МОУ «Закутчанская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
 АВТОР: Прокопенко Ирина Александровна, учитель начальных классов МОУ «Закутчанская СОШ»
  ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с частью слова - приставкой.
 ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.
  научится находить приставку среди других частей слова; образовывать новые слова с помощью приставки.
        | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | 
  | предметные | личностные, метапредметные | 
  | I. . Мотивирование к учебной деятельности
 (организационный момент)
 Цели:  – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;  
 |  Слайд 1 
 -Прозвенел и смолк звонок. Он позвал нас на урок! Девочки тихонько сели, Мальчики тихонько сели, На меня все посмотрели. 
 - Проверим готовность к уроку! 
 Давайте поприветствуем друг друга - Привет сосед, улыбнись мне в ответ, я хочу, чтобы ты не грустил, всем улыбки сегодня дарил! 
 
 | 
 
 
 Улыбаются друг другу. Внутренне организуются, мобилизуются на работу. 
 | 
 | личностные   действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом; коммуникативные   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 
 | 
  | II.Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности.   Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала. 
 | 1)Минутка чистописания: - Откройте тетради, пропустите 2 строчки и запишите: Слайд 2 27 октября. Классная работа. -Сегодня у нас на уроке присутствует всем вам известный гость, отгадайте, как его зовут?  Слайд 3  У отца был мальчик странный,  Необычный, деревянный,  На земле и под водой  Ищет ключик золотой.  Всюду нос сует он длинный,  Кто же это? 
 - Буратино забыл, как писать букву Б, давайте ему напомним, возьмите в руки ручку и пропишите в воздухе заглавную и строчную буквы б. - Охарактеризуйте звук б  Слайд 4 - А теперь пропишите буквы в тетради. 
 
 
 
 - Какие словарные слова мы изучили на букву б? 
 - Составьте предложение с одним из словарных слов. 
 2) Работа с пословицей:  Слайд 5 Маленькое дело лучше большого безделья. - Объясните смысл пословицы. 3) Актуализация знаний: Слово делится на части,Ах, какое это счастье!
 Может каждый грамотей Сделать слово из частей. 
 - Как вы думаете – может ли быть слово без корня? 
 -Что такое окончание? 
 
 
 
 
 
 
 - Как найти окончание? - Смоделируйте на доске те части слова, которые мы уже изучили. | 
 
 Записывают в тетради число 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - согл., звонкий , парный(д) 
 
 
 
 
 
 
 Быстро, берёза 
 
 Составляют предложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Объясняют смысл пословицы. 
 
 
 
 
 
 -Нет. 
 
 -Это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. - Чтобы найти окончание надо изменить форму слова. 
 
 На доске из магнитов моделируют части слова. | Давать характеристику звуков, понимать и объяснять смысл пословицы. Обобщать ранее изученный материал о составе слова. | регулятивные   Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию   
 познавательные   Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания 
 коммуникативные   Оформлять свои мысли в устной форме   
 | 
  | III. Постановка учебной задачи.   Цель:   – организовать формулировку темы, цели урока. |  - Выпишите слово «безделья»- разберите его по составу  
  
  
  
  
  - Достаточно ли тех знаний, что мы имеем? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - О чём же мы будем говорить на уроке? Слайд 6 - Тема нашего урока «Что такое приставка?», и мы с вами ответим на главный вопрос урока:   -что такое приставка?  - место приставки в слове; - для чего служит приставка. 
 | Один ученик у доски. Разбирают слово по составу в соответствии с алгоритмом.  
 Приходят к выводу, что им недостаточно знаний для решения данного задания. 
 
 
 
 Формулируют тему урока. | получат первоначальные знания о приставке;  познакомятся с местоположением приставки  | регулятивные    Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя   познавательные   На основе анализа объектов делать выводы. | 
  | IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания и способов действия) 
 Цели:   – организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога. 
 | Слайд 7 Приставки в языке у нас Живут с древнейших пор. И мы о них, дружок, сейчас Начнём наш разговор. Все достоинства обсудим И похвалим от души, Как использовать их будем, Сам скорее расскажи! 
 Исследовательская работа слайд 8 
 1) Фронтальная работа. На доске: Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит -Докажите, что данные слова являются однокоренными. Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов. Слайды 9-10 - Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово? - Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня?  - Как называется эта часть слова? 
 2) Работа по учебнику Стр. 84 Правило Стр. 85Таблица приставок, которые всегда пишутся одинаково. 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Высказывают предложения    -пере,-под, -в,-вы, -об,-у 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Перед корнем  
 -Приставка. 
 
 Читают правила на с. 84-85 | 
 
 
 научатся находить приставку среди других частей слова;  выяснят значение приставок | Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). Работать в группе (коммуникативные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД). 
 
 
 | 
  | V. Первичное закрепление во внешней речи 
 Цели:   – организовать применение нового знания; – организовать выполнение самостоятельной работы; – организовать фронтальную проверку,  
 | 
 1)Фронтальный опрос   
 - Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?  
 - Для чего она служит?  
 - Как нужно действовать, чтобы правильно написать приставку?  
 2)Работа по карточке № 1 (Устно) - Ребята, вспомните, что такое антонимы. Сейчас я буду называть глагол с приставкой, а вы подбираете антоним к этому слову.  Ушёл – пришёл.   Отбежал-подбежал.   Открыл-закрыл.   Принёс-унёс.   Вошёл-вышел.   Залез-слез.  Заклеил-отклеил.  Взял-отдал.    Развязать – завязать.  Вбежать – выбежать.  Внести – вынести.  Развернуть – завернуть.  Вползти - выползти. 
 
 | 
 
 
 
 -Приставка. 
 
 
 -Для образования новых слов. -Подобрать однокоренные слова с приставками. 
 
 Формулируют правило «Что такое антонимы?» 
 
 
 
 Составляют антонимы 
 | 
 Находить приставку в слове, понимать значение приставок, уметь работать со схемами. 
 
 
 | регулятивные   Проговаривать последовательность действий на уроке, находить и исправлять ошибки самостоятельно   коммуникативные   Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других , умение работать в паре   личностные Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности 
 | 
  |  Физминутка   Цель: здоровьесбережение 
 |  Видеогимнастика | 
 Выполняют действия в соответствии с видеогимнастикой | 
 | 
 | 
  | VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 
 Цели:   – Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий – организовать самопроверку; 
 | 
 1)Работа в паре 
   Гимнастика для глаз 
 2)Работа в группах   Вспомним правила работы в группе «Вместе не трудно,  вместе не тесно,  вместе легко  и всегда интересно!» 
 Группа – это значит вместе,  Группа – все за одного.  Здесь всё по совести и чести,  Здесь не обидят никого. 
  Группа нас объединяет   Не испугаемся преград,  Здесь каждый свое дело знает,  Работает на результат. 
  А если возникают споры,  Они решаются тотчас,  И никакие разговоры  Не отвлекут от дела нас. 
  В своей группе нам уютно  Мы оказались в ней не вдруг,  Когда кому-то станет трудно,  Свое плечо подставит друг. 
 
 Карточки № 2 
 
 
 | Выполняют работу в паре, как закончили - взялись за руки 
 
 Самопроверка. 
 
 
 Проговаривают в стихотворной форме правила работы в группе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Выполняют работу в паре, как закончили - взялись за руки Самопроверка. | Уметь правильно выбирать приставки, понимать значение приставок, писать слитно со словами. | коммуникативные   формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; познавательные строить речевое высказывание в устной форме регулятивные принимать и сохранять учебную задачу | 
  | VII. Включение в систему знания и повторение Цели:   – Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий; - организовать выполнение самостоятельной работы; 
 
 | 1) фронтальная работа - Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы хлопаете в ладошки. Если покажу слово, в котором нет приставки, вы сидите тихо. делать, сделать,   вез, отвез, вывез, занес, нес, принес, мороз, заморозил. 
 2) самостоятельная работа (работа в р/т с. 45 упр. 110) | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Выполняют задание в рабочей тетради | Уметь выделять приставки в словах. | познавательные строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи; коммуникативные аргументировать свою позицию;  регулятивные  преобразовать практическую задачу в познавательную;  личностные ученик получает возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников. 
 | 
  |  VIII. Итог урока 
 | Тест 1. Приставка – это: а) главная часть слова  б) значимая часть слова  
 2. Приставка стоит: а) перед корнем  б) после корня    3. Приставка служит: а) для связи слов в предложении  б) для образования новых слов    4. Приставка – это: а) изменяемая часть слова  б) неизменяемая часть слов 
 5. Чтобы найти приставку в слове надо: а) изменить форму слова  б) подобрать однокоренные слова 
 6. В каком слове есть приставка: а) записка б) замок 
 | Ответы детей. 
 | Знать, что такое приставка, её нахождение в составе слова, для чего она служит и её значение | коммуникативные   Оформлять свои мысли в устной форме   
 | 
  | IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке   
 Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | – Закончите предложения:  • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… 
 
 
 
 
 - Выберите, пожалуйста, тот смайлик, который покажет, как вы поняли новую тему. | Проводят анализ своей собственной учебной деятельности 
 
 
 
 
 
 Показывают смайлики, обосновывают свой ответ. | 
 | 
 Регулятивные  Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. | 
  | X. Домашнее задание Цель: – организовать выполнение д/з. | Правила с. 84-85 упр.156  (Вставить приставки в слова, списать словосочетания и выделить приставки) 
 | Слушают пояснения учителя, записывают в дневник. | 
 | коммуникативные   Слушать и понимать речь других   |