МОУ «Закутчанская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
АВТОР: Прокопенко Ирина Александровна, учитель начальных классов МОУ «Закутчанская СОШ»
ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с частью слова - приставкой.
ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.
научится находить приставку среди других частей слова; образовывать новые слова с помощью приставки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
предметные | личностные, метапредметные |
I. . Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Слайд 1 -Прозвенел и смолк звонок. Он позвал нас на урок! Девочки тихонько сели, Мальчики тихонько сели, На меня все посмотрели. - Проверим готовность к уроку! Давайте поприветствуем друг друга - Привет сосед, улыбнись мне в ответ, я хочу, чтобы ты не грустил, всем улыбки сегодня дарил! | Улыбаются друг другу. Внутренне организуются, мобилизуются на работу. | | личностные действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом; коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности. Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала. | 1)Минутка чистописания: - Откройте тетради, пропустите 2 строчки и запишите: Слайд 2 27 октября. Классная работа. -Сегодня у нас на уроке присутствует всем вам известный гость, отгадайте, как его зовут? Слайд 3 У отца был мальчик странный, Необычный, деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой. Всюду нос сует он длинный, Кто же это? - Буратино забыл, как писать букву Б, давайте ему напомним, возьмите в руки ручку и пропишите в воздухе заглавную и строчную буквы б. - Охарактеризуйте звук б Слайд 4 - А теперь пропишите буквы в тетради. - Какие словарные слова мы изучили на букву б? - Составьте предложение с одним из словарных слов. 2) Работа с пословицей: Слайд 5 Маленькое дело лучше большого безделья. - Объясните смысл пословицы. 3) Актуализация знаний: Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Сделать слово из частей. - Как вы думаете – может ли быть слово без корня? -Что такое окончание? - Как найти окончание? - Смоделируйте на доске те части слова, которые мы уже изучили. | Записывают в тетради число - согл., звонкий , парный(д) Быстро, берёза Составляют предложение. Объясняют смысл пословицы. -Нет. -Это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. - Чтобы найти окончание надо изменить форму слова. На доске из магнитов моделируют части слова. | Давать характеристику звуков, понимать и объяснять смысл пословицы. Обобщать ранее изученный материал о составе слова. | регулятивные Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию познавательные Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания коммуникативные Оформлять свои мысли в устной форме |
III. Постановка учебной задачи. Цель: – организовать формулировку темы, цели урока. | - Выпишите слово «безделья»- разберите его по составу - Достаточно ли тех знаний, что мы имеем?
- О чём же мы будем говорить на уроке? Слайд 6 - Тема нашего урока «Что такое приставка?», и мы с вами ответим на главный вопрос урока: -что такое приставка? - место приставки в слове; - для чего служит приставка. | Один ученик у доски. Разбирают слово по составу в соответствии с алгоритмом. Приходят к выводу, что им недостаточно знаний для решения данного задания. Формулируют тему урока. | получат первоначальные знания о приставке; познакомятся с местоположением приставки | регулятивные Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя познавательные На основе анализа объектов делать выводы. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания и способов действия) Цели: – организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога. | Слайд 7 Приставки в языке у нас Живут с древнейших пор. И мы о них, дружок, сейчас Начнём наш разговор. Все достоинства обсудим И похвалим от души, Как использовать их будем, Сам скорее расскажи! Исследовательская работа слайд 8 1) Фронтальная работа. На доске: Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит -Докажите, что данные слова являются однокоренными. Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов. Слайды 9-10 - Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово? - Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня? - Как называется эта часть слова? 2) Работа по учебнику Стр. 84 Правило Стр. 85Таблица приставок, которые всегда пишутся одинаково. | Высказывают предложения -пере,-под, -в,-вы, -об,-у - Перед корнем -Приставка. Читают правила на с. 84-85 | научатся находить приставку среди других частей слова; выяснят значение приставок | Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). Работать в группе (коммуникативные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД). |
V. Первичное закрепление во внешней речи Цели: – организовать применение нового знания; – организовать выполнение самостоятельной работы; – организовать фронтальную проверку, | 1)Фронтальный опрос - Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? - Для чего она служит? - Как нужно действовать, чтобы правильно написать приставку? 2)Работа по карточке № 1 (Устно) - Ребята, вспомните, что такое антонимы. Сейчас я буду называть глагол с приставкой, а вы подбираете антоним к этому слову. Ушёл – пришёл. Отбежал-подбежал. Открыл-закрыл. Принёс-унёс. Вошёл-вышел. Залез-слез. Заклеил-отклеил. Взял-отдал. Развязать – завязать. Вбежать – выбежать. Внести – вынести. Развернуть – завернуть. Вползти - выползти. | -Приставка. -Для образования новых слов. -Подобрать однокоренные слова с приставками. Формулируют правило «Что такое антонимы?» Составляют антонимы | Находить приставку в слове, понимать значение приставок, уметь работать со схемами. | регулятивные Проговаривать последовательность действий на уроке, находить и исправлять ошибки самостоятельно коммуникативные Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других , умение работать в паре личностные Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Физминутка Цель: здоровьесбережение | Видеогимнастика | Выполняют действия в соответствии с видеогимнастикой | | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: – Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий – организовать самопроверку; | 1)Работа в паре Гимнастика для глаз 2)Работа в группах Вспомним правила работы в группе «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!» Группа – это значит вместе, Группа – все за одного. Здесь всё по совести и чести, Здесь не обидят никого. Группа нас объединяет Не испугаемся преград, Здесь каждый свое дело знает, Работает на результат. А если возникают споры, Они решаются тотчас, И никакие разговоры Не отвлекут от дела нас. В своей группе нам уютно Мы оказались в ней не вдруг, Когда кому-то станет трудно, Свое плечо подставит друг. Карточки № 2 | Выполняют работу в паре, как закончили - взялись за руки Самопроверка. Проговаривают в стихотворной форме правила работы в группе Выполняют работу в паре, как закончили - взялись за руки Самопроверка. | Уметь правильно выбирать приставки, понимать значение приставок, писать слитно со словами. | коммуникативные формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; познавательные строить речевое высказывание в устной форме регулятивные принимать и сохранять учебную задачу |
VII. Включение в систему знания и повторение Цели: – Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий; - организовать выполнение самостоятельной работы; | 1) фронтальная работа - Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы хлопаете в ладошки. Если покажу слово, в котором нет приставки, вы сидите тихо. делать, сделать, вез, отвез, вывез, занес, нес, принес, мороз, заморозил. 2) самостоятельная работа (работа в р/т с. 45 упр. 110) | Выполняют задание в рабочей тетради | Уметь выделять приставки в словах. | познавательные строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи; коммуникативные аргументировать свою позицию; регулятивные преобразовать практическую задачу в познавательную; личностные ученик получает возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников. |
VIII. Итог урока | Тест 1. Приставка – это: а) главная часть слова б) значимая часть слова 2. Приставка стоит: а) перед корнем б) после корня 3. Приставка служит: а) для связи слов в предложении б) для образования новых слов 4. Приставка – это: а) изменяемая часть слова б) неизменяемая часть слов 5. Чтобы найти приставку в слове надо: а) изменить форму слова б) подобрать однокоренные слова 6. В каком слове есть приставка: а) записка б) замок | Ответы детей. | Знать, что такое приставка, её нахождение в составе слова, для чего она служит и её значение | коммуникативные Оформлять свои мысли в устной форме |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… - Выберите, пожалуйста, тот смайлик, который покажет, как вы поняли новую тему. | Проводят анализ своей собственной учебной деятельности Показывают смайлики, обосновывают свой ответ. | | Регулятивные Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. |
X. Домашнее задание Цель: – организовать выполнение д/з. | Правила с. 84-85 упр.156 (Вставить приставки в слова, списать словосочетания и выделить приставки) | Слушают пояснения учителя, записывают в дневник. | | коммуникативные Слушать и понимать речь других |