Урок русского языка "Гласные в суффиксах -ЕК- и -ИК-"
Урок русского языка "Гласные в суффиксах -ЕК- и -ИК-"
Цели урока: познакомиться с правилом правописание гласных и и е в суффиксах существительных –ик и –ек и научится применять его на практике
Задачи урока:
Образовательные: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик;
Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
Воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения, коммуникабельности.
Тип урока: изучение нового материала (урок усвоения новых знаний)
Оборудование: фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки со словами, лист самоконтроля (один на парте), записи на доске, карточки с тестами или компьютерная сеть с подключением в сеть Internet, информационный модуль.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работа по модулю.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Гласные в суффиксах -ЕК- и -ИК-" »
Урок "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"
Цели урока: познакомиться с правилом правописание гласных и и е в суффиксах существительных –ик и –ек и научится применять его на практике
Задачи урока:
Образовательные: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик;
Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
Воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения, коммуникабельности.
Тип урока: изучение нового материала (урок усвоения новых знаний)
Оборудование: фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки со словами, лист самоконтроля (один на парте), записи на доске, карточки с тестами или компьютерная сеть с подключением в сеть Internet, информационный модуль.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работа по модулю.
-На уроке русскᴏᴦᴏ языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов русской речи, чтобы наша речь была краϲᴎвой, многообразной и грамотной.
- Ребята, вы обратили внимание, что сегодня на доске не записана тема? Определить ее мы попробуем вместе. В этом нам поможет материал для наблюдений.
-Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-либо правило для их написания или нет. Слайд
ключик
замочек
-Заᴨᴎшите эти слова. (Дети записывают).
-Какие корни в словах ключик, замочек? (-Ключ-, -замоч-)
-Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нём.
(-ик-, -ек-. В суффиксе –ик- безударный гласный звук, в суффиксе –ек-тоже безударный)
-Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозʜачᴇʜᴎем на письме?
(В слове «ключик» - совпадает, а в слове «замочек» - расходится).
-Сделайте вывод: надо ли проверять обозʜачᴇʜᴎе на письме гласного звука в суффиксах –ек-, -ик-?
(Гласные в суффиксах –ек-, -ик- надо проверять).
-Молодцы! Вы правильно сделали вывод.
Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться
Тема нашего урока «Правописание суффиксов –ек-, -ик-« Слайд
4..Знакомство с новым материалом.
-Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями. Слайд
Путь 1:
взять готовое правило.
Путь 2:
самим изобрести ϶ᴛᴏ правило.
-Каким путём мы пойдём и почему?
(Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его).
-Хорошо! Итак, мы сами изобретаем правило.
-Посмотрите внимательно на данный ряд существительных.
Слайд 4.
кузнеч…к сыночки кузнечики
сыноч…к мяч…к орешки
мячики ореш…к
-На какие две группы можно разделить эти слова? (На существительные в единственном числе и множественном числе).
Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.
Ед.ч.
Мн.ч.
кузнеч..к
сыноч…к
мяч…к
ореш..к
кузнечики
сыночки
мячики
орешки
-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? (Проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?
(При изменении формы слов кузнечик и мячик гласный и остаётся)
Какие выводы мы можем сделать?
(Если при изменении формы слова гласный и остается, то его и надо писать в суффиксе – ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.)
Давайте сформулируем правило!
(Если при склонении слова – изменении по падежам – гласный не выпадает, то пишется –ик-, а если выпадает, то пишется – ек.)
5. МОДУЛЬ Открытие новых знаний.
Работа с электронным образовательным ресурсом.Информационно-практический тест.http://fcior.edu.ru/card/730/pravopisanie-suffiksov-imen-sushestvitelnyh-ik-i-ek.html модель информационного типа
6. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –ик-.
Подтвердить наше научное открытие поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».
Как видим, Витя Перестукин смог отличить –ик- от –ек-.
Это было единственное правило, которое знал Витя. У Вити было слово-помощник «нет»: замочек-(нет) замочка; ключик-(нет) ключика.
7. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
- Прочитайте правило в учебнике. -Верно ли мы с вами сформулировали правило? (Да).
-Послушайте сказку, которая поможет запомнить ϶ᴛᴏ правило.
Сказка.
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где ᴏʜи учились.
Суффикс –ИК- был прилежным учеником, а о его друге, суффиксе –ЕК-, ϶ᴛᴏго сказать было нельзя. Был ᴏʜ самым настоящим прогульщиком: вернее. –К- всегда оставался на месте, а –Е- умудрялся улизнуть.
Один раз, когда –Е- опять убежал, учитель, Суффикс –ТЕЛЬ-, решил с того дня считать –Е- в суффиксе –ЕК- беглым гласным.
И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом –ЕК-, гласный –Е- всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите (϶ᴛᴏ не сказка, а быль):
8. Физкультминутка.
При произношении слова с суффиксом –ИК- ᴨᴩᴎседайте, а с суффиксом –ЕК- поднимайте руки вверх делайте хлопки.
Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:
-чик
-ик
-ек
Сравни свою таблицу с образцом: /слайд 23/
-чик
-ик
-ек
пингвинчик
бегемотик
львёночек
попугайчики
ёжик
тигрёночек
крокодильчик
зайчик
зайчоночек
слоник
слонёночек
В состав каких существительных входят два суффикса?
11. Создание алгоритма (запись алгоритма в тетрадь)
Ещё раз прочитайте внимательно правило в учебнике. «Свернём» его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий.
Алгоритм правописания гласных
в суффиксах –ик-, -ек-.
I шаг. Измени форму слова.
II шаг. Определи «убегает» ли гласный.
да нет
пиши -ек- пиши -ик-
Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним следующее задание: найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.
12.ИГРА «КОРЕКТОР» (рассуждение, запись с комментированием)
Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.
Тест «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»
Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.
Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.
Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.
Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.
Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.
Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.
. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное»
Отметить верные утверждения:
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета
Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
Имена существительные изменяются по родам
Все имена существительные изменяются по падежам и числам
К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь
Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.
Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.
Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж
Фронтальный опрос по теме «Имя существительное»
Отметить верные утверждения:
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета
Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
Имена существительные изменяются по родам
Все имена существительные изменяются по падежам и числам
К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь
Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.
Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.
Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж
Фронтальный опрос по теме «Имя существительное»
Отметить верные утверждения:
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета
Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
Имена существительные изменяются по родам
Все имена существительные изменяются по падежам и числам
К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь
Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.
Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.
Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж
Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»