиктант

Тест «Суффиксы –ек- и –ик-

Итого










Оценочный лист ___________________________________

Фронтальный опрос

Тест «Суффиксы –чик- и –щик-

Работа на уроке

Работа в парах

фотодиктант

Тест «Суффиксы –ек- и –ик-

Итого










Оценочный лист ___________________________________

Фронтальный опрос

Тест «Суффиксы –чик- и –щик-

Работа на уроке

Работа в парах

фотодиктант

Тест «Суффиксы –ек- и –ик-

Итого











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок русского языка "Гласные в суффиксах -ЕК- и -ИК-"

Автор: Семенова Светлана Борисовна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162238

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранова и др. "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-umk-m-t-baranova-i-dr"
    ["file_id"] => string(6) "130886"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416017909"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка на тему: "Правописание гласной в суффиксах ИК и ЕК""
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-ghlasnoi-v-suffiksakh-ik-i-iek"
    ["file_id"] => string(6) "255188"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447869813"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Урок русского языка по теме «Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)» "
    ["seo_title"] => string(83) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-glasnyie-v-suffiksakh-ghlagholov-ova-ieva-i-yva-iva"
    ["file_id"] => string(6) "152008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420796959"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "« Работа над орфограммами на основе алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе »"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_orfogrammami_na_osnove_algoritmov_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_nachal"
    ["file_id"] => string(6) "547875"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587723296"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства